Страна восходящего солнца. Коллективная работа изображения японки в национальном костюме.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
В первой части конспекта раскрывается культура японии,далее подроный разбор разнооразия костюмов и поэтапное его изображение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_iskusstvu_izo.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока изобразительного искусства для 4 класса
по программе Б. Неменского
Буртакова Наталья Евгеньевна
Учитель начальных классов
МБОУ « Высокогорская СОШ №2»
Тема урока: Страна восходящего солнца. Коллективная работа изображения японки в национальном костюме.
Цель урока: познакомить учащихся с национальным костюмом — кимоно. Как он выглядит и как выглядят сами японские женщины.
Обучать: отображать технику характер натуры, учить учащихся умению подбирать цвета, умению анализировать и сравнивать.
Воспитывать: способствовать нравственному, эстетическому воспитанию чувства любви к культуре Японии. Воспитывать интерес к собственному искусству воспитывать самостоятельность, усидчивость и внимательность. Воспитывать чувства коллективизма.
Развивать: творческое изображение, развивать фантазию, образное мышление пространственное изображение развивать моторику рук, познавательный интерес, вкус, наблюдательность и углубленное художественное творческое мышление.
Задание: Изображение японских женщин в национальной одежде.
Оборудование для учителя: журнал «Вокруг света», рисунки японских женщин, картинки, презентация
Для учащихся: альбом, краски, кисти, карандаш, баночка с водой, учебник для 4 класса «Каждый народ художник».
-Сегодня мы отправимся в новое увлекательное путешествие.
Сейчас вам предстоит подумать и сказать о каком государстве у нас на уроке пойдёт речь и куда нам предстоит отправиться в заочное путешествие?
Подумайте и скажите, о каком государстве у нас пойдёт речь.
— Это государство наш « сосед», граница проходит по Тихому океану, государство находится на группе островов. Догадались, о каком государстве идёт речь? (ответы детей: Япония).(слайд 2)
— Давайте разделим это слово на слоги.
Япония, Я-по-ни-я 4 слога, в 1 слоге и в 3 слоге нужно запомнить гласные.
-Подберите однокоренные слова и выделите корень: японочка, японец, японка ( корень — япон )
-Посмотрите на глобус, где находится это государство.
Японию называют страной восходящего солнца. На государственном флаге его изображено солнце — большой красный круг, на белом фоне. Белый цвет символ чистоты.(слайд 3)
Столица-город Токио. Площадь(S) 372 000 квадратных километра,61 в мире,в России-17 075 400.( слайд4,5)
Население 127 390 000 человека- 10 в мире, для сравнения в России 141 927 000 человека.
Официальный язык — японский
Выход к морям и океанам
Тихий океан, Восточно-Китайское, Охотское, Японское моря
Япония — это загадочная и прекрасная страна на востоке, которая восхищает и удивляет. Это страна, где пересекаются будущее и настоящее, где гармонично сочетаются высокие технологии и древние традиции. Трудолюбивые, гениальные люди создали высоко цивилизованное государство, непохожее ни на одно другое в мире. Но в то же время они не забыли своих предков и не потеряли связь с природой. В каменных джунглях Токио как оазисы перед глазами появляются восхитительные японские сады — уголки природы, таящие в себе умиротворение и спокойствие. Запахи растений и мхов, едва слышные журчание ручья и шелест листьев переносят в другую реальность, отвлекая от суматохи современного мира. В глубине сада можно разглядеть небольшой храм, мимо которого мелкими шажками ступает женщина в кимоно, а перед храмом молодой бизнесмен в строгом черном костюме отрешенно молится о чем-то своем…
Внутренний мир этой страны невозможно постичь, но можно полюбить его. Японцы издревле боготворят свою природу, многие традиционные праздники связаны со сменой времен года или природными явлениями. Столетиями поэты воспевают цветение сакуры весной, неповторимую красоту летних цветов, багряные листья кленов осенью и бриллиантовое мерцание снежинок зимой. (слайд 6,7)
Неоспоримым идолом в Японии считается священная гора Фудзи. Ни одна фотография не передаст тех чувств, которые испытываешь, глядя на ее величие. А покорив вершину Фудзи, можно по праву сказать, что жизнь прожита не зря. ( Слайд 8)
К югу от священной горы расположена древняя столица Японии — Киото. Многие люди стремятся в Киото, чтобы постичь тайну Сада камней, загадать заветное желание в Храме воды и полюбоваться неземной красотой Золотого павильона.
