Меню

Ысыах встреча солнца для чего

Якутский праздник Ысыах

Ысыах — что это за праздник?

Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто — свет.

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ — божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.

Сэргэ (якутский сэргэ — «коновязь») — ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ — семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия — Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.

Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.

Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.

Национальный праздник Ысыах

Ысыах в Якутии длится несколько дней, поэтому и был назван фестивалем. Порядок проведения Ысыаха утверждается на республиканском уровне. В глубокой древности это время не входило в календарь и уравнивало сбой одинаковых дней в месяцах. В ходе этих дней проводились десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба. Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведёт себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников. Хочется и накормить, и показать силу, ловкость, удивить танцем, обновами, поговорить, поделиться тем, что на душе. Именно это и является основным мотивом Ысыах.

Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.

Читайте также:  Тау квадрат солнце сатурн нептун

В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего — Тенгри.

Ысыах Олонхо

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов — Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо — охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди — это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы — Нижнего мира (Аллараа Дойду).

По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.

Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.

Ысыах в Якутии

Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в Мирном или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.

Читайте также:  Кавсадзе кахи давидович белое солнце пустыни

Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный — Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в Алданском, а в 2019 году — в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.

Осуохай

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.

Ысыах Туймаады

Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. Даже мэр Якутска принимает участие в торжественном открытии мероприятии. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.

Источник

Обряд встречи солнца на празднике Ысыах в Якутии

В наше время очень часто старинные праздники превращаются в лубок или вырождаются в банальные мероприятия а-ля «еще один день города».
Тем ценнее традиции и обычаи, которые и сегодня объединяют всех в искреннем желании почтить традиции предков, природу и мир вокруг.

Мне повезло побывать на одном из таких праздников — Ысыахе. Он празднуется два дня.
В ночь с первого на второй проходит главное событие — обряд встречи солнца. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом, когда сближаются боги и люди.

Приглашаю вас посмотреть на этот обряд (всё что вы увидите происходило с 3 ночи до 5 утра, пусть вас не обманывает, то что на фотографиях светло):

Читайте также:  Шаблоны глаз для солнца

А теперь по порядку:

Всё готово к обряду. Здесь будет разведен шаманский костер

Передислокация все занимают свои места

На Якутском — обряд встречи солнца звучит как Кюн Керсютэ (очень похоже, кстати, на татарское кэн курсэтэ — «день показывает» дословно)

До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня.
Однако после 1941 года по понятным причинам всеобщий якутский Ысыах сместили на неделю вперед.
До этого его празднуют в улусах (районах), что опять таки мне напомнило сабантуи в Татарстане.

Девушка держит в руках головной убор шамана

В чуме.
В эту ночь многие из участников праздника не спят. Очень мне понравилось что на празднике днем я встречал все возраста от грудных и до 100 лет!
Ночью, конечно, самые маленькие уже не участвовали.

Обряд встречи солнца очищает участников праздника от плохого и заряжает энергией на год вперед.

Кастрюля с сухим лошадиным навозом называется Тюптэ.

Этот Ысыах был посвящен богу Дьесегеей Айыы. Этот бог посылает людям скотину, но может и отобрать, если его прогневать. Еще он помогает вести хозяйство, наделяет человека силой, мастерством и талантами

В представлении якутов есть три мира: нижний, где живут злые духи, средний, где находятся люди и верхний, где обитают божества.
На девятом (высшем) небе верхнего мира обитает главный бог Юрюнг Аар Тойон, создавший якутов, землю, скот и всё остальное. Пониже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. А лошадь — это священное животное, которое очень почитают в Якутии

Посмотреть и поучаствовать в обряде пришло какое то невероятное количество народу! Причем в финальной части обряда участвуют все, кто пришел.

Началось.
Обычно лошадиный навоз жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха — лошадью.

Конь как будто чувствует какую он сегодня роль играет!

Лошадь ведут вокруг будущего костра

А вот и шаман. Его зовут Алгысчыт.

Девушки подносят ему головной убор и одна из них надеваего его на шамана

Пора зажигать ритуальный костер

Шаман громко благословляет людей и желает им всего хорошего — детей, успехов в хозяйстве и карьере, здоровья скоту и т.п.

Уруй-Айхал — приветственные слова, обращенные солнцу.
Их громко повторяли за ним все присутствующие.

Шаману подают тесто и он деревянной ложкой раскладывает его вдоль костра — потом можно было увидеть блины, которые получились

Действие началось в 3 ночи и солнце мы должны были увидеть примерно в 4 утра, но из-за облаков пошаманить пришлось подольше)

Потом, после окончания ритуала многие подошли прикоснуться к шаманскому костру

И тут началось самое веселое! Танцы!

Все встали в хоровод осуохай (мне тоже надоело фотографировать, и я не отказал себе в удовольствии присоединиться!)
Он символизирует всеобщее единение людей — жизненный круг.

Мы двигались по часовой стрелке по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдавали дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.

В 2012-м году именно в этот момент был установлен рекорд Гиннеса. Одновременно танцевали 15 тысяч человек!

Показались первые лучи солнца! Все встали, вытянув руки к нему.

Впечатляющее зрелище! В течение последних десяти лет праздник Ысыах посетило около полутора миллионов человек!

Все заряжаются энергией и силой на весь год!

Источник

Adblock
detector