Театр обско-угорских народов — Солнце
В 2002 году с целью сохранения, развития и популяризации культуры коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе был создан профессиональный «Театр обско-угорских народов – Солнце».
Показать полностью.
Артисты театра – непосредственные носители этой культуры, ханты, манси и ненцы, – стали постоянными участниками общественно-политических, культурных и спортивных мероприятий окружного, федерального и даже международного значения. Через драматические, музыкальные и хореографические постановки театр знакомит жителей и гостей округа с традиционной культурой обско-угорских народов.
С первых постановок стало ясно, что особое и прочное место в жизни театра занимает национальный литературный и драматургический материал. Репертуар театра в значительной степени состоит из спектаклей, созданных на основе фольклорного наследия обских угров и произведений современных авторов – носителей национальной культуры. Также театр обращается к современной отечественной и мировой драме.
Театр гастролировал во всех районах Югры, охватив при этом самые отдаленные национальные поселки, а также широко известен за пределами округа, в том числе за рубежом. В 2018 г. Ассоциация театральных критиков проекта «Яндекс. Афиша» включила театр «Солнце» в рекомендательную подборку «19 лучших российских театров за пределами Москвы и Санкт Петербурга». Участие во всероссийских и международных театральных фестивалях, таких как «Золотая маска», «Арлекин», «Майатул», свидетельствует о высоком художественном и профессиональном уровне театра.
«Театр обско-угорских народов – Солнце» – наша история только начинается!
Источник
Югры театр обско угорских народов солнце
На сегодняшний день в репертуаре театра:
• спектакль по хантыйскому и мансийскому фольклору «За солнцем идущие, за миром смотрящие»;
• спектакль по картинам хантыйского художника Геннадия Райшева «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!»;
• концертная программа «Звуки Древней Югры»;
• концертная программа «Песни и танцы Югорской земли»;
• литературно-музыкальная композиция по стихам мансийского поэта Андрея Тарханова «Рябиновый пир».
Готовится к выпуску детский спектакль по хантыйским и мансийским сказкам. В планах театра постановки по индийскому эпосу, фольклору и эпосу финно-угорских народов и другие этнические постановки. Репертуар театра ориентирован на все возрастные, социальные и этнические группы населения.
Творческая группа театра состоит из четырнадцати молодых актеров из числа коренных малочисленных народов Севера, которые играют на национальных музыкальных инструментах, профессионально танцуют, поют и владеют актерскими навыками. Актеры театра — студенты и выпускники Югорского государственного университета, Центра искусств для одаренных детей Севера и филиала МГУКИ. На сегодняшний день они являются студентами Екатеринбургского театрального института. Художественный руководитель театра, режиссер-постановщик и актриса, участвующая в постановках — Ольга Александрова.
Несмотря на то, что театр очень молод, его концертно-гастрольная деятельность обширна. Коллектив театра — частый гость и участник фестивалей и других культурных мероприятий ХМАО — Югры, России и зарубежья.
Театр принимал участие в фестивалях и смотрах:
• в I окружном молодежном фестивале «Студенческая весна», Ханты-Мансийск (апрель 2004 г.)
• в Неделе русской культуры в рамках десятилетия программы ООН по коренным народам Севера, Страсбург, Франция (май 2004 г.)
• в XIX Международном фестивале театров, Дордрехт, Нидерланды (июнь 2004 г.)
• в V Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул-5», Йошкар-Ола (ноябрь 2004 г.)
• в I Окружном открытом фестивале театров ХМАО «Белое пространство», Ханты-Мансийск (ноябрь2004 г.)
• в XI Международном фольклорном финно-угорском фестивале, Ханты-Мансийск (июнь 2005 г.)
• в I Международном театральном фестивале коренных народов Баренцева Евро-Арктического региона «Северная звезда», Петрозаводск (сентябрь, 2005 г.)
• во II Всероссийском открытом конкурсе исполнителей на народных инструментах «Кубок России» (ноябрь 2005 г.)
• в Международном фольклорном фестивале, Рованиеми, Финляндия (июнь-июль 2006 г.)