Невозможно охватить все, что достойно внимания путешественника в Японии, ведь ее природа и культура настолько богаты и разнообразны, а жизнь японцев одновременно и близка, и так далека от нашей. Приезжайте в Японию, чтобы наполнить свою жизнь новой неповторимой гаммой чувств и эмоций.
В Японии очень много гор. Горные реки и ручейки мчатся с вершин к морю. Там нет препятствий свободным ветрам, они мчатся между вершин и деревьями. Их стволы, ветви и корни причудливо извиваются, они корявы, но очень красивы. Там очень влажно и часто из-за этого бывают туманы. Поэтому очень часто, когда они изображают пейзаж, на первом плане они рисуют детали подробно, а все что на втором плане изображают светлые расплывчатые силуэты гор. ( Слайд 9)
Япония страна традиций. В этой стране, как ни в какой другой их очень много, к примеру – почитание старших, большая любовь к детям, 3 марта праздник девочек, 5 мая праздник мальчиков. Бережное отношение к окружающей среде. (Слайд 10)
Искусство составления букетов из цветов и веток в вазах. Называется это творчество — икебана. (Слайд 11)
Выращивание карликовых деревьев – бонсай. (слайд 12,13)
Весной все идут любоваться цветение дикой вишни – сакура, летом– ирисов, а осенью хризантем и клёнов.
Но один самый любопытный праздник цветение сакуры. Розовые соцветия превращают деревце в кудрявые благоухающие облака. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась в струях ветра, они опадают, не желая поскупиться своей красотой. Это праздник весны и молодости.
Главная хозяйка дома, конечно, женщина, она же и главное украшение. Одежда японок – кимоно. Это прямой халат с уложенным в бант на спине широким поясом и с широкими рукавами. Шьется по единому образцу, который вошел в обиход за много веков до появления готового стандартного платья. Полы кимоно не застёгиваются, а запахиваются, длина всегда имеет большой запас, так, что надевая кимоно, японка всякий раз как бы заново подгоняя его на себе. Покрой сложился в 7 веке, и вот уже 14 веков прошло, он не лишился своих свободных линий. Однако даже в современном виде кимоно обличает женскую фигуру, не для того, чтобы выявить, а для того, чтобы скрыть естественное очертание фигуры. ( Слайд 14)
Широкий пояс с бантом на спине носится выше талии, делая японку плоской спереди и горбатой сзади. Не только внешний облик, но и поведение японской женщины резко меняется в зависимости от такого, в чем она одета. В кимоно она всегда строго следует старинному этикету. Вместо башмаков носят только подошвы, сплетенные из соломы которые придерживаются ремешками, надетыми на большой палец. (Слайд 15)
Одним из символов Японии считается кимоно – традиционная просторная одежда, напоминающая халат с длинными рукавами, на изготовление которого идет 9 метров ткани.
Традиция носить эту одежду возникла ещё в глубокой древности, и одевали её как мужчины, так и женщины. Сейчас увидеть японского мужчину в кимоно — большая редкость.
Существует много разновидностей кимоно: женские, мужские, для мальчиков, для девочек, для новорождённых малышей, верхние, нижние, домашние, визитные, официальные, летние, парадные, спальные, курортные и другие. Каждая из них имеет своё название, зависящее от типа кимоно, формата росписи, ткани и др. Основой кимоно служили континентальные наряды (Корея, Китай, Монголия), заимствованные и приспособленные к специфическому японскому климату и стилю жизни.
Кимоно, в привычном виде появилось ещё в XIII в., а фактический наряд и способ его ношения не меняются с начала XIX в. Кимоно не принято надевать на тело, нужно несколько раз обернуться вокруг него. Эта одежда плотно оборачивает тело с ног до головы, считается, что это воспитывает в человеке смирение и покорность. Длинная юбка без разреза, широкие рукава и туго затянутый пояс, полностью меняют движения человека. Они становятся мягкими, неторопливыми, что создаёт ощущение спокойствия и уверенности в себе.
