Ядерный «Нуклон» для космического «Зевса» проходит испытания
Касаясь этого перспективного проекта, глава «Роскосмоса» заявил, что разрабатываемый в России ядерный буксир «Зевс» займется поиском жизни во Вселенной. На первом этапе планируются миссии на Марс и Венеру. «А в будущем, после создания термоядерных возможностей, при движении за пределы Солнечной системы станет важнейшей задачей обнаружить и понять: одни ли мы в космосе, или есть иная жизнь», — цитирует РИА Новости сказанное Дмитрием Рогозиным.
Тема ядерной энергетики для освоения космического пространства была обсуждаемой и на совещании с участием президента России, которое прошло в Самаре 12 апреля 2021 года — в знаковый день 60-летия первого полета в космос. Тогда главе государства доложили, что некоторые элементы ядерного буксира уже существуют «в железе».
Напомним: в 2010 году правительство России выделило первые 500 миллионов рублей на создание «космического корабля с атомным реактором». А точнее — с ядерной энерго-двигательной установкой мегаваттной мощности. Такой, чтобы могла служить тяговым (или разгонным) двигателем в полете и быть при необходимости источником энергии для орбитальной станции или посадочного модуля.
К решению этой задачи официально подключились государственная корпорация «Росатом» и Федеральное космическое агентство (ныне — ГК «Роскосмос»). Как считали тогда и считают сегодня, такие двигатели, особым образом сконструированные для работы в условиях невесомости, неизбежно потребуются для длительных космических миссий — межпланетных полетов, долговременных станций на земной и лунной орбитах, а в перспективе — для стационарных баз на Луне и других объектах Солнечной системы…
Сама по себе идея использовать ядерные двигатели на космических аппаратах родилась не на пустом месте и уходит корнями в начало 60-х. Уже тогда академики Мстислав Келдыш, Сергей Королев и Игорь Курчатов — первые лица советской космической программы и советского Атомного проекта — выдвигали подобные задачи. Аналогичные разработки с прицелом на создание новых вооружений велись и в США.
Советский Союз вывел с 1970 по 1988 годы на различные орбиты 32 космических аппарата с термоэлектрической ядерной энергоустановкой (принцип ее работы основан на превращении энергии распада атома в электрическую энергию). Те установки имели сравнительно небольшую мощность и ограниченный во времени срок службы, после чего сходили с орбиты, создавая головную боль — куда упадут радиоактивные обломки? — для наземных служб слежения.
В конце 80-х была заключена договоренность не запускать больше спутники с такими энергоустановками. Но сейчас, в связи с активной подготовкой международных экспедиций к Луне и Марсу, прежние запреты могут быть пересмотрены.
Именно с таким расчетом за создание общей концепции ТЭМ взялись специалисты Центра имени Келдыша («Роскосмос»), а ядерную установку для него стали проектировать в московском НИКИЭТ («Росатом») с участием подмосковного НПО «Луч», где занялись разработкой особых видов ядерного топлива. Весь проект, рассчитанный на 9 лет, предусматривал финансирование в объеме 17 миллиардов рублей. К 2012 году обещали эскизный проект, а дальше — техническое проектирование и моделирование всей системы на суперкомпьютерах. Отработка ядерного реактора как двигательной установки для ТЭМ — 2015 год.
Время от времени в печати проскальзывали отрывочные сведения о состоянии работ, а потом под предлогом режима секретности и они перестали появляться. Вновь об этой теме заговорили на уровне первых лиц «Роскосмоса» и «Росатома» летом-осенью 2020 года. И тогда же стало известно, что к проекту активным образом подключилось конструкторское бюро «Арсенал», расположенное в Петербурге и располагающее своей производственной базой.
В декабре 2020 года с «Арсеналом» заключён контракт на участие в проекте «Зевс-Нуклон». По сведениям из открытых источников, контракт оценен в 4, 2 миллиарда рублей и предусматривает создание аванпроекта, в котором должны быть учтены-интегрированы все наиболее значимые наработки, полученные в организациях «Росатома» и «Роскосмосе» в рамках общего проекта. Оговорено, что указанные в контракте работы предстоит завершить к июлю 2024 года.