• в Фестивале коренных народов России «Манящие миры», Москва (ноябрь 2006 г.)
• во II Окружном открытом театральном фестивале «Белое пространство», Ханты-Мансийск (декабрь 2006 г.) и многих других мероприятиях.
Творческий коллектив театра побывал с концертами в городах ХМАО: Югорске, Нягани, Лянторе, а также в Сургутском, Нефтеюганском, Нижневартовском, Белоярском и Ханты-Мансийском районах.
«Театр обско-угорских народов» — лауреат и дипломант многочисленных фестивалей и конкурсов.
Источник
Театр обско-угорских народов «Солнце»
Театр обско-угорских народов «Солнце» относится к числу интереснейших достопримечательностей Ханты-Мансийска, его посещение рекомендуется каждому, кто желает познакомиться с культурой и традициями древних народов ханты и манси. Благодаря исключительной выразительности и нестандартным постановочным решениям «Солнце» уже давно покорил как российского, так и зарубежного зрителя. Более чем за 10 лет активной творческой жизни театр был удостоен множества призовых званий и наград, стал участником крупных международных конкурсов и фестивалей. Основные направления работы театра — многожанровые постановки в национальном стиле с использованием музыкально-фольклорных жанров. В своих спектаклях актёры используют народные музыкальные инструменты, чьё звучание весьма экзотично для большого зрителя, визуальный ряд сопровождается танцами и мастерской игрой актёров, облачённых в яркие национальные костюмы.
Открытие театра «Солнце» состоялось в 2002 г. Актёрскую труппу составили представители исконных народов ханты и манси. За основу деятельности театра была взята идея развития и продвижения фольклора народов Югры. Так, начиная с первых постановок в сюжетах заметно преобладают национальные черты, чётко прослеживаются элементы народного творчества: многие сценарии написаны по мотивам древних сказаний и легенд хантов и манси. Для придания самобытности и эффекта подлинности многие спектакли ставятся на родном языке северных народов Сибири. В качестве одного из выразительных средств актёры часто используют редкие приёмы горлового пения, погружая зрителя в таинственную и магическую атмосферу древних сюжетов.
Театр обско-угорских народов охватывает широкую аудиторию благодаря насыщенности и разнообразию репертуара. В нём присутствуют спектакли для детей, литературно-музыкальные композиции, концертно-танцевальные программы, драматические и экспериментальные постановки и другие виды мероприятий. Во многих работах используются произведения современных авторов Ханты-Мансийска. Так, в одной из постановок на протяжении всего действа звучат стихи знаменитого мансийского поэта-современника Андрея Тарханова. Другой спектакль — «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!» — был поставлен по картинам художника Геннадия Райшева, в творениях которого также прослеживается огромная любовь к народному искусству и культуре.
Новые проекты «Солнца» на фоне стремительного развития театра требуют от создателей ещё больших усилий и, как следствие, привлеченных к работе лиц. Сегодня театр сотрудничает с зарубежными музыкантами и артистами, в его деятельности принимают участие специалисты в области изучения этноса народов ханты и манси, учёные и историки. Также нельзя не отметить уникальность Театра обско-угорских народов «Солнце»: на сегодняшний день это единственный в мире профессиональный театр, посвящённый культуре и творчеству народов ханты и манси. Ни в коем случае не упустите эту достопримечательность Ханты-Мансийска из виду и посетите легендарный театр.
Практическая информация
Театр расположен по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 14а.
Источник
Югры театр обско угорских народов солнце
Дата обновления информации — 30.10.2017
Содержание
Контакты
Адрес — 628011, Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра АО, , Ханты-Мансийск г, , Мира ул, 14/А,
Координаты — 61.010284 69.056981 . Открыть карту
Услуги
- 12 человек — Организация показа спектаклей W 2
- 4 человек — Создание спектаклей W 1
- 18,402 человек — Показ спектаклей (театральных постановок) S 1
Финансовые показатели
Год последней информации — 2016
Работников на начало года — 55.00 человек
Работников на конец года — 55.00 человек
Средняя зарплата — 50,514.10 руб.
Расходы — 47,747,520.00 руб.
