День Бога Ярилы-Солнца
День Ярилы-Солнца – это праздник посвященный славянскому Богу Яриле. Как правило данный праздник выпадает на 2 Хейлетъ ( 4-5 июля ) наполняя сердца людей весельем и радостью.
Наши светлые предки говорили:
«Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».
По некоторым источникам считается, что Бог Ярило был не только богом солнца, но и богом любви, страсти и плодородия. В старину к этому дню приурочивали ярмарки и игрища, которые подразумевали под собой кулачные бои, песни и пляски. А вечером, когда уже сядет солнышко, молодежь разводила большие костры и празднование продолжалось.
К сожалению, с течением времени многое становиться уже трудно объяснить, а именно то, что послужило истоком данного празднования и к чему конкретно он был приурочен. Причем информация об этом празднике везде колеблется в зависимости от местности проживания тех или иных Родов Славяно-Ариев. По официальным данным о праздновании Дня Ярилы-Солнца упоминается в Нижегородской, Тверской, Костромской, Тамбовской, Воронежской и Рязанской губерниях.
Долгое время, вплоть до 1763 года от Р.Х. в Воронеже бытовало народное игрище под названием ЯРИЛО. Это игрище свершалось перед заговеньем на Петров пост. Как правило перед началом празднования заготавливались всевозможные угощения и праздничные наряды, а в день празднования, с первыми лучами солнца, люди отправлялись за город на большую площадь, которая была расположена за пределами Московской заставы.
До наших дней дошел лишь устный пересказ тех событий:
«Девушки наряжались одна другой лучше: красные чеботы (сапоги), разноцветная запаска с широкими рукавами, белая рубашка и несколько разноцветных лент, вплетенных в косу, возвещали годовое и торжественное празднество. Молодцы также не упускали случая, чтобы показать свои щегольские одежды. Торговцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на столах лакомства, игрушки и мелочные товары. Это веселье составляло смесь ярмарки с шумным праздничным гуляньем. Песни, пляски и музыка сопровождали общее веселье. Среди этих забав наряжали одного мужчину в пестрое платье, убирали его цветами, навешивали на него ленты и бубенчики; на голову надевали высокий бумажный с петушиным султаном колпак, который украшался фантастическими изображениями; лицо его чернили или румянили, в руки давали побрякушки и колотушку. Дети с барабанным боем возвещали Ярилово шествие. Толпа гуляющих стекалась к этому зрелищу. Ряженый важно расхаживал на площади и плясал; к нему присоединялись другие плясуны, которые угощали его пряниками, маковинами, пирогами — одним словом, всем тем, что приносили для своего угощения. Когда веселье было в полном разгаре, составляли произвольные игры; от них переходили к молодецким забавам — кулачным боям».
«Ярило яровые ярит!», «На Ярилу торг, на торгу — толк. Толк-то есть, да истолкан весь!» — приговаривает деревня относительно этого времени. «Ярило Купалу кличет!» — продолжает сыпать прибаутками краснослов-народ: — «От Ярилы до Аграфен-купальниц рукой подать!», «На Ярилу пьет баба, на Купалу опохмеляется!».
Вопреки современным представлениям о народных гуляниях древних Славян и Ариев, настоящие ведические праздники наших предков проходили без пьянства и похабщины, а в светлой радости и веселье, поскольку эти праздники были посвящены Родным Богам, а не всяким мракобесам и лжегероям фальшивой истории.
Так что, дорогие наши читатели – ЗНАЙТЕ СВОЕ ПРОШЛОЕ! В НЁМ МУДРОСТЬ ПРЕДКОВ И СИЛА ВАША ВЕЛИКАЯ!
Источник
Бог Солнца Ярило и его день. Приметы, обряды, обычаи
Упоминаний о Яриле не встречается ни в летописи Нестора, ни в других древних памятниках. Однако следы празднования в честь этого бога дошли до наших времен отголосками в виде лингвистических следов и обрядовых песен.
Бог Солнца у древних славян
Солнце играло важную роль в символической картине мира древних славян. Бог Солнца представал в славянской мифологии в разных ипостасях, в зависимости от времени года. Весной, после равноденствия, в свои права вступал Ярило.
Предания описывают это божество как статного юношу. У Ярилы светлые волнистые локоны, а глаза голубые, как весеннее небо. На своем белом коне Ярило разъезжает босиком и с обнаженным торсом. Он весь – воплощение молодости, силы, красоты и страсти.
В его характере – неистовость, стремительность и ярость. Эти качества проявляются во всей весенней природе: в яркости и свежести красок, в том, как быстро сходит снег, превращаясь в бурные талые потоки, как набухают почки и пробивается первая зелень.
