Русский язык
1-й класс
На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения
Кот, сеть, трава, кукла, время, клюв.
Порядок работы. Слова записываются на доске.
1. Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запиши мягкие согласные звуки ([с’], [ ], [ ]).
Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.
Порядок работы. Слова записываются на доске.
1. Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных. Запиши мягкие согласные звуки ([м’], [ ], [ ]).
Игра, журавль, корм, молоко, плюшка, пес.
Порядок работы. Слова записываются на доске.
1. Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных. Запиши мягкие согласные звуки ([л’], [ ], [ ]).
На выявление умения делить слова на слоги
Капель, сумка, аист, гроза, белка, эхо.
Порядок работы. Слова записываются на доске.
1. Спиши слова, разделяя их чертой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести на другую строчку.
Гнездо, адрес, какао, свет, комар, усы.
Порядок работы. Слова записываются на доске.
1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строчку.
Кошка, поезд, окошко, цвет, пчела, юла.
Порядок работы. Слова записываются на доске.
1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести на другую строчку.
На восстановление деформированного текста
Река вышла из берегов.
Пришла весна.
Только зайка залег на пенек.
Вода залила опушку леса.
Он промок и дрожит.
Животные ушли далеко в лес. (24 слова)
Порядок работы. Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.
1. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.
2. Раздели на слоги слово зайка.
На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными
Город Москва, река Яуза, Черное море, мощные волны, кот Рыжик, добрый Ваня, веселый Леша, удачная ловля щук, помощница Люда, учусь шить. (21 слово)
Порядок работы. Учитель читает словосочетания, после этого диктует их, указывая запятые: «Город Москва, запятая» – и т.д. и точку в конце диктанта. Орфографически проговариваются «ошибкоопасные» части слов на непройденное.
Написанное дети проверяют сначала самостоятельно, затем сверяют с записью на доске, сделанной заранее и закрытой во время диктанта. Исправления при вторичной проверке (сверка с записью на доске) делаются ручкой другого цвета.
1. Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
2. Обведи кружочком буквы, обозначающие твердые шипящие звуки.
Работа 9 (орфографический диктант)
1. Ежи живут в лесу.
2. Под кустом спят зайчата.
3. Весной птицы ищут свои гнезда.
4. Толя и Митя пошли в рощу.
5. Вдруг темная туча закрыла небо.
6. Мальчики поспешили домой. (27 слов)
Порядок работы. Учитель читает предложения по орфоэпическим нормам. Затем диктует слова каждого предложения орфографически по одному слову с паузами между ними. После записи всех предложений учитель медленно читает их еще раз орфографически для проверки детьми написанного.
1. Поставь ударения в словах второго предложения.
2. Раздели на слоги слово мальчики.
Схема анализа контрольных работ
2-й класс
На выявление умения разбить непунктированный текст на предложения
Настал теплый день снег таял и оседал с неба солнце посылало жаркие лучи из-под снега доносился легкий звон ручейков вдруг послышался свист крыльев утиной стаи на дворе закричали домашние гуси. (30 слов)
Порядок работы. Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.
1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
2. Озаглавь текст.
3. Напиши слова снег, на дворе и подчеркни орфограммы. Подбери 2–3 проверочных слова к каждому из слов.
На выявление умения находить части речи
Наступила весна. Звенит капель. В лужах плещутся воробьи.
С крыши домика лесника Алексея Егоровича свисает ледяная бахрома. От яркого солнышка плачут ледяные сосульки.
По реке быстро плывут большие льдины. К реке вышли лось и лосенок. Они стали пить воду. (37 слов)
Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова наступила, лужах, плещутся, с крыши, домика, лесника, свисает, ледяная, бахрома, яркого, солнышка, ледяные, быстро, лосенок.
После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз проверяют ее по тексту диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).
1. Подчеркни в четвертом и пятом предложениях подлежащее и сказуемое. Надпиши над ними названия частей речи и число.
2*. Напиши, как по-разному названы в тексте сосульки.
3*. К слову плачут запиши близкое по значению слово (синоним), подходящее к слову сосульки.
На выявление умения составить словосочетание и определить части речи
Порядок работы. На доске заранее написан материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».
1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.
3. Раздели для переноса слово листочки.
Работа 4 (диктант на пройденное)
За окном звонкая капель. Умчались зимние дни. Но мороз по утрам гонит весну. А солнышко каждый день на мороз льет тепло. Вот и должен он убежать за зимой. Весна идет!
Лед на реке потемнел. Везде лужи. На деревьях уже вздулись почки. Около стволов видны нежные стрелки зеленой травы. (48 слов)
Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Ясно (орфографически) диктуются слова умчались, гонит, солнышко, должен, потемнел, везде, вздулись, стволов, зеленой.
