LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Applied arts (2)
- Jewellery (2)
- Smart girls (4)
- World’s culture (17)
- Азбука творчества (13)
- Антиквариат (4)
- Архитектура (33)
- Аудио (13)
- Ванильные фото (1)
- Выдумка (5)
- Вышивка (252)
- Бабочки (2)
- Книги и журналы по вышивке (1)
- Викторианский стиль (32)
- Всякое (42)
- Детские дизайны (17)
- для Белой Голубки (2)
- Для кухни (5)
- Домики (10)
- Люди (17)
- Мои работы (23)
- Натюрморты (14)
- Новогоднее (4)
- Пасхальное (2)
- Подушки, скатерти, салфетки, узоры (32)
- Таблицы ниток (5)
- Цветы (55)
- Вязание (177)
- Для дома и интерьера (5)
- Шапочки (1)
- Одежда (57)
- Узоры, мотивы, цветы (22)
- Гастрономия (11)
- Дизайн интерьера (60)
- Интерьер коридоров (1)
- Кухни (4)
- Лоджии, балконы (1)
- Спальни (1)
- Шитьё для интерьера (2)
- Для дневника (49)
- Душевно (22)
- Желания, чувства, переживания (3)
- Женские штучки (3)
- Живопись (110)
- Art (49)
- Акварель (12)
- Женские образы (23)
- Натюрморты (9)
- Портреты (9)
- Зазеркалье (26)
- Закрома (66)
- Здоровье (127)
- Знаменитости (37)
- Интересные мнения (9)
- История (17)
- История вещей (3)
- Клипарт (3)
- Компьютер (15)
- Куклы (5)
- Кулинария (573)
- Баклажаны (16)
- Салаты с птицей (1)
- Блины, пироги (36)
- Блюда из птицы (55)
- Десерты (41)
- Закуски (38)
- Кушаем рыбку (59)
- Мясо (54)
- Овощные блюда (69)
- Паста, пицца (1)
- Пасхальное (1)
- Салаты (102)
- Сладкая выпечка (56)
- Соусы, специи, приправы (17)
- Супы (31)
- Украшение блюд (3)
- Лингвистика (60)
- Английский (32)
- Русский язык (3)
- Словари (7)
- Литература (122)
- Аудиокниги 1 (67)
- Аудиокниги 2 (28)
- Чтиво (4)
- Любопытно (59)
- Медицина (1)
- Минералогическая шкатулка (2)
- Мир в фотографиях (33)
- Фотохудожники (21)
- Мода (18)
- Мой дом — моя крепость (7)
- Непознанный мир (4)
- Новый год(идеи) (22)
- Ностальгия (10)
- Нумерология (7)
- Полезно знать (27)
- Праздники (2)
- Психология (31)
- Развлекалка-придурялка (34)
- Поиграем? (6)
- Религия (17)
- Самосовершенствование (6)
- Скрап (2)
- Советы (18)
- Сотворим? (54)
- Квиллинг (6)
- Сохранить красоту (32)
- Страны и континенты (91)
- Британия (15)
- Италия (2)
- Традиции и обычаи (30)
- Япония (1)
- Строительные работы (3)
- Судьбы (48)
- Творчество Стаса (35)
- Тесты (30)
- Тронуло (13)
- Удивило (1)
- Фарфор (11)
- Фильмы (17)
- Фоны (11)
- Фотошоп (8)
- Фэн-шуй (15)
- Цитаты (23)
- Чай, чайная церемония (16)
- Чудо природы (13)
- Школярам (10)
- Юмор (33)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Японские зонтики: по страницам истории
Производство японских зонтиков начинается в эпоху Камакура. Первые образцы были похожи на шелковые куполообразные зонтики, родиной которых являлся Китай.
Вначале зонтик в Японии называли «кинугаса» (зонтик из шелка), но потому, что родиной японских зонтиков был Китай (кара), ещё их называли «каракаса». Зонтики предназначались для различных целей. Кинугаса являлся символом положения в обществе и, как считали, мог охранять владельца от злых сил.
Зонтики, изготовленные из бумаги (васи) — вагаса — стали популярны особенно в период Эдо. Невероятный спрос на зонтики в эпоху Мэйдзи и период Тайсё характеризуется открытием все новых фабрик по изготовлению зонтиков. Более ста фабрик существовало только, например, в городе Канадзава. Но после 1950 года, когда в стране появились недорогие и практичные европейские зонты, японский зонт становится в какой-то степени предметом роскоши и элегантности.
Красота бумажных зонтиков, декорированных рисунками из китайской и японской мифологии, изображениями птиц, цветов, фруктов, девушек, делает возможным оценивать зонтики как прекрасное украшение интерьера в японском стиле.
