Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф Юона «Мартовское солнце»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
План-конспект урока может стать хорошим материалом при подготовке учителя к уроку по данной теме.
Конспект содержит краткую биографическую справку о художнике, примерный план сочинения, учит работать по картине и анализировать ее, также имеется словарная работа и примерный рассказ ученика по содержанию картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока может стать хорошим материалом при подготовке учителя к уроку по данной теме. | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
к написанию сочинения-описания по картине
К.Ф Юона «Мартовское солнце»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Янтиковская СОШ»
Григорьева Ольга Валерьевна
Тема : подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф Юона «Мартовское солнце» (слайд 1)
Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания на материале непосредственных наблюдений.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, картина К.Ф. Юона «Мартовское солнце»
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их тоже поприветствуем. Рассаживайтесь поудобнее и настраивайтесь на урок.
На улице зима — чудесное время года, не правда ли? Недавно ударил первый морозец и под ногами весело хрустит снежок. Впереди у нас прекрасный праздник Новый год. И, наверное, уже в душе каждого из вас проснулось чувство ожидания и ощущения этого праздника. Но уже после Нового года, после каникул, когда уже дни чуть становятся длиннее, мы начинаем ожидать прекрасное время года — весну. Но мы с вами знаем, что каждое время года прекрасно по-своему. Не зря любое время года является источником вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников.
И с одним из таких художников мы сегодня встречаемся с вами опять. Почему опять, т.к. с этим замечательным художником вы уже знакомились в седьмом классе.
Сегодня у нас урок развития речи, и будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Итак, цель нашего урока: 1) подготовиться к написанию сочинения по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» (слайд 2)
(Слайд 3) Найдите все в учебниках эту картину, цветную вклейку. Внимательно всмотритесь на репродукцию картины, а чтобы легче вам было воспринять содержание этой картины, я вам включу музыку, вслушайтесь в музыку и попытайтесь угадать, кто написал эту мелодию (аудиозапись 2:30)
— Какая музыка звучала, может кто-то догадался? (Композиция Чайковского «Времена года» — март)
Чем вам помогла музыка? (Создать настроение. Т.е. Чайковский средствами музыкальной выразительности, веселыми нотами передает то же настроение, что и художник в своей картине «Мартовское солнце»)
А какое это настроение? (Радостное, веселое, бодрое)
А какому виду живописи относится эта картина? (Пейзаж)
А что называется пейзажем, ребята? (На доске)
Хорошо, давайте запишем число в тетрадях, тему (Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце») Эпиграф тоже запишите, мы вернемся к нему в конце урока.
Из каких частей состоит сочинение-описание? (Слайд 4) (Вступление, основная часть, заключение).
Что еще нам необходимо знать, чтобы написать сочинение-описание по картине? (Нужно знать, что у картины есть передний план и задний план)
А как вы думаете, что автор обычно помещает на передний план? (на переднем плане изображается главное, основное)
А на задний план? (Задний план служит фоном, где разворачивается действие)
А с помощью чего автор достигает идею картины? (С помощью красок, тона краски. Цвет тоже играет большую роль.)
Давайте поговорим о цветах, которые использует художник. Какие цвета вы видите? ( голубой, желтый, розовый, синий)
А какие тона преобладают – теплые или холодные?
Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льется теплые желтые тона.
Как уже сказала, с этим живописцем мы встречаемся не в первый раз. Поэтому, давайте вспомним некоторые страницы его биографии и творчества.
Слово об авторе картины.
Выступление учащегося. (Слайд 5)
Константин Федорович Юон родился (12) 24 октября 1875 года в Москве. Судьба всячески благоволила ему — он прожил долгую жизнь, у него был на редкость счастливый брак, окружающие любили его, ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. Невзгод было меньше – это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей. Его картины были замечены еще на ученических выставках – публика раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Впоследствии его картины были всегда желанны на самых разных выставках. Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь.Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. На его памяти произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Все это повлияло на формирование манеры Юона.
Учитель : Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры.
Давайте посмотрим на некоторые его известные картины.
(Слайд 6) К.Ф. Юон любил писать портреты своей жены.
