Урок русского языка 4 класс на тему «Наречие»
Урок русского языка. 4 класс. 2 четверть.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным признакам
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные : обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат : овладение способом нахождения наречий по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Оборудование : мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки.
1.Мотивация к учебной деятельности.
— «Наш язык и скромен, и богат
В каждом слове скрыт чудесный сад».
— Сегодня на уроке мы раскроем тайну ещё одной группы слов русского языка.
2. Актуализация учебной деятельности и фиксация затруднения в пробном действии.
1) Словарная работа (Повторение необходимого)
— Вставьте пропущенные буквы и распределите слова по столбикам (существительное, прилагательное, глагол). 1 слайд
А.уратно, т.варищ, ру..кий, х.р.шо, т.традь, праз.новать, б.рёзовая, медле.о, к.ртофельный, м.роз, .бедать, чу.ство.
2) Обобщение необходимого.
— Как изменяются эти части речи? (Повторение: обратить внимание на модели имени существительного, прилагательного и глагола).
3) Задание для пробного действия.
— Какие слова остались? ( Аккуратно, хорошо, медленно ) Слайд 3
— Почему? (Мы не знаем к какой части речи относятся эти слова.)
— Кто знает к какой части речи относятся эти слова? Сможете доказать? (Нет.)
3. Размышления над причиной затруднения.
— Эта незнакомая нам часть речи называется наречие.
(Карточка на доску наречие)
— Значит, какая цель у нас сегодня на уроке? (Узнать, какие слова относятся к этой части речи и научиться их находить в тексте.)
— Какова же тема нашего урока? (Наречие)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Давайте построим план изучения наречия. Слайд 4
Самостоятельная или служебная часть речи
На какие вопросы отвечает
В предложении является
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
— Наречие – самостоятельная или служебная часть речи? Как вы думаете? (Самостоятельная)
— Какие части речи являются самостоятельными, служебными?
(Карточка на доску самостоятельная часть речи )
1) Работа в группе (карточки)
— Вспомните правила работы в группе. Слайд 5
— Попробуйте изменить наречия по родам (пришёл рано, пришла рано, пришло рано); по временам (появились рано, появляются рано, появятся рано); по лицам (встаю рано, встаёшь рано, встаёт рано), по падежам (И.п. (что?)сад вдалеке, Р.п. нет (чего?) сада вдалеке, Д.п. подхожу (к чему?) к саду вдалеке, В.п. вижу (что?) сад вдалеке, Т.п. доволен (чем?) садом вдалеке, П.п. думаю (о чём?) о саде вдалеке.
Проверка по группам. Слайд 6, 7.
— Какой вывод сделали? (Наречие не изменилось.)
— Какая часть слова показывает на изменяемость слова? (Окончание)
— Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)
— Если наречие не изменилось, значит, у этой части речи нет чего? (Окончания)
— Часть слова на конце наречий – это суффикс.
— Какой вывод сделаем? (Наречие – неизменяемая часть речи)
Модель Наречие Карточка неизменяемая часть речи
2) Работа над предложением. 8 слайд
— Найдите в тексте наречия и задайте к ним вопрос. (Карточки с текстом)
Солнце ярко светило и слепило глаза. Небо слева затянулось тучами . Вечером тучи закрыли всё небо. Слайд 9
— На какие вопросы отвечает наречие? (Как? Где? Когда?)
БЛИЗКО, СЛЕВА, СПРАВА – где?
НАПРАВО, НАЛЕВО, ВВЕРХ – куда?
СЕГОДНЯ, ВЧЕРА, УТРОМ – когда?
ИЗДАЛЕКА, СВЕРХУ, СПРАВА – откуда?
ЧЕСТНО, ДРУЖНО, ИНТЕРЕСНО – как?
Карточка вопросы наречий.
— Выпишите второе предложение и разберите его по членам и частям речи, выпишите словосочетания. (Ученик работает у доски)
— Каким членом предложения является наречие? Почему? (Вопросы обстоятельства) Карточка обстоятельство.
Какие связи в словосочетаниях знаете? (Согласование, управление)
— Как связаны слова в этих словосочетаниях?
Затянулось (чем?) тучами – управление
Затянулось (где?) слева — ?
— Знаете такой вид связи? (Нет.)
— У наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа, поэтому они подчиняются словам-командирам только по смыслу, т. е. примыкают к ним не изменяясь. Такая связь в словосочетаниях называется примыкание .
— В словосочетании наречии связаны с какой частью речи?
(с глаголом) Слайд 11
Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».
— Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Признак действия)
Карточка признак действия
— Попробуйте убрать наречия из текста. Прочитайте его.
— Вам понравился новый текст? (Нет)
— Зачем же нужны наречия в тексте? Какова их роль? (Текст получился скудный, скучный).
— Да, действительно, наречия делают речь более точной, выразительной и образной.
— Если услышите прилагательное – руки вверх, если наречие – наклоны туловища вправо – влево.
Тихо, громкий, важный , грустно, тихий, важно, громко, поздний, радостно, весёлый, поздно, радостный, весело.
Итак, что мы узнали о наречии? Вывод по карточкам на доске.
Вывод. Наречие самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда? В предложении является обстоятельством.
Работа с фразеологизмами.
— Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов с самостоятельным значением.)
— Подберите наречия к фразеологическим оборотам.
Спит как убитый – спит (крепко)
Бежать во весь дух – бежать (быстро)
Знать как свои пять пальцев – знать (хорошо)
Кот наплакал (мало)
Рукой подать (близко)
Ни свет, ни заря (рано)
(Записать наречия в тетрадь, выделить суффикс.) Ученик работает у доски.