Впрочем, почему бы не прислушаться прямо сейчас к гипнотическому звуку падающих капель дождя на восточный зонтик и не шагнуть в мир старой Японии?
Изготовление традиционного японского зонтика — чрезвычайно сложный процесс.
Зонтики делают только из природных материалов, бамбук, васи, древесины, и требуется несколько месяцев и мастерство более десяти высококвалифицированных мастеров, чтобы представить готовое изделие. Укрепляют водонепроницаемым составом из хурмы, льняного масла и китайского деревянного масла.
Несмотря на то, что вначале становления производства зонтиков, в Японии использовали китайскую бумагу, японцы усовершенствовали и в этом мастерство до мельчайших деталей.
Бумагу, васи, для зонтиков, делают из волокон внутренней коры кодзо или шелковицы бумажной, мицумата (бумажный кустарник, Edgeworthia chrysantha) и гампи (полукустарниковая викстремия, Diplomorpha sikokiana). Гамписи, кодзогами, мицуматагами. Наиболее широко употребляется кодзогами, мицуматагами очень дорогая бумага и соответственно японских зонтиков из неё совсем немного. Из мицуматагами, имеющей прекрасную поверхность цвета слоновой кости, в эпоху Мэйдзи, кстати, печатали деньги.
Раньше зонтики делали преимущественно из гамписи. В древние времена бумагу называли «хиси». У неё гладкая, блестящая поверхность. Бумага прочная, краска на ней не растекается, что, конечно, великолепно подходит для ремесел. Кодзогами – очень прочная и водостойкая бумага.
В современной Японии очень известным центром производства зонтиков является район Кано в городе Гифу, где зонтики делают с середины 18 века. Государство в те годы было феодальным по строю и местные даймё (феодалов) имели огромные полномочия, политические и экономические, в пределах своих автономий. Феодал, назначенный в Гифу, вынужден был бороться с экономической разрухой, следствием опустошительных наводнений. Он увидел способ, который бы стимулировал местную промышленность и дал возможность заработать населению, в том числе и обедневшим самураям, в изготовлении зонтиков.
В районе Кано давно уже изготовляли бумагу. Мино-васи, местная бумага ручной работы. Очень прочная бумага благодаря длинным волокнам. Бамбук отличного качества произрастал в долине реки Кисо, кунжутное масло и лак было достаточно легко получить из произраставших на местных горах растений. Все эти существенные преимущества и сделали область подходящей для производства зонтиков.
В Японии вагаса всегда играл огромную роль, можно даже смело говорить о японской культуре как о «культуре зонтика». Мало того, что зонтик — обязательный предмет повседневной жизни, как защита от дождя и солнца, вагаса широко используется в традиционных искусствах (театр Но, театр Кабуки).
Вот лишь несколько типов японских зонтиков:
- Бангаса, типичные дождевые зонтики, вошли в широкое употребление в период Эдо.
Крепкие и изящные зонты одновременно, традиционные истинные шедевры. Без всяких художественных украшений, только бамбук и бумага высшего качества из Гифу (Мино васи или миногами). Из бамбука делают не только структуры для зонтиков, но также ручки.
- Название зонтиков дзяномэ (дословно с японского языка глаз змеи) происходит из белого кольцевидного украшения в середине зонтиков. Дзяноме вагаса – настоящие произведения искусства Майгаса или Буёгаса, зонтик для классических японских танцев (май – танец, храмовый, императорский). Замечательный пляжный зонтик и роскошое декоративное украшение для интерьера дома.
- Нодатэгаса, зонтики для чайных церемониях на открытом воздухе, и для фестивальных демонстраций.
Муссонный климат Японии с продолжительными дождливыми сезонами сказался на национальной одежде. Это находило отражение в форме и материале и головных уборов, и накидок, и обуви. Так, еще в глубокой древности появились широкополые шляпы каса, сплетенные из соломы, бамбука, камыша, осоки. Вариантов этих плетеных шляп было превеликое множество.
Сусэгаса предназначались для работы в поле, кумагаигаса — для воинов, ориамигаса — для повседневной носки представителями низших сословий. Странствующие монахи надевали на голову нечто вроде ведра, сплетенного из соломы и совершенно скрывавшего лицо, — тэнгай, а гонцы пользовались коническими шапками сандогаса. Иные из каса покрывали лаком, чтобы дождевая вода не размачивала волокна.