После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз проверяют ее по тексту диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).
1. В первом предложении поставь над словами знак ударения.
2. Выпиши из второго и пятого предложений однокоренные слова. Подбери еще 2–3 однокоренных слова.
3. Подчеркни орфограммы в слове мороз.
4*. Запиши синоним к слову вздулись.
5*. Подчеркни в последнем предложении слово, употребленное в переносном значении: стрелки. Что названо стрелками травы? Стебельки, былинки? Напиши.
Схема анализа контрольных работ
Ошибки, допущенные в диктантах
На группировку глаголов по временам, а затем – по единственному и множественному числу глаголов
1. Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;
А козлик седою
Трясет бородою.
2. Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают;
Дуют, дуют, листья рвут,
Дуют, дуют, травку мнут.
3. Соловьи запели песни
Расцветающей весне.
4. Чьи-то лапки на белом снегу наследили,
Корешок чьи-то зубки точили.
5. Зима холодная пришла,
Избушки снегом занесла,
Все окна в иней запушила.
Порядок работы. Задание направлено на выявление умения рассматривать ряд слов с одной и той же точки зрения и способности к переключению на другую точку зрения. Отрывки из стихотворений читает учитель, а на доске заранее записаны глаголы по группам в последовательности стихов:
1. Прочитай глаголы.
2. Распредели все глаголы на две группы и запиши каждую группу глаголов в отдельный столбик. Напиши под столбиком, чем похожи глаголы в каждой группе.
3. Как еще можно распределить все глаголы на две равные группы? Раздели и напиши под столбиками, чем похожи глаголы в группах теперь.
Примечание. Обоснование группировки в первой части задания: «похожи по настоящему времени», «похожи по прошедшему времени».
Обоснование группировки во второй части задания сводится к указанию числа глаголов.
При выполнении группировки возможен выбор учащимися другой последовательности деления на группы – сначала по числам. Но далее глаголы этих групп (разведенных по числам) нельзя будет распределить на две равные группы по временам, что не соответствует условию.
Однако деление на группы в последовательности по числам и по временам так же приемлемо, то есть без учета «равности» по числу слов в группе.
Уровни выполнения работы
4-й уровень – выделены правильно и объяснены по две группы в первой и второй частях задания. Ответы этого уровня свидетельствуют о высокой степени развития мышления, подвижности мыслительных процессов, осознанности своих действий (применительно к данной сложности задания и рассматриваемым мыслительным операциям);
3-й уровень – выделены правильно в первой части задания две группы в полном объеме и объяснены. На этом уровне проявлена способность к рассмотрению объектов под одним углом зрения и имеет место осознание своих действий, а значит, и большая продвинутость в мышлении. Однако вторая группировка либо не осуществлена, следовательно, не проявилась способность к переключению на другой аспект рассмотрения, либо осуществлена без учета условий задания, что свидетельствует об отсутствии самоконтроля при переключении на другие направления решения задачи;
2-й уровень – выделены правильно две группы, но группы неполные. Ученик уже может проанализировать предложенный материал, но не распространяет рассмотрение по общему признаку на все слова и не дает объяснения произведенной группировке. Это свидетельствует о том, что еще не осознается выбранный признак, проявляется интуитивный подход к решению, ребенок не осознает ход своих мыслей;
1-й уровень – ученик не приступил к выполнению или предпринял неправильные попытки (слова переписаны в данном или произвольном порядке). Этот уровень свидетельствует о том, что ученик не может выбрать какой-либо признак и рассматривать слова по этому признаку;
2–4-й уровни данного задания подразделяются на два подуровня:
– найденное решение ученик не может объяснить; это свидетельствует о неотчетливом осознании своей мыслительной деятельности;
– найденное решение ученик может объяснить. Здесь проявляется отчетливое осознание своих мысленных действий, а значит, и более развитое мышление.
3-й класс
На выявление умения разобрать предложение по членам предложения и частям речи
От тепла высокие тополя оделись в зеленый наряд.
Порядок работы. Предложение записывается на доске.
1. Запиши предложение и разбери его по членам предложения и по частям речи. Члены предложения подчеркни, части речи надпиши.
2. Найди в предложении словосочетания и запиши их в столбик: сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого.
3. Разбери части речи: надпиши, где нужно, род, число, склонение, падеж, время.
Ласковое солнце прогрело утренний свежий воздух.
На узнавание предложений с однородными членами
Шел я вдоль лесной опушки домой. Погода ненастная. Со всех ветвей капают, текут, льются дождливые ручейки. Струйки с березовой ветки мне за шиворот угодили.
Недалеко от опушки из небольшого родничка течет маленький ручей. Он обходит на своем пути кочки, камешки, деревья и змейкой вьется в глухом лесу. Ручей спешит вперед и всем рассказывает о весне. (55 слов)
Порядок работы. Текст записывается на доске.