Досье «РГ»
Конструкторского бюро «Арсенал» известно пилотными разработками в области космической техники с конца 60-х годов прошлого века. Именно здесь созданы космические аппараты радиолокационной разведки «УС-А» с ядерной энергоустановкой. Их летно-конструкторские испытания начались в 1973 году, а в 1975-м они приняты в эксплуатацию. Эта и другие успешно выполненные работы дали основание закрепить за КБ «Арсенал» статус головного предприятия по созданию космических комплексов наблюдения.
Источник
В России собран прототип ядерного космического буксира
За последние пару лет, мы привыкли, что в российской космонавтике происходит больше плохого, чем хорошего.
Срывы сроков, факты коррупции, неудачные проекты.
Но сегодня, пришла новость, которая перечеркивает неудачи всех прошлых лет- разработка космического буксира на ядерной силовой установке не только не остановилась, но уже сейчас в КБ «Арсенал» происходит сборка транспортно-энергетического модуля.
Публикация информации выглядит настоящим чудом еще и потому, что последняя новость о проекте гласила, что генеральный подрядчик в лице ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» провалил испытания, после чего Роскосмос расторг с ним контракт и передал проект на КБ «Арсенал».
На опубликованных фото видно, что специалисты проводят монтаж силовой установки, либо ее корпуса, а также осуществляют монтаж конструкции охладителей ядерного реактора или структуры похожей на нее, судя по первым представленным на МАКС-2019 концептам.
Не слишком понятно, с помощью какого носителя будет выведен на орбиту ЯЭДУ, поскольку судя по фото модуль имеет вовсе не маленькие габариты.
Возможно, для этих целей будет использована Ангара-А5В с несколько изменённым носовым обтекателем.
Проект транспортно-энергетического модуля ТЭМ с ядерной энергодвигательной установкой мегаваттного класса ( ЯЭДУ ) – вещь уникальная. Причем уникальная не только для России, но и для мира.
И это не просто громкие слова. ТЭМ для передвижения в космосе использует не традиционный химический, а связку из не менее чем 30 тяжелых плазменных двигателей высокой мощности и тягой более чем в 3 Н каждый.
Конечно, на фоне керосинового РД-171 с тягой в 7257000 Н, мощность в 3 Н выглядит смешно, но лишь на первый взгляд.
Дело в том, что плазменные электроракетные двигатели имеют значительно большую скорость истечения рабочего тела по сравнению со своими химическими аналогами, вплоть до 200 000 м/c, что при равномерной работе такого двигателя позволяет разгонять аппарат до недостижимых ранее скоростей.
К примеру, сейчас полет на Марс занимает не менее 6 месяцев, тогда как ЯЭДУ будет в состоянии проделать этот путь всего за 1,5 мес .
Насколько известно автору, сегодня такими проектами занимаются всего лишь в двух странах- России и КНР. Китай в этом списке оказался скорее случайно после серии шпионских скандалов, связанных с передачей технологий из России.
Кстати, как вы можете заметить публикуемые фото и тут имеют водяные знаки в виде иероглифов.
Так, что проигрывая гонку в области создания новых носителей, мы уже в это десятилетие можем буквально перепрыгнуть через голову и произвести революцию в космонавтике.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉
Источник
Российский ядерный буксир для покорения космоса обойдется в 4,2 млрд
Россия планирует потратить на разработку космического ядерного буксира 4,2 миллиарда рублей. Об этом говорится в материалах Роскосмоса, размещенных на сайте госзакупок.
На эти средства предполагается разработать аванпроект по созданию космического комплекса, который будет использовать транспортно-энергетический модуль с ядерной установкой.
