Цукуёми
Цукуёми ( 月読 ), в японской мифологии и религии синто – бог Луны и ночи, рожденный от воды, омывшей его правый глаз Идзанаги. Цукуёми был вторым из «трех благородных детей», рожденных богом Идзанаги-но-Микото. После сотворения японских островов и побега из царства мёртвых, чудом вырвавшись из лап своей разъяренной жены Идзанами, Идзанаги стал очищать себя от грехов во время купания.
Во время очищения родилось три великих божества: от капель воды, которой Идзанаги омыл левый глаз, появилась богиня солнца Аматэрасу, от воды, омывшей его правый глаз, – бог ночи и луны Цукуёми, а от воды, омывшей нос Идзанаги, – бог ветра и водных просторов Сусаноо. Существует также мифотворческая версия, что Цукуёми появился на свет, выйдя из зеркала из белой меди, которое Идзанаги держал в правой руке.
Идзанаги распределил между ними свои владения: Аматэрасу получила равнину высокого неба, Цукуёми – царство ночи, а Сусаноо – равнину моря. Согласно «Нихонги» Цукуёми разозлил Аматэрасу, когда он убил богиню пищи Укэмути-но. Однажды Аматэрасу послала Цукуёми представлять ее на пиру, устроенном Укэмути-но. Богиня сотворила пищу таким образом: повернулась лицом к морю и отрыгнула рыбу, затем повернулась к горам и отрыгнула дичь, и повернувшись к полям и отрыгнула комья варёного риса. Уложив всё это на множество подносов, Укэмути-но Ками поднесла еду Цукуёми.
Однако тот, не прикоснулся к подношению, потому что по его мнению эта пища была нечистой и отвратительной. Разгневавшись Цукуёми обнажил меч и убил Укэмути-но Ками. Вскоре Аматэрасу узнала, что произошло, и она была так зла, что отказалась когда-либо встречаться с Цукуёми, навсегда переместившись в другую часть неба. В японской мифологии – это причина того, что день и ночь сменяют друг друга и никогда не встречаются. Существует также мифотворческая версия, что это Сусаноо убил Укэмути-но Ками.
Источник
Цукиёми
Цукиёми (яп. 月读 или ツキヨミ ? ) или Цукуёми (яп. ツクヨミ ? ) , также Цукуёми-но-микото (яп. 月読命 или 月读尊 ? ) , Цукуёми-но-ками, также встречается в мифологии как божество женского пола по имени Цукиёмо [1] — бог луны в синтоизме, управляющий ночью, приливами и отливами. Наряду с Аматэрасу и Сусаноо является потомком Идзанаги.
Содержание
Этимология имени
Считается, что имя Цукиёми происходит от слов «цуки» (луна) и «ёми» (чтение, счёт) [2] . По версии польского японоведа Веслава Котаньски [3] имя Цукуёми-но-микото объясняется, как Дух, призывающий Луну, что отражает силы этого божества, которое каждую ночь призывает луну, путешествуя по ночному небу. Однако это имя имеет и другие толкования — например Сияющий бог Луны, которое было отвергнуто профессором Котаньски из-за отсутствия в подобном толковании имени динамичных качеств, характерных для имён японских божеств. Ещё один вариант имени божества, Дух пребывающей Луны рассматривался Веславом Котаньски весьма правдоподобным, но польский профессор отверг этот вариант, основываясь на том, что, столь древнее имя божества вряд ли содержало данные о передовой системе счёта [3] .
Существуют гипотезы происхождения «ёми» от слова «Ёми» (страна мёртвых) [4] , от слов «ё ми» (видимый ночью), путём слияния слов «Лунная ночь» (цукиё) и «смотреть» (миру), а в одном случае имя записано как Цукуюми — через иероглиф «юми» ( 弓 ) (лук для стрельбы). По поводу «сферы деятельности» бога тоже существуют разночтения: в «Кодзики» указано, что он управляет ночью, в «Нихонги» — морем [2] .
