Меню

Яркие лучи солнца светят над полями ласкают землю

контрольные работы по русскому языку 3 класс
материал по русскому языку на тему

контрольные работы по русскому языку 3 класс по системе Занкова

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnye.docx 35.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

№ 1. Входная контрольная работа.

Вот и пришла холодная осень. Часто идут дожди. Кругом грязь и лужи. Тишина в лесу. Только осенний ветер качает ветки деревьев. На земле лежат мокрые листья.

Птицы летят в тёплые края. Улетели грачи и скворцы. Перед отлётом они долго кружились над полями. Так птицы прощались с родными местами.

  1. Поставьте ударение в словах последних двух предложений.
  2. К предложенным словам подберите из текста диктанта противопожные по смыслу слова:

№ 2. Обучающее изложение

Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котенка. Стали дети рвать щавель и забыли про котенка.

Тут ехал охотник. Впереди бежали две собаки. Собаки увидели котенка и хотели его схватить.

Вася бросился к котенку. Он упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Охотник отозвал собак. Вася схватил котенка и понес его домой.

Пришла хмурая осень. Серые тучи закрыли небо. Весь день лил дождь. Дул сильный осенний ветер. Он качал деревья. Земля в саду усыпана листьями. На улицах грязь и лужи. Улетели грачи. Они долго кружились над полями. Это грачи прощались с родными местами. (42 слова.)

1. Указать главные члены предложения, определить, какими частями речи они выражены.

В а р и а н т I – Пришла хмурая осень.

В а р и а н т II – Серые тучи закрыли небо.

2. Разобрать слова по составу:

Сильный, осенний, улетели.

3. Подберите однокоренные слова к данным:

В а р и а н т I – дождь, грязь.

В а р и а н т II – ветер, земля.

Аня и Нина нашли синичку. Бедная птичка еще не умела летать. Крошка жалобно пищала в траве.

Как быть с ней? Дома у девочек кошка. Она обидит птичку. Над окном гнездо воробьев. Там маленькие птенцы. Девочки подложили синичку в гнездо.

Воробьи пожалели подкидыша. Они кормили синичку, как своих птенцов. Синичка подросла и улетела из гнезда.

Птичка не забывает приемных родителей. Она часто прилетает к воробьиному гнезду.

№ 5. Сочинение «Осень в парке»

№ 6. Контрольная работа за 1 четверть.

Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва листва не шуршит под ногами. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички. Ожил и дубняк. Там кричат сойки. В ветвях птички ищут пищу.

  1. Пятое предложение разберите по членам и по частям речи.
  2. Слова рябчик, ищу, сойки, высокая разделить для переноса.
  3. Разобрать по составу слова осенний, птичка.

№ 7. Контрольный диктант по теме «правописание слов с двойными согласными»

Дрозд-рябинник – большой любитель рябины. Осенней порой, когда тяжелые гроздья покрывают деревья и гнут их ветки, дрозды большими стаями налетают на рябину. В такие годы рябинники не улетают на зиму с другими дроздами, а остаются на своей северной родине. Кроме рябины, дрозды поедают можжевельник, чернику, а в весеннее и летнее время года – насекомых. Живут дрозды-рябинники в березовых рощах и в лесу.

(По Г. Скребицкому.)

1. Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.

2. Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова, подберите к ним проверочные слова.

3. Подберите антонимы к следующим словам: большой, тяжелый, северный .

№ 8. Сочинение по картине и. И. Шишкина «В лесу Графини Мордвиновой»

Имя Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898) – одного из основоположников пейзажной живописи – навсегда вошло в историю нашей культуры. Наравне с Саврасовым, Левитаном, Пластовым – крупнейшими русскими художниками, показывал в своих картинах привлекательность русских пейзажей, красоту и поэзию русской природы, все то, что так близко и дорого русскому человеку. Эти картины вызывают у нас чувство гордости за свою великую Родину.

«В лесу графини Мордвиновой» – лучшая работа художника, написанная в поздний период его творчества.

Глухой стеной стоят вековые ели. Золотой свет вечернего неба с трудом проникает сквозь их плотно сомкнутые ветви. В глубине чащи царит сумрак. Горбятся скрытые подо мхом старые пни и корни, преграждают путь упавшие деревья. Зеленый мох и сероватый лишайник покрывают землю, высоко забираются на стволы и ветви елей. На опушке леса видна молодая поросль с чахлой бледной листвой.

