«Кладовая солнца» читательский дневник
«Кладовая солнца» – поучительный рассказ о взаимоотношениях брата и сестры, в котором показано, насколько важно слышать друг друга и идти на компромиссы.
Краткое содержание «Кладовая солнца» для читательского дневника
Название: Кладовая солнца
Число страниц: 21. Пришвин М. М. «Кладовая солнца». Издательство «Стрекоза пресс». 2004 год
Жанр: Сказка-быль
Год написания: 1945 год
Главные герои
Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.
Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
В небольшом селе возле Блудова болота жили брат с сестрой – Митраша и Настя. Они были круглыми сиротами: мать недавно умерла от болезни, а отец погиб на войне. Поначалу им помогало все село, но очень быстро дети стали очень самостоятельными и научились своими силами управляться с хозяйством.
Однажды Настя и Митраша решили отправиться к Блудову болоту собирать клюкву. В лесу они принялись спорить о том, как дорогой идти. В результате каждый из них пошел своей тропинкой. Митраша, решив сократить путь, пошел по неизвестной дороге, и вскоре угодил в болотные топи и начал тонуть. Он звал на помощь Настю, но та его не слышала, увлеченно собирая клюкву. Когда же Настя, наконец, вспомнила о брате, она принялась звать его, но брат не откликался.
Тем временем бездомная собака Травка, жившая в лесу, принялась охотиться на зайца. Оказавшись возле болота, она увидела мальчика, и стала медленно подползать к нему. Митраша схватился за собаку и благополучно выбрался из болота. В это время у болота показался волк. Мальчик не оробел, и выстрелил в волка из ружья. Настя, услышав выстрел, побежала в эту сторону и отыскала брата. Взяв с собой Травку, Настя и Митраша вернулась в село, где их встречали, как героев. Однако никто не верил, что десятилетний мальчик мог убить старого матерого волка. Настя чувствовала виноватой в том, что произошло. Всю собранную клюкву она отнесла больным детям из Ленинграда.
План пересказа
- Сиротки Настя и Митраша.
- Поход за клюквой.
- Ссора.
- Митраша попадает в топи.
- Травка приходит на помощь.
- Встреча с волком.
- Митраша убивает волка.
- Возвращение домой.
Главная мысль
Родным людям никогда нельзя забывать о любви и согласии.
Чему учит
Рассказ учит отвечать за свои поступки, доверять близким людям, любить животных и природу. Учит тому, что жадность и гордость – не лучший выбор в отношениях между любящими людьми.
Отзыв
В произведении очень гармонично переплетена реальная жизнь со сказкой. Деревья и травы выступают как живые существа, а животные и птицы поступают очень разумно.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Кладовая солнца.
Пословицы
- Где согласие и лад – там дело клад.
- Есть согласие, есть и счастье.
- Что одному трудно, то сообща легко
Что понравилось
Понравилось, что Митраша и Настя, хоть и совершили ошибки, но смогли их признать и раскаяться в них. Они поняли, насколько важно действовать сообща и никогда не бросать друг друга в беде.
Источник
Сказка М. Пришвина «Кладовая солнца» для читательского дневника
Произведение Михаила Пришвина «Кладовая солнца» написано в 1945 году. Его жанр — сказка-быль. Автор рассказал историю взаимоотношений брата и сестры, показал, как важно идти на уступки и уметь слушать. Краткое содержание «Кладовой солнца» для читательского дневника поможет выявить основную мысль сказки, а также замысел писателя.
Анализ произведения
Действие развивается в маленьком селе возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского. Односельчане дали прозвища детям: девочку звали «золотая курочка», а мальчика — «мужичок в мешочке».
Краткое содержание
Митраша и Настя были круглыми сиротами. Родители ребят погибли, и им досталось все их хозяйство. Детям помогало все село, но вскоре они стали самостоятельными и могли управляться с домашними делами.
Брат с сестрой были работящими, отчего их любили и уважали односельчане.
Однажды ребята пошли к Блудову болоту собирать клюкву. Они зашли в лес и стали спорить, по какой тропинке идти. В итоге каждый пошел своей дорогой. Мальчик хотел сократить путь, поэтому выбрал неизвестную тропинку. Митраша прошел совсем немного и вдруг угодил в болотные топи. Он начал тонуть, звать на помощь сестру. Настя его не слышала, так как увлеклась сбором ягод. Через некоторое время девочка вспомнила про брата и стала звать его, но тот не откликался.