(Слайд 7) Вот другая его картина «А.С. Пушкин на прогулке верхом»
(Слайд 8) «Васильки в луче солнца»
Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом, и где он жил и работал с 1908 по 1958 года.
(Слайд 9) Большой известностью пользуется его картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921).
(Слайд 10) «Летний пейзаж»
(Слайд 11) «Начало весны»
(Слайд 12) «Весна в Троицкой лавре»
(Слайд 13) Особенности пейзажного творчества Константина Федоровича Юона наиболее полно выразились в картине «Мартовское солнце», которую он написал в 1915 году.
У вас в учебниках на странице 119 есть вопросы, на которые мы сейчас попытаемся ответить. Итак, кто хочет прочитать и ответить на первый вопрос?
1) какие приметы ранней весны отражены в пейзаже? (Яркие солнечные блики, высокое голубое небо, подтаявший снег, ветки деревьев тянутся к небу, к теплым лучам солнца. На обочина лежит подтаявший снег и нежится в лучах мартовского солнца.)
2) что вы видите на переднем плане картины? ( На переднем плане художник изобразил двух
деревенских ребятишек на лошадях. Они вносят в картину жизнь и движение. Крестьянские ребятишки только что выехали из села. Мы видим, что позади радостно лает черный пес, играется с ярко-рыжим жеребенком )
3) какое сочетание красок использует автор?( Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого полотно приобретает неимоверную яркость красок!
Прозрачные снежно-белые тучки не спеша плывут над деревьями.
Яркие краски полотна — сочетания голубого, золотистого, розового, сиреневого – помогают
живописцу передать ощущение первого весеннего тепла и света. Все это вместе задает тему пейзажа – тему радостного и торжественного пробуждения природы. )
4) какие детали организуют композицию картины? ( В своей картине художник интереснопоказывает нам традиционный русский пейзаж. Художник сознательно выделяет стволы высоких тополей, их величаво раскинутые на голубом фоне неба ветви )
5) с какой целью в пейзаж включена жанровая сценка? (жанровая сценка: дети, лошади, собачка, которые больше всего привлекают наше внимание)
Давайте мысленно уберем их из картины. Что изменинится? (Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки трудно представить сам пейзаж, т.к они передают нам живость, энергию, радость. Сам художник глубоко любил эту обжитую, уютную природу.)
Каков, по-вашему, замысел картины? О чем эта картина?
(Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Все истомилось. Все ждет тепла и света, но все жаль уходящей зимы с ее красотой, с ее забавами. Эта картина о красоте снега и о радостном предчувствии тепла и весны.)
Работа над эпиграфом.
Как вы думаете, почему строки из стихотворения А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами…» стали эпиграфом нашего урока?
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
О каком времени года так отзывается Пушкин? (Весна)
Как он называет весну? (Утром года)
Как природа встречает весну? (С улыбкой ясной)
А что можно назвать улыбкой природы? (Сияние солнца)
А как вы думаете, почему природа встречает весну сквозь сон? (Потому что природа просыпается после зимы и становится весело, радостно на душе, хочется улыбаться и вдохнуть свежесть природы).
Составление плана сочинения.
- К.Ф. Юон – мастер пейзажа. (вступление)
- Сюжет картины «Мартовское солнце» (основная часть)
а) приметы ранней весны, отраженные в пейзаже;
б) передний план картины;
в) сочетание красок;
г) использование автором жанровой сцены;
3. Настроение, вызванное картиной. (заключение) (Слайд 14)
Наша речь должна быть богата по содержанию и правильной по форме. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (на доске, давайте найдем синонимы к данным словам)
Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует).
Картина – полотно, репродукция.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.
Также на странице 119 вам даны словосочетания, которые помогут при написании сочинения. Кто хочет прочитать эти словосочетания?
(Слайд 15) Давайте посмотрим на экран. Эти слова и словосочетания тоже вам помогут при описании уже конкретных предметов.
Рассказ ученика по содержанию картины.
К.Ф. Юон – замечательный живописец, пейзажист На картине «Мартовское солнце» К.Ф. Юон изобразил раннюю весну, т.е. время пробуждения природы. Живописец изобразил на полотне то состояние природы, когда еще не растаяли сугробы, и еще под ногами хрустит снег, но в ярко-голубом небе и в прозрачном воздухе уже ощущается весеннее тепло. Март – это месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег, который нежится в лучах мартовского солнца. Деревья тоже радуются приходу весны.