Мифы, связанные с Цукуёми
Появление
Согласно «Кодзики» Цукёми появился после омовения Идзанаги из капель воды, которой Идзанаги омыл свой правый глаз во время ритуала очищения, совершаемого им после спасения из Страны Тьмы, куда последовал за своей женой Идзанами. В альтернативной версии этой истории Цукуёми появился уже от зеркала из белой меди, которое в правой руке держал Идзанаги. По версии «Нихон сёки» бог Луны появился вскоре после формирования Японских островов и был одним из первых ками, рождённых в результате союза Идзанаги и Идзанами. Цукуёми являлся одним из трёх драгоценных детей, братом Аматэрасу и Сусаноо.
Убийство Укэмоти
После восхождения по небесной лестнице Цукуёми-но-Микото жил на небесах, также известных как Такамагахара. Согласно легендам, Цукиёми обитал в небесном дворце вместе со своей сестрой, солнечной богиней Аматэрасу. В отличие от Сусаноо он никогда не оспаривал права сестры на правление на равнине Высокого Неба. Однажды она послала его на землю к богине Укэмоти. Та угостила его едой, которую извергла изо рта. Это показалось Цукиёми отвратительным, и он убил Укэмоти. Аматэрасу, узнав об этом, разгневалась и прогнала Цукиёми подальше от себя, в другой дворец. С тех пор солнце и луна оказались разделены: солнце светит днём, луна — ночью [5] . В более поздних версиях мифа Укэмоти убивает Сусаноо.
По версии Веслава Котаньски в этом мифе богиня Солнца пыталась найти повод для того, что-бы заставить Цукуёми покинуть равнину Небес вслед за другим братом и спровоцировала его на совершение преступления. Аматэрасу хорошо знала практики Укэмоти, которые были столь противны, что в любом случае бы вызвали взрыв негодования бога Луны. Убийство божественной хозяйки было хорошим поводом для Аматэрасу расстаться со своим братом, который подозревался сестрой как ещё один потенциальный конкурент в борьбе за власть над Вселенной [3] [6] .
Поклонение
Цукуёми почитается в нескольких синтоистских храмах, в частности, в комплексе Исэ-дзингу ему посвящено два храма:
- Цукуёми-но-мия во внешнем храме Гэкю Миядзири-тё в городе Исэ префектуры Миэ, являющийся одним из нескольких меньших святилищ, которое находится за пределами комплекса храмов Исэ дзингу. Внешний Храм посвящён богине Укэмоти (Тоёукэ бимэ), а так как бог Луны является одним из символов, тесно связанных с мифом о Укэмоти, то и ему посвящено одно из святилищ.
- Цукуёми-но-мия во внутреннем храме Найку Накамура-тё в городе Исэ префектуры Миэ является одним из нескольких меньших кумирен, находящихся внутри комплекса храмов Исэ Дзингу. Внутренние святилища посвящены богине Аматэрасу, а так Цукуёми является её братом, то у него также есть святилище в этом месте.
Также в Киото есть храм Цукуёми-дзиндзя, посвящённый этому божеству Луны [2] .
В популярной культуре
- В манге и аниме «Наруто» в честь Цукуёми названа одна из техник мангэкё сярингана.
- В манге One-shot в разделе «Цукуёми» показаны японские мифы о богах [7] .
- В манге Tsukuyomi группа людей, способных видеть следы погибших людей, носит имя японского бога Луны [8] .
- В аниме и манге Tsukuyomi: Moon Phase, показана история японцев, которые во время поездки в Германию стали вампирами [9] .
- В манге и аниме Negima!: Magister Negi Magi Цукуёми является одной из трёх наёмников, нанятых Тигусой Амагасаки[10] .
Примечания
- ↑Jeremy RobertsJapanese Mythology A to Z (англ.) . Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012.
