Взошло солнце ярким золотом осветились окрестности огнев
Собрание сочинений в десяти томах
Том 1. Рассказы и очерки
Владимир Галактионович Короленко
Писатель яркого и большого дарования, Короленко вошел в историю русской литературы как автор многочисленных повестей и рассказов, художественных очерков, четырехтомной «Истории моего современника», наконец, как критик и публицист. Многие произведения Короленко могут быть поставлены в ряд с крупнейшими достижениями русской классической литературы. Его творчество, отмеченное чертами глубокой самобытности, составляет своеобразную летопись целой эпохи русской действительности. Повести, рассказы и очерки Короленко реалистически изображают русскую деревню в период быстрого развития капитализма на рубеже двух веков и раскрывают многие стороны народной жизни, которые до того не отмечались в литературе.
Расцвет литературной деятельности Короленко относится ко второй половине 80-х годов. В глухую полночь реакции, когда все передовое и свободолюбивое в русском обществе подавлялось полицейским произволом царизма, голос молодого писателя прозвучал новым напоминанием о живых силах народа. Горячим защитником человека от рабства, зла и неправды капиталистического мира, непримиримым врагом насилия и реакции Короленко выступает и в последующем своем творчестве. Высоким гражданским пафосом, безграничной любовью к родине отмечена вся общественная и литературная деятельность Короленко, и весь он — человек и художник — встает перед нами, по справедливому замечанию А. М. Горького, как «идеальный образ русского писателя».
Владимир Галактионович Короленко родился 27 июля 1853 года на Украине, в городе Житомире, Волынской губернии. Учился сначала в частном пансионе, затем в житомирской гимназии. Когда Короленко исполнилось тринадцать лет, его отца перевели по службе в маленький уездный городок Ровно, где будущий писатель окончил с серебряной медалью реальную гимназию.
Отец писателя, чиновник судебного ведомства, получивший образование в кишиневском «непривилегированном пансионе», выделялся в среде провинциального чиновничества разносторонностью культурных запросов и неподкупной честностью, что делало его для окружающих чудаковатым, непонятным человеком. После его смерти обыватели говорили: «Чудак был… а что вышло: умер, оставил нищих». Пятнадцатилетний Короленко, как и вся его семья, после смерти отца действительно оказался перед лицом непреодолимой бедности, и нужны были поистине героические усилия матери, чтобы он смог закончить гимназию. «Отец оставил семью без всяких средств, — вспоминал впоследствии писатель, — так как даже в то время, при старых порядках, он жил только жалованьем и с чрезвычайной щепетильностью ограждал себя от всяких благодарностей и косвенных и прямых приношений». Атмосфера семьи, где господствовали дружеские отношения, воспитывались честность, правдивость и прямота характера, благотворно сказалась на духовном развитии ребенка.
В детстве Короленко мечтал стать героем, пострадать за родной народ. «Маленький романтик», как он сам назвал себя впоследствии, помогая укрыться в заброшенном сарае крепостному мальчику, бежавшему от злого пана, горячо сочувствовал судьбе бедного крестьянского юноши — «Фомки из Сандомира», героя первой прочитанной книги. В эти годы Короленко был в значительной степени предоставлен самому себе и пользовался почти неограниченной свободой. Долгими вечерами, забившись в темный уголок кухни, он любил слушать украинскую сказку, которую рассказывал кучер отца или забежавшая на огонек соседка. Во время гимназических каникул он жил в деревне, наблюдая тяжелую, подневольную жизнь украинских крестьян. Впечатления детских и юношеских лет дали ему материал для многих произведений. Достаточно вспомнить образ Иохима из «Слепого музыканта», исполненный глубокой поэзии очерк «Ночью», яркий колорит сказочного «Иом-Кипура», описания украинской деревни в «Истории моего современника», чтобы понять, какой сильный отзвук в творчестве писателя нашла жизнь украинского народа.
