Урок русского языка 4 класс на тему «Наречие»
Урок русского языка. 4 класс. 2 четверть.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным признакам
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные : обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат : овладение способом нахождения наречий по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Оборудование : мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки.
1.Мотивация к учебной деятельности.
— «Наш язык и скромен, и богат
В каждом слове скрыт чудесный сад».
— Сегодня на уроке мы раскроем тайну ещё одной группы слов русского языка.
2. Актуализация учебной деятельности и фиксация затруднения в пробном действии.
1) Словарная работа (Повторение необходимого)
— Вставьте пропущенные буквы и распределите слова по столбикам (существительное, прилагательное, глагол). 1 слайд
А.уратно, т.варищ, ру..кий, х.р.шо, т.традь, праз.новать, б.рёзовая, медле.о, к.ртофельный, м.роз, .бедать, чу.ство.
2) Обобщение необходимого.
— Как изменяются эти части речи? (Повторение: обратить внимание на модели имени существительного, прилагательного и глагола).
3) Задание для пробного действия.
— Какие слова остались? ( Аккуратно, хорошо, медленно ) Слайд 3
— Почему? (Мы не знаем к какой части речи относятся эти слова.)
— Кто знает к какой части речи относятся эти слова? Сможете доказать? (Нет.)
3. Размышления над причиной затруднения.
— Эта незнакомая нам часть речи называется наречие.
(Карточка на доску наречие)
— Значит, какая цель у нас сегодня на уроке? (Узнать, какие слова относятся к этой части речи и научиться их находить в тексте.)
— Какова же тема нашего урока? (Наречие)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Давайте построим план изучения наречия. Слайд 4
Самостоятельная или служебная часть речи
На какие вопросы отвечает
В предложении является
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
— Наречие – самостоятельная или служебная часть речи? Как вы думаете? (Самостоятельная)
— Какие части речи являются самостоятельными, служебными?
(Карточка на доску самостоятельная часть речи )
1) Работа в группе (карточки)
— Вспомните правила работы в группе. Слайд 5
— Попробуйте изменить наречия по родам (пришёл рано, пришла рано, пришло рано); по временам (появились рано, появляются рано, появятся рано); по лицам (встаю рано, встаёшь рано, встаёт рано), по падежам (И.п. (что?)сад вдалеке, Р.п. нет (чего?) сада вдалеке, Д.п. подхожу (к чему?) к саду вдалеке, В.п. вижу (что?) сад вдалеке, Т.п. доволен (чем?) садом вдалеке, П.п. думаю (о чём?) о саде вдалеке.
Проверка по группам. Слайд 6, 7.
— Какой вывод сделали? (Наречие не изменилось.)
— Какая часть слова показывает на изменяемость слова? (Окончание)
— Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)
— Если наречие не изменилось, значит, у этой части речи нет чего? (Окончания)
— Часть слова на конце наречий – это суффикс.
— Какой вывод сделаем? (Наречие – неизменяемая часть речи)
Модель Наречие Карточка неизменяемая часть речи
2) Работа над предложением. 8 слайд
— Найдите в тексте наречия и задайте к ним вопрос. (Карточки с текстом)
Солнце ярко светило и слепило глаза. Небо слева затянулось тучами . Вечером тучи закрыли всё небо. Слайд 9
— На какие вопросы отвечает наречие? (Как? Где? Когда?)
БЛИЗКО, СЛЕВА, СПРАВА – где?
НАПРАВО, НАЛЕВО, ВВЕРХ – куда?
СЕГОДНЯ, ВЧЕРА, УТРОМ – когда?
ИЗДАЛЕКА, СВЕРХУ, СПРАВА – откуда?
ЧЕСТНО, ДРУЖНО, ИНТЕРЕСНО – как?
Карточка вопросы наречий.
— Выпишите второе предложение и разберите его по членам и частям речи, выпишите словосочетания. (Ученик работает у доски)
— Каким членом предложения является наречие? Почему? (Вопросы обстоятельства) Карточка обстоятельство.
Какие связи в словосочетаниях знаете? (Согласование, управление)
— Как связаны слова в этих словосочетаниях?
Затянулось (чем?) тучами – управление
Затянулось (где?) слева — ?
— Знаете такой вид связи? (Нет.)
— У наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа, поэтому они подчиняются словам-командирам только по смыслу, т. е. примыкают к ним не изменяясь. Такая связь в словосочетаниях называется примыкание .
— В словосочетании наречии связаны с какой частью речи?
(с глаголом) Слайд 11
Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».
— Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Признак действия)
Карточка признак действия
— Попробуйте убрать наречия из текста. Прочитайте его.
— Вам понравился новый текст? (Нет)
— Зачем же нужны наречия в тексте? Какова их роль? (Текст получился скудный, скучный).
— Да, действительно, наречия делают речь более точной, выразительной и образной.
— Если услышите прилагательное – руки вверх, если наречие – наклоны туловища вправо – влево.
Тихо, громкий, важный , грустно, тихий, важно, громко, поздний, радостно, весёлый, поздно, радостный, весело.
Итак, что мы узнали о наречии? Вывод по карточкам на доске.
Вывод. Наречие самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда? В предложении является обстоятельством.
Работа с фразеологизмами.
— Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов с самостоятельным значением.)
— Подберите наречия к фразеологическим оборотам.
Спит как убитый – спит (крепко)
Бежать во весь дух – бежать (быстро)
Знать как свои пять пальцев – знать (хорошо)
Кот наплакал (мало)
Рукой подать (близко)
Ни свет, ни заря (рано)
(Записать наречия в тетрадь, выделить суффикс.) Ученик работает у доски.
— Какие затруднения встретились в написании наречий? (Не знаем как пишется суффикс наречий на конце слова.) Можем их объяснить? (Нет.)
— Значит, на месте этой орфограммы мы можем оставить окошко.
С правописанием суффикса мы познакомимся на следующем уроке.
— Какие проверяемые орфограммы встретились? (парные согласные и безударные гласные)
7.Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
— Ребята, у вас на партах лежат литературные тексты. Какое задание к ним можно дать? (Найти наречия.)
— Выполните это задание.
С вечера всё спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (А.Фет)
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья . (К.Бальмонт)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу. (А. Майков)
На полях и в рощах
Воробей загрустил за окошком.
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля. (Ф.Тютчев)
Проверка по образцу. Слайд 12.
— Кто нашел все наречия?
— Кто допустил ошибки?
— Почему? В чём причина? Что забыл?
— Какая цель была у нас на уроке? (Узнать, что такое наречие и научиться находить наречия в тексте.)
— Достигли мы цели? Докажите. (Формулировка правила по карточкам)
— Попробуйте оценить результат своей работы на уроке с помощью наречий, которые вы видите на доске: интересно, отлично, скучно, радостно, страшно, трудно, легко.
— У каждого из вас на парте лежит листик. Напишите на нём то наречие, которое больше подходит для оценки вашей работы и прикрепите листик на доску к тому дереву, которому он соответствует.
Домашнее задание с.66 правило, упр.141. Слайд 14
Источник