Юлия клевер закат солнца зимой
Около этой картины останавливаешься вначале с изумлением. Унылый, тоскливый зимний пейзаж. Сумерки и серое низкое небо. Корявые, старые березы на первом плане. За ними, словно стараясь спрятаться, скрыться от мира, притаились две избушки, почти вросшие, ушедшие в землю. Усталая лошаденка еле-еле тянет сани с поклажей. Лес вдали окутан промозглой сизой дымкой. И везде снег, тяжелый, мокрый от оттепели. По нему так тяжело ступать, валенки проваливаются, набухают влагой, мокнут ноги. Но постепенно, стоя перед полотном, вглядываясь в детали, начинаешь замечать, как одухотворен, прочувствован живописцем этот безрадостный вид. Цветные блики – золотистые, голубые, охристые – рассыпались по снегу. Светится ствол березы, отраженный в талой воде. Красноватые отблески лежат на тоненьких ветках. Для художника березы — это не только и не столько деревья, это живая душа, ищущая тепла. Не случайно их голые ветви подобны тощим, сухим рукам старух, вскинутым в молитве. Гнезда в кроне центрального дерева словно напоминают нам о весне. Она где-то уже идет, близится, и пусть не скоро, но и старые березы еще зазеленеют, и птицы запоют среди их ветвей.
Имя художника, написавшего картину «Зима» (1883) из собрания Новосибирского художественного музея, – Юлий Юльевич Клевер. Современному зрителю это имя мало знакомо. А когда-то оно гремело по всей России! О Клевере спорили художественные критики, писали журналисты, газеты печатали шаржи и карикатуры на художника. По воспоминаниям А.Н. Бенуа, ни один богатый дом не обходился без полотна Клевера. Он был любимым живописцем царской семьи. Многочисленные произведения Клевера тысячами репродукций расходились по всей стране, воспроизводились на шкатулках и брошках, копировались и подделывались как профессионалами, так и дилетантами. Однако позже, в годы советской власти, творчество художника как образец «салонной живописи» было признано ненужным, даже вредным для «строителей коммунистического общества» и передано забвению. И все же мастер не был окончательно забыт: его картины и сейчас пользуются огромной популярностью и на аукционах русской живописи, и у посетителей музеев.
Рыбацкая деревушка в Гапсала. 1897 |
Ю.Ю. Клевер |
Частное собрание |
Ю.Ю. Клевер родился в 1850 году в старинном уютном прибалтийском Тарту, в то время называвшемся Дерптом, в семье магистра химии фон Клевера, немца по национальности. Родители серьезно отнеслись к его художественным способностям. И юный Юлий несколько лет брал уроки у видного дерптского живописца Карла Кюгельхена, достигнув немалых успехов. И вот он уже в Петербурге, в Академии художеств. Правда, по настоянию отца, считавшего профессию живописца не слишком серьезной, поступает в архитектурный класс. Эмоциональный, импульсивный, Клевер быстро понял, что архитектура — не его стезя. Через год он переводится в пейзажный класс под руководством профессора живописи Сократа Максимовича Воробьева. Но и здесь Клевер не нашел того, что искал. В то время в Академии художеств обучение искусству пейзажа сводилось лишь к освоению сочиненного, довольно холодного и размеренного академического жанра. Клевер же, увлеченный западной пленэрной живописью, хотел писать другие картины. Бросив мастерскую Воробьева, он переходит к академику М.К. Клодту, который тоже не оценил смелые замыслы молодого художника. В итоге Юлий, несмотря на полученные за этюды с натуры серебряные медали, покидает стены Академии. «Я выхожу из числа учеников, — писал он в Дерпт обеспокоенным родным. – Поставил цель – развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры». И он действительно много работает. Ездит по окрестностям Петербурга, наблюдает, пробует, ищет свою тему. И уже вскоре к нему приходит первое признание. Полотно «Заброшенное кладбище зимой» покупает влиятельнейший граф П.С. Строганов, член Общества поощрения художеств; картину «Закат в лесу» приобретает президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна. Окрыленный успехом в высших художественных кругах, 24-летний живописец организовывает свою персональную выставку. В то время это было делом необычным, на такое отваживались лишь признанные мэтры, например, И.К. Айвазовский. Выставка имела шумный успех, о молодом художнике заговорили. Еще через два года одну из картин Клевера приобретает сам Александр II. И Клеверу, так не окончившему академического курса, тут же присвоили звание классного художника 1-ой степени, звание, которое давалось лишь наиболее прилежным выпускникам. А еще через два года он уже академик живописи. Полотно «Старый парк», обеспечившее ему это звание, художник считал особенным, счастливым и неоднократно его повторял. Так всего за несколько лет Клевер прошел путь к вершинам профессионального признания, который другие художники преодолевали иногда не один десяток лет.