На переднем плане Юон изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях, как раз и они вносят в картину жизнь и движение. Позади мы видим радостно лает черная собака, которая играется с ярко-рыжим жеребенком.
В центре картины мы видим стройные белоствольные березы, от деревьев падают длинные синеватые тени. Небо налитоярко-лазурным, бирюзовым цветом. Белоснесные чучки плывут над деревьями.
Мастерски вписана в пейзаж мирная жанровая сценка, которая составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно и трудно представить сам пейзаж, потому что художник глубоко любит эту обжитую и уютную природы.
Радостно ждать и ощущать приближение весны. В воздухе царит бодрый весенний дух, вся картина насквозь пронизана им.
Д/з. Теперь давайте запишем домашнее задание. Написать сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Все поработали хорошо. Спасибо. Оценки за урок.
Источник
Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.
Обучающие:
— формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
— систематизировать собранный материал;
— формировать навыки самоконтроля;
— провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.
Воспитывающие:
— воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
Развивающие:
— развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc | 58 КБ |
prezentatsiya_k_ur._russ_yaz_8_kl.po_kartine_yuona_martovskoe_solntse.ppt | 1.98 МБ |
kartochki_dlya_uroka_po_singapurskoy_sisteme.doc | 51 КБ |
tekhnologicheskaya_karta_uroka_.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи в 8б классе по сингапурской системе.
«Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Учитель: Огородникова Л.Н.
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.
— формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
— систематизировать собранный материал;
— формировать навыки самоконтроля;
— провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.
— воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
— развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала (урок развития речи)
1. Организационный этап . (30 сек)
Приветствие, сообщение темы и цели урока, количества времени, отведённого для этой цели (2 урока).
— Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона « Мартовское солнце». Художник изобразил самое начало весны- март. (30 сек)
2. Проверка домашнего задания (4 мин.)
Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья. ( Весна. )
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая. ( Зима и весна .)
Пословицы и поговорки
- Весна днём красна.
- Апрель с водой, а май с травой.
- В марте курица из лужицы напьётся.
- Весна да осень – на дню погод восемь.
- Весна – зажги снега, заиграй овражки.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.
Учащиеся читают стихи Ф.И. Тютчева «Зима не даром злится…», «Ещё земли печален вид…», А.Н. Майкова «Ласточка примчалась из-за бела моря…»Вероники Тушновой.
3 . КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся карточками». Учащиеся проверяют и обучают друг друга, используя карточки с вопросами и ответами по теме. (5 мин.)
— Что называется пейзажем? / изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес,поле,горы,роща, города и др.).
Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра.
В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др
— Что значит написать сочинение-описание по картине? /необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение/
— Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным? / сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/
— Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?
Айвазовский Иван Константинович
Бенуа Александр Николаевич
Куинджи Архип Иванович
Левитан Исаак Ильич
Рерих Николай Константинович
Шишкин Иван Иванович
Юон Константин Фёдорович
4 . Выступление подготовленного учащегося о жизни и творчестве художника К.Ф.Юона. ( 8 мин.)
Константин Фёдорович — русский живописец и график, театральный декоратор, педагог. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894—98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, А. М. Корина, затем в мастерской В. А. Серова (1898—99).
Посетил Австрию, Швейцарию, Германию, Италию, Францию, неоднократно путешествовал по древним русским городам. Один из организаторов Союза русских художников (1903—23), член художественного объединения «Мир искусства» и Ассоциации художников революционной России (с 1925 г.). Совместно с И. О. Дудиным руководил художественной школой в Москве (1900—17). Преподавал во Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1939—40), в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1952—55). Был главным художником Малого театра (1945—47). Народный художник СССР (1950).
Юон – мастер лирического пейзажа. В основе его живописного метода – работа на пленэре , увлечение импрессионизмом («Голубой куст», 1907). В картинах художника предстаёт образ России, в которой существуют в гармонии город и деревня, старина и современность.