Японский традиционный костюм считается одним из самых красивых в мире. Японка, одетая в кимоно — это очаровательное и изысканное зрелище, от которого невозможно отвести взгляд. Для японцев кимоно значит очень много. Оно позволяет женщине в любом возрасте проявить внутреннюю красоту и утончённость. Японцы считают, что женщина с годами обретает особую красоту, такую, которой не бывает в молодости. В 20 лет — это великолепие, в 30 — скромность, а в 40 лет – это изящество. Это позволяет человеку, проживая жизнь, приобретать мудрость, без ощущения того, что он что-то теряет.
Не всем японкам подходит западный стиль одежды. Маленький рост, крупная голова, маленькая грудь, узкие бёдра при широкой талии и короткие ноги плохо сочетаются с пропорциями западной моды. Зато кимоно отлично подходит к такой фигуре, делая женщину похожей на фарфоровую статуэтку. Молодая японка в кимоно вызывает восхищение у окружающих, так как она утончённа, грациозна и загадочна. А японка в зрелом возрасте достойна уважения за благородную осанку и изящество.
Особое значение в кимоно имеет пояс. Согласно японским представлениям душа человека находится в животе, поэтому обладателей больших животов в Японии принято считать великодушными. Мужчины всегда носили оружие у пояса. К поясу с помощью разных фигурок и шнурков прикрепляли кошельки, всевозможные курительные принадлежности и коробочки с лекарствами.
В женском кимоно пояс оби вообще считается главным украшением. Он обычно выполняется из дорогих шёлковых тканей светлых ярких тонов и часто стоит в несколько раз дороже самого кимоно. Пояс многократно оборачивается вокруг талии и завязывается узлом. Существует около пятисот типов узлов. Узлы фиксируют пожелания здоровья, счастья, успехов, являются знаками любви и дружбы. К поясу прикрепляют драгоценные подарки, за верхний край прячут веер.
Разумеется, к кимоно подходит далеко не вся обувь (про современную речи и быть не может), поэтому японцы до сих пор носят традиционные гэта или дзори.
Расцветка женских кимоно зависит от вкуса, настроения, времени года и случая, по которому оно надевается, и конечно, от материального достатка. Большая часть орнаментов взята из традиционных сюжетов четырёх времён года. Рисунок на кимоно может рассказать целую историю, например, изображение танцующих или летящих журавлей — это послание удачи и долгой жизни. Рисуя на ткани бабочек, японцы желают счастья, а птицы, слетающиеся на цветы, изящно намекают на интимность отношений. Опадающие весной цветы вишни символизируют недолговечность и изменчивость жизни, а долго цветущие хризантемы, наоборот, о долголетии. В начале XVII века популярным был мотив цветущих пионов, символизирующих знатного, благородного, знаменитого человека.
И только кимоно для невесты утикакэ, остаётся белым. До церемонии бракосочетания невеста всегда одета в белые одежды с вытканным изображением журавлей, символов счастья, или гирляндами символических цветов.
Сегодня на улицах Токио японки в кимоно встречаются крайне редко. В современной Японии традиционная одежда востребована только в национальные праздники, свадьбы, официальные встречи и приёмы, новый год или похороны, окончание школы или университета. Женщины носят кимоно, когда принимают участие в чайной церемонии или составлении икебаны. Помимо этого, кимоно является повседневной одеждой для женщин, профессионально занятых в традиционных сферах: гейш, актрис национальных театров, и тех, кто работает в гостиницах рёкан и увеселительных заведениях в японском стиле.
Притягательная сила кимоно кроется в уникальном силуэте и красоте мерцающих тканей. Простота кроя кимоно соседствует с фантастической сложностью узоров, жёсткие правила одевания — с изысканной живописностью, а статичность формы — с динамичностью летящих рукавов. Не одна страна не может похвастаться таким волшебным национальным костюмом, как Япония.
Головы украшали гирляндами изящно свитых цветов аира, сакуры — вишни, вьюнка, мальвы, бузины. Популярны были хризантемы.( слайд 16, 17. 18, 19)
Но самым распространенным украшением причесок были гребни и шпильки. Их делали из сандалового дерева, панциря черепахи, слоновой кости, богато инкрустировали жемчугом и перламутром. Каждая шпилька или гребень становился настоящим произведением искусства. Поверхность изделия покрывалась лаками, тщательно шлифовалась, расписывалась.
Косметику употребляли все японцы. Этикет императорского двора обязывал всех придворных являться на приемы набеленными и нарумяненными. Иногда дамы так злоупотребляли белилами, что их лица казались масками. Губы, в отличие от европейцев, японки подкрашивали зеленой краской.