Предполагается, что буксир позволит отправлять тяжелые корабли к отдаленным планетам Солнечной системы или за ее пределы. Как сообщает РИА Новости, сейчас специалисты предприятий Роскосмоса занимаются транспортно-энергетическим модулем на основе ядерной электродвигательной установки мегаваттного класса.
На космодроме Восточный планируется возвести технический комплекс для подготовки спутников с ТЭМ.
Напомним, макет ядерного буксира был впервые представлен в ходе Международного авиакосмического салона «МАКС-2019».
Первый заместитель гендиректора Роскосмоса Юрий Урличич говорил, что буксир является одним из самых амбициозных проектов в мире. Этот транспортно-энергетический модуль сможет изменять траекторию, используя энергию «ядерной батарейки», что особенно актуально для межорбитальных и межпланетных перелетов.
Чтобы создать подобную технологию, пришлось решать огромное количество научно-технических и технологических задач, включая создание высокотемпературных систем сброса тепла в космическом пространстве, систем преобразования энергии, электроплазменных двигателей больших мощностей, высокотемпературных элементов и материалов.
Источник
Россия начала разработку ядерного буксира «Нуклон»
Россия начала разработку ядерного буксира «Нуклон» для полетов в дальний космос, «Роскосмос» и КБ «Арсенал» заключили контракт, сообщается на сайте госзакупок 11 декабря.
«Предмет контракта — разработка аванпроекта по созданию космического комплекса с транспортно-энергетическим модулем на основе ядерной энергетической установки, шифр ОКР — «Нуклон-АП», — указано в документах.
Стоимость заключенного накануне контракта составляет более 4,17 млрд рублей. Планируется, что он будет исполнен 28 июля 2024 года.
Ядерный буксир «Нуклон» будет использоваться при полетах в дальний космос. В 2030 году он должен отправиться в длительный полет для изучения сразу трех небесных тел: сначала аппарат состыкуется с модулем полезной нагрузки, затем будет отправлен на Луну, далее — на Венеру и оттуда к одному из спутников Юпитера.
По словам исполнительного директора «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александра Блошенко, конструкция буксира будет представлять собой транспортно-энергетический модуль с открытой архитектурой.
Его главные особенности — способность автономно вырабатывать энергию за счет ядерного реактора мегаваттного класса в течение длительного времени и возможность перевозить различные полезные нагрузки, передает ТАСС.
О подписании контракта до конца 2020 года сообщалось еще в сентябре. Первая миссия «Нуклона» запланирована на 2030 год.
Источник
Россия потратит более ₽4 млрд на разработку космического ядерного буксира
«Роскосмос» потратит 4,2 млрд руб. на разработку космического буксира с ядерным двигателем. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на документы госкорпорации на сайте госзакупок.
Речь идет об аванпроекте по созданию космического комплекса с транспортно-энергетическим модулем на основе ядерной энергетической установки в рамках опытно-конструкторской работы «Нуклон». Ядерный буксир предполагается использовать для полетов к другим планетам Солнечной системы.
Сейчас на предприятиях «Роскосмоса» идет создание транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) на основе ядерной силовой установки мегаваттного класса. В августе прошлого года госкорпорация сообщала, что разработала конструкторскую документацию и провела испытания составных частей макета ТЭМ.
Годом ранее прошли наземные испытания системы охлаждения ядерной энергодвигательной установки. После этого научный руководитель Исследовательского центра имени Келдыша Анатолий Коротеев сообщал, что специалисты готовятся к испытаниям в открытом космосе.
В июле 2020 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказал, что для полетов к другим планетам Солнечной системы России необходимо создать ионные двигатели.
Он отметил, что подобные проекты очень сложны, но реализовать их придется. Говоря о сроках создания ядерных энергоустановок для космических кораблей, Рогозин сообщил, что речь идет о «весьма далеком будущем».
В августе 2019 года президент США Дональд Трамп подписал меморандум о разработке космических ядерных систем, которые расширят возможности по исследованию космического пространства.
Источник