Меню

Взойдет солнце туман рассеялся

Стеклянный пруд

Коваль Юрий — Стеклянный пруд

В деревне Власово, слыхал я, есть Стеклянный пруд.

«Наверно, вода в нём очень прозрачная, – думал я. – Видны водоросли и головастики. Надо бы сходить, посмотреть».

Собрался и пошёл в деревню Власово. Прихожу. Вижу: у самого пруда две бабки на лавочке сидят, рядом гуси пасутся. Заглянул в воду – мутная. Никакого стекла, ничего не видно.

– Что ж это, – говорю бабкам, – Стеклянный пруд, а вода–мутная.

– Как это так – мутная?! У нас, дяденька, вода в пруду сроду стёклышко.

– Где ж стёклышко? Чай с молоком.

– Не может быть, – говорят бабки и в пруд заглядывают. – Что такое, правда – мутная… Не знаем, дяденька, что случилось. Прозрачней нашего пруда на свете нет. Он ключами подземельными питается.

– Постой, – догадалась одна бабка, – да ведь лошади в нём сейчас купались, намутили воду. Ты потом приходи.

Я обошёл всю деревню Власово, вернулся, а в пруду три тракториста ныряют.

– Опоздал, опоздал! – кричат бабки. – Эти какое хошь стекло замутят, чище лошадей. Ты теперь рано утром приходи.

На другое утро к восходу солнца я пошёл в деревню Власово. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу. Пасмурно, как тёмное ламповое стекло, мерцал пруд сквозь клочья тумана.

А когда взошло солнце, и туман рассеялся по берегам, просветлела вода в пруду. Сквозь толщу её, как через увеличительное стекло, я увидел песок на дне, по которому ползли тритоны.

А подальше от берега шевелились на дне пупырчатые водоросли, и за ними в густой глубине вспыхивали искры – маленькие караси. А уж совсем глубоко, на средине пруда, там, где дно превращалось в бездну, тускло вдруг блеснуло кривое медное блюдо. Это лениво повёртывался в воде зеркальный карп.

Источник

Урок по русскому языку на тему «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях»(9 класс)

Тема: Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Цели: 1) систематизировать знания учащихся о бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла.

Б) определять смысловые отношения между частями в бессоюзном сложном предложении в зависимости от интонации в устной речи

В) правильно расставлять знаки препинания и обосновывать их.

2) развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, письменную речь, логическое мышление, зрительную и слуховую память.

3) воспитывать бережное отношение к природе, к окружающей среде.

Тип урока: повторительно- обобщающий

Методы и приемы: словесно- практический

Оборудование: таблица, карточки, схемы, текст.

I . Организационный момент

Подготовка к уроку.

II . Опрос домашнего задания

Какую тему изучали на прошлом уроке? Повторить правила по бессоюзным сложным предложениям. Подготовить вопросы по Б . С . П.

1.Какие сложные предложения называются бессоюзными?

От чего зависят смысловые отношения между частями?

Повторим теорию, посмотрим ,как вы примените правила на практике.

Запишем число, классная работа.

III . Творческое задание:

Даны 2 предложения:[ Солнце взошло].[Туман рассеялся].

Задание: построить сложные предложения различных видов: ССП.СПП. БСП.

[Солнце взошло], и [туман рассеялся].(ССП с соединительным союзом и).

(Когда солнце взошло),[ туман рассеялся]. ( С П П с придаточным времени).

[Солнце взошло] –[ туман рассеялся].( БСП с отношением времени)

Какой сделаем вывод?

Вывод: временные отношения можно передать разными видами сложных предложений. Менее чётко они очерчены в бессоюзных сложных предложениях.

Части Бессоюзных сложных предложениях находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи- интонацией.

IV. Следующее задание.

Переделаем сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения

Воздух чист, и птицы весело щебечут.

Воздух чист, птицы весело щебечут.

Осень припасает, а зима поедает

Осень припасает- зима поедает.

Недаром говорится, что дело мастера боится

Недаром говорится : дело мастера боится.

Итак, в БСП отношения выражаются в устной речи интонацией, а на письме знаками препинания. Интонация подсказывает знаки препинания в БСП.