«Википедия» приводит различные попытки объяснения имени Ярилы: через связь с санскритским корнем ar («движение вверх»)и по аналогии с рядом славянских лексем, имеющих в своем составе древний корень «яр». Эта морфемная единица подразумевает стремительность, силу, молодость, и вошедший в имя божества, нашел свое отражение во многих языковых единицах и дошел до наших дней.
Молодая овца – ярка. Для обозначения ослепительного света используется слово «яркий». Яровые посевы первыми всходят весной. Такие славянские имена, как Ярополк, Ярослав, Ярина тоже напоминают о связи с корнем «яр». Не случайно считается, что первый визит Ярилы на землю проходит в дни весеннего равноденствия, когда солнце начинает отвоевывать себе время.
Ярило – покровительствует плодородию, ведь с его именем связана легенда о зарождении жизни на Матушке Сырой Земле. Солнечный Ярило освободил Землю от мрака, напитав ее светом. И расцвела Мать-Земля от весеннего солнышка, родив много живого. Куклу Ярило, как покровителя плодородия, мастерили с большим фаллосом.
Так как Ярило – это одна из ипостасей Бога Солнца, то в его арсенале имеются стрелы, символизирующие солнечные лучи. Эти стрелы Ярило посылает на Землю, чтобы побороть холод и безжизненность зимних дней. Одновременно стрелы ассоциируются с оружием, поражающим сердца любовным чувством. Также атрибут Ярилы – золотой щит округлой формы, символизирующий солнце.
Ярилу суждено постоянно умирать и возрождаться вновь с весенними лучами. Об этом свидетельствуют два других символа. В правой руке он держит человеческий череп, ассоциирующийся со смертью и зимой. В левой – пучок золотых колосьев.
Предлагаем посмотреть видео о славянском боге Ярило:
Описание вешнего праздника
Праздник имел разные названия:
- «Ярилки»;
- «Ярилины гулянья»;
- «Ярилино заговенье»;
- «Ярилов день».
Один из вариантов уточняется по времени проведения – «Ярило вешний». Это празднование связано с представлениями предков от «отмыкании земли» весной, когда почва полностью освобождается от снега.
Даже после принятия христианства народные гуляния с чествованием Ярилы не прекратились и продолжались вплоть до XX века. Такие празднества сопровождались шумным весельем, обильными хмельными возлияниями, весёлыми песнями и плясками.
Сразу после празднования Ярилы Вешнего приступали к полевым работам. Это нашло отражение в пословицах:
- «Ярилу первой сошкой встречают».
- «На Ярилу и ленивая соха в поле выезжает».
Традиции и обряды на Руси
На Ярилу вешнего главным обрядом было вызывание плодородных сил земли. Для этого выбирали юношу, наряжали его, как подобает Яриле, увешивали бубенцами, а на голову водружали венок. Иногда вместо венка на юношу клали каравай хлеба, который после всех обрядовых манипуляций делили между участниками сценария. Воплощенного в молодом человеке Ярилу обводили троекратно вокруг поля.
Другая версия обряда предполагает участие не парня, а девушки. Возможно, таким образом селяне пытались подчеркнуть красоту божества. Итак, в поселении находили самую прекрасную девушку, нарекая ее Ярилихой, невестой божества. Ее облачали в светлые одежды, голову украшали венком из цветов и сажали на белого коня. В руки Ярилихе давали колосья и символическое изображение человеческой головы. В таком виде девушку провожали по полям.
В традициях некоторых местностей деву привязывали к дереву и водили хороводы, исполняя ритуальные песнопения.
У некоторых славянских народов существовала традиция на Ярилин день закалывать молодого барана. Эта миссия возлагалась на неженатого юношу. Исполнитель обряда должен был совершить доверенное таким образом, чтобы ни одной капли крови не пролилось на землю. Зато бараньей кровью оставляли отметины на лице и голове у детей.
Обрядовое чествование Ярилы и его невесты Ярилихи выражалось в изготовлении кукол, их изображающих. На празднике виновников торжества развлекали игрищами и угощали подношеньями, а к вечеру закапывали в землю, в знак начала посевной.
Традицией Ярилова дня была ярмарка. Уже в самом слове содержится отсыл к богу Яриле. Этнографами собраны описания множества других традиций: водить хороводы, петь по ночам ритуальные песни о даровании урожая и сохранении стад.
С Яриловым днем связано ожидание первого выпаса. Наши предки заметили, что до этого времени выгонять скотину из хлева не было смысла. Так как первая зелень еще не появилась. Зато пастухи уже начинали готовиться к рабочему сезону – с Ярилы вешнего они переставали стричься.