Безлюден мрачный лес. Лишь старый лесник забрел сюда.

Иван Иванович Шишкин не только достоверно изобразил в картине каждое дерево, мох, землю, он рассказал об угрюмом характере елового леса. Во многих музеях нашей страны находятся произведения И. И. Шишкина. Самое большое собрание работ художника размещено в залах Государственной Третьяковской галереи.

Кто живет в дупле ?

Боря плыл в лодке. Над рекой нависла старая верба. Видит он: серая птица юркнула в дупло. Причалил Боря к дереву. А из дупла голова гадюки. Шипит прямо в лицо мальчику.

От испуга Боря упал в воду. Плавал он отлично и воды не испугался. А гадюка все шипит из дупла.

Вдруг из темной дыры дупла вылетела большая птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку.

Тут подплыл дедушка. Он объяснил, что это вертишейка. Когда ей грозит опасность, она вытягивает шею и шипит, как гадюка.

№ 10. Контрольный диктант по теме «Правописание парных согласных»

Реки и озера покрыл гладкий лед, а снег еще не выпал. Деревца давно скинули свои листочки. Перелетные птицы улетели на юг. Только холодный ветер насвистывает среди сучьев.

Возвратились мы из леса. Вышли на полянку. Вдруг видим, над большим кустом вороны кружат. Мы подошли к кусту. Я раздвинул частые ветки и увидел зайца. Он оделся в белую шубку и попал воронам на глаза.

1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, подберите к ним проверочные слова.

2. Разберите по составу слова: листочки, перелетные, холодный .

3. Подберите антонимы к словам: гладкий, улетели, частые .

№ 11. Сочинение «Школьная елка»

– Назовите праздник, который мы отмечаем зимой. Праздник, который мы считаем самым сказочным, самым веселым в году. (Новый год.)

– Всегда ли Новый год праздновали 1 января?

– В Древней Руси этот праздник отмечали 1 марта вместе с приходом весны, а затем стали отмечать Новый год 1 сентября с началом уборки урожая. А уже Петр I ввел новый календарь. В связи с этим перенесли празднование Нового года на 1 января.

Наступает Новый год –

Время радостных забот,

Время сказочных гостей,

Время радостных вестей.

В это время в волшебство

Верят все до одного.

В исполнение мечты

Верят все – и я, и ты.

– Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Наверное, поэтому люди стараются встретить его весело, с песнями, плясками. На Новый год загадывают желания.

– Как люди украшают свое жилище к Новому году?

– Как украшена наша школа?

– Как украшен наш класс?

– Без чего не обходится ни один Новый год? (Без елки.)

– Чем принято украшать елку? (Игрушками.)

– Какими могут быть игрушки?

– Что помогает елке выглядеть особенно волшебно? (Гирлянды.)

№ 12. Сжатое изложение ( упр. 262)

№ 13. Контрольный диктант по темам, изученным в 1 полугодии.

Прошла ненастная осень. Солнце греет все меньше. Наступила зима. Ударил сильный мороз. В воздухе чувствуется свежесть. Снег покрыл окрестности деревни. Счастливые мальчишки и девчонки бегут на каток. Лопатами чистят они снег, метлой подметают лед. Каток готов. Хорошо будет кататься по скользкому льду на коньках!

1. Выпишите из текста 2 слова с непроизносимыми согласными, подберите к ним проверочные слова.

2. Подчеркните основу предложения: Снег покрыл окрестности деревни.

№ 14. Сочинение по материалам экскурсии «Мороз и солнце, день чудесный!»

Зима – замечательное время года! Недаром русские писатели и поэты воспевают в своих произведениях великолепие этого чудесного времени. Но каждый видит зиму по-своему.

№ 15. Изложение с элементами сочинения

Дети поймали птенца. Они его не ловили, а бедняга сам выполз и выпал из гнезда.

Птенец был крохотный, в черных полосках и с красной головкой. Посадили ребята его в коробку и затянули марлей. Коробку поставили под куст, а сами ушли.

Вдруг налетела целая стая щеглов. С яростным писком они бросились на коробку. Марля сразу была проклевана.

Птенец помогал. Он пробивал марлю, как скорлупу яйца.

№ 16. Контрольное списывание

И г р а «Четвертый лишний».

Сорока, улыбка, ромашка, степь.

Печь, береза, речь, медаль.

Дядя, тетя, брат, сестра.