V . Тренировочные упражнения

УПР 267 стр 168

Прочитайте высказывания классиков. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных предложений и объясните постановку знаков препинания.

Читайте также:  Луна отстает от солнца

Язык должен быть прост и точен, это придаёт ему силу, рельефность, красочность.( М.Г.)

Язык есть исповедь народа: в нём слышится его природа, его душа и быт родной.(Вяземский)

Листьям на деревьях подобны слова человеческой речи: листья одни умирают, другие весной появляются снова. Так и слова: одни исчезают, другие рождаются. ( Гораций)

VI . Следующее задание: Литературно- синтаксическая викторина.

Работа по тексту.

— назвать произведение, автора

-ответить на вопросы.

— выписать бессоюзные сложные предложения.

-объяснить смысловые отношения.

— расставить знаки препинания.

VII . Слушая композицию Чайковского “Времена года. Зима”, описываем картины, нарисованные воображением, используя бессоюзные сложные предложения.

VIII. Подведем итог урока

Заполните таблицу, проставляя только номера прочитанных учителем предложений соответственно знаку. Цифровой распределительный диктант.

Жжет солнце, слепит пыль.

Гульнара Саитова является национальной танцовщицей и балетмейстером Уйгуского театра; она поставила танцевальные сцены в музыкальных спектаклях « Анархан», « Герип Санам.

Ты прозаик- я поэт.

Приходит весна — всё вокруг оживает.

Учёный без трудов- дерево без плодов.

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

IX .Домашнее задание: стр упр повторить.

X. Выставление оценок.

Тема: Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Цели: 1) систематизировать знания учащихся о бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла.
Б) определять смысловые отношения между частями в бессоюзном сложном предложении в зависимости от интонации в устной речи
В) правильно расставлять знаки препинания и обосновывать их.
2) развивать орфографическую зоркость, монологическую речь,письменную речь, логическое мышление, зрительную и слуховую память.
3) воспитывать бережное отношение к природе, к окружающей среде.
Тип урока: повторительно- обобщающий
Методы и приемы: словесно- практический
Оборудование: таблица, карточки, схемы, текст.
Ход урока
I. Организационный момент
Подготовка к уроку.
II. Опрос домашнего задания
Какую тему изучали на прошлом уроке? Повторить правила по бессоюзным сложным предложениям. Подготовить вопросы по Б.С.П.
1.Какие сложные предложения называются бессоюзными?
От чего зависят смысловые отношения между частями?
Повторим теорию, посмотрим,как вы примените правила на практике.
Запишем число, классная работа.
III. Творческое задание:
Карточка №1
Даны 2 предложения:[ Солнце взошло].[Туман рассеялся].
Задание: построить сложные предложения различных видов: ССП.СПП. БСП.
Варианты ответов:
[Солнце взошло], и [туман рассеялся].(ССП с соединительным союзом и).
(Когда солнце взошло),[ туман рассеялся]. ( С П П с придаточным времени).
[Солнце взошло]–[ туман рассеялся].( БСП с отношением времени)
Какой сделаем вывод?
Вывод: временные отношения можно передать разными видами сложных предложений. Менее чётко они очерчены в бессоюзных сложных предложениях.
Слайд № 1
Части Бессоюзных сложных предложениях находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи- интонацией.
IV.Следующее задание.
Переделаем сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения.
Союзныепредложения Бессоюзные сложные предложения
Воздух чист, и птицы весело щебечут.
Воздух чист, птицы весело щебечут.
Осень припасает, а зима поедает Осень припасает- зима поедает.
Недаром говорится, что дело мастера боится Недаром говорится : дело мастера боится.