Юон пишет сияющий радостными, звонкими красками мир русской провинции – раздолье русской природы, стены и башни монастырей, белокаменные соборы с золотыми куполами, деревенские домики. На фоне голубого неба, часто занимающего большую часть пространства, на улицах и площадях кипит оживлённая, праздничная жизнь: несутся повозки, спешат по делам или неспешно прогуливаются люди в ярких одеждах.
Художник особенно любил писать Троице-Сергиеву лавру («К Троице», 1903; «Троицкая лавра зимой», 1910; «Купола и ласточки», 1921, ГТГ) и подмосковное село Лигачёво, где встретил свою будущую жену, крестьянку Клавдию, и вспоследствии поселился.
В картине «Мартовское солнце. Лигачёво» (1915) ощущается морозный воздух, пронзительная голубизна неба и снега. Заходящее солнце «зажигает» золотыми красками стволы деревьев.
После Октябрьской революции создал аллегорическую картину «Новая планета» (1921), в которой представлено тревожное утро рождения нового мира. В 1920– 30-х г. создавал историко-революционные и бытовые картины («Вузовцы», 1929; «Утро индустриальной Москвы», «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»; обе – 1949), продолжал создавать лирические пейзажи («Русская зима. Лигачёво», 1947). театрах, создал серию портретов писателей, учёных, актёров («Портрет В. Н. Пашенной», 1945). Учениками Юона были В. И. Мухина , В. А. Ватагин, А. В. Куприн, С. Ю. Судейкин , В. А. Фаворский и многие др. художники.
5. ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН «подумай- запиши-обсуди в команде» Ученики обдумывают ответ на вопрос , записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде. (10 мин)
Рассматривание картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Беседа по картине
Ответьте письменно на следующие вопросы:
1) Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?
2) Что видите вы на переднем плане картины?
3) Какое сочетание красок использует автор?
4) Какие детали организуют композицию картины?
5) С какой целью в пейзаж включена жанровая сценка?
6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА . (2 мин.)
7. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ . Примерный план. (4 мин.)
I К.Ф. Юон – мастер пейзажа.
II Сюжет картины «Мартовское солнце».
А) Приметы ранней весны, отраженные в пейзаже.
Б) Передний план картины.
В) Сочетание красок, используемое автором.
Г) Детали, организующие композицию картины.
Д) Цель включения в пейзаж жанровой сцены.
III. Настроение, вызванное картиной
8. СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭБЛ. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги (6 мин.)
А) Воспроизведение таблицы в тетради и подбор рабочих материалов к сочинению.
Деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка
Подтаял, потемнел, осел
Голубое, ясное, высокое, лазоревое, светло-синее, лазурное
Льёт свое тепло, играет на снегу
Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви, березы стройные, статные.
Б) Какие слова называются синонимами?
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует)
Картина – полотно, репродукция.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.
В) Р абота над третьей частью упражнения № 239.
Составим с данными словосочетаниями предложения, которые можете включить в сочинение.
На картине К.Ф. Юона изображен предвесенний пейзаж. Художник выбрал праздничное сочетание красок, чтобы передать весеннее, праздничное настроение, царящее в природе. Стволы высоких тополей окрасило золотистым цветом. Они выделяются на ярко-голубом фоне неба. Утренним солнцем слепит глаза. Фигуры людей на лошадях вписываются в пейзаж, придают ему дополнительный смысл. Можно рассматривать картину как жанровую сценку. Весело ехать по последнему снегу на лошадях! Все радуется весне: и деревья, величаво раскинувшие ветви на лазурном фоне неба, и животные, и люди. Обращают на себя внимание детали, подчеркивающие начало весны: осевший снег, испещренные следами, легкие сиреневатые облака, свободные позы всадников, тени на снегу.
9.УСТНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЛАНУ. ( 2 мин.)
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ . ( 2 мин.)
1.Написать сочинение описание по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце».
2.Написать сочинение-миниатюру «Весна», навеянное картиной К.Ф.Юона «Мартовское солнце»
3.Написать сочинение эссе (прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему) по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце», опираясь на слова художника «Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него»( на выбор)
11.РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА . ( 2 мин.)
Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклеите к парковке. Выставляет учащимся оценки.
Источник