- ↑ 123Mizue MoriTsukuyomi (англ.) . Encyclopedia of Shinto. Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012.Проверено 1 декабря 2011.
- ↑ 123Wiesław KotańskiJapońskie opowieści o bogach (польск.) . Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012.
- ↑Akiko Okuda, Haruko Okano Women and religion in Japan. — Otto Harrassowitz Verlag, 1998. — С. 55—56. — 204 с. — ISBN 9783447040143
- ↑ Traditional Japanese Literature: An Anthology, Beginnings to 1600. — Columbia University Press, 2008. — С. 46. — 1255 с. — ISBN 9780231136976
- ↑Agnieszka Kozyra Mitologia Japońska. — Варшава: Wydawnictwo Szkolne PWN, 2011. — ISBN 978-83-262-1002-0
- ↑Tsukuyomi (One Shot) (англ.) . Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012.Проверено 22 мая 2012.
- ↑Tsukuyomi (англ.) . myanimelist.net. Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012.Проверено 22 мая 2012.
- ↑Tsukuyomi: Moon Phase (англ.) . myanimelist.net. Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012.Проверено 22 мая 2012.
- ↑Tsukuyomi (англ.) . myanimelist.net. Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012.Проверено 22 мая 2012.
Японская мифология и фольклор | |
---|---|
Источники по мифологии | Кодзики · Нихон сёки · Сёку нихонги · Синтосю |
Боги | Идзанами · Идзанаги · Аматэрасу · Цукиёми · Сусаноо · Окунинуси · Амэ-но-Удзумэ · Инари · Семь богов счастья · Эмма · Ниниги · Хоори |
Священные и легендарные места | Гора Хиэй · Гора Фудзи · Идзумо-тайся · Рюгу-дзё · Такамагахара · Ёми · Сандзу |
Легенды и герои | Урасима Таро · Кинтаро · Момотаро · Тамамо-но-Маэ |
Мифические и сказочные существа | Бакэнэко · Дракон · Ёкай (Ханъё) · Они · Каппа · Кицунэ · Тануки · Тэнгу · Юрэй (Онрё, Фунаюрэй) · Нуэ · Хитоцумэ-кодзо · Умибодзу |
Рассказы о необычных событиях | Отогидзоси · Кайдан (Ёцуя Кайдан · городские легенды) · Ханасака Дзидзи · Киёхимэ |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Цукиёми» в других словарях:
Удары (карате) — У этого термина существуют и другие значения, см. Удары. Удары в карате часть базовой техники карате[1]. Содержание 1 Удары руками 1.1 Виды ударов руками … Википедия
Список персонажей «Характеры-хранители» — Содержание 1 Главные персонажи 1.1 Аму Хинамори 1.2 С … Википедия
Техника дзюдо — (Кодокан дзюдо и других стилей) включает самые разнообразные приёмы: броски, болевые приёмы, удушения и удары. Не все приёмы разрешены в соревнованиях по спортивному дзюдо … Википедия
Гакт — в фильме MoonChild Полное имя Гакт Камуи Дата рождения 14 сентября 1973 Место рождения Окинава, Япония Страна … Википедия
Gackt — Gackt … Википедия
Honey and Clover — Рекламный постер аниме сериала «Honey and Clover» с официального сайта компании GENCO. ハチミツとクローバー Хатимицу то Куроба Мёд и Кле … Википедия
Список персонажей Shugo Chara — Содержание 1 Защитники Академии Сэйёё 1.1 Аму Хинамори … Википедия
Сяринган — (яп. 写輪眼?) во вселенной Наруто особый вид глаз, позволяющий видеть техники и предугадывать действия противника (додзюцу) Содержание 1 Типы сярингана … Википедия
Список серий аниме InuYasha — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/18 июля 2012. Пока процесс обсуждения … Википедия
Кабуто — Судзи кабуто Кабуто (яп. 兜, 冑) японский тип шлема. Имел, как правило, полусферическую форму, с присоединёнными пласт … Википедия
Источник
Японская мифология 20 главных богов Японии
Японская мифология Это одна из самых сложных систем верований, потому что она состоит из более чем 800 000 божеств, которые постоянно увеличиваются, закладывая основы синто (голос богов) или синто..