Итак, в БСП отношения выражаются в устной речи интонацией, а на письме знаками препинания. Интонация подсказывает знаки препинания в БСП.
V. Тренировочные упражнения
УПР 267 стр 168
Прочитайте высказывания классиков. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных предложений и объясните постановку знаков препинания.
Язык должен быть прост и точен, это придаёт ему силу, рельефность, красочность.( М.Г.)
Язык есть исповедь народа: в нём слышится его природа, его душа и быт родной.(Вяземский)
Листьям на деревьях подобны слова человеческой речи: листья одни умирают, другие весной появляются снова. Так и слова: одни исчезают, другие рождаются. ( Гораций)
VI. Следующее задание: Литературно- синтаксическая викторина.
Работа по тексту.
Задания:
— назвать произведение, автора
-ответить на вопросы.
— выписать бессоюзные сложные предложения.
-объяснить смысловые отношения.
— расставить знаки препинания.
VII. Слушаякомпозицию Чайковского“Времена года. Зима”, описываем картины, нарисованные воображением, используя бессоюзные сложные предложения.
VIII.Подведем итог урока
Заполните таблицу, проставляя только номера прочитанных учителем предложений соответственно знаку. Цифровой распределительный диктант.
, ; : —

Читайте также:  Чай малавийское солнце описание

1. Жжет солнце, слепит пыль.
2. Гульнара Саитова является национальной танцовщицей и балетмейстером Уйгуского театра; она поставила танцевальные сцены в музыкальных спектаклях « Анархан», « Герип Санам.
3. Ты прозаик- я поэт.
4. Приходит весна — всё вокруг оживает.
5. Учёный без трудов- дерево без плодов.
6. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
7. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
IX.Домашнее задание: струпр повторить.
X.Выставление оценок.

Источник

Взойдет солнце туман рассеялся

Ночью, вероятно, было прохладно, и окна отпотели, а звезды, если через отпотевшие стекла смотреть, — вспухли. И как раз против моего окна расположилась Большая Медведица. Не знаю, чем это объясняется, но Большую Медведицу начинаешь замечать почему-то с осени.

Начали слегка днем — протапливать печи. Сегодня — сквозь запотелые окна утром яркое солнце, и роса сплошная блестит не алмазными каплями, а прямо всем лопухом или всей грядкой свеклы.

На небе с утра барашки белые, кудрявые на голубом поле, и по радио обещают, что этот день пройдет без дождя. Сколько же сухих дней должно пройти, чтобы потребитель природы не ругал бы природу за дождливое лето?

Тихо, и синева повисла между еще зелеными деревьями. Сквозь туман и облака солнце с утра медленно пробивает себе путь.

Ночью было похолодание, и, может быть, на болотах на восходе, на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели.

Вечером месяц из-за деревьев пожаром поднимался. Утро солнечное, залитое росой в густых синих тенях.

То дождик, то солнце обрадует: во дню сто перемен.

Когда все одожденное вспыхнет на солнце, то и маленькая сосна, вся убранная блестящими каплями, стоит как девочка и только не говорит: «Я — тоже большая!»

В таком большом дне с такими частыми переменами бывает какая-то минутка полного спокойствия: кажется, вот все шел, шел на гору и теперь дошел: отдохну минутку и буду спускаться в долину.

Так начинается осень.

Лиловый подлесок пожелтел, и под ним уже ковер желтой листвы, и в лесу пахнет пряниками.

Листья земляники кровавого цвета. Крапива стоит выше человеческого роста, почернела, лист измельчал и в дырочках, старая-старая… Хотел пожалеть, тронул, а она, такая старая, кусается по-прежнему, как молодая!

За елками, если глянуть в глубину их между стволами, выдвинулась золотая стена рая — эта стена озолоченных осенью лип. В большом количестве высыпали опята. И лесник доложил, что, если всмотреться на вырубке, все пни покрыты мелкими опятами: завтра, послезавтра будет их время.

Теплое пасмурное утро, и чуть-чуть моросит. Хорошо грибам! И мне тоже здесь, а не в Москве.

Чудесно охотился, пережидал дождь под елкой. Капельки падали, листья дрожали и некоторые падали.

Дрогнет листик под каплей и удержится, а другой упадет.

С утра мокро, на небе надежды на свет. День вытекает из ночи, как из темного леса река.

Ветер, все ветер, он дует и дует осенью, как дул весной и летом, и он даже радуется, когда отрывает с дерева лист и с ним улетает.

Ветер не знает, что эти листья уже мертвые и не могут далеко с ним лететь.