1. Выпиши предложения с однородными членами.
2. Подчеркни однородные сказуемые. Надпиши один раз время и число глаголов, которыми выражены сказуемые.
3. Напиши один раз падежи существительных, которыми выражены однородные члены предложения, и число.
4. Подчеркни образное сравнение. В какой форме оно выражается?
На определение склонения существительных и разбор слова по составу
Россия очень большая. В каждой местности ждут прихода весны.
Яркое солнце блестит над землей. Дорожки в саду сохнут. На подъемах пробиваются первые цветы. С веселым жужжанием летают пчелы. В саду на сирени и черемухе набухли почки. Они готовы лопнуть и развернуть зелень.
В поле уже давно зеленеет рожь. В лесу на каждой березке показались точно маленькие зеленые пальчики. Это стали распускаться листья. Тут и начался лесной праздник для всех птиц. (70 слов)
Порядок работы. Текст записывается на доске заранее. Первый раз текст читает учитель. Затем ученики читают текст еще раз самостоятельно.
1. Выпиши из текста имена существительные по склонениям в начальной форме (в именительном падеже, в единственном числе).
2. Подчеркни орфограммы в корне этих слов.
3. Разбери по составу слова прихода, землей, дорожки, сирени, лесу.
Около дома был причудливый сад. Огромные лопухи, как слоновые уши, росли рядом с крапивой в человеческий рост. Днем сад вяло опускал листья. В августе жара не редкость. Я был рад хоть малой тени от облаков. Их белоснежные громады проплывали в вышине.
Зато каким роскошным, тенистым выглядел сад к вечеру! Свежие воздушные волны заполняли его с ночи до утра. Туманно светил в конце сада закат. Протяжно пел за речкой пастуший рожок. (70 слов)
Порядок работы. Учитель читает весь текст, затем диктует его по предложениям. На доске записаны слова причудливый, огромные, лопухи, росли, крапивой, вяло, громады, зато, его, туманно, протяжно; указывается запятая перед сравнительным оборотом и после него во втором предложении.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Потом учитель еще раз медленно читает текст диктанта, проговаривая целые слова орфографически, указывая место запятых, а дети сверяют и делают исправления ручкой другого цвета. Ошибки в падежных окончаниях прилагательных не учитываются.
1. Подчеркни орфограммы в корне слов редкость, облаков, роскошным, пастуший. Запиши проверочные слова, где можно.
2. Из первого и второго предложений выпиши существительные 2-го склонения в начальной форме.
3*. В словосочетаниях причудливый сад, роскошным выглядел подчеркни волнистой линией эпитеты (слова в переносном значении).
4*. Во втором предложении подчеркни образное сравнение.
Схема анализа проверочных и контрольных работ
Ошибки, допущенные в диктанте
На группировку существительных сначала по падежам, а затем – признаку одушевленности и неодушевленности
Володя увидел мокрого котенка на улице. Он взял Мурзика со двора и принес в дом. Мальчик посадил его на скамейку у печки. Мокрая шерсть на Мурзике торчала в разные стороны, как иголки у ежика. Мурзик казался худым. У внучки бабушки Ульяны Лизы была на тарелке котлета. Она положила котлету перед Мурзиком. Мурзик съел котлету, уселся на скамейке и принялся смотреть на огонь в печке. Потом он забрался на колени к Володе и замурлыкал свою песенку. От этой песенки всем стало уютно и хорошо. (83 слова)
Порядок работы. Служит выявлению умения рассматривать ряд объектов под одним углом зрения и переключать на другой угол зрения.
Текст заранее записывается на доске. Первый раз текст читает учитель.
1. Прочитай текст самостоятельно еще раз.
2. Выпиши столбиками в порядке косвенных падежей имена существительные в единственном числе. Название падежа надпиши над каждой группой.
Примечание. В результате группировки существительных по падежам должна получиться следующая запись в работах учеников.
Запись слов по группам заранее делается на доске и открывается к моменту проверки.
3. Проверь, правильно ли ты выписал(а) слова. Исправления внеси ручкой другого цвета.
4. Если ты правильно выписал(а) существительные в порядке косвенных падежей, подумай, как еще можно сгруппировать существительные 1-го, 3-го и 5-го столбиков, разделив их только на две группы.
5. Разведи и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах.
Примечание. В результате распределения существительных на две группы должна получиться следующая запись:
у ежика
у внучки
бабушки
Ульяны
Лизы
котенка
Мурзика
на Мурзике
на улице
на тарелке
на скамейке
в печке
со двора
у печки
от песенки
в дом
на скамейку
котлету
на огонь
песенку