Мы говорим о второй наиболее влиятельной религии в восточной стране, в которой насчитывается около 108 миллионов верующих, которая превосходит только японский буддизм..
Синто прибудут в Японию от эмигрантов из Кореи и Монголии, которые будут смешиваться с коренными народами Японии, несмотря на то, что они тесно связаны с китайской цивилизацией. Большую часть их верований составляют автохтонные, буддийские традиции и популярные верования.
Из-за своих многочисленных божеств синтоизм является политеистической религией, которая не считает ни одно из них уникальным или преобладающим, однако в нем есть мифические повествования, объясняющие происхождение мира и человечества..
В отличие от других мифологий, таких как греческая или египетская, трудно определить, что японцы считают мифом, а что нет..
20 самых представительных богов Японии
1- Изанаги
Также известный как «первый мужчина», вместе со своей женой Идзанами он получил задание создать первую землю. В согласии другой Камис дал им копье, украшенное драгоценными камнями, известными как Аменонухоко (копье небес), которое было взволновано в океане и, в контакте с соленой водой, образовало остров Оногоро, где они решили обитать.
Когда они встретились, Изанами заговорила первой перед своим мужем, в результате чего ее первые двое детей, Хируко и Авашима, родились деформированными, поэтому их родители оставили их в море на лодке по течению. Оставленные первыми детьми не считаются камисами..
Идзанаги и его жена спрашивают у вышестоящего камина совета, который объясняет, что во время их первой встречи Идзанаги должен был поговорить первым, прежде чем его жена.
Позже, делая все правильно, из своего союза они создали больше островов, известных как Охоясима, которые соответствуют каждому из крупных островов, которые сегодня образуют Японию..
2- Изанами
Известные как «первая женщина», вместе со своим мужем они начинают размножаться многочисленными божествами. Тем не менее, она умирает во время рождения Кагацучи, огонь ками.
Изанаги с болью отправляется в путешествие в Йоми, страну мертвых, и среди темноты находит свою покойную жену и просит его вернуться вместе с ним. Изанами говорит ему, что уже слишком поздно, потому что теперь он является частью мира мертвых и невозможно вернуться к жизни.
Смирившись, человек принимает, но прежде чем вернуться на землю и пока Идзанами спит, он зажигает факел посреди тьмы Йоми. Имея свет, он понимает, что его жена уже не та красивая женщина, которой он был раньше, теперь он разлагающееся тело. Испуганный Идзанаги бежит, в то время как его разъяренная жена преследует его.
Человеку удается сбежать и прикрывает вход в Йоми большим камнем изнутри. Изанами кричит, что, если он не выпустит ее, она будет уничтожать 1000 человек каждый день. Он ответил, что тогда он даст 1,500 жизней, что приведет к смерти.
3- Кагацучи
Божество огня и сын Идзанаги и Идзанами во время его рождения вызывает ожоги в половых органах Идзанами, что приводит к его смерти. Злой, его отец убивает его мечом, и кровь и изуродованное тело его сына рождаются более ками.
Его тело разрезано на восемь частей, в нем живут восемь вулканов. Смерть Кагацути знаменует конец сотворения мира и начало смерти.
В японских верованиях ему поклоняются как богу огня и покровителю кузнецов. В настоящее время они отдают дань уважения в различных заповедниках Сидзуока, Киото и Симанэ..
4- Аматерасу
После его возвращения из Йоми Изанаги очищается, и, погружаясь в воду, чтобы помыться, создаются три из самых важных японских божеств, среди которых Аматэрасу, Ками Солнца, который считается предком директора королевской семьи императоров..