В раннем детстве Короленко видел бесчеловечную жестокость времен крепостного права; зверские помещичьи расправы с крестьянами он наблюдал и после реформы 1861 года. Мимо его внимания не проходили и факты повального взяточничества чиновников. В «Истории моего современника» Короленко с великолепным мастерством нарисовал образы чиновников уездного суда и мрачные фигуры высшего начальства, этих, по выражению писателя, «сатрапов», власть которых обрушивалась на население с тупой и бессмысленной силой. С детства он знал и о национальном неравенстве, которое особенно давало себя чувствовать в Юго-Западном крае Россия, где прошли детские годы писателя.
Годы, проведенные в уездной гимнами, с ее «тусклым и жестоким режимом», с учителями-автоматами, с телесными наказаниями и карцером, но в то же время с дружной товарищеской средой, где втайне от администрации распространялись книги революционно-демократического направления, — сыграли громадную роль в формировании характера и мировоззрения Короленко. И хотя в школьную программу не входили имена Гоголя, Тургенева, Некрасова, а за упоминание Белинского, Добролюбова, Чернышевского и Шевченко сажали в карцер и давали «волчий билет», Короленко с восторгом читал «Записки охотника», знал чуть ли не наизусть всего Некрасова и ставил себе в образец для подражания революционера Рахметова из романа Чернышевского «Что делать?». Сознание Короленко было рано разбужено ощущением той большой неправды, которую он наблюдал в жизни. С желанием помочь народу и с «едким чувством вины за общественную неправду» Короленко в 1871 году, по окончании реальной гимназии, приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Его студенческая жизнь началась с того, что он окунулся в атмосферу общественных интересов, которыми жила передовая молодежь. Он становится участником многочисленных студенческих сходок, где велись горячие споры на философские и социально-экономические темы.
Вскоре Короленко принужден был оставить Технологический институт. «В Петербург я приехал с семнадцатью рублями, — вспоминал писатель, — и два года прошло в трудовой борьбе с нуждой». Вместо учебных занятий Короленко должен был взяться за труд «интеллигентного пролетария». Он раскрашивал ботанические атласы, выполнял чертежные работы, занимался корректурой. За все это он получал копейки, которых едва хватало, чтобы не умереть с голоду.
В 1874 году Короленко переезжает в Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную академию. Здесь Короленко слушает лекции великого русского ученого К. А. Тимирязева и по его поручению рисует для его лекций демонстрационные таблицы. Дружеские отношения, начавшиеся еще между профессором и студентом, не прекращались до конца их жизни. Безгранично веривший в силу науки, убежденный материалист, Тимирязев вошел в сознание Короленко как идеальный тип русского ученого. Позднее писатель не раз вспоминал о своем великом учителе. В день своего шестидесятилетия Короленко писал Тимирязеву в ответ на его поздравительную телеграмму: «Много лет прошло с академии. Время делает менее заметной разницу возрастов. Но для меня Вы и теперь учитель в лучшем смысле слова».
В академии Короленко сближается с революционно настроенной молодежью, читает нелегальную литературу. Ему поручается заведование тайной студенческой библиотекой, распространяющей книги главным образом революционного содержания. По характеристике директора академии — человека реакционных убеждений, — Короленко принадлежал «к числу тех людей, которые до упрямства упорно держатся засевших в них воззрений, и если эти воззрения получают… ошибочное направление, то человек этот легко может увлечь за собой других, менее самостоятельных молодых людей».
В марте 1876 года Короленко за участие в составлении коллективного протеста студентов против администрации академии, выполнявшей чисто полицейские функции, был исключен из академии, арестован и выслан из Москвы. «Во время студенческих беспорядков, — пишет Короленко в своей автобиографии, — как депутат, избранный товарищами для подачи коллективного заявления, был выслан сначала в Вологодскую губернию, откуда возвращен в Кронштадт… под надзор полиции. По прошествии года переселился в Петербург, где вместе с братьями зарабатывал средства к жизни разными профессиями: уроками, рисованием и главным образом корректурой». Корректором он работал в мелкой, захудалой петербургской газете «Новости», рассчитанной на удовлетворение обывательских вкусов. Разумеется, работа в этой газете ни в какой степени не могла удовлетворить Короленко. Он помышляет о литературном творчестве и пишет свой первый рассказ — «Эпизоды из жизни искателя» (1879). Характер этого рассказа определен эпиграфом, взятым из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
Источник
«Контрольная работа по БСП»(9 класс)
Контрольная работа по БСП 9 класс
1 ВАРИАНТ
1.Записать предложения, расставив недостающие знаки препинания, определить их структуру(простое, ССП,СПП,БСП), к СП составить схемы.