В Олонецкой губернии мужчины совершали ритуальные действия на дворе. Хозяин брал топор или нож, который кололи скотину и троекратно обходил хлев, чертя топором на земле линию, окружающую место содержания скота. Все это сопровождалось чтением заговора, а в конце процедуры приносилась жертва Яриле в виде тетерева. Считалось, что такое мероприятие убережет животных от нападения волков во время выпаса.
Приметы
- Если на Ярилу вешнего тепло, то лето не за горами.
- В этот день провозглашался запрет на вязание и вообще на шерстяные изделия. Считалось, что нарушившему правило грозит наказание – волки всех овец перегрызут.
- Увидеть утром на Ярилу вешнего росу – к хорошему урожаю проса.
- Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
- Если ночь на Ярилу вешнего теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
- Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
- Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.
Когда празднуется?
Ярило чествовали несколько раз в году.
- Первоначально – в день весеннего равноденствия. Это астрономическое явление имеет фиксированную дату, отклонения крайне редки. В 2019 году весеннее равноденствие выпало на 20 марта.
- Начало посевной отмечали праздником «Ярило вешний» 23 апреля.
- В начале июня праздновали «Ярилу сильного». С этого дня весенняя удаль божества шла на спад.
- И во время летнего солнцеворота, на Ивана-Купалу, с Ярилой прощались. Считалось, что к этому времени он отдал всю свою ярь земле и превратился в последнюю ипостась Бога Солнца – старика Свентовита.
Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян, поэтому воздавать почести Яриле старались при каждом подходящем случае. А сам праздник в честь Ярилы вешнего ждали целый год, так как от него зависел будущий урожай.
Источник
1 июля – Ярилин день
Дата в 2021 году: 1 июля, Четверг.
Древние славяне почитали бога солнца Ярилу. Отсюда появился праздник Ярилин день, который еще называет Макушкой лета. В современном мире его отмечают 1 июля. В это время обычно активно начинается косьба трав, заготовка сена, а скот выгоняют на пастбище рано утром, когда еще нет жары. Считается, что если искупаться в росе на Ярилин день, то прибавиться здоровья.
Когда празднуется | В седине лета, 1 июля. Поэтому иногда еще называется «Макушка лета» |
Когда появился | Древний народный праздник, уходящий корнями в языческие времена |
Традиции | Народные гуляния, проведение ярмарок, купание в утренней росе. В течение праздника собирают травы для чая, считается, что они самые целебные. Также набивают матрасы скошенной травой. Народный обычай – «похороны Ярилы» |
Ярилин день отмечается в России как традиционный народный праздник. Проводят его в середине лета, 1 июля. Поэтому он носит второе название «Макушка лета». В России это самое жаркое время года. С этого периода крестьяне начинали заготавливать сено. Поэтому появилась пословица: «Пришел Ярило, пора и крестьянину браться за вила».
В разных регионах праздник именуют еще Ярилов день, Ярилки, сенозарница, Середина лета.
Встречаются и другие даты праздника бога солнца: начало весны – 1 марта, 22 или 23 апреля. Праздник называют Вешний Ярило. Упоминается и дата 4 июня. 3 марта празднуют Ярило с овсянкой.
Возможно, в древности было несколько дней, посвященных богу солнца. Или же суть дат была забыта и переосмыслена позднее.
Как и кто отмечает Ярилин день
В деревнях Макушка лета символизировала начало заготовки сена. После этого дня его начинали косить. В некоторых местностях 1 июля считали праздником юношей.
На праздник водили хороводы, устраивали застолья. Утром косили траву для набивки тюфяков – считалось, что такая трава самая целебная. Собирали траву для чая – иван-чай и другие. Эти травы сушили, а отвар пили весь год. Он считался исцеляющим от множества недугов.
Рис. 1. Празднование 1 июля в селе Курья Красногорского района Удмуртии
Скот выгоняли на пастбище рано утром, чтобы он омылся в ярилиной росе. Люди тоже купались в росе. Она считалась волшебной, дарящей здоровье, силу, красоту.
В южных деревнях была традиция легко бить детей и скот прутами из вербы, громко желая им здоровья и роста.
Еще один обряд, проводимый в день Середины лета, – похороны Ярилы. После того как солнце сядет, зажигаются факела, выносится чучело, сделанное из соломы, и бросается в реку. Традиция отправлять умерших в последнее путешествие по реке идет из глубокой древности.
Со временем Середина лета превратилась в народные гуляния. Молодежь водила хороводы, юноши показывали силу и ловкость. Позднее стали устраивать ярмарки и базары.
Так отмечают эту дату в наши дни, в которые древний праздник превратился в фестиваль народного творчества.
