Словосочетание составляют слова, связанные подчинительной связью грамматически и по смыслу. Не все сочетания слов удовлетворяют этим требованиям и являются словосочетаниями.
Как правило, словосочетание состоит из главного и зависимого слова, которые связаны подчинительной связью по смыслу и грамматически. От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Не все сочетания слов являются словосочетаниями. Например, нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое , так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь:
Во-вторых, сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) сознаменательными не являются словосочетаниями, например:
тоже нарисую, также присяду (союз и глагол);
какой чудесный, словно шёлковый (частица и прилагательное);
будто прислушивается (частица и глагол).
Нужно обратить особое внимание на сочетания существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами, которые легко спутать с другими частями речи, например:
Не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий, например:
более красивый, менее сонный, наиболее сильный, наименее тонкий, самая внимательная, громче всех.
Ряды однородных членов предложения , соединенные сочинительной связью, также не назовём словосочетаниями:
Устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты , не членятся на составляющие их слова. Они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом, например:
не размыкать уст — молчать;
повесить нос — расстроиться;
кривить душой — обманывать;
ни свет ни заря — рано.
Соответственно фразеологизм не является словосочетанием.
Источник
Словосочетания со словом «солнце»
Мы смогли составить 36 словосочетаний со словом «солнце». Для генерации словосочетаний подбирали слова разных частей речи и разные морфологические формы исходного слова. Всего получилось вариантов: с прилагательными — 12, с существительными — 12, с глаголами — 12. Примеры словосочетаний с точным вхождением слова выделены курсивом.
заходящее солнце
чёрное солнце
искусственное солнце
земное солнце
малиновое солнце
большое красное солнце
слабое солнце
прекрасное солнце
яркое тёплое солнце
висящее солнце
великолепное солнце
утреннее весеннее солнце
солнце системы
на залитой солнцем террасе
от солнца зонтиком
солнце круглый год
движение солнца
цвет солнца
храм солнца
колесница солнца
существование солнца
светимость солнца
почитание солнца
кусок солнца
солнце висело
щуриться от солнца
сверкать в лучах солнца
сиять в лучах солнца
обращаться вокруг солнца
повернуть лицо к солнцу
погасить солнце
следить за солнцем
создать солнце
крутиться вокруг солнца
напоминать солнце
биться за место под солнцем
Всего подобрано 10 словосочетаний с предлогами и 26 без предлогов, 14 длинных словосочетаний (из трёх и более слов) и 22 коротких.
У нас можно найти словосочетания со словами лето, бог, жара, тепло, звезда, соль, свет, тело.
Источник
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Как связаны слова в словосочетании?
Главное и зависимое слово.
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке мы вспомним, что такое словосочетание и из каких частей оно состоит. Мы потренируемся находить главное и зависимое слова в словосочетании. Узнаем, как отличить словосочетание от предложения. Научимся выделять словосочетания из предложения, составлять словосочетания из слов, а из словосочетаний – предложения.
Словосочетание – это два (или более) слова, которые связаны по смыслу и грамматически и служат для образования предложения.
Главное слово – слово в словосочетании, от которого ставится вопрос.
Зависимое слово – слово в словосочетании, к которому ставится вопрос.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. Стр. 22-23.
Грабчикова Е. С. Словарь словосочетаний русского языка. Для школьников. Минск: Аверсэв, 2005.
Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы — М.: Просвещение, 2018. Стр. 15.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. Стр. 17-18.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Лободина Н.В. Школьный словарь синонимов и антонимов. С практическими упражнениями и заданиями. Волгоград: Учитель, 2018
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы знаем, что предложение можно составить из слов, а можно из словосочетаний.
Представим себе, что предложение – это дом, который нам нужно построить.
Тогда слова – это кирпичи, а словосочетания – строительные блоки, в которых кирпичи-слова уже связаны между собой.
У нас есть слова: УСЕРДНЫЙ, МУРАВЬИ, СТРОИТЬ, НА, ПОЛЯНА, БОЛЬШОЙ, МУРАВЕЙНИК
Так из слов-кирпичей: УСЕРДНЫЙ и МУРАВЬИ получается строительный блок-словосочетание: УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ.
А из слов ПОЛЯНА, НА и СТРОИТЬ-словосочетание: СТРОИТЬ НА ПОЛЯНЕ.