Озеро море, посуда, окно.

Дом, костер, ветер, картина.

3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.

– Вставьте пропущенные буквы и укажите падеж имен существительных.

Упал с крыш. рад встреч. красил крыш. приехал к тет. остановился у деревн. хвоя на елк. играли на полян..

№ 18. Диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных первого склонения»

На лесной полянке

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосне и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

1. Разберите по членам предложения первое предложение.

2. Определите падеж имен существительных первого склонения в единственном числе в предложении:

В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки.

  1. Подберите синоним к слову стужа .

№ 19. Сочинение «Мой самый родной человек»

№ 20. Контрольная работа по теме: «Правописание окончаний имён существительных второго склонения»

Мой дед был лесником. Однажды поздним вечером он возвращался домой. Вдруг дед услышал вой волков. Он побежал по дороге. Волки все ближе. Дед влез на сук елки. Волки стали ждать под деревом. Наступила темная ночь. Ветром качало ветки. У деда слетела шапка. Голодные волки схватили шапку и разорвали ее в клочья. Утром волки скрылись. Дед спустился с дерева и пошел в сторожку.

1. Разобрать по членам предложения предложение: У деда слетела шапка .

2. Определить склонение и падеж существительных из последнего предложения.

3. Подобрать однокоренные слова к слову сторожка .

№ 21. Сочинение по картинке И.И.Левитана «Март»

№ 22. Обучающее изложение с элементами сочинения

Лорд и зайчишка

Вот, топая тяжелыми сапогами, вошли в дом охотники. И побросали битую дичь в угол.

А подранок, подбитый зайчишка, тут оказался. Он тихо пищал, но никто его не слышал.

Только Лорд – огромная лохматая собака – большим сердцем своим его услышал. Это была не простая собака. Когда она важно шла по деревне, то все собаки уходили с дороги. Люди ее уважали за отвагу, силу и благородство. Так вот это Лорд приметил зайчишку и прилег к нему. И стал зализывать раны у зайчишки. А потом целую неделю лежал около него и никого не подпускал к раненому зайчишке. А когда зайчишка выздоровел и совсем поправился, то Лорд проводил его в поле. И по следам потом люди догадались, что собака и зайчишка весело играли на снегу.

№ 23. Обучающее изложение с элементами сочинения

У моего приятеля в комнате жили два маленьких лисенка. Однажды утром он проснулся и видит, что по комнате скачет его высокий сапог, а из голенища торчит кончик пушистого хвостика. Тут приятель и догадался, что это лисенок залез в сапог и там застрял. Он схватил лисенка за хвост и вытащил из сапога.

В другой раз пришел приятель и зовет лисят. А лисят нет. Тут взглянул он на печку с раскрытой дверцей и сразу догадался.

№ 24. Контрольная работа по теме: «Однородные члены предложения»

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На березах и тополях набухли почки. В лесу запахло березовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зеленые язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои веселые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне!

1. Разобрать по членам предложения первое предложение.

2. Найти и подчеркнуть однородные дополнения.

3. Определить склонение и падеж существительных в третьем предложении.

№ 25. Изложение (контрольное)

Куропатка жила в лесу. Она вывела своих птенцов на прогулку. Мать зорко осматривала местность.

Вот куропатка заметила лису. Она крикнула. Птенцы быстро спрятались. Куропатка полетела прямо к лисе. Она села около лисы и захлопала крыльями. Казалось, будто она ранена и не может лететь. Лисица прыгнула к птице.

Но вот куропатка отлетела в сторону. Лиса побежала за ней. Куропатка ускользнула опять. Так было каждый раз. Мать отвела беду от своих птенцов и улетела от лисы.

Будь лесу другом!

В наших лесах стало мало муравейников. Гибнут они при вырубке леса. Они гибнут и от злых рук. Расковырял прохожий муравейник и ушел. Трудно будет маленьким жителям справиться с бедой.

Однажды на рощу напали полчища вредителей. Казалось, что кора на дубах шевелилась. Это передвигались гусеницы. Они оголяли дубы. Но вот произошло чудо. Гусеницы быстро спускались по стволу к земле. Их тащили муравьи. Лесные защитники спасли лес. Тысячи вредителей леса уничтожают муравьиные семьи.

Охраняйте лесные высотные дома!