В это время бездомная собака Травка охотилась на зайца. Она дошла до болота, где увидела ребенка. Собака медленно подползла к нему, мальчик схватился за нее и выбрался из болота. Митраша не успел опомниться, как рядом с ним оказался волк. Мальчик не испугался и выстрелил в него из ружья. Сестра услышала выстрел и побежала в его сторону. Она нашла брата и они все вместе, включая Травку, пошли домой.
В селе их встретили как героев, только никто не поверил, что маленький мальчик смог убить волка.
Настя чувствовала себя виноватой в том, что произошло. Всю собранную ягоду девочка отнесла больным детям из Ленинграда.
План пересказа
По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:
- Помощь сиротам.
- Поход на болото за клюквой.
- Спор и выбор тропинки.
- Попадание в болотные топи.
- Травка спасает Митрашу.
- Встреча с волком и его смерть.
- Сестра нашла брата.
- Возвращение детей и Травки домой.
- Встреча с односельчанами.
Основная мысль и описание героев
В произведении представлены основные и второстепенные персонажи. К главным героям относятся брат с сестрой. Они обладают следующими качествами:
- Настя — это хозяйственная, самостоятельная, рассудительная, осторожная и заботливая девочка.
- Митраша — решительный, смелый, упрямый, самоуверенный и самостоятельный мальчик.
На примере героев автор хотел показать, что сила людей в единстве. В одиночку сложно справиться с трудностями. Нужно любить близких, жить в согласии. В этом и есть главная мысль «Кладовой солнца» Пришвина.
В произведении гармонично переплетаются реальность и сказка. Растительность выступает в роли живого существа, а звери и птицы поступают разумно.
Сосна и ель, которые выросли вместе из одной ямки и тесно переплелись стволами, олицетворяют главных героев. Деревья растут вместе, притираются, но им никуда не деться друг от друга. Они как бы показывают, что брат с сестрой должны быть вместе, заодно.
Дети поняли, насколько важно действовать сообща и никогда не бросать друг друга в беде.
Это произведение учит следующему:
- отвечать за свои поступки;
- доверять близким людям;
- любить животный и растительный мир;
- оберегать природу;
- не быть жадным и гордым человеком.
Отзывы о книге
Пришвин — один из моих любимых авторов. Он всегда с любовью описывает природный мир, делает акцент в своих работах на его защиту. Помимо этой сказки, хочу посоветовать прочитать еще «Выскочка», «Лягушонок», «Ярик», «Хромка».
В произведении «Кладовая солнца» писатель затронул важные темы. Он показал человеческие взаимоотношения, их поступки и ответственность. Главный вывод, который я сделал после прочтения сказки — жить в согласии со своим родными, с миром, а также что сила людей в единстве. У меня была книга с картинками, отчего читать еще интереснее. Сказка короткая, сколько страниц точно не помню, но осилить можно минут за 20. Рекомендую.
Я брала сборник сказок и рассказов М. Пришвина. В книге была даже иллюстрация к сказке «Кладовая солнца». На рисунке был изображен эпизод, когда мальчик выбрался из болота с помощью собаки, и он ее благодарит (гладит) за спасение. Сюжет поучительный, так как автор пытается сказать читателям, что нужно брать ответственность на себя за свои дела, доверять старшим, не зазнаваться. Советую.
Мне очень понравилось это произведение. Оно поучительное, интересное и увлекательное. В классе недавно анализировали его. Больше всего интересно наблюдать за беседами между братом и сестрой. Рассказ «Кладовая солнца» повествует об их отношениях, поступках и поведении. Советую прочитать, можно предварительно ознакомиться с аннотацией.
Источник
Смысл рассказа «Кладовая солнца» Пришвина
М.М. Пришвин сам определил жанр своего произведения «Кладовая солнца» — сказка-быль. Это произведение наполнено душевной теплотой, чистотой и нежностью. Именно М.М. Пришвин выделяется среди авторов своим особенным отношением к природе. Но что означает понятие «кладовая солнца»? Попробуем разобраться, какой истинный глубокий смысл заложил автор в своё произведение.
Смысл названия рассказа «Кладовая солнца»
Заглавие книги «Кладовая солнца» метафорично. Это своеобразный отсыл читателей к чудесным сказкам и волшебному устному народному творчеству. Кладовая солнца в одноименном рассказе символизирует огромные залежи торфа, найденные детьми. Для жителей того сложного времени это были невероятные богатства.
Однако кладовая солнца говорит не только об источнике света и тепла. Это собирательный образ внутреннего богатства человека. Простые люди имели чувство сострадания к ближнему, они не завидовали успехам другого. Персонажи стремились жить в согласии не только со всем обществом, но и с самим собой. Смысл заглавия рассказа «Кладовая солнца» в том, чтобы показать добрые помыслы и душевное отношение к каждому.