Прическа японок напоминает высокие черные волны, украшенные различными цветами. Голова напоминает склонившийся от тяжести бутон цветка. Но особо выделяется лицо. Лицо имеет правильную овальную форму, его специально мазали в белый цвет. Глаза как маленькие рыбки и ещё такой разрез глаз называют миндалевидными, сравнивая с орехами — миндалем, рот маленький, похож на лепесток розы, а высоко поднятые брови – говорят о чуткости.
4.Показ учителя на доске рисования ветви сакуры и японки в национальном костюме.
5.Показ учителем работы в цвете.
6. Сегодня вы будете работать в группах. Вы распределите работу в парах.
Сейчас вы превращаетесь в маленьких мастеров из далёкой Японии. Вам предстоит нарисовать картину. На своей картине вы должны изобразить сад из цветущих японских вишен — сакуры, в саду гуляющую женщину — японку.
-Давайте повторим, как вы будете изображать: лицо, причёску, платье, сакуру, ветки, стволы деревьев (сакуру дети изображают при помощи штампов изготовленных из картофеля учителем до урока заранее).
Источник
Презентация по ИЗО «Страна восходящего солнца. Японский костюм»
Описание разработки
Урок разработан по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Может быть проведен в пятом классе для того, чтобы сформировать познавательный интерес пятиклассников к декоративно — прикладному искусству Японии. Акцент делается на японский женский и мужской костюм. Практические работы можно выполнить в разделе «Декор. Человек, общество, время. ». Материалы урока можно также использовать в системе дополнительного образования, кружковой работе по теме «Батик. Роспись по ткани».
Цель урока В смешанной технике изобразить японский женский или мужской костюм
Задачи
— сформировать познавательный интерес к декоративно — прикладному искусству Японии;
— дать представление о культуре Японии;
— познакомить с японским женским и мужским костюмом;
— воспитывать нравственно — эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры;
— формировать навыки работы с различными материалами.
Тип урока Комбинированный
Форма урока Беседа, практическая работа
Используемые технологии:
Используемые методы:
Оборудование и материалы
· мультимедийная презентация;(Приложение 1)
· Репродукции из коллекции японской средневековой живописи Государственного музея искусства народов Востока;
· Музыкальный ряд – японские национальные мелодии;
· Схема пошагового выполнения японского костюма
Ход урока
1. Организационная часть – 1 — 2 мин.
Проверка готовности класса к уроку и эмоционального настроения учащихся.
2. Введение темы урока– 5 — 6 мин.
Звучит национальная японская мелодия
Учитель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна?
Учитель: Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других и подробнее остановимся на японском костюме. (презентация, слайд 1)
Слайд 2. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца».
Слайд 3. Государственный флаг Японии — символ восходящего солнца, столица — город Токио, здесь проживает 8 миллионов жителей.
Слайд 4. Символ единства нации — император. Реальной властью обладает премьер — министр Японии.
Слайд 5. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Японские религии: синтоизм, буддизм, даосизм
Слайд 6. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).
Слайд 7. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония.
3. Изучение нового материала – 10 – 12 мин
Слайд 8. Основа японского национального костюма — кимоно. Шили кимоно из четырех прямоугольных кусков ткани. Длина рукава позволяла прятать в них веера, носовые платки, косметику. Одежду с короткими рукавами носили мужчины. Кимоно изготавливалось очень просторным, лишнюю ширину убирали в складки, которые специальным образом фиксировались.
Слайд 9. Поверх женского кимоно повязывали пояс оби, изготовлявшийся из плотной ткани. Оби сзади укладывали в форме банта. Женское кимоно расписывали или вышивали уже после того, как оно было сшито. Орнамент мог быть геометрическим, растительным , могли также изображаться пейзажи и жанровые сцены. Это зависело от эпохи и моды.
Слайд 10. Мужской костюм выглядел более строго, но был так же элегантен, как и женский. Он изготавливался из темных однотонных тканей, украшался неширокой вышивкой.
Слайд 11. Мужская и женская обувь называется гэта. Она представляет собой деревянную подошву, которая удерживается на ногах специальными ремешками. Гэта бывают различной формы и высоты. Перед тем как их обуть, японцы надевали специальные белые носки, у которых большой палец был отделен от остальных.
