«Мартовское солнце», Константин Фёдорович Юон — описание картины
Описание картины:
Март – это месяц, когда зима медленно, нехотя и с большим трудом отказывается от своих прав. Эта сложная борьба аллегорично показана на мирной и лирической по настроению картине. На ней все очень мирно и пасторально – очаровательный деревенский пейзаж, улочка, полностью засыпанная снежным покрывалом, протоптанные людьми и животными тропинки, наезженные санями следы. По дороге легкой рысцой скачут кони с юными всадниками, а немного выше на ней резвится славный рыже-белый жеребенок-подросток, ловко уворачиваясь от наседающей на нее игривой собачонки.
То, что на полотне запечатлен уже весенний месяц, и вот-вот по улицам потекут звонкие ручьи, говорит только одно малозаметное обстоятельство – теплый солнечный свет. Он заливает все вокруг, заставляя предметы отбрасывать холодные голубовато-фиолетовые тени.
Ветви чистых от снега деревьев и их стволы он окрашивает в золотисто-лимонные оттенки, которые контрастно выглядят на фоне использованных во всех других местах холодных тонов и красок. Кроны на самых верхушках тронуты нежным сиреневатым цветом – это под влиянием пригревающего солнца набухают первые почки.
О приближении весны говорит и чистое небо. Оно еще не приобрело того насыщенного бирюзового оттенка, характерного для весны, но уже утратило типичную зимнюю окраску цвета свинца. Не осталось ни следа от мрачности зимы. От всего полотна исходит спокойствие, ощущение счастья и предчувствие скорого возрождения и расцвета природы.
Талантливый пейзажист использовал в этой картине грамотные приемы, позволяющие передать объем, цвет и даже фактуру снега. Глядя на дорогу с колеями и следами, просто физически ощущаешь все еще морозный воздух, слышишь скрип снега под копытами лошадей, теплые лучи солнца на своей коже. В этом и заключено предчувствие весны.
Источник
Описание картины Константина Юона «Мартовское солнце»
Мартовское солнце, Константин Юон, 1915 год, .третьяковка. Фото: https://ru.wikipedia.org
Название | Мартовское солнце |
Страна, художник | Россия, Константин Юон |
Год | 1915 |
Жанр | пейзаж |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Константин Юон очень любил пейзажи, видимо поэтому его произведения нравятся всем, они полны жизни и реалистичны. Глядя на них, невольно переносишься туда, внутрь задуманного автором сюжета.
Данное полотно — зимний пейзаж одной из подмосковных деревень тысяча девятьсот пятнадцатого года. Вокруг еще все в снегу: дома, земля, деревья. Снег еще белый и плотный. Но небо с каждым днем становится все выше и выше, все лазурнее и ласковее.
Первое весеннее солнце растопило темные снежные облака и взглянуло на еще скованную в зимних покрывалах, землю. Согревшись первым мартовском солнышком, воздух запах весной и пробуждением. Все постепенно начинает пробуждаться.
Двое деревенских парней, греясь в первых солнечных лучиках, не торопясь едут на лошадях по проселочной дороге. У парня, едущего впереди на вороном, привязана большая синяя емкость. Скорее всего едут они не на прогулку а по хозяйству.
Чуть подальше по тропинке бежит рыжая в белых пятнах лошадка без седока, подгоняемая лающим на нее черным псом. Скорее всего, эта молодая лошадка просто прогуливается в след за впереди идущими лошадьми.
Похоже, что это мартовское солнышко уже послеобеденное. Длинные синие тени от деревьев уже подбираются к проселочной дороге, такие же темные тени на снегу справа от лошадей. Похоже, что скоро вечер и еще морозная ночка молодой весны.
Вокруг стоят деревенские домики, еще укутанные снегами, деревья по- зимнему раздетые и сонные. Но еще несколько таких солнечных мартовских деньков и они проснутся, появятся первые почки, сойдут снега.
Но пока что, только частые тропинки, протоптанные селянами на окраине деревни напоминают о том, что здесь живут люди.
Обязательным атрибутом пейзажей мастера всегда были стройные белоствольные красавицы березки. Здесь тоже центральную часть полотна занимают русские красавицы в белых сарафанах.
Деревенские домики, деревья, лошади, все выглядит нарядно и торжественно в лучах первого весеннего солнышка. Все готово к весне, все замерло в ожидании пробуждения.
