Лабораторная работа. Расставить знаки препинания. 11 класс.
презентация к уроку русского языка (11 класс) по теме
Данная лабораторная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме «Синтаксис» и проверки знаний учащихся по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Laboratornaya_rabota._Rasstavit_znaki_prepinaniya._11_klass.ppt | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. 2) Картина переменилась уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. 4) Несчастья бояться счастья не видать. 5) На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью. 6) Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне. Расставить знаки препинания и пояснить их постановку.
1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. 7) Шестнадцать лет служу такого со мной не было. 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать но не смог чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда.
1) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. 2) Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны кочевники едут на зимнее стойбище. 3) Глубже пахать больше хлеба видать. 4) Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего дороже моря и неба. 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха. 6) Будешь книги читать будешь всё знать. 7) Уля попыталась поймать вожжи но не смогла дотянуться кони едва не налетев грудью на бричку впереди взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав постромки.
1) За мной гнались я духом не смутился. 2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце. 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не откликнется. 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошлогодняя трава. 5) Пишу жизнь выходит роман пишу роман выходит жизнь. 6) Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в сугробы он наклонял своею тяжестью деревья. 7) Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч прожектора протоку пересёк наискосок. 8) Есть закон служить до срока службы труд солдат не гость. Есть отбой уснул глубоко есть подъём вскочил как гвоздь.
1) Уже вечерело : солнце скрылось за небольшую осиновую рощу , лежавшую в полуверсте от сада , тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. Второе предложение поясняет первое; причастный оборот. 2) Картина переменилась : уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. Второе предложение поясняет первое. 3) Я стал звать хозяина – молчат , стучу — молчат. Содержание первого предложения противоречит содержанию второго. 4) Несчастья бояться — счастья не видать. В первом предложение содержится условие (можно вставить союз ЕСЛИ) 5) На мостике трудно было стоять : обливали волны , а ветер хлестал по лицу солёными брызгами , как плетью. Второе предложение поясняет первое, сложносочиненное предложение, сравнительный оборот. 6) Мне страшно нравилось слушать девочку : она рассказывала о море , незнакомом мне. Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).
1) Счастливы сосны и ели : вечно они зеленеют , гибели им не приносят метели , смертью морозы не веют. Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО), однородные простые предложения. 2) Мне стало совестно , и я не мог докончить начатой речи. Сложносочиненное предложение. 3) Это была песня. Прислушиваюсь , напев стройный : то протяжный и печальный , то быстрый и живой. Оглядываюсь — никого нет кругом , прислушиваюсь — снова звуки как будто падают с неба. Сложносочиненное предложение; второе предложение поясняет первое; однородные члены предложения; быстрая смена событий, однородные предложения. 4) Взойдёт красно солнце — прощай светел месяц! В первом предложении указывается на время (можно вставить союз КОГДА). 5) Я поглядел кругом : торжественно и царственно стояла ночь. Второе предложение дополняет смысл первого (можно вставить слова И УВИДЕЛ). 6) Успокойтесь : рана не опасная. Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). 7) Шестнадцать лет служу — такого со мной не было. Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз) 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло , вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать , но не смог : чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда. Однородные члены предложения; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).
1) И дни бегут , желтеют нивы , с дерев спадает дряхлый лист. Сложносочиненное предложение. 2) Поздней осенью , перед самой зимой , степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик : птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны , кочевники , едут на зимнее стойбище. Уточняющее обстоятельство; второе предложение поясняет первое; обособленное приложение. 3) Глубже пахать — больше хлеба видать. В первом предложение содержится условие (можно вставить союз ЕСЛИ) 4) Я люблю лес , как бродяга : для меня он родной , он дороже мне всего : дороже моря и неба. Сравнительный оборот; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО); обобщающее слово при однородных членах предложения. 5) По лопухам , по крапиве — по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки : отцветает черёмуха. Обобщающее слово при однородных членах предложения; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). 6) Будешь книги читать — будешь всё знать. В первом предложение содержится условие (можно вставить союз ЕСЛИ) 7) Уля попыталась поймать вожжи , но не смогла дотянуться : кони , едва не налетев грудью на бричку впереди , взмыли на дыбы и рванули в сторону , чуть не оборвав постромки. Противительный союз; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО), деепричастные обороты.