Слайд 12. Головные уборы надевали редко. Японские императоры носили шапочки из черного шелка круглой формы. Шляпы из тростника, бамбука или соломки носили и мужчины, и женщины.
Слайд 13. Мужские прически делали из полудлинных волос, поднятых вверх в виде небольших башенок Распространенной среди знати была прическа, которую носили самураи. Мужчины брили теменную часть, а волосы с висков и затылка поднимали вверх и свертывали жгутом, который пропускали сквозь специальный футляр. Молодые мужчины брили лица, и только в старости японцы отпускали усы и бороду.
Слайд 14. Женские прически по форме напоминали экзотические цветы. Для устойчивости в высокую прическу подкладывали валики. Законченную прическу покрывали маслом или воском, чтобы волосы держали форму и блестели. Украшали прически гребнями, шпильками, гирляндами цветов. С каноническим представлением о женской красоте можно познакомиться, рассматривая работы знаменитого японского художника Утамаро (1753–1806) На одевание и макияж знатные японские женщины тратили много времени, потому что их одежда и внешность определялись строгими правилами этикета.
4. Физминутка – 1 — 2 минуты
Выполняем упражнения «Зарядка для глаз»
5. Практическая работа – 20 – 25 мин.
Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит нелегкая задача — изобразить японский женский или мужской костюм. Но мы будем не просто рисовать его на бумаге, а попробуем совместить рисование и работу с тканью. На урок вы все принесли кроме цветных карандашей и фломастеров еще и клей, ножницы, кусочки ткани. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию, вымысел и умение работать.
Параллельно с объяснением этапов работы учитель показывает на доске последовательность изображения костюма
Последовательность выполнения работы:
В первую очередь вам необходимо нарисовать в альбоме, расположив его вертикально, эскиз будущего костюма японца или японки. Начинаем рисование примерно на середине, следим, чтобы японец или японка занимали примерно 2/3 части листа.
1. Начинаем рисование с головы, намечаем очертания тела, помня о правиле «восемь голов». Слайд 16.
2. Прорисовываем кимоно, пояс оби, обувь гэта.
3. Рисуем лицо, прическу или головной убор. Слайд 17.
4. По желанию дорисуем зонтик или веер в руках.
5. Теперь нам необходимо , (не забывая о технике безопасности при работе с ножницами) вырезать отверстия в тех местах, где будет расположено кимоно. Главное — делать отверстие для ножниц не с краю листа, а в центре вырезаемого элемента. Пояс оби — не вырезаем! Слайд 18
6. Теперь с изнаночной стороны при помощи клея приклеиваем кусочки принесенной ткани. Слайд 19
7. Перевернув на лицевую сторону, рисуем окружающий японца или японку пейзаж — выбираем — Фудзияма, цветущая сакура и т. п.
8. Цветными карандашами и фломастерами раскрашиваем лицо, ноги, кисти рук, пейзаж.
7. Осталось приклеить с обратной стороны еще один альбомный лист, чтобы работа выглядела эстетично. Слайд 20
В ходе выполнения задания оказываю индивидуальную помощь учащимся.
6. Итог урока, релаксация — 1 — 2 мин.
Экспресс — выставка “Наши кимоно ” с защитой работ. Ребята коротко рассказывают, чем их заинтересовал японский костюм.
Слайд 21. Вопросы:
1. Назовите, как японцы называют свою страну? («Ниппон»)
2. Столица страны «восходящего солнца» (Токио)
3. Как называется пояс, который повязывали поверх женского кимоно? (Оби)
4. Как называется традиционная японская обувь? (Гэта)
Домашнее задание: Найти репродукции работ знаменитого японского художника Утамаро
Список использованной литературы.
1. Искусство стран Востока: Кн. для учащихся ст. классов /А. Н. Анисимов, Л. Н. Гумилёв, А. Н. Желоховцев и др. ; Сост. Д. Б. Пюрвеев, В. И. Скурлатов; Под редакцией Р. С. Васильковского. — М. : Просвещение, 1986. — 303с. , 16л. Ил. :
2. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия для школьника /Сост. А. А. Воротников; Художник А. А. Щуплецов. — Мн. : ТОО “Харсвет”, 1996. — с. 375.
3. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно — прикладное искусство в жизни человека»/Сост. Т. Б. Сапожникова, О. А. Коблова;М. :Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
4. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учебник для 4 класса начальной школы. М. : Просвещение, 2006, 158 с.
Источник