Источник
Юон — «Мартовское солнце»
«Мартовское солнце». Юон Константин Федорович. 1915 год. Холст, масло. 107×142. Третьяковская галерея.
Юон — картина «Мартовское солнце»
Мартовское солнце! Что может быть прекраснее весны, когда порядком подуставшая от зимнего сна природа начинает постепенно пробуждаться.
Март – это удивительный месяц! Именно в марте, глядя в небо, мы чувствуем свободу. Даже ещё не растаявшие кучки февральского снега, из которого не так давно мальчишки лепили снеговкиков , (последнее напоминание зимы) не могут испортить весеннего настроения. Ведь пусть и обманчивое, но такое ласковое солнце кричит на весь мир, что весна входит в свои права.
Константин Юон — «Мартовское солнце»
Вот и картина художника Юона Константина Фёдоровича «Мартовское солнце» раскрывает нам всю красоту ранней весны. Написанная в 1915 году, она слывёт одной из лучших работ художника. Всматриваясь в полотно, мы сразу погружаемся в тот мир, где русские мастеровитые мужики строили добротные большие избы с настоящей русской печкой.
Стоят такие хаты вблизи от дороги, весело сверкая окнами на солнце. И как-то уютно и тепло становится на душе. И пусть до работ в поле ещё далеко, и крыши домов скрыты шапками снега, но разве это когда-нибудь мешало деревенским мальчикам веселиться. Совсем как взрослые, они едут верхом на лошадях по своим, только им известным, делам.
Нельзя не обратить внимания и на весёлую возню пса и жеребёнка , которые радуются тёплому дню. Глядя на эту картину, поневоле хочется оказаться где-нибудь в деревне, вдохнуть чистого деревенского воздуха и с улыбкой сказать: «Ну, здравствуй мартовское солнце!»
Источник
Сочинение-описание картины «Мартовское солнце» Юона К.Ф.
Вариант 1. Небольшое, своими словами
Примерный план сочинения:
1. Справка о картине и ее авторе
2. Сюжет и главные герои
3. Описание переднего и заднего планов
4. Выражение настроения художника через палитру красок
5. Мое впечатление о картине
Константин Федорович Юон — известный русский живописец, признанный мастер пейзажей. Он часто писал сюжеты из жизни русской деревни. К ним относится и полотно «Мартовское солнце», созданное художником в 1915 году.
Сюжет картины вполне обычный для небольшого села в начале весны. Как хорошо и свежо дышится в это время вдали от города! По тропинке, натоптанной по голубовато-белому снегу, едут на лошадях двое ребят-подростков. Возможно, они просто решили покататься. Но я знаю, что в деревнях всем и всегда находится дело. Поэтому, заметив на руке одного из мальчиков синее ведро, предполагаю, что их отправили куда-то с важным поручением взрослые. Путь предстоит неблизкий. Иначе, стали бы они седлать коней? Позади путников бежит жеребенок. Его подгоняет хозяйский пес. Компании по дороге точно не будет скучно.
На переднем плане, над тропой, по которой движутся юные всадники, нависают стволы огромных деревьев. В ярком свете солнечных лучей они стали золотисто-рыжими. На рыхлом снегу вокруг них видны следы животных и людей. Зимний наст уже осел и стал тяжелым. В воздухе пахнет весной.
На заднем плане, на пригорке — большая деревня. На ее улицах стоят крепкие деревенские дома и аккуратные хозяйственные пристройки. Чувствуется, что живущие здесь люди не бедствуют и любят порядок.
Большое место на картине занимает светлое зимнее небо. Граница между ним и землей как бы стерта. От такого простора захватывает дух. Так и хочется прогуляться по тихим улочкам, налюбоваться чистым снегом и бескрайним небосклоном, а потом согреться, напившись горячего чая с ароматным земляничным вареньем в одном из уютных домов.
Вся цветовая палитра, подобранная искусным художником, говорит о близкой весне. Мы не видим солнца, но его теплые лучи играют повсюду: на покрытом снегом пригорке, стволах и ветвях деревьев, на крышах домов. Здесь очень много воздуха и света, что делает картину настоящей. Будто мы наблюдаем за происходящим из стоящей на отшибе избы.
Мне нравятся разные зимние пейзажи: настоящие и нарисованные. Люблю рассматривать зиму через окно моей комнаты. Подолгу любуюсь красивыми морозными узорами на окнах школьного класса. Поэтому полотно «Мартовское солнце» создало в душе радостное, светлое настроение, за что очень благодарен автору.
Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов
1. Константин Юон – великолепный мастер реалистического пейзажа. Начало 20 века стало временем наивысшего подъёма в его творчестве. Живописец часто выезжал писать картины в подмосковную деревню Лигачёво. Здесь у него был свой дом. Особенно восхищала художника зимняя среднерусская природа. Приближение весны наполняло создаваемые им в Лигачёве полотна особой жизнерадостностью. Картина «Мартовское солнце» в серии написанных им здесь работ стала одной из самых известных.
2. На полотне наполненный мартовской свежестью и ярким весенним солнцем пейзаж. Деревенская улица оживлена присутствием детей, лошадок и собаки. Всё пропитано радостью и весельем, счастьем бытия. Мы словно заглянули в удивительный мир другого измерения.
3. Снег на полотне словно подкрашен синькой. От него исходит особенное сияние. Он ещё и не думал оседать под ослепляющими лучами. Чувствуется лёгкий морозец. На крышах деревянных домиков снег кажется белоснежным. Ветви деревьев уже свободны от снежного покрова. Лишь на изгибах стволов осталось немного белизны. Раскидистые обнаженные ветви на переднем плане купаются в щедрых солнечных лучах. Самого солнца не видно. Оно где-то слева, но ещё высоко в небе. Стволы тонких берёз перекликаются сиянием с белоснежностью сугробов. Вершины берёзок похожи на тончайшее фиолетовое кружево. Лимонной позолотой светятся кроны дальних деревьев.
4. Два юных всадника передвигаются куда-то по натоптанной тропинке. За ними бежит пегий жеребёнок. На него лает большая чёрная собака. Мальчик на переднем плане уверенно направляет вперёд свою вороную лошадку. Его товарищ немного отстал. Мальчишкам хотелось бы помчаться на перегонки, но сугробы сдерживают движение.
5. Художник изобразил окраину деревни. Здесь нет санного пути, редко кто передвигается пешком или на лошади. Тропинка узкая и едва натоптана. Домики на заднем плане весело глядят окнами на дорогу. По линии горизонта расположены крыши домов другой улицы. От занесенной сугробами деревеньки веет добром, уютом и воспоминаниями детства.
6. На картине скорее всего начало или середина марта. О приближении весны пока говорит лишь яркое солнце. Но воздух уже наполняется особенной свежестью. А лазурь неба становится с каждым днём всё ярче. Деревья ещё не готовы к набуханию почек. Но они уже не выглядят по-зимнему безжизненными. Обласканные золотистыми лучами, стволы и ветви рады обилию света. Природа совсем скоро начнёт пробуждаться.
7. На полотне преобладают холодные тона. Освещенные стволы и бревенчатые домики контрастно выглядят на фоне голубизны снегов и неба. Кирпичного цвета пятна в кронах деревьев перекликаются с яркими рыжими боками лошадок.
8. 8. Юон сотворил на полотне величественный и разноголосый гимн великолепию природы. Картина словно окружает зрителя обилием света, изяществом линий, хороводом оттенков и звуков. Всё это сливается в мелодию наступающей весны. Художник запечатлел своё любимое время года и пригласил нас полюбоваться девственной чистотой снегов в маленькой деревеньке.
9. 9. Картина впечатлила меня оптимистичным настроем, радостным ощущением жизни. Он неё веет чем-то древним, русским, сказочным. Хочется очутиться в этой чистой глуши, покататься на лошадях, упасть в пушистые сугробы.
Источник
Сочинение-описание картины Мартовское солнце Юона (8 класс)
Перед нами картина русского живописца Константина Федоровича Юона «Мартовское солнце». Прямоугольный холст написан маслом в 1915 году. Картина посвящена красоте родного края художника. Юон изобразил деревенский пейзаж в Подмосковье. На картине ранняя весна. Полотно залито теплым солнцем.
В центре картины два всадника на лошадях. Если приглядеться, то это юные жизнерадостные мальчишки. Ребята одеты в черные тулупы и темные шапки. Один восседает на гнедой лошади, другой на рыжей. Всадники едут по протоптанной дороге на окраине деревни. За ними скачет гнедой жеребенок, которого подгоняет своим лаем черная маленькая собака. Ее хвост весело виляет. Пережив долгую зиму, ребятам не терпится помчаться вскачь.
