Конспект занятия курса «Занимательная грамматика» по теме «Хорошо ли ты знаешь грамматику»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horosho_li_ty_znaesh_grammatiku.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Хорошо ли ты знаешь грамматику?
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету.
-определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
-оценивать результаты собственной деятельности.
-учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
-учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и следовать им.
— определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данной темы;
-извлекать информацию представленную в разных формах.
-проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению темы, желание выполнить задания.
- Рассказ – беседа. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных рaзумом и рукaми человекa: телефон, компьютер, автомобили, корабли, самолёты, ракеты. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, — это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, а задача у всех языков одна — помогать людям понимать друг друга при общении, в общей работе.
Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
Представьте, что вы не умеете разговаривать, слушать, читать, писать. Интересно так жить? Язык человеку дан, а речь он развивает.
Речь человека взрослеет вместе с ним. Поэтому, чем больше слов он знает, тем точнее и ярче его речь. Поэтому необходимо знакомиться с новыми словами и узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь. Значение речиотмечают русские пословицы и поговорки.
Прочитайте народную мудрость: «Хорошую речь хорошо и слушать», «От приветливых слов язык не отсохнет», «Иное слово пропускай мимо ушей», «Сперва подумай, а потом и скажи», «Красно поле пшеном, а беседа умом».
Что же ценили наши предки? Распределите слова в два столбика. В первый столбик отправьте слова, которые рассказывают о том, какой может быть речь грамотного и образованного человека, во второй столбик – слова человека, речь которого надо исправлять. (Речь – понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, торопливая, уместная, сбивчивая, безграмотная, внятная, правильная, бедная, разборчивая.)
Давайте вместе составим правила речи.
- Правильно строй предложения.
- Не торопись. Говори четко, не глотай слова.
- Не кричи, но и не говори слишком тихо.
- Говори выразительно: выделяй голосом важные слова, делай паузы.
- Не употребляй грубые, резкие слова.
Вспомните, какая бывает речь? К какой речи относятся эти правила?
А как работать над письменной речью? Прежде всего, научитесь составлять предложения, а из них выстраивать письменные тексты.
Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Берегите и любите слово. Ведь с него начинается наш родной русский язык.
- Игра – соревнование “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?”
Соревнование происходит между двумя группами учеников. Детям предлагается картинка.
Ученик первой группы называет предложение. Затем ученик другой группы придумывает второе предложение, подходящее по смыслу, чтобы получался текст. Проигрывает та команда, которая не может быстро составить предложение (или допускает речевые ошибки).
- Игра – соревнование: «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?» (Соревнование индивидуальное).
- Работа с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»:
1. Прочитай предложение. Выясни значение непонятных тебе слов (спроси у учителя илипосмотри в толковом словаре).
2. Прочитай предложение еще раз. Выдели в нем трудные для написания слова ипроговори их по слогам. Постарайся запомнить написание этих слов.
3. Повтори каждое слово предложения так, как будешь писать.
4. Спиши предложение, диктуя себе по слогам каждое слово.
5. Проверь себя: читай слово в тетради, затем в учебнике (на доске).
Ярко светило жёлтое солнце. Солнышко погладило жёлтым лучом ромашку. Она весело моргнула жёлтым глазом. Жёлтая бабочка весело вспорхнула навстречу лучам.
Вспомните, что такое грамматика? (Раздел языкознания).
Для чего нужно изучать грамматику? (Ее изучение поможет лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли).
- Подведение итогов соревнований.
- Рефлексия.
Источник
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологий
Классы: 1 , 2 , 3
Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко — забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово — половина счастья».
Проблема развития и эффективности речи особенно важна и сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель обучения не только в том, чтобы ученик знал как можно больше, а, прежде всего в том, чтобы он, используя эти знания, умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого — культура речи и культура общения. Овладение языком, речью — необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.
В школе задача развития речи решается в первую очередь на уроках русского языка через использование разных методов, приемов, средств обучения.
Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям младших школьников. Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Игровая форма помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности школьников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивается.
Задача педагога – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой, игрой в которую ребенок играет с радостью. А играя, он обучается.
Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Игра — есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень — на уровень мыслящей, творческой личности.
Использование игры в младших классах помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что способствует появлению познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Игру необходимо использовать и на внеклассных занятиях.
М.Р.Львов и В.Г.Горецкий в «Методике преподавания русского языка в начальных классах» рассматривают три функции дидактических игр.
Первая, простейшая функция — облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и прочее.
Вторая функция — «театрализация» учебного процесса. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах, в инсценировании сказок, в составлении различных упражнений.
Третья функция — соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса. Далее переходит к олимпиадам, к тестированию, к соревнованию в качестве и глубине знаний.
Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием.
Выбор игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как урок, игра реализует познавательные, воспитательные, развивающие задачи обучения. В связи с этим она не должна быть развлекающим элементом занятий. Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования или введения новых правил, поэтому в практическом разделе цели и ход игр не прописан. Роль учителя остаётся значительной на всём протяжении дидактической игры. Эффективность её во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах.
Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра интересна для детей. А интерес рождается там, где есть место удивлению.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В игровой технологии выделяются следующие компоненты:
а) мотивационный компонент – он связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процессе игры;
б) ориентационно-целевой компонент – он связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся;
в) содержательно-операционный компонент предполагает что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности, ориентировочная основа действий может быть дана в виде алгоритма, схемы, которые легко усваиваются и используются в работе;
г) ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания;
д) оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности. Все эти компоненты игры определяют её технологическую структуру.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.
На уроке можно применять дидактические материалы, ребусы, загадки, анаграммы, карточки, иллюстрации, сюжетные картинки. При работе с текстом или показе картинок задавать вопросы и требовать полного ответа, так как развивается устная речь, пополняется словарный запас.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, можно использовать на уроках русского языка.
Дидактическая игра «Твердый – мягкий»
На уроке русского языка вместо физкультминуток с целью повторения правописания твердого и мягкого знаков, развития речи, логического мышления, активизации мыслительной деятельности можно попробовать играть в такую игру.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата». Команда «Камень» встает, если учитель называет слово с твердым знаком, если с мягким знаком, встает команда «Вата».
Дидактическая игра «Все наоборот»
Цель: закрепить написание слов с сочетанием -чн-.
Детям нужно заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание -чн-
- Игрушка для елки -…(елочная игрушка)
- Герой сказки — … (сказочный герой)
- Сок яблока -… (яблочный сок)
- Суп из молока -…(молочный суп)
- Варенье из клубники -… (клубничное варенье) и т.п.
Подбери слово
Цель – учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.
Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.
Пять слов
Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.
Вариант 1. Подберите по пять слов:
- в первом — один слог,
- во втором — два,
- в третьем — три,
- в четвертом — четыре,
- в пятом — пять.
Вариант 2. Черточки — это буквы в слове.
Игра «Наборщик»
На каждую букву записать по одному слову;
Книга: к — кошка; н — нос; и — иголка; г — гусь; а — арбуз;
Игра «Почтальон»
Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 3-4 чел.) приглашения.
Источник