1) За мной гнались — я духом не смутился. Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз) 2) Равнина была пустынна и печальна — сжималось сердце. Второе предложение содержит следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ) 3) Везде тишь : ни собака не тявкнет , ни голос человеческий не откликнется. Второе предложение поясняет первое; однородные предложения. 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни : это горит прошлогодняя трава. Второе предложение поясняет первое 5) Пишу жизнь — выходит роман , пишу роман — выходит жизнь. Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз); однородные члены предложения. 6) Снег падал медленно , тяжёлыми пушистыми хлопьями , превращая дорогу в сугробы ; он наклонял своею тяжестью деревья. Однородные члены предложения; деепричастный оборот; перечисление фактов. 7) Было так : из тьмы глубокой , огненный взметнув клинок , луч прожектора протоку пересёк наискосок. Второе предложение поясняет первое; деепричастный оборот. 8) Есть закон : служить до срока службы , труд солдат не гость. Есть отбой — уснул глубоко , есть подъём — вскочил как гвоздь. Второе предложение поясняет первое; сложносочиненное предложение; второе предложение содержит следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ).
Источник
Задание № 7 Перепишите, расставляя знаки препинании. Графически
объясните их расстановку.
I) Счастливы сосны и ели
вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. (Н.) 2)
Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. (Т.) 3) Это была песня.
Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой.
Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с
неба. (Л.) 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом
торжественно и царственно стояла ночь. G ) Успокойтесь рана не опасная. (Т.) 7)
Шестнадцать лет служу такого со мной не было. (Л. Т.) 8) Кузьма Кузьмич
уселся в кресло вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать но не
смог чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском
льда. (В. Аж.)
I) [Счастливы сосны и ели]: [вечно они зеленеют], [гибели им не приносят метели], [смертью морозы не веют]. (БСП, двоеточие, причина)
2) [Мне стало совестно], и [я не мог докончить начатой речи]. ( ССП)
(Т.) 3) Это была песня. [Прислушиваюсь]: [напев стройный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой]. [Оглядываюсь]: [никого нет кругом], [прислушиваюсь]: [снова звуки как будто падают с неба]. (БСП, двоеточие, дополнительные отношения)
4) [Взойдёт красно солнце] — [прощай, светел месяц!] (БСП, тире, временные отношения)
5) [Я поглядел кругом]: [торжественно и царственно стояла ночь]. (БСП, двоеточие, дополнительные отношения)
6) [Успокойтесь], [рана не опасная]. (БСП, перечисление))
7) [Шестнадцать лет служу] — [такого со мной не было]. (БСП, тире, противопоставление)
8) [Кузьма Кузьмич уселся в кресло вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать, но не смог]: [чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда]. (БСП, двоеточие, причинные отношения)
Источник
Объясните постановку тире (Значение времени, Значение противопоставления, значения условия, значение следствия)
1) Лето припасает – зима поедает. (Значение противопоставления, можно заменить ССП с противительным союзом А: Лето припасает, а зима поедает).
2) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. (Значение противопоставления: Тьма свету не любит, а злой доброго не терпит).
3) Напролом идут – волос не жалеют. (Значения условия, можно заменить СПП с придаточным условия: ЕСЛИ напролом идут, волос не жалеют)
4) Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце. (Значение противопоставления: Источник утоляет жажду, а доброе слово оживляет сердце).
5) На глаз поверишь – криво отмеришь. (Значения условия: ЕСЛИ на глаз поверишь – криво отмеришь).
6) Смелые побеждают – трусливые погибают. (Значение противопоставления: Смелые побеждают, а трусливые погибают).
7) Не кричи о себе – пусть другие о тебе тихо скажут. (Значение противопоставления, можно заменить ССП с противительным союзом НО: Не кричи о себе, но пусть другие о тебе тихо скажут).
8) Наука даром не даётся – наука трудом берётся. (Значение противопоставления: Наука даром не даётся, а наука трудом берётся).
9) Азбуку учат – на всю избу кричат. (Значение времени, можно заменить СПП с придаточным времени: КОГДА азбуку учат, на всю избу кричат).