Доходы всего — 47,720,097.52 руб.
- Субсидии на выполнение государственного задания — 41,607,411.36
- Целевые субсидии — 3,968,676.16
- Бюджетные инвестиции — 0.00
- Платные услуги и иная деятельность — 2,144,010.00
Недвижимое имущество — 0 руб.
Движимое имущество — 16,727,206 руб.
Площадь недвижимого имущества — 0 м2
Доход от имущества — 0 руб.
Расходы бюджета, руб
- 41,345,619 — Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда
- 312,829 — Услуги связи
- 614,000 — Транспортные услуги
- 0 — Коммунальные услуги
- 0 — Арендная плата за пользование имуществом
- 63,900 — Работы, услуги по содержанию имущества
- 964,030 — Увеличение стоимости основных средств
- 0 — Увеличение стоимости нематериальных активов
- 1,308,956 — Увеличение стоимости материальных запасов
- 2,861,296 — Прочие работы, услуги
- 276,890 — Прочие расходы
Реквизиты
ОКФС — Собственность субъектов Российской Федерации 13
ОКОПФ — Государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации 75203
ОКТМО — г Ханты-Мансийск 71871000001
Регистратор — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Регистратор ОКТМО — Муниципальные районы и городские округа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры 71800000
Регистратор ОКАТО — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (Тюменская область) 71100000000
- Образование дошкольное 85.11 C
Источник
Читайте, какие театры Югры критики признали лучшими и почему
Фестиваль «Белое пространство» в этом году впервые прошел в передвижном формате. За семь дней эксперты проехали по шести городам Югры, побывали в девяти театрах, увидели 16 спектаклей.
Небанальные решения
Смотр-фестиваль «Белое пространство» – в этот раз особенно долгожданное событие для актеров и режиссеров округа. Большая встреча работников культуры, публики и критиков должна была пройти в прошлом году, но из-за пандемии ее дважды переносили. В этот раз организаторы даже придумали формат экспедиции. Артисты разных театров, вместо того чтобы собраться на одной сцене, выступили на своих домашних площадках, а эксперты приехали к ним.
Участники – ТЮЗы, кукольные, драматические, музыкальные театры. Оценили творчество наших земляков эксперты из Москвы, Тюмени и Челябинска: актеры, режиссеры, журналисты, народные артисты, заслуженные работники культуры России.
– Профессиональные театры разные, но в каждом были весомые творческие открытия, особенно в городском драмтеатре Нижневартовска. Труппа профессиональная, спектакли «Носороги» и «Хористка» – с небанальными режиссерскими решениями, оба имеют значение для театральной России. Если говорить о постановках с куклами, то все из просмотренных достойны интереса. У меня очень позитивное и вдумчивое впечатление от «Белого пространства». Нужно, чтобы фестиваль жил, тем более зрители любят местные театры – мы видели везде благодарную публику, – поделился впечатлениями член Ассоциации театральных критиков России Владимир Спешков.
В этом году фестивальные спектакли посмотрело более 1 600 человек, половина из которых – дети. Для тех, кто не смог прийти, организовали онлайн-трансляции в социальных сетях, которые собрали более 30 тысяч просмотров. За время пандемии зрители настолько соскучились по творчеству актеров, что за несколько дней раскупают билеты на спектакли. Благодаря этому артисты хотят развиваться и совершенствоваться. Что, конечно, отметили и театральные критики «Белого пространства».
Родные мотивы
Лучшим среди драматических спектаклей они признали «Носорогов» нижневартовской труппы, которая поведала зрителям невероятную историю в жанре театра абсурда по произведению Эжена Ионеско о превращении жителей провинциального городка в носорогов.
Петра Змановского из театра обско-угорских народов «Солнце», сыгравшего коренного охотника Ерофея Анямова, театроведы признали лучшим исполнителем мужской роли. В основу спектакля «Невероятные приключения Ерофея Анямова» легли рассказы известной югорской писательницы Маргариты Анисимковой.
