Правописание безударных
личных окончаний
Цель: формирование навыков правильного написания безударных личных окончаний глаголов.
Задача: создать условия для запоминания безударного личного окончания глагола стелить.
1. Записываем и анализируем предложение.
В поле стелется туман.
– Кто из вас наблюдал туман?
– Каким вы его представляете?
(Необходимо, чтобы дети представили «живую картину» – туман движется, ложится, стелется.)
– Как вы понимаете слово стелется? В каком значении чаще всего употребляется это слово?
«Стелить постель», «расстелить постель», «застелить постель» (ассоциации, связанные с домом, очень важны) – все словосочетания проговариваются, записываются.
– А как может туман стелиться? (Очень важно, чтобы дети нарисовали представленную картину. А.А. Леонтьев писал, что «функция обобщения формировалась в диалоге языковых средств с неязыковыми, к каковым, в частности, относятся рисунок и письмо», а Л.В. Выготский доказал, что «сформировать у детей уровень обобщения на ранних этапах позволяют именно неязыковые средства фиксации смысла: рисунок, пиктограмма и т.п.»).
2. Выписываем слово стелется, ставим ударение. Определяем часть речи.
– Какое орфографическое правило демонстрирует это слово? (Правописание безударного личного окончания глаголов.)
– Поставим глагол в начальную форму:
– Чем необычен этот глагол? (Оканчивается на -ить, относится к 1-му спряжению.)
– Объясняем безударное личное окончание глагола.
3. Записываем небольшой текст. (Желательно текст списать.)
Яркое солнце освещает окрестность. Ты стоишь на скалистом берегу и любуешься чудесной картиной.
До самого горизонта стелется ровная гладь. Вода плещется у твоих ног.
Волны катятся, бьются о скалы, разлетаются брызгами в разные стороны.
– Попутно объясняем орфограммы.
– Какую картину вы представили?
– Определяем тип речи. Что описывает автор?
– Море спокойное, неподвижное? Как вы об этом догадались? (Гладь стелется – плещется – катятся – бьются. Глаголы обозначают разные по силе движения.)
– Вновь нам встретилось слово стелется, но в другом контексте. (Вспомним первое предложение. Ср.: стелется туман – стелется ровная гладь.) Как вы это представляете?
4. Выписываем в столбик глаголы с безударным личным окончанием глаголов. Поставим глаголы в инфинитив.
Стелется – что делает? – что делать? – стелиться.
Плещется – что делает? – что делать? – плескаться.
Катятся – что делают? – что делать? – катиться.
Разлетаются – что делают? – что делать? – разлетаться.
– Сгруппируем глаголы по схожим признакам.
– Проверим окончание. Соответствует ли окончание спряжению?
– Еще какое правило демонстрируют эти глаголы? (-Тся, -ться.) Правильно ли мы написали? Как проверить?
Домашнее задание. Дети рисуют иллюстрацию к тексту. Рисунок подписывают. Выписывают из текста глаголы с зависимыми словами.
На следующем уроке работаем с текстом Н.Матвеевой «День в конце августа».
Ягоды с листьев катятся,
Вертится ветер жаркий.
Пестрое пляшет платьице
Там, на веревке, в парке.
Солнце огнем рассеянным
Плавит на тучах медь.
Скоро дожди осенние
Будут опять шуметь.
В это сейчас не верится,
Все до корней прогрето.
Свет по дорогам стелется,
Кажется вечным лето.
Если же листик свалится
С ветки вблизи меня,
Трудно о нем печалиться
В блеске такого дня.
– Какая картина возникает в вашем воображении?
– Почему трудно проиллюстрировать эту картину? Работаем с новым контекстом, в котором встретилось слово стелется, повторяя предыдущие: туман стелется – ровная гладь стелется – свет по дорогам стелется.
– Объясняем написание окончаний глаголов, используя алгоритм.
На следующих уроках детям можно предложить сочинение-миниатюру с обязательным использованием трудных глаголов, в том числе глагола стелется.
Источник
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник
Диктант №312
Гроза
До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся ниоткуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака начинают уже закрывать солнце. Вот оно выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.
(По Л. Толстому) (128 слов)
Задание
- Разберите по членам выделенное предложение.
- Выполните фонетический разбор слова окрестность.
Добавить комментарий Отменить ответ
Блок ссылок
Реклама
Мы в социальных сетях
Самые популярные диктанты
- Диктант №556
(4,12 из 5)
- Диктант №500
(4,19 из 5)
- Диктант №917
(4,18 из 5)
- Диктант №554
(4,24 из 5)
- Диктант №555
(4,14 из 5)
- Диктант №535
(4,38 из 5)
- Диктант №531
(4,28 из 5)
- Диктант №569
(4,34 из 5)
- Диктант №529
(3,96 из 5)
- Диктант №798
(4,02 из 5)
Комментарии
- Саня не вернул отку к записи Диктант №1614
- Николай к записи Диктант №837
- НИКТО к записи Диктант №529
- Алиса к записи Диктант №809
- ИраК к записи Диктант №1764
Полезные ссылки
Внимание!
Если вы считаете, что размещение материала на данном ресурсе нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом немедленно.
Источник