1. Со скамейки не было видно берега но ощущение бесконечности и величия морского простора еще более усиливалось. 2. Вера собралась с силами и открыла дверь. 3. Все глядят на меня и на отца мне даже стыдно. 4. Но Желтков даже не поглядел на него хотя и слышал его слова. 5. Он привык к этим переменам и в обстановке вечной нескладицы отсутствие отца не удивляло его.
2.Объясните условие выбора знака препинания между частями БСП.
1. Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.
2. По лощинам, звезды отражая, ямы светят тихою водой; журавли, друг друга окликая,
осторожной тянутся гурьбой.(Синт. разбор)
3. Труд человека кормит – лень портит.
4. Взошло солнце – ярким золотом осветились окрестности.
5. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил.
6. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит
7. Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.
3 . Переделайте союзные сложные предложения в бессоюзные. Какой знак препинания вы поставите? Почему?
1. День загорелся, и все кругом зазеленело.
2. Нога его поминутно вязла в болоте, но он ничего не замечал.
3. Мне показалось вдруг в ночном тумане, что метель слетела с мачты корабля
4. Вода всему господин, потому что воды и огонь боится.
5. Если облако пройдет, озеро опять заблестит.
4 . Расставьте знаки препинания.
1. Теперь я вижу пышный свет не для людей был сотворен.
2. Встает купец идет разносчик на биржу тянется извозчик…
3. Компании захотел ступай в лавочку.
4. Месяц потеряв весь блеск как облачко белел на небе звезд не видно было уже ни
5. Самая наружность голубя выражает его качества как он всегда чист и опрятен как
Источник
1. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОСНОВАМИ. А. Взошло солнце и ярким золотом осветило всю окрестность. Б. За заводом кончился город и начиналось поле. В. Дождь перестал, и небо очистилось от туч. Г. Тропинка шла по лесу, петляя между деревьев, и скоро совсем затерялась. 2. УКАЖИТЕ НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. А. Изба красна углами, а обед пирогами. Б. В городе опять потемнело. В. Грузу нужна веревка, работе — сноровка. Г. Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье. 3. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. А.Все труды и дела человека, все его открытия, всю его пытливую мысль и искания отражает, прежде всего, книга. Б. Все труды и дела человека, все его открытия, всю его пытливую мысль и искания, отражает прежде всего книга. В. Все труды, и дела человека, все его открытия, всю его пытливую мысль, и искания отражает прежде всего, книга. 4. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРАПИНАНИЯ. А. Все вокруг, и лесная опушка, и унылое торфяное болото, и пятнистая луговина вырисовывалось уже ясно и отчетливо. Б. Все вокруг: и лесная опушка , и унылое торфяное болото, и пятнистая луговина- вырисовывалось уже ясно и отчетливо. В. Все вокруг, и лесная опушка и унылое торфяное болото и пятнистая луговина, вырисовывалось уже ясно и отчетливо. 5. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЕНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. А. Видимо, дом был покинут. Б. Не хочется, знаете ли верить злу, черной неблагодарности в человеке.
1. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОСНОВАМИ. — ответы Б, В
А. Взошло солнце и ярким золотом осветило всю окрестность.
Б. За заводом кончилсягород и начиналось поле.
В.Дождь перестал, и небо очистилось от туч.
Г. Тропинка шла по лесу, петляя между деревьев, и скоро совсем затерялась.
2. УКАЖИТЕ НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. — ответы А, В
А. Изба красна углами, а обед пирогами. (пропуск сказуемого)
Б. В городе опять потемнело.
В. Грузу нужна веревка, работе — сноровка. (пропуск сказуемого)
Г. Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье.
3. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. — ответ А
А. Все труды и дела человека, все его открытия, всю его пытливую мысль и искания отражает, прежде всего, книга.