Главный герой – охотник народа манси, великий выдумщик. Он рассказывает удивительные истории из своей жизни, о своих приключениях. Их посыл – в бережном отношении к природе. Кроме того, он знакомит зрителей с мансийской культурой, традиционными занятиями и бытом народа. Увлекательные рассказы Ерофея Анямова сопровождает ансамбль этнической музыки в живом исполнении на старинных музыкальных инструментах: санквылтапах, бубнах, гуслях, тумранах, мансийских скрипках, арфе-журавле.
Евгения Хлебникова из Нижневартовского драматического театра получила награду за лучшую женскую роль. Она сыграла в спектакле «Хористка». Это история, рассказанная старым, заброшенным баром «Хор», в котором некогда пела молодая вокалистка Паша, попавшая в жизненные обстоятельства как птичка в клетку. Ее обожатель Колпаков, слабый человек, картежник, игрок, увяз в романе с Пашей и растратил большую сумму чужих денег, подвергнув себя и свою семью разорению.
– Поскольку я артист, то оценивал именно актерское мастерство. Отмечу, что был положительно удивлен работой местных трупп. И вообще, очень приятно открывать новые имена, когда вроде уже знаешь лидеров. А тут вдруг – и кто-то невероятно талантливый, – признался член жюри «Белого пространства», народный артист России Владимир Орел.
– Сказка Александра Сергеевича Пушкина о том, что на земле есть кусочек рая, если есть человек, который может рядом с тобой прожить вот так просто тридцать лет и три года у самого синего моря. Только когда у каждого есть свое дело: старик рыбачил, а старуха пряла свою пряжу. Кажется, простая формула, но лучше человечество еще ничего не придумало, – рассказала режиссер Наталья Лебедева.
– Спектакль – это разговор со зрителями на определенную тему. Существует некая разделительная полоса: актеры подходят к ней со стороны сцены, а зрители – со стороны зала. Однако есть и другой театральный «постулат» в виде системы координат, где точка пересечения «ноль» – начало театра и спектакля. Хорошо, если в этой точке мы забудем про мир, в котором живем, и на какое-то время обретем другой, предоставляемый творческими людьми, – пояснил Сергей Усков, режиссер фестиваля. – Театр начинается из тишины и темноты. В этот момент мы должны через «ноль» вытащить людей в другую реальность и поговорить о том, что хотим. Нужно заставить зрителя не думать, а испытывать эмоции. Чувства – это кратчайший путь к пониманию каких-то вещей.
Как определили участники и организаторы «Белого пространства», следующий фестиваль пройдет в Ханты-Мансийске и будет наполнен не только театральными представлениями, но и сопутствующими событиями – мастер-классами, творческими встречами и общением со зрителем вне театральных подмостков.
У проблем есть решение
Члены жюри «Белого пространства» отметили, что впервые на своем творческом пути встретили регион, где все театры работают в приспособленных зданиях.
– Учитывая, что регион довольно молодой и многие города появились не так давно, странно осознавать, что вместе с церквями, клиниками и торговыми центрами не строили театры. Например, Няганский ТЮЗ уже 20 лет не может получить свое здание, – сказала театральный критик, журналист, эксперт национальной театральной премии «Золотая маска» Анна Казарина. – Очень надеюсь, что и Ханты-Мансийский театр кукол обретет свою площадку, потому что сейчас он располагается на первом этаже торгово-развлекательного центра: на первом этаже идут камерные спектакли для двухлетних детей, а на втором продают попкорн и показывают кино. Удивительный синтез. Окружным властям нужно обратить на это внимание. Знакомство человека с театром должно происходить в детстве. Насколько ему там будет удобно, безопасно, так он будет воспринимать культуру и развиваться дальше.
– В этом году у нас запланирован капитальный ремонт Нижневартовского ТЮЗа. Скоро мы обсудим создание театрального комплекса в Ханты-Мансийске. Я надеюсь, что власти примут положительное решение и в Югре появится первый театр, который находится не в приспособленном помещении. Мы выходим из ситуации, выделяем деньги на ремонт, но это все мелочи. Сегодня у нас самый специализированный театр – филиал Малого театра в Когалыме. Есть куда стремиться и над чем подумать.
Источник