— Какие затруднения встретились в написании наречий? (Не знаем как пишется суффикс наречий на конце слова.) Можем их объяснить? (Нет.)
— Значит, на месте этой орфограммы мы можем оставить окошко.
С правописанием суффикса мы познакомимся на следующем уроке.
— Какие проверяемые орфограммы встретились? (парные согласные и безударные гласные)
7.Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
— Ребята, у вас на партах лежат литературные тексты. Какое задание к ним можно дать? (Найти наречия.)
— Выполните это задание.
С вечера всё спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (А.Фет)
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья . (К.Бальмонт)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу. (А. Майков)
На полях и в рощах
Воробей загрустил за окошком.
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля. (Ф.Тютчев)
Проверка по образцу. Слайд 12.
— Кто нашел все наречия?
— Кто допустил ошибки?
— Почему? В чём причина? Что забыл?
— Какая цель была у нас на уроке? (Узнать, что такое наречие и научиться находить наречия в тексте.)
— Достигли мы цели? Докажите. (Формулировка правила по карточкам)
— Попробуйте оценить результат своей работы на уроке с помощью наречий, которые вы видите на доске: интересно, отлично, скучно, радостно, страшно, трудно, легко.
— У каждого из вас на парте лежит листик. Напишите на нём то наречие, которое больше подходит для оценки вашей работы и прикрепите листик на доску к тому дереву, которому он соответствует.
Домашнее задание с.66 правило, упр.141. Слайд 14
Источник
Листва с деревьев совсем облетела.Молодёжь весело пела.Солнце ярко светило и слепило глаза.Неожиданно небо слева затянулись тучи . Вечером тучи закрыли
всё небо.
Подчеркни главные члены и надписывай над ними те признаки от которых зависит окончание глагола-сказуемого.
ПОМОГИТЕ
Листва(ж.р., ед.ч.) облетела.
Солнце(ср.р., ед.ч.) светило.
Затянули тучи(мн.ч.)
Тучи(мн.ч.) закрыли.
Другие вопросы из категории
а)корень, суффикс, суффикс, суффикс, окончание.
б)приставка, корень, окончание.
в)приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.
г)приставка, корень, окончание, суффикс.
Читайте также
глагола-сказуемого .почему раньше их будешь определять у подлежащего?
листва (с,деревья,кусты) Совсем облетел .молодёжь Весело пела.солнце Ярко светило и слепило глаза.Неажиданно небо Слева затянулось (тучи) .Вечером тучи закрыли всё небо.
заданее:над каждым из имён существительных укажи падеж.
зат.нул.сь (тучи).Вечеромтучи з.крыл. все небо.Спиши предложения, ставя слова в скобках в нужные формы.Над каждым из имен существительных указать падеж.
тучи з.крыл. все небо.
Спиши предложения, ставя слова в скобках в нужные формы.Почеркивай главные члены и надписывай над ними те признаки, от которых зависит окончание глагола-сказуемого. Почему раньше их будешь определять у подлежащего.
Листва облетела. Молодёжь пела. Солнце светило и слепило. Небо затянулось. Тучи закрыли.
земляникой. Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелитая с дерева на дерева, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи. В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся веселые белочки. В темной чащобе скрывается разбойница рысь.
Источник
Предложения со словосочетанием «небо затянулось»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова навряд (наречие):
Ассоциации к слову «небо»
Синонимы к слову «небо»
Синонимы к слову «затянуться»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «небо затянулось»
- Заночевали мы по ту сторону Сихотэ-Алиня, на границе лесных насаждений. Ночью было сыро и холодно; мы почти не спали. Я все время кутался в одеяло и никак не мог согреться. К утру небо затянулось тучами, и начал накрапывать дождь.
Сочетаемость слова «небо»
Сочетаемость слова «затянуться»
Значение слова «небо»
НЁБО , -а, ср. 1. Верхняя стенка полости рта, имеющая сводчатую форму. Мягкое небо. Твердое небо.
НЕ́БО , -а, ср. ( мн. в том же знач. небе́са , небе́с, —а́м). 1. Видимое над Землей воздушное пространство в форме свода, купола. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «затянуться»
ЗАТЯНУ́ТЬСЯ , —тяну́сь, —тя́нешься; сов. (несов. затягиваться). 1. Затянуть себя чем-л. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «небо»
НЁБО , -а, ср. 1. Верхняя стенка полости рта, имеющая сводчатую форму. Мягкое небо. Твердое небо.
НЕ́БО , -а, ср. ( мн. в том же знач. небе́са , небе́с, —а́м). 1. Видимое над Землей воздушное пространство в форме свода, купола.
Значение слова «затянуться»
ЗАТЯНУ́ТЬСЯ , —тяну́сь, —тя́нешься; сов. (несов. затягиваться). 1. Затянуть себя чем-л.
Источник
Диктант №559
Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.
Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы.
Добавить комментарий Отменить ответ
Блок ссылок
Реклама
Мы в социальных сетях
Самые популярные диктанты
- Диктант №556
(4,12 из 5)
- Диктант №500
(4,19 из 5)
- Диктант №917
(4,18 из 5)
- Диктант №554
(4,24 из 5)
- Диктант №555
(4,14 из 5)
- Диктант №535
(4,38 из 5)
- Диктант №531
(4,28 из 5)
- Диктант №569
(4,34 из 5)
- Диктант №529
(3,96 из 5)
- Диктант №798
(4,02 из 5)
Комментарии
- Саня не вернул отку к записи Диктант №1614
- Николай к записи Диктант №837
- НИКТО к записи Диктант №529
- Алиса к записи Диктант №809
- ИраК к записи Диктант №1764
Полезные ссылки
Внимание!
Если вы считаете, что размещение материала на данном ресурсе нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом немедленно.
Источник