Клевер ни в чем не хотел быть похожим на официальных академических пейзажистов. В поисках новых сюжетов он едет на остров Нарген (ныне Найссаар), находящийся в Финском заливе. Там, почти без связи с материком жили эстонские рыбаки. Суровые виды острова, еще неведомые русской публике, покорили сердце художника. Воодушевленный необычной красотой, Клевер исполнил пять картин и множество этюдов, которые питали его творчество еще не один год. Можно сказать, что именно на острове Нарген окончательно оформился своеобразный стиль мастера, снискавший у публики широкое признание. Пейзажи Клевера отличает композиционная четкость, ясность и простота. Художник предпочитает сюжеты не эпические, грандиозные, а уютные, собранные на сравнительно небольших холстах. Он тонко чувствует цвет и свет, умеет перенести на картинную плоскость тающую световоздушную перспективу. Его живописная манера свободна и уверенна. В картинах Клевера царят покой и молчаливая созерцательность. Маленькие рыбацкие домики, лодки, покачивающиеся на зеркальной глади вод, сети, вывешенные на жердях для просушки. На первом плане – огромные шершавые валуны, принесенные сюда еще в доисторические времена ледником с территории, которая сегодня именуется Скандинавией.
Поездка на север пробудила у художника интерес к лесному пейзажу. Балтийские острова издавна славились древними густыми лесами, и Найссаар до сих пор покрыт ими почти наполовину. Не случайно одна из лучших работ Клевера этого времени называется «Девственный лес» (1880). Ее сразу с выставки приобрел знаменитый московский собиратель Павел Михайлович Третьяков. Могучие, не тронутые человеком столетние деревья стоят, утопая в сырой, покрытой мхом земле. Неба почти не видно: деревья не пропускают солнечные лучи, — и только в глубине тоненькой полоской просвечивает светлая полянка. Величественная ель на первом плане своими сильными корнями, точно морское чудовище щупальцами, цепляется за землю, силясь устоять против подмывающего ее болота. Это дерево, словно сказочный великан, стоит на страже, преграждая путь всякому в свое царство лесной глуши.
Дебри. 1895 |
Ю.Ю. Клевер |
Государственный Владимиpо-Суздальский историко-аpхитектурный и художественный музей-заповедник |
Нельзя не заметить явное сходство лесных пейзажей Ю.Ю. Клевера с признанным эталоном этого жанра — картинами И.И. Шишкина. Но в отличие от монументальных, былинных шишкинских холстов в работах Клевера преобладает эмоциональный подтекст. Это романтические картины, наполненные тонкой поэзией. Картину «Дебри» художник строит на контрастах. Вывороченная с корнем громадная береза и сломанное молодое деревце сразу создают атмосферу дикой чащобы. Все как будто пронизано воздухом и светом. Прозрачен задний план с тающими в голубизне деревьями. Уже подернутые осенью красноватые листья березы справа на холсте будто окрашивают кору сосен и создают богатую игру цвета.
Кисть Юлия Клевера виртуозна и разнообразна. Первый план почти рельефен, пастозен и тщательно выписан, дальний план легок, размыт и теряется в дымке. Такое разнообразие фактур не дает глазу скучать, увлекает зрителя, заставляет его снова и снова исследовать холст. Александр Бенуа вспоминал: «Картины Клевера казались до того иллюзорными, что на выставках происходили настоящие скандалы. Посетители залезали за перегородку, дабы заглянуть за полотно и удостовериться, нет ли под этим «чудом» какого-либо фокуса… Иные же тыкали в полотно, гладили его, и таких дерзателей приходилось при помощи полиции выводить насильно».