А из слов: БОЛЬШОЙ и МУРАВЕЙНИК словосочетание: БОЛЬШОЙ МУРАВЕЙНИК
Теперь из этих готовых блоков, где слова уже связаны между собой, гораздо легче построить наше здание-предложение. УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ СТРОЯТ НА ПОЛЯНЕ БОЛЬШОЙ МУРАВЕЙНИК.
Слова в словосочетании связаны по смыслу.
Например, УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ – это словосочетание, потому что муравьи могут быть усердными.
А вот если рядом поставить слова УСЕРДНЫЙ и ТЕКСТ словосочетания не получится, потому что текст усердным быть не может.
Слова в словосочетании связаны не только по смыслу, но и грамматически. То есть, слова приноравливаются друг к другу по грамматическим признакам: роду, числу и падежу. Существительное МУРАВЬИ требует от прилагательного УСЕРДНЫЙ: «Встань, как и я, во множественном числе!». УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ
А глагол СТРОИТЬ требует от существительного с предлогом встать в предложном падеже: СТРОИТЬ (на чём? – пр.падеж) НА ПОЛЯНЕ.
Мы видим, что слова в словосочетании связаны так, что одно подчиняется другому. В словосочетании есть главное слово и есть зависимое. То слово, от которого ставится вопрос, называется главным.
МУРАВЬИ, МУРАВЕЙНИК и СТРОИТЬ – это главные слова.
А вот слова, которые отвечают на вопросы главных – называются зависимыми.
УСЕРДНЫЕ, НА ПОЛЯНЕ и БОЛЬШИЕ – это зависимые слова.
Основа предложения (подлежащее и сказуемое) не рассматривается как словосочетание. Подлежащие и сказуемое – не строительный материал для предложения, они сами уже составляют предложение.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Какие из этих групп слов являются словосочетаниями?
1. солнце светит
3. утреннее солнце
4. светится на солнце
Словосочетание – это два (или более) слова, которые связаны по смыслу и грамматически. Во всех 4-х группах слова связаны по смыслу и грамматически.
Рассуждаем дальше. К словосочетаниям не относятся главные члены предложения. Значит, первая группа слов: солнце (что делает?) светит – не является словосочетанием.
Правильный ответ: 2, 3 и 4.
2. Выделите красным цветом главные слова в словосочетаниях.
Нырнуть в прорубь, знаменитый футболист, громко петь, горячий чай, уехать далеко, гулять по лесу, зимний лес, с хорошим другом.
Главное слово в словосочетании – то, от которого можно поставить вопрос.
Нырнуть (куда?) в прорубь; футболист (какой?) знаменитый, петь (как?) громко. Нырнуть, футболист и петь – это главные слова, потому что от них можно поставить вопрос.
Правильные ответы: Нырнуть в прорубь, знаменитый футболист, громко петь, горячий чай, уехать далеко, гулять по лесу, зимний лес, с хорошим другом.
Источник
Словосочетание
Глава из учебника под редакцией Г.Г. Граник «Русский язык. 8 класс»
§ 1. Виды связи в словосочетании
Вспоминаем прошлое и делаем новые шаги на пути познания.
1. Объясните, по какому признаку словосочетания разделены на три группы. Проверьте, нет ли ошибок в группировке.
Школьная олимпиада, первый ученик, уроки риторики, классическая гимназия, занимательная лингвистика.
Выучить параграф, стоять впереди, выйти из-за парты, кабинет информатики, факультатив по химии.
Читать вслух, сделать точь-в-точь, обдумывая задание, желание понять, шел не торопясь.
2. В словах с непроверяемыми гласными подчеркните ошибкоопасные места. Выберите три самых трудных, с вашей точки зрения, слова и составьте с ними предложения.
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
Словосочетание служит для того, чтобы называть предметы, их действия и признаки более точно, чем слово. Сравните, например, слово дом и словосочетания деревянный дом, двенадцатиэтажный дом, мой дом, дом из кирпича и т.п.
В словосочетании выделяется главное и зависимое слово: ошибка (какая?) незамеченная, указывать (на что?) на недостатки, бежал (как?) быстро.
Существует три вида подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Согласование – это подчинительная связь, при которой главное и зависимое слово стоят в одном роде, числе и падеже: весеннее солнце, забавный котенок, на этой остановке или только в числе и падеже: первые уроки, забавных котят, т.е. согласуются. С изменением формы главного слова изменяется и форма зависимого: весеннее солнце, весеннего солнца, о весеннем солнце.
Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: решать (что?) задачу, интересоваться (чем?) искусством. С изменением формы главного слова зависимое сохраняет свою форму: интересуешься искусством, интересующийся искусством, интересуясь искусством.
Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) связывается с главным только по смыслу, примыкает к нему: читать вслух, яйцо всмятку, говорил улыбаясь, забыл позвонить.
NB! Запомните! Не являются словосочетаниями:
1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь, четверть кончается;
2) однородные члены предложения: газеты и журналы; светит, но не греет;
3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него;
4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший;
5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря, засучив рукава.
Чтобы вам было легче распознавать виды связи в словосочетании, составим самоинструкцию.
Самоинструкция
Виды связи в словосочетании
1. Определяю, является ли зависимое слово неизменяемой частью речи
да
нет
Определяю, стоит ли зависимое слово в падежной форме
2. Определяю, изменяется ли зависимое слово при изменении главного
да
да
нет
Вывод: управление
Вывод: согласование
Вывод: управление
нет
Вывод: примыкание
Каким видом связи соединены слова в словосочетании, если известен только один признак? Имейте в виду: в двух случаях задача имеет не одно решение.
1) Главное и зависимое слово играют в эстонскую игру “Делай, как я”; 2) зависимое слово выражено наречием; 3) между главным и зависимым словом стоит предлог; 4) главное слово, подобно регулировщику на перекрестке, управляет движением транспорта; 5) главное слово – глагол.
1. Запишите словосочетания, группируя их по видам подчинительной связи и подчеркивая орфограммы.
Отчаянный поступок, ответил раздраженно, в клокочущем потоке, тяжело дышащего, спрячьте письмо, в течении реки, подстричься по-новому, по новому учебнику, программа вечера, программное произведение, впоследствии решить, вследствие необдуманного решения, прикованный к скале, идти на компромисс, бескомпромиссный человек, решившись на поступок, говорил рисуясь, преодолевая препятствие, растущий организм, стелющийся над рекой, раскаленный докрасна.
2. Диктант. Подготовьтесь к записи этих словосочетаний под диктовку.
Согласоувание
Управление
Примыкание
Главное слово выражено
Зависимое слово выражено
В копилку слов:программа, программный, компромисс, бескомпромиссный.
1. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным (теплый день, желание учиться), прилагательным (очень любознательный, бледный от страха) или числительным (три товарища, двое наверху). К глагольным относятся словосочетания с глаголами, причастиями и деепричастиями в роли главного слова (читать книгу, покрасневший от смущения, вспоминая о прошлом). Это самая большая группа среди словосочетаний. У наречных словосочетаний главным словом является наречие (очень весело, незадолго до отъезда).
2. Кроме свободных словосочетаний, выделяют еще цельные словосочетания: пять книг, большинство учеников, один из нас, мы с мамой, девушка с голубыми глазами и т.п.
Цельные словосочетания выступают в предложении как один член предложения: Сережа(ведь нельзя сказать “молчал пять”). Помните об этом, выполняя разбор по членам предложения.
1. Выпишите только цельные словосочетания. Укажите, какие из них имеют значение количества (три друга), избирательности (один из нас), совместимости (мы с Тамарой), портретной детали (мальчишка с ярко-рыжей копной волос). Для остальных словосочетаний назовите вид по главному слову (именное, глагольное или наречное).
Тридцать восемь попугаев, много машин, встретив друга, Иванов с Петровым, не сдержавший слез, три толстяка, яблоки с грушами, девушки со смеющимися лицами, давно известный, человек невысокого роста, каждый из сотрудников, подписаться на журнал, мама с папой, что-нибудь из вещей, ложки с вилками, спасая ребенка, мы с приятелем, малыш с карими глазами, свидание наедине, двадцать два ученика.
2. Составьте предложения с 3–4 цельными словосочетаниями. Укажите, в роли какого члена предложения они выступают.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему намерения осуществляются, а мечты сбываются? Почему кого-то можно привести в восторг,привести в ярость, в гнев или в уныние, но никак не привести в ликование?
Еще несколько примеров. Человек, с детства владеющий родным языком, никогда не назовет здоровье тяжелым, а болезнь – крепкой; не спутает обороты потерять терпение и утратить спокойствие. Во всех этих случаях мы учитываем особенности лексической сочетаемости слов, т. е. их способности соединяться друг с другом. Многие ошибки в нашей речи объясняются нарушением правил лексической сочетаемости. Например: коричневые волосы (или глаза), ужасно красивая (или страшно красивая). Правда, смешные сочетания? (Говорят карие глаза и каштановые волосы, очень приятная или необыкновенно красивая.)