Бывает, стоит трава на горе густо-зеленая, и в тенях междутравье при этом бывает почти что черно. Случается, ветерок пробежит, погладит свежий травостой, и вся обласканная ветром трава заблестит.

На рассвете сгущался туман, и капли падали на листики березы, и листики с каплями, тяжелея, отрывались и падали на землю.

Когда солнце взошло и туман рассеялся, капли перестали падать и утренний легкий ветер-забавник стал играть осиновыми листиками, а от листиков на сером стволе осины прыгали и скакали их тени.

Время от времени какой-нибудь листик отрывался и улетал, и с ним исчезала его веселая тень.

Бывает утро, или день, или вечер идет, и ты идешь вслед своей походкой шаг в шаг. Трудно сказать, как надо вести себя, чтобы сошлось. Но только если на таком согласном ходу ты будешь на что-нибудь обращать внимание, то оно становится тебе, как человек, и если — ты о нем что-нибудь напишешь, то оно будет так, будто ты о человеке писал.

Читайте также:  Укрытие для туи от солнца

Вот сейчас сижу на пне, и я вижу: лист потек и ветер понес, навалило чуть не по колено, и все-таки не могло засыпать листвой высокого голубого колокольчика, и он остался голубым цвести в конце сентября над желтой листвой.

Солнечный луч в темном лесу встретил его, ажурного на длинной соломине, и он, не сгорая, светил.

Тишина была, и звенели где-то невидимые жуки, а казалось, будто это солнечные лучи, влетая в темный лес, в тишине так звенят.

Мороз ночью, наверно, был. Утром после мороза солнце ожгло огуречные листья, они свернулись, почернели, и многие скрываемые ими зеленые огурчики открылись.

Опять звездная ночь, но утром мороза не было, а когда разогрело солнце, то лето вернулось, и только остались на памяти от мороза на огородике черные листья огурцов, похожие на крылья летучих мышей.

Ветер несет, аромат тлеющих листьев, но душа отчего-то при этом ветре бодреет, как будто там везде в природе готовится удобрение на будущее лето, а в своей душе поднимается озимь.

Желтые листья березы, как перелетные птички, расселись отдохнуть на аллее, и так на всех елках листья. Но тоже и птички иногда настоящие садятся: им теперь перелет.

Каждый день хожу по берегу реки, и, чуть небо закроется — какая она холодная, страшная. А когда небо засветится — как она теперь отвечает радости.

Суровые облака — и река им отвечает: лежит холодная, глядит загадочно, как кошка, когда ей ничего от человека не нужно. И ты на нее смотришь и узнаешь не по себе, а со стороны: кошка и кошка глядит!

В поле что-то лежит. Издали не видно, что именно, а волей-неволей все поглядываешь и поглядываешь в ту сторону и спрашиваешь себя: «Что это лежит?»

И как-то это не просто, бывает «подозрительно» глядишь, а что-то держишь в уме, вроде того, не человек ли это лежит убитый?

Что это? Пусть даже камень, но-раз он лежит, то уже и подозрительно: в поле как-то ничему лежать не положено.

День был очень тихий, в больших облаках с просветами солнца. И куда попадал луч — там открывалась чудесная картина с золотыми рощами, и земля в этом свете так вспыхивала бодро, по-своему, что если бы на картину, так никто и не поверил бы художнику.

Некоторые сорта винограда дают особое ощущение вкусового аромата. Так и то, что берется на глаз, иногда переходит на звук: я видел однажды в октябре морозным солнечным утренником золотую березку и слышал от нее звон золотых колокольчиков.

А весной на тяге свет, и цвет, и звук постоянно заступают места друг друга.

Все разрушается, все падает, но ничто не умирает, и если даже умрет, тут же переходит в другое. Вот пень, сгнивая, оделся плющом зеленого моха. В пазухе старого пня, плотно одетого зеленым плющом, вырос красавец мухомор.

Среди знакомого леса теряешься, как будто все деревья и кусты скинули свою общую зеленую маску и каждое дерево стало особенным. И когда сам поднял голову, взглянул на них, они тоже на тебя поглядели, каждое по-своему.

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях, только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, ноя нашел немного и рыжиков, и подосинников, и подберезовиков.

Источник

Adblock
detector