Меню

Ярко светило солнце где здесь наречие

Урок русского языка 4 класс на тему «Наречие»

Урок русского языка. 4 класс. 2 четверть.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным признакам

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные : обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат : овладение способом нахождения наречий по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Оборудование : мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки.

1.Мотивация к учебной деятельности.

«Наш язык и скромен, и богат

В каждом слове скрыт чудесный сад».

— Сегодня на уроке мы раскроем тайну ещё одной группы слов русского языка.

2. Актуализация учебной деятельности и фиксация затруднения в пробном действии.

1) Словарная работа (Повторение необходимого)

— Вставьте пропущенные буквы и распределите слова по столбикам (существительное, прилагательное, глагол). 1 слайд

А.уратно, т.варищ, ру..кий, х.р.шо, т.традь, праз.новать, б.рёзовая, медле.о, к.ртофельный, м.роз, .бедать, чу.ство.

2) Обобщение необходимого.

— Как изменяются эти части речи? (Повторение: обратить внимание на модели имени существительного, прилагательного и глагола).

3) Задание для пробного действия.

— Какие слова остались? ( Аккуратно, хорошо, медленно ) Слайд 3

— Почему? (Мы не знаем к какой части речи относятся эти слова.)

— Кто знает к какой части речи относятся эти слова? Сможете доказать? (Нет.)

3. Размышления над причиной затруднения.

Эта незнакомая нам часть речи называется наречие.

(Карточка на доску наречие)

— Значит, какая цель у нас сегодня на уроке? (Узнать, какие слова относятся к этой части речи и научиться их находить в тексте.)

Читайте также:  Асцендент по солнцу высчитать

— Какова же тема нашего урока? (Наречие)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Давайте построим план изучения наречия. Слайд 4

Самостоятельная или служебная часть речи

На какие вопросы отвечает

В предложении является

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

— Наречие – самостоятельная или служебная часть речи? Как вы думаете? (Самостоятельная)

— Какие части речи являются самостоятельными, служебными?

(Карточка на доску самостоятельная часть речи )

1) Работа в группе (карточки)

— Вспомните правила работы в группе. Слайд 5

Попробуйте изменить наречия по родам (пришёл рано, пришла рано, пришло рано); по временам (появились рано, появляются рано, появятся рано); по лицам (встаю рано, встаёшь рано, встаёт рано), по падежам (И.п. (что?)сад вдалеке, Р.п. нет (чего?) сада вдалеке, Д.п. подхожу (к чему?) к саду вдалеке, В.п. вижу (что?) сад вдалеке, Т.п. доволен (чем?) садом вдалеке, П.п. думаю (о чём?) о саде вдалеке.

Проверка по группам. Слайд 6, 7.

— Какой вывод сделали? (Наречие не изменилось.)

— Какая часть слова показывает на изменяемость слова? (Окончание)

— Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

— Если наречие не изменилось, значит, у этой части речи нет чего? (Окончания)

Часть слова на конце наречий – это суффикс.

— Какой вывод сделаем? (Наречие – неизменяемая часть речи)

Модель Наречие Карточка неизменяемая часть речи

2) Работа над предложением. 8 слайд

— Найдите в тексте наречия и задайте к ним вопрос. (Карточки с текстом)

Солнце ярко светило и слепило глаза. Небо слева затянулось тучами . Вечером тучи закрыли всё небо. Слайд 9

— На какие вопросы отвечает наречие? (Как? Где? Когда?)

БЛИЗКО, СЛЕВА, СПРАВА – где?

НАПРАВО, НАЛЕВО, ВВЕРХ – куда?

СЕГОДНЯ, ВЧЕРА, УТРОМ – когда?

ИЗДАЛЕКА, СВЕРХУ, СПРАВА – откуда?

ЧЕСТНО, ДРУЖНО, ИНТЕРЕСНО – как?

Читайте также:  Защита от солнца для ребенка одежда

Карточка вопросы наречий.

— Выпишите второе предложение и разберите его по членам и частям речи, выпишите словосочетания. (Ученик работает у доски)

— Каким членом предложения является наречие? Почему? (Вопросы обстоятельства) Карточка обстоятельство.

Какие связи в словосочетаниях знаете? (Согласование, управление)

— Как связаны слова в этих словосочетаниях?

Затянулось (чем?) тучами – управление

Затянулось (где?) слева — ?

— Знаете такой вид связи? (Нет.)

— У наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа, поэтому они подчиняются словам-командирам только по смыслу, т. е. примыкают к ним не изменяясь. Такая связь в словосочетаниях называется примыкание .

— В словосочетании наречии связаны с какой частью речи?

(с глаголом) Слайд 11

Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

— Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Признак действия)

Карточка признак действия

— Попробуйте убрать наречия из текста. Прочитайте его.

— Вам понравился новый текст? (Нет)

— Зачем же нужны наречия в тексте? Какова их роль? (Текст получился скудный, скучный).

Да, действительно, наречия делают речь более точной, выразительной и образной.

— Если услышите прилагательное – руки вверх, если наречие – наклоны туловища вправо – влево.

Тихо, громкий, важный , грустно, тихий, важно, громко, поздний, радостно, весёлый, поздно, радостный, весело.

Итак, что мы узнали о наречии? Вывод по карточкам на доске.

Вывод. Наречие самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда? В предложении является обстоятельством.

Работа с фразеологизмами.

— Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов с самостоятельным значением.)

— Подберите наречия к фразеологическим оборотам.

Спит как убитый – спит (крепко)

Бежать во весь дух – бежать (быстро)

Знать как свои пять пальцев – знать (хорошо)

Читайте также:  Пакет каналов тв солнце

Кот наплакал (мало)

Рукой подать (близко)

Ни свет, ни заря (рано)

(Записать наречия в тетрадь, выделить суффикс.) Ученик работает у доски.

— Какие затруднения встретились в написании наречий? (Не знаем как пишется суффикс наречий на конце слова.) Можем их объяснить? (Нет.)

— Значит, на месте этой орфограммы мы можем оставить окошко.

С правописанием суффикса мы познакомимся на следующем уроке.

— Какие проверяемые орфограммы встретились? (парные согласные и безударные гласные)

7.Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

— Ребята, у вас на партах лежат литературные тексты. Какое задание к ним можно дать? (Найти наречия.)

— Выполните это задание.

С вечера всё спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. (А.Фет)

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья . (К.Бальмонт)

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу. (А. Майков)

На полях и в рощах

Воробей загрустил за окошком.

Непривычно притихли дома.

По осенним ковровым дорожкам

Незаметно приходит зима.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело,

Принахмурилась земля. (Ф.Тютчев)

Проверка по образцу. Слайд 12.

— Кто нашел все наречия?

— Кто допустил ошибки?

— Почему? В чём причина? Что забыл?

— Какая цель была у нас на уроке? (Узнать, что такое наречие и научиться находить наречия в тексте.)

— Достигли мы цели? Докажите. (Формулировка правила по карточкам)

— Попробуйте оценить результат своей работы на уроке с помощью наречий, которые вы видите на доске: интересно, отлично, скучно, радостно, страшно, трудно, легко.

— У каждого из вас на парте лежит листик. Напишите на нём то наречие, которое больше подходит для оценки вашей работы и прикрепите листик на доску к тому дереву, которому он соответствует.

Домашнее задание с.66 правило, упр.141. Слайд 14

Источник

Adblock
detector