Меню

Яркое солнце освещало окрестности

Правописание безударных
личных окончаний

Цель: формирование навыков правильного написания безударных личных окончаний глаголов.

Задача: создать условия для запоминания безударного личного окончания глагола стелить.

1. Записываем и анализируем предложение.

В поле стелется туман.

– Кто из вас наблюдал туман?

– Каким вы его представляете?

(Необходимо, чтобы дети представили «живую картину» – туман движется, ложится, стелется.)

– Как вы понимаете слово стелется? В каком значении чаще всего употребляется это слово?

«Стелить постель», «расстелить постель», «застелить постель» (ассоциации, связанные с домом, очень важны) – все словосочетания проговариваются, записываются.

– А как может туман стелиться? (Очень важно, чтобы дети нарисовали представленную картину. А.А. Леонтьев писал, что «функция обобщения формировалась в диалоге языковых средств с неязыковыми, к каковым, в частности, относятся рисунок и письмо», а Л.В. Выготский доказал, что «сформировать у детей уровень обобщения на ранних этапах позволяют именно неязыковые средства фиксации смысла: рисунок, пиктограмма и т.п.»).

2. Выписываем слово стелется, ставим ударение. Определяем часть речи.

– Какое орфографическое правило демонстрирует это слово? (Правописание безударного личного окончания глаголов.)

– Поставим глагол в начальную форму:

– Чем необычен этот глагол? (Оканчивается на -ить, относится к 1-му спряжению.)

– Объясняем безударное личное окончание глагола.

3. Записываем небольшой текст. (Желательно текст списать.)

Яркое солнце освещает окрестность. Ты стоишь на скалистом берегу и любуешься чудесной картиной.

До самого горизонта стелется ровная гладь. Вода плещется у твоих ног.

Волны катятся, бьются о скалы, разлетаются брызгами в разные стороны.

– Попутно объясняем орфограммы.

– Какую картину вы представили?

– Определяем тип речи. Что описывает автор?

– Море спокойное, неподвижное? Как вы об этом догадались? (Гладь стелется – плещется – катятся – бьются. Глаголы обозначают разные по силе движения.)

– Вновь нам встретилось слово стелется, но в другом контексте. (Вспомним первое предложение. Ср.: стелется туман – стелется ровная гладь.) Как вы это представляете?

Читайте также:  Полуночное солнце часть 2

4. Выписываем в столбик глаголы с безударным личным окончанием глаголов. Поставим глаголы в инфинитив.

Стелется – что делает?что делать? – стелиться.

Плещется – что делает?что делать? – плескаться.

Катятся – что делают? что делать? – катиться.

Разлетаются – что делают? что делать? – разлетаться.

– Сгруппируем глаголы по схожим признакам.

– Проверим окончание. Соответствует ли окончание спряжению?

– Еще какое правило демонстрируют эти глаголы? (-Тся, -ться.) Правильно ли мы написали? Как проверить?

Домашнее задание. Дети рисуют иллюстрацию к тексту. Рисунок подписывают. Выписывают из текста глаголы с зависимыми словами.

На следующем уроке работаем с текстом Н.Матвеевой «День в конце августа».

Ягоды с листьев катятся,
Вертится ветер жаркий.
Пестрое пляшет платьице
Там, на веревке, в парке.
Солнце огнем рассеянным
Плавит на тучах медь.
Скоро дожди осенние
Будут опять шуметь.
В это сейчас не верится,
Все до корней прогрето.
Свет по дорогам стелется,
Кажется вечным лето.
Если же листик свалится
С ветки вблизи меня,
Трудно о нем печалиться
В блеске такого дня.

– Какая картина возникает в вашем воображении?

– Почему трудно проиллюстрировать эту картину? Работаем с новым контекстом, в котором встретилось слово стелется, повторяя предыдущие: туман стелется – ровная гладь стелется – свет по дорогам стелется.

– Объясняем написание окончаний глаголов, используя алгоритм.

На следующих уроках детям можно предложить сочинение-миниатюру с обязательным использованием трудных глаголов, в том числе глагола стелется.

Источник

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Читайте также:  Сыпь у ребенка от солнца что делать

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Глагол в личной форме
  • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ТЕКСТ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ПОЛ
  • Все характеристики

    Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Наречие
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 2:
  • Часть речи: Предлог
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 3:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ВЫША
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Инфинитив
  • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Прилагательное
  • Начальная форма: синтаксический
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: РАЗБОР
  • Все характеристики

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Читайте также:  Телескоп наблюдающий за солнцем

    Источник

    Диктант №312

    Гроза

    До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся ниоткуда, без малейшего ветра, но бы­стро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко ос­вещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится сла­бый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и пере­ходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближаю­щейся тучи. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака начинают уже за­крывать солнце. Вот оно выглянуло в последний раз, осветило мрач­ную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.

    (По Л. Толстому) (128 слов)

    Задание

    1. Разберите по членам выделенное предложение.
    2. Выполните фонетический разбор слова окрестность.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Блок ссылок

    Реклама

    Мы в социальных сетях

    Самые популярные диктанты

    • Диктант №556(4,12 из 5)
    • Диктант №500(4,19 из 5)
    • Диктант №917(4,18 из 5)
    • Диктант №554(4,24 из 5)
    • Диктант №555(4,14 из 5)
    • Диктант №535(4,38 из 5)
    • Диктант №531(4,28 из 5)
    • Диктант №569(4,34 из 5)
    • Диктант №529(3,96 из 5)
    • Диктант №798(4,02 из 5)

    Комментарии

    • Саня не вернул отку к записи Диктант №1614
    • Николай к записи Диктант №837
    • НИКТО к записи Диктант №529
    • Алиса к записи Диктант №809
    • ИраК к записи Диктант №1764

    Полезные ссылки

    Внимание!

    Если вы считаете, что размещение материала на данном ресурсе нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом немедленно.

    Источник

  • Adblock
    detector