№ 27. Контрольный диктант по изученным в 3 классе темам

Наступает чудная летняя пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Зацветает иван-чай. Лесная опушка утопает в розовой пене. Жужжит в цветах пчелиный рой. Гудят мохнатые шмели. Воздух наполняет сладкий запах варенья.

В полдень оживает лесная полянка. Прибегают на опушку разные зверьки. Прилетают шумные стайки птиц. Звенят над поляной их радостные голоса. Хорошо в жаркий денек посидеть на пенечке! Птичье пение ласкает ваш слух.

1. Разберите по составу слова летнее, шмели, запах, прибегают .

2. Разберите по членам предложения: В полдень оживает лесная полянка .

3. В тексте найдите два слова с безударной гласной в корне, подберите к ним проверочные слова.

4. В каком выражении слово бежать употребляется в переносном значении?

Источник

V. Закрепление изученного.

1. П и с ь м о п о п а м я т и.

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше.

– Подчеркните однородные члены предложения.

– Чем отделяются однородные члены предложения, если союзы отсутствуют?

2. С о с т а в л е н и е предложений с однородными членами, соединив их союзом и (упр. 466).

3. С п и с ы в а н и е (упр. 465).

VI. Итог урока.

– С чем познакомились на уроке?

Домашнее задание:составить и записать два предложения с однородными членами без союзов и два предложения с союзом и; выучить правила (с. 93–95).

У р о к 148.
Соединительные союзы и, да. Запятая
при однородных членах предложения. Закрепление

Цели: закрепить знания об однородных членах предложения, соединительных союзах и, да; закрепить умение правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами предложения.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение целей урока.

II. Повторение.

1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.

2. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а.

– Что такое однородные члены предложения?

– Какими союзами они могут соединяться?

– Когда между однородными членами предложения ставится запятая?

3. С о с т а в л е н и е с х е м ы п р е д л о ж е н и я.

– Составьте схему предложения.

Стала ель в лесу заметней,

Бережет густую тень.

4. И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а.

– Отметьте неверное утверждение.

В предложении не может быть второстепенных членов предложения.

Сказуемое – главный член предложения.

Наличие главных членов предложения – признак повествовательного предложения.

– Отметьте предложения с однородными членами предложения.

Листья падали медленно и бесшумно.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Кот услышал голос петушка, прибежал и спас его.

III. Чистописание.

1. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.

2. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.

Журавли летят высоко, да видят далеко.

– Запишите, подчеркните орфограммы.

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Подберите словарные слова с безударными гласными в корне.

Н а п р и м е р: береза, сирень.

…е… …е… …е… …е… …и… …и… …и… …и…

V. Работа по теме урока.

1. П р о ч и т а й т е.

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

– Из какого произведения этот отрывок? (Басня «Квартет».)

– Кто ее написал? (И. Крылов.)

– Спишите. Подчеркните орфограммы, поставьте знаки препинания.

– Разберите предложение по членам предложения.

– Назовите однородные члены предложения.

П р о в е р к а.

2. П и с ь м о п о п а м я т и.

В недоверчивый старый лес,

В солнечный бор кедровый

Прыгнул с облака и исчез

Мальчик Апрель в сугробах.

– Подчеркните однородные члены предложения.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VI. Закрепление изученного.

1. С п и с ы в а н и е (упр. 468).

2. Т в о р ч е с к а я р а б о т а.

– Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.

Она подняла голову и завиляла хвостом.

Моя ласка придала ей силы.

Лада стала лакать молоко.

Я погладил собаку, потрепал ее за ухо.

Я присел около нее.

– Укажите однородные члены предложения.

VII. Итог урока.

– Над чем работали на уроке?

Домашнее задание:упражнение 467.

У р о к 149.
контрольная работа по теме
«Однородные члены предложения»

Цель: проверить умения ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение целей урока.

II. Диктант.

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На березах и тополях набухли почки. В лесу запахло березовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зеленые язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои веселые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне!

С а м о п р о в е р к а.

III. Грамматическое задание.

1. Разобрать по членам предложения первое предложение.

2. Найти и подчеркнуть однородные дополнения.

3. Определить склонение и падеж существительных в третьем предложении.

С а м о п р о в е р к а.

У р о к 150.
работа над ошибками

Цели:развивать орфографическую зоркость, умение работать над ошибками.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Анализ диктанта и сообщение общих итогов выполнения работы.

Источник

Читайте также:  Проснулся солнце как вчера
Adblock
detector