Говорят, что он родился от правого глаза Идзанаги, и что после его рождения его отец решил разделить землю, дав Аматерасу небо, а его брат Сусаноо — море и молнию. Тем не менее, этот акт привел к соперничеству братьев и сестер.
В момент гнева Сусаноо уничтожает рисовые поля своей сестры, из-за чего Аматерасу запирают в пещере. Без солнца Мир впадает в эпоху холода и тьмы, и пока поля умирают, другие ками решают организовать вечеринку у входа в пещеру, чтобы привлечь внимание Аматерасу..
Внешний шум привлек любопытство Аматерасу, который вышел и спросил, что это такое. Боги ответили, что это был новый ками, показывая ему свое отражение в зеркале. Аматерасу, который никогда раньше не видел ее отражения, увидел женщину, полную света и тепла. В этот момент он убежден вернуться на небеса и дать свет миру.
5- Сусаноо
Ками моря и штормов — третий сын, рожденный от лица Идзанаги, особенно от его носа. При столкновении со своей сестрой и в результате его заключения его судят другие ками и изгоняют с небес.
Изгнанный и отправленный в другой регион, сталкивается с грозной змеей с восемью головами и восемью хвостами, которые напугали место. Чтобы преодолеть его, создали восемь огромных дверей, которые прятали за ними огромное количество сакэ для питья змеи. Это была ловушка.
После нейтрализации Сусаноо порезал головы и хвосты, а внутри четвертого хвоста он обнаружил прекрасный меч, который он подарил своей сестре, восстанавливая свое место в небе..
6- Цукуёми
Он — ками Луны и второй из детей, рожденных от лица Идзанаги, особенно от его правого глаза. Когда ее отец решает разделить мир между ними, Цукуёми взбирается на небеса и берет на себя управление ночью, а ее сестра Аматерасу берет на себя управление днем..
Легенда гласит, что однажды его сестра послала его в качестве представителя перед богиней Уке Моти, чтобы почтить его присутствие. Богиня предложила ей вкусную еду, созданную из ее рта и носа, однако Цукуёми настолько разозлилась, что убила Уке Моти.
Узнав, что Аматэрасу в ярости больше не хочет видеть своего брата, с этого момента братья живут раздельно, чередуясь на небе, символом смены дня и ночи на небе..
7- Уке Моти
Это творческое божество флоры, фауны и пищи. Его смерть от рук Цукуёми дала человеку пищу, так как из его трупа родились пять злаков..
Из его глаз родилось рисовое семя, из его ушей, его проса, из его генитальной пшеницы, из его носа, окрашенных бобов и из его прямой сои, дающей пищу смертным.
8- Инари
Ками плодородия, риса, сельского хозяйства, промышленности и успеха в целом, иногда представлены как мужская фигура, а в других как женщины. Он часто использует белых лис в качестве своих посланников, поэтому он также иногда представлен в виде этого животного.
Инари — одно из самых популярных божеств в Японии, которое посвящает ей 32 000 храмов по всей стране..
9- О-Вата-Цу-Ми
Его название означает «Старик приливов» и выделяется среди большинства морских божеств. Он считается добрым ками, который по своему желанию контролирует воды и приливы, но позволяет смертным предсказывать свои движения..
Между его характеристиками подчеркивается, что он был рожден Идзанаги во время очищения, он доминирует над всеми живыми существами океана и, несмотря на то, что выглядит как старик, его истинная форма — это форма зеленого дракона, который живет в большом дворце в глубины моря.
10- Хатиман
Согласно синтоизму, он бог воинов-самураев, а также считается богом земледелия, счастья и мира. Ему присвоено звание защитника человеческой жизни, и его символизирует белый голубь.
Хотя его происхождение неизвестно, так как оно не встречается в рукописях Кодзики или Нихоншоки, со временем оно стало одним из важнейших ками.