Высокие голые деревья выглядят величественными на фоне бирюзового неба. Стройные березки стоят кружком, перешептываются как подружки. Многолетние грабы широко и причудливо расправили свои тяжелые ветви. Ясное высокое небо залито светом. Кучевые легкие облака придают мягкость картине. Прозрачный воздух пахнет талой весной.
На заднем плане видны крыши домов, покрытые снегом. Деревенские дома стоят ровным рядом вдоль улицы. Улица безлюдная. Осевший снег покрывает землю. Ледяная корка сверкает на солнце. На снегу видны тропки и выемки. Еще немного таких солнечных дней, и природа начнет пробуждаться от зимы.
Композиционный центр картины соединяет воедино природу, людей и животных. В деревне просторно, привольно. Композиция с низким горизонтом создает монументальное впечатление от холста. Деревья словно касаются неба. Сопоставление больших деревьев и маленьких лошадей усиливает выразительность картины. Темные лошади на белом фоне привлекают к себе внимание. Ритм в композиции задают лошади: они идут быстрым шагом. На снегу тени от всадников и деревьев. Стволы деревьев не кажутся черными: их освещают лучи. Синеватая снежная равнина сливается с ярко-голубым небом, создавая единый фон. В своей работе Константин Федорович использовал сочные краски.
Произведение выглядит реалистично. Замысел картины в том, чтобы передать красоту русской природы, свободу, простор русского человека.
Полотно вызывает приятные чувства, улыбку, наполняет радостью сердце. Высоко стоящее мартовское солнце дарит надежду. Сердце замирает в предвкушении весны.
Теме весны Юон посветил несколько картин. Все они воодушевляют и радуют.
Описание 2
Мы видим произведение Юона «Мартовское солнце» на ней изображен весенний день, скорее всего начало прихода весны, когда ещё снежок лежит на земле. Зима ещё не хочет отступать весне своё место, но весна уже рвется получить его, сражаясь за теплую погоду. Эта картина находится в Третьяковской галерее и при возможности посмотреть ее в подлинном варианте можно именно в ней.
Замечательная погода, почти уже полдень. На улице еще лежит снежок, но уже ощущется тёплая весна, сверкает яркое светило, от него и было придумано название картины. На переднем фоне видно пару детишек, которые прыгают на лошадках. Мальчики совсем ещё мелкие, под ними идут так же маленькие лошадки, как и они. Но они ведут себя гордо и уверенно, смело движутся вперед. После них тащится рыжая большая корова и собачка, черный пес бесится с рядом стоящей молоденькой коровкой. За ними вдали виднеется небольшой посёлок, дома, крыши которых окутаны в снежные одеяла. Кроме детей и животных больше на улице никого нет. Поэтому картина выглядит очень тихой.
Главное нужно обратить свой взгляд к рядом стоящим деревьям. Автор изображает их очень большими и величественными, что на них так и хочется смотреть, и смотреть. Березы на композиции красивые и нежные, их худые стволы так и высятся к весеннему светилу. Березы уже убрали с себя зимнее одеяло и с надеждой ожидают, когда на их ветвях вырастут новые зеленые листики. Справа стоят другие деревья, по их стволу тяжело сказать название данного дерева. Они также имеют высокие стволы их и ветки, как веревки дымятся в разные обороты.
Эта композиция заполнена ярким и солнечным светом, несмотря на то, что весна только что недавно подоспела, солнце гонится скорее отогреть ледяную землю, пропитанную холодом. Чтобы по ней быстрее потекли маленькие весёлые ручейки, появилась свежая травка, и расцвели цветочки. На солнце снег сверкает разными оттенками радуги, рядом стоят дома и от них исходят тени. Небо уже не такое холодное и пасмурное как в сезон морозов, оно очень светлое и нежное, на нем даже нет облаков. При создании полотна художник берет больше синих и белых цветов. В этих тонах и небо, и снег, и деревья. Картина вызывает хорошие и добрые эмоции, радует начинающийся приход весны, смелые мальчики, которые самостоятельно захотели прокатиться на лошадях.
Автор замечательно изобразил этот момент перехода времен года. Выглядит очень красиво.
Конспект НОД по рассматриванию картины К. Юона «Мартовское солнце»
Конспект НОД по рассматриванию картины К. Юона «Мартовское солнце»
Конспект НОД
по рассматриванию картины К. Юона
Источник