10) Кончил дело – гуляй смело. (Значения условия: ЕСЛИ кончил дело, гуляй смело).
11) Есть терпение – будет и умение. (Значения условия: ЕСЛИ есть терпение, будет и умение).
12) Делу время – потехе час. (Значение противопоставления: Делу время, а потехе час).
13) Труд человека кормит – лень портит. (Значение противопоставления: Труд человека кормит, а лень портит).
14) Лучше вспашешь – больше хлеба возьмешь. (Значения условия: ЕСЛИ лучше вспашешь, больше хлеба возьмешь).
15) Взошло красно солнышко – прощай, светел месяц. (Значение времени: КОГДА взошло красно солнышко, прощай, светел месяц. И значение следствия, можно подставить ПОЭТОМУ: Взошло красно солнышко, ПОЭТОМУ прощай, светел месяц).
16) Человек без родины – соловей без сада. (Значение сравнения, можно подставить один из сравнительных союзов (КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО): Человек без родины, БУДТО соловей без сада).
17) С миру по нитке – голому рубаха. (Значение следствия, можно заменить СПП с придаточным следствия: С миру по нитке, ТАК ЧТО голому рубаха).
18) Глаза страшатся – руки делают. (Значение противопоставления: Глаза страшатся, а руки делают).
19) Изверишься в алтыне – не поверят в рубле. (Значения условия: ЕСЛИ изверишься в алтыне, не поверят в рубле).
20) С воза упало – не сыщешь. (Значения условия: ЕСЛИ с воза упало, не сыщешь).
21) Ручка беленька – душа чёрненька. (Значение противопоставления: Ручка беленька, а душа чёрненька).
22) С глупым водиться – сам поглупеешь. (Значения условия: ЕСЛИ с глупым водиться, сам поглупеешь).
Табличка из Интернета Вам в помощь.
Источник
ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §88 Вопрос 479 Спишите, расставляя знаки препинания
Привет всем! Скоро самостоятельная и требуется ответ на вопрос, вдруг попадется…спасиб…
Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно)
их расстановку.
I. 1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую оси-
новую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без
конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) 2) Карти-
на переменилась уже на чёрной скатерти полей кое-где вид-
неются белые пятна и полосы снежных сугробов. (Акс.)
3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. (Л.) 4) Не-
счастья бояться счастья не видать. (Посл.) 5) На мости-
ке трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по
лицу солёными брызгами как плетью. (Нов.-Пр.) 6) Мне
страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о
море незнакомом мне. (М. Г.)
II. 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели
им не приносят метели смертью морозы не веют. (Н.)
2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи.
(Т.) 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то
протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядыва-
юсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как
будто падают с неба. (Л.) 4) Взойдёт красно солнце прощай
светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и царст-
венно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. (Т.)
6) Шестнадцать лет служу такого со мной не было. (Л. Т.)
7) Хочет пить не нравятся ей вина хочет есть кусок не лезет в рот слушает как шепчется рябина как щегол за окна-
ми поёт. (Заб.)
I. 1) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дрях-
лый лист. (П.) 2) Поздней осенью перед самой зимой степь
опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают
на юг. Внизу блеют козлы и бараны кочевники едут на зим-
нее стойбище. (Пришв.) 3) Глубже пахать больше хле-
ба видать. (Посл.) 4) Я люблю лес как бродяга для меня
он родной он дороже мне всего дороже моря и неба.
(Пришв.) 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной тра-
ве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.
(Пришв.) 6) Будешь книги читать будешь всё знать.
(Посл.) 7) Уля попыталась поймать вожжи но не смогла
дотянуться кони едва не налетев грудью на бричку впереди
взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав по-
стромки. (Ф.)
II. 1) За мной гнались я духом не смутился. (П.)
2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце.
(А. Н. Т.) 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос че-
ловеческий не откликнется. (Леск.) 4) По сторонам дороги
и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошло-
годняя трава. (Ч.) 5) Пишу жизнь выходит роман пишу ро-
ман выходит жизнь. (Гонч.) 6) Снег падал медленно
тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в суг-
робы он наклонял своею тяжестью деревья. (Т.) 7) Было
так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч про-
жектора протоку пересёк наискосок. (Твард.)
Источник