Смысл произведения «Кладовая солнца»
События рассказа «Кладовая солнца» разворачиваются недалеко от городка Переяславль-Залесского. В книге описан тяжёлый период Второй мировой войны. Главные персонажи произведения — дети с их чистыми помыслами и большими ясными глазами. Герои решили сходить недалёко в лес за клюквой. Именно там они и наткнулись на залежи торфа огромных размеров. В те сложные времена торф являлся источником тепла. Находка маленьких персонажей была очень важной и ценной. Теперь в посёлке можно было не волноваться по поводу тепла. Торф был отличным средством для добывания огня.
Однако эта сказка-быль не только рассказывает об удивительной и полезной находке. В произведение включено несколько невероятных историй, представляющих определённую значимость. Из рассказа старого охотника мы узнаем вопрос, который его больше всего волнует. «Что есть правда?» Действительно, эта тема остается актуальной и в наше время.
Смысл произведения «Кладовая солнца» заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства. Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы. Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться в животному миру.
Смысл книги «Кладовая солнца»в том, чтобы показаться читателю, что природа является нашим другом. Только при условии любви к окружающему миру мы можем построить доброе искреннее общество, которое будет чтить свои корни. Человек не может существовать вне природы. Несмотря на новейшие технологии, прогресс и последние разработки мы тесно связаны с окружающим миром. Эту связь никогда нельзя обрывать. Иначе мы погубим источник всей нашей жизни.
Это произведение раскрывает истинные ценности, которые актуальны во все времена. Автор чётко описывает человеческие качества, которые помогают людям оставаться людьми. Доброта, взаимопомощь, участие, сострадание. В душе человека не должно остаться места для равнодушия, недоверия, неприязни, зависти.
Смысл финала произведения «Кладовая солнца»
Книга «Кладовая солнца» насквозь пронизана любовью к природному миру. М.М. Пришвин — автор, который не оставляет без внимание ни одно явление. Он холит, уважает природу. Автор рассчитывает, что с помощью своих рассказов он заставит людей пересмотреть свои взгляды на жизнь и на окружающий мир.
В финале произведения маленькие герои нашли несметные богатства в виде залежей торфа. Кажется, это просто топливо. Но для жителей военного времени торф являлся кусочком солнца. Топливо было источником жизни. Люди очень трепетно и бережно относились к природе, и она отвечала им тем же. Смысл финала произведения «Кладовая солнца» заключается в том, чтобы научить людей верить в чудеса. Иногда для счастья необходимо так мало, а мы упорно этого не замечаем. Людям нужно быть ближе к природе, ценить то, что она нам преподносит. Именно в этом случае наше существование будет обречено на радость и успех.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 2.7 / 5. Количество оценок: 3
Источник
Конспект урока в 6 классе «Кладовая солнца «М.Пришвина. «Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» для 6 класса
Тема: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши
Тип урока: комбинированный
на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
анализировать поступки детей, их поведение в природе;
развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
Обучающие: — проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.
Развивающие: — совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.
Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет М. Пришвина, проектор, кроссворды.
Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизоды рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число и тему урока «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши». А для начала мы вспомним особенность творчества Пришвина, вокруг чего он строил свое произведение?(Природа и человек, прослеживается взаимосвязь)
III. Работа над содержанием произведения.
Ваша цель – быстро и правильно ответить на заданные мною вопросы.
1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно, что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
2. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
1)Какими вы видите главных героев сказки-были? Давайте попробуем сделать кластер о внутренних чертах Митраши и Насти.
2)Как автор относится к детям?
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?
( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)
4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?
( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)
5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?
(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)
Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 121 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)
6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?
(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)
Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 123 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).
7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)
8)Какое событие является завязкой повествования?
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)
10) Какую роль в развитии событий играет природа?
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.
11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?
(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.
ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.
III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.
1 эпизод — “Митраша в беде”.
-Как природа предупреждает мальчика об опасности?
(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” — тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)
-Как автор относится к Митраше?
(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.
2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.
-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?
(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)
-Как животные реагируют на появление детей в лесу?
(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)
IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши”
(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).
1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?
1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65
2.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?
4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?
5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?
I V . Вывод.
— Так что же такое кладовая солнца? ( Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек — «мудрый хозяин».)
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. ( Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).
Теперь вернемся к кластеру. Появились ли изменения? Есть ли отличия в их характере? А сходства?
Теперь делимся на 2 команды: слева от меня команда «Митраши»,а справа «Настеньки»
Итак, внимание на экран.
V. Домашнее задание:
1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)
Источник