Б. Все труды и дела человека, все его открытия, всю его пытливую мысль и искания, отражает прежде всего книга.
В. Все труды, и дела человека, все его открытия, всю его пытливую мысль, и искания отражает прежде всего, книга.
4. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРАПИНАНИЯ. — ответ Б
А. Все вокруг, и лесная опушка, и унылое торфяное болото, и пятнистая луговина вырисовывалось уже ясно и отчетливо.
Б. Все вокруг: и лесная опушка , и унылое торфяное болото, и пятнистая луговина — вырисовывалось уже ясно и отчетливо.
В. Все вокруг, и лесная опушка и унылое торфяное болото и пятнистая луговина, вырисовывалось уже ясно и отчетливо.
5. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЕНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. — ответ А
А. Видимо, дом был покинут.
Б. Не хочется, знаете ли верить злу, черной неблагодарности в человеке.
Источник
Найдите в тексте и обозначьте. ГДЗ. Упр. 122, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Спишите один из отрывков. Найдите в тексте и обозначьте сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения.
Если предложение осложнено, укажите чем. Обособленные члены предложения подчеркните соответствующей линией.
I. Солнце скл..нялось к западу и к..сыми жарк..ми лучами (не)выносимо жгло мне шею и щёки (не)возможно было дотронуться до раск..лённых краёв брички густая пыль подн..малась по дорог.. и наполняла воздух. Не было ни малейш..го ветерка который бы относил её. Впереди нас на одинаковом расст..янии мерно покачивался высокий запылённый кузов к..реты из(за) которой виднелся (из)редка кнут которым помах..вал куч..р его шляпа и фура..ка Якова.
До ближайш..й 5 деревн.. ост..валось ещё вёрст десять а большая (тёмно)л..ловая туча взявш..яся бог знает откуда без малейшего ветра но быстро подв..галась к нам. Солнце ещё (не)скрытое обл..ками ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы которые от неё идут до самого г..р..- зонта. Изредка2 (в)дал..ке вспых..вает молн..я и слыш..тся слабый гул постепенно усиливающ..йся и перех..дящий в пр..рывистые раскаты обн..мающие весь небосклон. Василий приподн..мается с козел и подн..мает верх брички кучера надевают арм..ки и при кажд..м ударе грома снимают шапки и крест..тся; лошади наст..раживают уши раздувают ноздри как будто пр..нюхиваясь к свеж..му воздуху которым пахн..т от приближающ..йся тучи и бричка скорее катит по пыльной дорог.. .
II. Мне становит(?)ся жутко и я чу(?)ствую как кровь быстрее обращает(?)ся в моих жилах. Но вот передовые облака уже нач..нают закрывать со(?)нце вот оно выгл..нуло в последний раз осв..тило (страшно)мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрес(?)ность вдруг изменяет(?)ся и прин..- мает мрачный характер. Вот задр..жала осиновая роща листья становятся какого(то) (бело)мутного цвета ярко выдающ..гося на лиловом фон.. тучи шумят и вертят(?)ся макушки больших берёз нач..нают раскач..ват(?)ся и пучки сухой травы летят через дорогу. Стриж.. и бел..грудые ласточки (как)будто с намерени..м ост..новить нас реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей галки с растрёпан(?)ыми крылья-ми (как)то боком летают по ветру края кожан(?)ого фартука которым мы застегнулись начинают подн..мат!?)ся пропускать к нам порывы влажного ветра и размах..ваясь бит(?)ся о кузов брички. Молния вспыхива..т как(будто) в самой бричк.. ослепля..т зрение и на одно мгновение осв..щает серое сукно и пр..жавшуюся в углу фигуру Волод.. . В ту же секунду над самой головой раздаёт(?)ся велич..ствен(?)ый гул который (как)будто подн..маясь всё выше и выше шире и шире по огромной сп..ральной лини.. постепенно усиливает(?)ся и переход..т в оглушит..льный треск невольно заст..вляющ..й тр..петать и сдерж..вать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простой народной мысл.
(Л. Толстой)
Источник