Интересно, что при всей своей наблюдательности и достоверности в изображении стволов, ветвей, листвы и коры деревьев Клевер избегает дотошной и пресной документальности. Точность и тщательность, с которой выписано каждое дерево на картине «Осень», ничуть не мешают созданию общего ощущения леса, пронизанного мелодией осени. Внимательно вглядываясь в деревья, Клевер словно оживляет их. Старые березы, кряжистые дубы как будто вскидывают к небу свои узловатые сучья-руки в тревоге и страхе перед надвигающийся зимней стужей. Причудливые деревья вскоре стали «визитной карточкой» художника. По ним зрители всегда узнавали его картины. Другой отличительной чертой клеверовских пейзажей становится закат. «Нужно в жизни одно что-нибудь изучить, чтобы лучше вас никто не знал и не умел делать то, что вы умеете, — говорил художник. – Я всякие пейзажи пишу, но по-настоящему знаю солнечный закат в различные его моменты. Я потратил много времени, чтобы изучить цветовую гамму закатов солнца, многообразие вечернего освещения неба и предметов природы. Такую картину я могу написать в любой момент и при любых обстоятельствах». Клеверовские закаты, особенно зимние, пользовались огромной популярностью. Заказы сыпались со всех сторон. Их покупали не только состоятельные россияне, но и иностранцы. Особенно любили Клевера в Германии. Ведь известно, что до сих пор Россия у тех же немцев, да и у других европейцев ассоциируется с жестокой зимой. А Клевер, расцвечивая «безнадежные» морозы ярким солнечным закатом, создавал особый жизнеутверждающий образ нашей страны.
Закат солнца зимой. 1891 |
Ю.Ю. Клевер |
Частное собрание |
Юлия Клевера часто называют первым коммерческим художником. В частной жизни он, немец по национальности, был по-русски щедр и расточителен. Зарабатывал очень много, и так же много и быстро тратил, без счета раздавая деньги многочисленным приятелям, а то и совсем незнакомым людям. Мог нанять целый пароход с оркестром и прокатить после спектакля всю труппу Александринского театра по ночной Неве. Под утро художник оставался без гроша в кармане, но это его нисколько не пугало. Он запирался в мастерской и спустя некоторое время вновь тратил деньги без счета. Не справляясь с огромным спросом, создавая иногда по картине в день, Клевер стал нанимать помощников, часто лишь наскоро проходя кистью по выполненным ими подмалевкам. Так появлялись многочисленные, похожие друг на друга «клеверки», работы «Клевер и мастерская». Художник перестал стремиться к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом, увлекаясь сверх меры внешними эффектами. Его живопись приобрела отчетливый салонный оттенок, что, однако, только способствовало удачным продажам. «Клеверки» строились по определенной, выверенной схеме. На первом плане обязательно поражающее своей причудливостью старое дерево, излучина реки или ручей, на втором часто встречается одинокая избушка. Дальний план занимает дымчатая полоска леса с размытым участком горизонта. Пейзажи Клевера не пустынны. Лодка у берега, следы на снегу, дым, идущий из трубы лачуги. Художник любил вписать в свои композиции и фигурку старика или старушки, медленно бредущих вглубь картины. Время как будто остановилось, замерло. Над суровым зимним покоем, как знак вечности, возвышается желтовато-белое солнце, дающее небу багряное свечение, разливающееся по небу и отражающееся в коре деревьев и глади вод.
В 1915 году художник опубликовал книгу «Исповедь», в которой переосмыслил свой жизненный и творческий путь. Он писал: «Работал я спешно и много, перестал изучать природу, пользовался готовыми впечатлениями и писал одну за другой свои «клеверовские» картины с зимним пепельно-розовым закатом и рогатыми деревьями. Самый скромный, бесхитростный уголок природы дивно прекрасен, если живописец сумеет почувствовать его с осмысленной любовью. ». Поздние полотна Ю.Ю. Клевера, наполнены этой особой любовью. Они восхищают тонкостью живописи и умением художника увидеть красоту в простом, привычном, обыденном.
ЛИТЕРАТУРА
1 | Шестемиров А. Забытые имена. Русская живопись XIX века. — М., 2008. |
Статья: Ю.Ю. Клевер. Художник, влюбленный в закаты
Источник
Сочинение по картине Клевера Закат солнца зимой (3 класс)
Юлий Клевер является известным художником пейзажистом конца 19 столетия. Имеются корни немецкого происхождения, хотя он и русский. Одной из популярных работ этого пейзажиста является «Закат солнца зимой», которая нарисована на натуральном полотне. Эта работа создана в 1891 году. С помощью этой работы Клевер показал всю красоту природы в зимнюю пору.
При взгляде на эту работу, появляется чувство грусти, так как оранжевое закатное солнце заходит за тяжелые темные облака, тоненькая река, примерзшая льдом по краям, которая течет в даль. Домик со старенькой крышей, стоящий на берегу реки, покрыт белым снегом и большими сосульками.
Сперва можно подумать, что в этом домике никого нет, но если посмотреть внимательнее, то из трубы идет плотный дым. Это означает, что в этой избушке кто-то живет. Также можно увидеть пару сухих и дряхлых дерева, которые возможно к лету позеленеют. Посередине деревьев находится тропа, по которой идет старушка с деревяшками, при взгляде на нее появляется чувство уединенности и грусти.