Видео 1. Обряд «Ярилин день» на Шарохинском фестивале народного творчества в Голышманово
Приметы, связанные с Макушкой лета
Считалось, что 1 июня – мистическое время. Земля прогревается, поднимающийся от нее жар заставляет колебаться воздух. Это привело к поверью, что появляются «окна», сквозь которые можно увидеть иные миры или другой конец света.
Еще можно было увидеть человека, от которого долго отсутствовали вести. Делали обряд девушки. Им нужно было вплести в волосы березовые прутья и смотреть сквозь косу, встав на высоком берегу, на другой берег.
Рис. 2. Косьба травы на праздник
Народные приметы:
- Если с утра туман стелится в низинах, то несколько суток будет стоять хорошая погода.
- Ветер завивается винтом – к хорошей погоде.
- Много росы на макушку лета – просо уродится обильно.
- После праздника 7 суток будут знойными.
Видео 2. Народные приметы
История праздника
Праздник очень древний, появился еще до принятия христианства на Руси. Ярило (Ярила) – славянское божество, воплощающее солнце.
В русском языке от него происходят слова: ярый, яростный, рьяный, яркий, имена Ярослав и Ярослава. Еще есть имена Яр, Ярош, Ярко, Ярополк, Ярусь, Ярина, Яромир, Яш. Корень «жар» также идет от древнего названия Солнца.
Ярило отвечал за тепло, плодородие, солнечный свет, мужскую силу. Был он и богом любви. Связывали его и с войной, хотя богом воинов являлся Перун. По легендам Ярило был женат на дочери Перуна – Перунице. Считалось, что в Ярилин день остальные боги пытались помериться с ним силой, но неизменно проигрывали.
С принятием христианства праздник продолжали отмечать, несмотря на то, что церковь его не одобряла. Праздновали его в основном крестьяне, и постепенно из почитания божества он превратился в один из сельских праздников, связанных с началом уборки сена.
Не сохранилось понимания истинного значения события. Несмотря на то, что праздник усиленно продвигают различные общества, называющие себя новыми язычниками, все обряды, которые они проводят, являются придуманными недавно. К древним обычаям они не имеют никакого отношения.
Существует несколько дат, которые связывают с Ярилой, в том числе и начало весны – 1 марта и день весеннего равноденствия. Кроме того, историки отмечают, что после принятия христианства произошло соединение образов Ярилы и Святого Георгия.
Нужно понимать, что во время язычества праздник не привязывался к конкретной дате. Древнеславянский календарь был сельскохозяйственный, он привязывался к погодным циклам. В отличие от современного календаря с четкими числами, славянский календарь имел всего 2 конкретные даты – дни солнцестояния. Все остальные дни и периоды зависели от природных явлений. Это часто сложно понять современным людям. Поэтому в древности праздник не отмечался именно 1 июня, он мог наступать и раньше и позже в зависимости от самого лета.
Рис. 3. Выступление фольклорного коллектива
Упоминания Ярилы в литературе, музыкальных произведениях
Из-за того, что о славянских языческих богах сохранилось крайне мало сведений, упоминания о Яриле встречаются в основном в фэнтези и текстах неоязычников.
Книги
- Асов Александр – «Ярилина книга. Прочтение и перевод»;
- Марина Козинаки, Софи Авдюхина «По ту сторону реки. Ярилина рукопись».
Песни:
- Руян – «Песня Про Ярило-Батюшку»;
- Славянские Песни – «Ярило»;
- Волколак – «Слава Яриле»;
- Калевала – Yarilo;
- Боги славян: «Ярило – бог солнца».
Видео 3. Александр Худяков – Ярилин день
Известные люди с именем Ярослав, Яромир, Яромира:
- Ярослав Мудрый (ок.980 – 1054) – великий киевский князь. Вошел в историю как мудрый и прозорливый правитель.
- Ярослав Гашек (1883-1923) – известный чешский писатель. Прославился произведением «Похождение бравого солдата Швейка».
- Ярослав Евдокимов (род.1948) – заслуженный артист России, народный артист Беларуси.
- Ярослав Крестовский (1925-2003) – советский и российский художник.
- Яромир ((ум.1035) – чешский князь, трижды правивший страной.
- Ярослава Шведова (род.1987) – российская и казахстанская теннисистка.
Пожелания в прозе и стихах
Пусть богатырь Ярило подарит богатырское здоровье.
С утра умойся целебной росой,
Пройдись по росному лугу босой.
Целебная в праздник Ярилы трава.
Здоровье и силу дарует она.
Пусть солнце улыбается, пусть лето не кончается!
Ярило, древний, светлый бог, здоровье, счастье в дом несет!
Источник