Надо ли удивляться, что первые зонты, ввезенные из Китая в Японию в середине VI века, тоже стали называть каса, хотя и с другим иероглифическим написанием. Нынешние складные зонтики весьма отдаленно напоминают древние каса. Тогда это был шелковый тент, натянутый на деревянную раму и пристроенный на достаточно длинную палку. Это сооружение слуги носили над головой важного чиновника, например прибывшего из Китая посла, и в пасмурные, дождливые дни, и при ясной погоде. Это скорее был некий статусный атрибут, свидетельствовавший о высоком государственном ранге человека.
Именно так и был воспринят зонт японцами тех давних лет. Синтоистские жрецы расценили это переносное укрытие от дождя и солнца как временное обиталище божества. Соответственно, китайские зонты (каракаса) вошли в обиход как церемониальная принадлежность высшей религиозной и государственной знати. Формальность предназначения каракаса подчеркивалась его красным цветом, характерным для всех официальных церемоний в стране. Благородные обладатели зонта зачастую украшали его красный купол своим семейным гербом.
Этот нюанс можно проследить до наших дней. Весьма характерно, что зонты, раскрываемые в парках и садах для проведения под ними чайной церемонии, всегда имеют красную расцветку.
В начале XI века писательница и поэтесса, автор знаменитых «Записок у изголовья» Сэй Сёнагон упомянула каракаса в перечне вещей, необходимых для каждого дома. Естественно, это замечание было сделано придворной дамой. Для низших сословий такая «необходимая вещь» чаще всего была недоступна.
Постепенно традиция ношения зонта распространилась и на священников более низкого ранга, в том числе и на монахов. Каракаса заменил для них традиционную широкополую шляпу каса. Правда, зонты у них были менее престижными, чем у знати. Вместо шелкового тента на бамбуковую раму стали натягивать промасленную бумагу.
Лишь в начале периода Эдо (1600-1868) зонты вошли в повседневный обиход простых людей. Но к тому времени каракаса претерпели существенные изменения. Благодаря творческому подходу японских ремесленников, они стали более удобными, легкими, даже изящными. Отказавшись от шелкового покрытия, мастера широко применяли промасленную бумагу, в немалом количестве производившуюся в стране. Но главное — зонты стали складываться. Отсюда и их новое название — вагаса (японский зонт).
Методика изготовления вагаса была несложной, но трудоемкой. Приходилось точно выверять длину и крепления бамбуковых ребер, связывая их конским волосом. Сверху ребра оклеивались бумагой кодзо, обработанной соком хурмы. Процесс оклейки был особенно сложным и ответственным, ведь под купол зонта не должна была просочиться ни капля дождевой воды. Далее мастер покрывал бумажный верх красной краской, которую затем дополнительно промазывали льняным или конопляным маслом. И наконец, завершающую обработку изделия производили, нанося лак на деревянные части зонта. Готовые зонты выносили в поле, где они сушились под лучами солнца.
Изготовленный таким образом вагаса мог служить лет десять при условии бережного обращения с ним. От влаги бумага размякала, поэтому зонт приходилось тщательно просушивать после каждого дождя, но не пересушивать, чтобы покрытие не стало слишком жестким и хрупким.
Со временем мастера стали модифицировать расцветку зонтов. Появились бангаса и дзяномэгаса. Термин бангаса родился в годы средневековья, когда купцы одалживали своим клиентам в плохую погоду зонты. Внешне они были достаточно простыми, одноцветными и сугубо функциональными. Ими чаще пользовались мужчины. Для того чтобы зонты не потерялись, на них сверху наносили номер (бан), а порой и название лавки. А зонты дзяномэгаса были более изящными — черными, красными, голубыми с белым пятном в центре. Отсюда и название дзяномэ — «змеиный глаз».
Иногда концентрические круги заменяла цветная спираль. Ими особенно любили пользоваться разряженные в праздничные кимоно японки. Затем вошли в обращение эхигаса — зонты, раскрашенные изображениями птиц и цветов. Эти зонты в дождливые сезоны стали неотъемлемой частью туалета столичных модниц.
Надо отметить, что вагаса были (и остаются) весьма дорогим приобретением, поэтому с началом периода Мэйдзи (1868-1912) их столь легко стали вытеснять сравнительно дешевые европейские образцы с металлическими спицами.
К началу второй мировой войны в Японии насчитывалось около 10 тысяч мастеров по производству вагаса. Но в послевоенное время производство вагаса практически прекратилось, а профессионалов, способных изготовить настоящий японский зонт, остались единицы. Изготовление вагаса превратилось из ремесла в искусство, и штучные поделки престарелых мастеров ныне рассматриваются как шедевры национальной культуры.
Увидеть такую красоту на улице в дождливую погоду — дело практически невозможное, поэтому любоваться японскими зонтами проще всего, рассматривая великолепные гравюры Харунобу с изображениями японских красоток и актеров Кабуки времен Эдо.
Источник