1. В данных словосочетаниях нарушены нормы лексической сочетаемости слов. Запишите словосочетания, исправив ошибки.
Дешевые цены, предпринять меры, заслужил известность, неослабная помощь, не играет значения, скоропостижный отъезд, увеличить уровень, оказать заботу.
2. Придумайте предложения с устойчивыми словосочетаниями играть роль, иметь значение.
Говоря о множестве различных животных, мы используем разные существительные, например: табун лошадей, стадо коров. А как надо сказать, когда речь идет об овцах, собаках, воронах, рыбах, пчелах?
1. Перед вами две группы слов: в первой – слова, которые являются в словосочетании главными, во второй – зависимыми. Соедините слова в словосочетания.
2. Каким общим смыслом объединены все эти словосочетания?
1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие словосочетания.
Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее, приехать с Москвы, заведующий больницы, памятник Пушкина, отличать буквы и звуки, по окончанию школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на физику, оплатить за проезд, удивляться поведением, тревожиться о родных, указать о недостатках, удостоить наградой.
2. Какие словосочетания были подчеркнуты на экране зеленым цветом? О чем это говорит? Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в диалоговом окне “Грамматическое пояснение”. Все ли ошибки исправила программа “Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте вывод о том, можно ли во всем полагаться на компьютерные программы проверки орфографии и грамматики.
3. Запишите все словосочетания правильно, в соответствии с нормами литературного языка.
1. Близкие по значению глаголы нередко требуют от существительных разных падежей, например: различать (что и что?) звуки и буквы, но: отличать (что от чего?) звуки от букв. Соедините слова в словосочетания, ставя зависимое слово в нужной форме. Укажите падеж существительного.
Морозна ночь, всё небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно… (А. Пушкин)
Увидели ли вы эту картину на своем мысленном экране?
2. В каком значении употребляется слово хор? Подберите синонимы к прилагательному дивный.
3. Выделите в предложении грамматические основы, после этого сделайте синтаксический разбор всех словосочетаний.
В классе выполняли синтаксический разбор словосочетаний. Проверьте, нет ли ошибок в следующей работе.
Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосводе. (М. Лермонтов)
Хороводы звезд – сущ. + сущ., именное, согл.;
чудными узорами – прил. + сущ., именное, согл.;
сплетались на небосводе – глаг. + сущ., глагольное, упр.;
сплетались узорами – глаг. + нар., прим.
1. Прочитайте отрывок из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Пусть поработает ваше воображение.
Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой, дымясь, пылал Огонь рыбачий. В поле чистом, Луны при свете серебристом В свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.
2. Выпишите по три словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор любых двух словосочетаний.
3. В каком значении употреблено слово хороводы? А какое значение имеет это же слово у М.Лермонтова (см. предыдущее задание)?
1. Спишите словосочетания, раскрывая скобки и распределяя в разные группы словосочетания по видам связи. Для словосочетаний со связью согласование укажите, в чем согласуются главное и зависимое слово.
В зимн(е,и)м серебре, проснувшись рано, по утре(н,нн)ему снегу, снег почуя, кобылку бурую, мягко устла(н,нн)ые, веселым треском, бл(и,е)стя на солнце, (не)терпеливого коня, бразды пушистые, плетется рысью, бл(и,е)стательным ковром, (на)встречу северной Авроры.
2. В каких пушкинских строчках встречаются эти словосочетания? Постарайтесь вспомнить названия произведений и сами строки.
3. В каком словосочетании по сравнению с пушкинским временем изменилась норма управления?
4. Как называется стилистический прием, при котором в словосочетании или предложении нарушается обычный порядок слов? Приведите примеры.
1. Вспоминаем орфографию. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Дополните каждый ряд 3–4 своими примерами.
1) Зимн.. куртку, вьющ..ся зелень, ранн.. весной, прежн. подругу, в проснувш..ся лесу, о трепещущ.. пламени, в поздн.. ночь, о моросящ.. дожде, нетающ.. снегом…
2) Написал на обложк.. тетрад. присутствовать на открыти.. выставк. подъехал к башн.. крепост. подошел к крыльцу сторожк. письмо из Астрахан.. для Наталь..
2. Определите, какие слова в словосочетаниях из четвертого ряда являются главными, а какие зависимыми; укажите виды связи. С причастными оборотами составьте предложения.
3. На основании этого задания сделайте вывод о том, какие орфографические и пунктуационные правила связаны с умением выделять словосочетания из предложения.