11- Такемиказуч
Говорят, что он родился от крови, которую Кагацути пролил, когда его убили, что дало ему дар быть ками грома и меча. От его битвы с другим божеством, известным как Такеминаката, родился первый поединок сумо, известный спорт восточной страны..
Такемиказучи ответственен за подчинение сома или Намазу, создателя землетрясений.
12- намазу
Ками о землетрясениях, ответственных за движение земли и создание цунами. Он представлен в форме гигантского сома, который, как говорят, обитает на земле.
Такемиказучи является хранителем этого существа и держит его неподвижным, чтобы земля не двигалась. Однако, когда землетрясениями пренебрегают, они путешествуют по островам Японии..
13- Шинатобе
Книга «Кодзики», известная как «ками ветра», утверждает, что он является прямым сыном Идзанаги и Идзанами, в то время как Нихоншоки рассказывает, что он был рожден от обдува утреннего тумана Идзанами..
14- Инугами
Это существа, представленные в виде собак, которые выполняют задачу быть стражами. Мифы говорят, что для того, чтобы его создать, нужно было закопать собаку до шеи и положить еду впереди, не имея возможности ее достать.
При этом мастер утверждает, что страдание собаки не превышает его страдания, и после смерти собаки оно трансформируется в инугами. Говорят, что они окружены успехом и удачей.
15- Ама но Узуме
Это ками счастья, плодородия и танца. Она была одной из богинь, которым удалось удалить Аматерасу из пещеры, в которой она спряталась.
Ама но Узуме танцевала, пока ее одежда не была развязана, будучи обнаженной перед другими божествами, которые так смеялись, что привлекли внимание Аматерасу..
16- Эбису
Одним из первых детей Идзанами и Идзанаги считался ками процветания и богатства в бизнесе..
Ему также поклоняются рыбаки, поэтому он представлен как рыбак с типичной шляпой, удочкой в правой руке и крупной рыбой, которая представляет изобилие
Четыре священных зверя японской мифологии
17- Сузаку
Он имеет вид красного феникса, который представляет юг, лето и стихию огня. Это существо, как и другие священные звери, являются одними из тех, которых китайцы разделяют с японцами в своей мифологии.
18- Генбу
Это северный страж и обычно изображается в виде змеи, обвившейся вокруг черепахи. Это символ зимы и элемента земли.
19- Бякко
В переводе означает «белый свет» и обычно изображается как белый тигр, защищающий запад.
Он представляет осенний сезон и стихию воздуха. Когда он ревет, он привлекает штормы и бури
20- Сейрю
Это последний из защитников города Киото, это икона стихии воды и представлена в виде огромного синего дракона.
Он также имеет символику для весны и, как и предыдущие звери, он представлен в созвездиях китайской традиции.
Синтоизм и другие японские мифы
Синтоизм основан на поклонении ками, как они известны в регионе, или духам природы или более высоким уровням существования. Эта концепция включает в себя любую сверхъестественную силу, предков и людей, которые со временем приобрели квалификацию божеств, включая некоторые идеалы или ценности, которые символизируют абстрактную силу.
Японцы, как прямые потомки ками, обязаны жить в гармонии с богами, чтобы быть защищенными и благословенными ими. Точно так же японцы делают предложения, чтобы решить свои проблемы и недуги.
Японские мифы поддерживаются Кодзики и Нихонсоки, двумя старейшими сохранившимися книгами по истории Японии соответственно.
Кодзики рассказывает о создании вселенной и мира от рук ками, также содержит несколько мифов, легенд и рассказывает о появлении первых императоров, цифры, которые для японцев имеют большое значение считать их божественными потомками ками..
На самом деле, японское слово «император» — это tennō, что в переводе означает «небесный суверен»..
Именно в этот момент нет линии, которая бы различала миф и историю, поэтому оба они обычно чрезвычайно связаны. В книгу также включены некоторые песни, написанные на китайском языке, смешанном с японским, что указывает на важность одной цивилизации над другой..
Источник