Во время создания этой картины Клевер находился за границей, возможно поэтому при взгляде на картину, понимаешь, что художники было тоскливо. Домики, которые стоят на противоположном краю, выражают то, что Юлий далеко от дома, а единственный домик на ближайшем краю говорит о том, что Юлий один.
Картина получилась очень красивой и захватывающей, несмотря на то, что художник показал свои тоску и мучения. На полотне также присутствует большой темный лес. Можно подумать, что только началась весна или уже заканчивается осень. Также можно увидеть старую лодку, которая стоит у самого края реки.
Посредством этой работы Клевер изобразил красоту природы, красоту деревень, а также красоту заката зимой. Природа на этой картине кажется сонной, так как зимний вечер закутал своим одеялом и умиротворяет. При взгляде на эту работу, чувствуешь прохладу вечера зимы и хочешь найти себе ночлег на эту ночь, может быть, и в этом стареньком доме.
Картины Юлия известны всей России, его пейзажи пользовались большой популярностью среди любителей искусства. Особенно он любил сказки про лес, призраков, домовых, разных духов. Также для своих детей он сам придумывал сказки.
Вариант 2
Сказочная картина, хотя ничего необычного на ней не нарисовано… Избушки, то есть домики, деревья, зима, небо и солнце, речка. И тут деревья напоминают замок какой-то красивый.
Очень красивое солнце – на такое точно можно смотреть. Папа говорит, что на такое солнце при закате даже полезно смотреть – для глаз хорошо. А вообще, на солнце просто нельзя смотреть, опасно.
Речка тут не во льдах. Значит, уже тепло почти. Или она ещё не замерзла на зиму, или уже отмерзает. Я думаю, что это знак весны. Наверное, на картине есть ещё подсказки, что это за время года… Но я особо не в курсе, могу только угадывать – по чувству. Но тут ещё такие следы к домам (человеческие), они темные. Там в них может быть даже вода… И ещё кусты такие – без снега на ветках, темные. То есть я за весну! Но ещё точно холодно, так как в домиках топят хорошо. Такой дым валит из трубы.
Солнце тут красиво заходит не в воду, как на море, а в красивые облака. Они внизу, по краям неба, которое видно. В середине картины большое «окно». Там голубое небо красивое. Ещё солнце отражается в воде.
И там ещё вдалеке домики. Эта такая деревенька… Дома не очень близко. И это хорошо – у каждого свой участок большой.
На картине не видно людей, а только дым и следы. То есть люди там тоже есть! Но художнику было сложновато их рисовать. Просто есть художники, которые хорошо рисуют людей, а другие – природу. Поэтому те, кто пейзажи делают, или намекают, что люди где-то есть, или рисуют их совсем маленькими. Чтобы особо не видно черт лица и так далее!
Тут ещё есть лодка… она, конечно, немного грустная. Ей сейчас холодно и одиноко. Но льда нет, поэтому плавать можно. А деревья тут рядом такие забавные! Толстый ствол, тонкие ветки, узловатые. Кажется, это буки. Но они совсем не страшные!
И всё-таки, это похоже на иллюстрацию к сказке. Можно дорисовать ножки избушке, добавить бабу Ягу вдалеке… Или что угодно волшебное – и всё! Вот и сказка…
Подпись художника сама похожа на сухую травинку… Так она немного зашифрована!
Картина мне нравится! Солнцем, весной… Напоминает начало какой-то сказки. Её можно было б немного доработать – совсем красота была б! Кстати, можно по ней придумать сказку – каждому!
Описание настроения картины Клевер — Закат солнца зимой
Популярные сегодня темы
Финляндию также называют страной тысячи озер. Как известно, рыбалка там является весьма распространенным развлечением и до сих пор рыбачат и сами жители страны и приезжает много туристов.
Эта картина похожа больше на иллюстрацию к сказке, которую я не знаю. На фоне гор, камней, которые больше похожи на черепа, с засохших черных веток стоят три девушки. Три девицы! Они красивы, но совсем без улыбок.
Я вижу перед собой очень красочную картину, здесь много разных персонажей, всё очень красиво. Понятно, что это лето. Довольно много зелени – ветки деревьев. Кроме того, героини не сильно одеты.
При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.
Центральное место на полотне занимают бурлаки, которые тянут тяжелую баржу. Бурлаков 11 человек. Они выстроены по парам, трое последних бурлаков идут по одному. Руки у бурлаков опущены вниз.
Источник