§ 3. Словосочетание и прогноз
Способность смотреть вперед – замечательное свойство человека. Вы знаете, что для обозначения этой удивительной способности создан целый ряд слов: предвидение, предвосхищение, предугадывание, предчувствие, прогнозирование и др. Но чаще всего мы употребляем слово прогноз (вспомните выражение прогноз погоды). Так, читая предложение, которое начинается словом те, мы предугадываем, что скоро последует которые. Услышав слова для того, мы ожидаем чтобы. Подобные те, для того, там, когда дают нам возможность предвосхитить в какой-то степени и мысль, и выражающую эту мысль синтаксическую конструкцию. Увидев первые слова в предложении Когда мальчишки, бросив…, мы сразу же догадываемся, что, когда мальчишки, бросив что-то одно, занялись чем-то другим, произошло что-то третье. В некоторых случаях по уже прочитанным словам можно совершенно точно предсказать следующие. Даже маленькие дети, услышав незаконченные пушкинские строки: “Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только…”, безошибочно заканчивают: “в январе”.
Но чаще всего мы прогнозируем формы слов и синтаксические конструкции. Рассмотрим, как работает прогноз, когда создается словосочетание. Для этого проанализируем несколько примеров.
Возьмем словосочетание со связью согласование. Если в нем есть слово зеленая, то оно обязательно предскажет, что будет и главное слово, выраженное существительным в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода, например: лампа, или кофта, или дыня, или букашка… А увидев слово трепещущих, мы тут же догадываемся, что где-то рядом появится существительное родительного или винительного падежа множественного числа: крыльев, или бабочек, или птиц…
Если главное слово обозначить латинской буквой А, а зависимое – буквой В, их взаимоотношения можно представить формулой А
Согласование
Управление
Примыкание
А В зависимое слово предсказывает главное, и наоборот
А В зависимое слово предсказывает главное, и наоборот
Однако прогноз не всегда сбывается в конкретном словосочетании или предложении
Попробуем свои силы в прогнозировании.
Известно, что зависимым словом в словосочетании является одно из следующих слов: кирпичного, школу, аккуратно, последней, поспешно, часов, о фильме, профессиональным.
Попробуйте предсказать главное слово. Определите виды связи в словосочетаниях.
Вот так: спелую – зависимым словом является прилагательное в форме ед. ч., ж. р., В. п. Значит, главным словом будет существительное в такой же форме, обозначающее предмет. Это связь согласование.
Предскажите смысл и вид связи в словосочетании, если в нем будет одно из следующих слов.
“Соберите” предложение из “рассыпавшихся” слов. Имейте в виду: это задание также связано с прогнозированием.
Давайте “соберем” предложение, которое “рассыпалось” на такие словоформы: благоухала, ранним, на, белая, только что, утром, сад, нежно, распустившаяся, весь, летним, роза.
Сначала проделаем эту работу вместе.
Благоухала – это глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода. В предложении он должен быть сказуемым и связан с подлежащим – существительным женского рода, единственного числа, именительного падежа. Такое существительное есть – роза. Получилась грамматическая основа – благоухала роза. Следующее слово – ранним. Это прилагательное в форме творительного падежа, единственного числа, мужского или среднего рода. Оно предсказывает, что в предложении должно быть существительное с такими же грамматическими признаками. Находим его – утром. К этому же существительному относится и прилагательное летним. Получилось сложное словосочетание ранним летним утром…
Дальше продолжайте сами. Запишите получившееся предложение и разберите его по членам.
Предложение записано столбиком, по одному слову. Сдвигая постепенно “движок” (лист чистой бумаги или линейку), выскажите свои предположения о дальнейшем содержании и структуре предложения, а также о расстановке знаков препинания.
Жеманный – прилагательное в форме именительного падежа единственного числа мужского рода является зависимым словом в словосочетании; жду главного слова с такими же грамматическими признаками. Это слово кот, получилось словосочетание жеманный кот. Жду сказуемое. На печке – предложно-падежная форма, которая должна быть связана с глаголом-сказуемым или деепричастием. Сидя – деепричастие, вместе с зависимым словом на печке образует словосочетание на печке сидя, получился деепричастный оборот; если дальше не будет других зависимых слов, то его надо выделить с обеих сторон запятыми…
Дальше продолжайте сами.
Сделайте пошаговую запись следующих предложений, прогнозируя их дальнейшее содержание, структуру и расставляя знаки препинания. (Действуя так же, как в предыдущем задании, запишите…)