Меню

Юона мартовское солнце конспект урока

Конспект НОД по рассматриванию картины К. Юона «Мартовское солнце»

Анна Павлей
Конспект НОД по рассматриванию картины К. Юона «Мартовское солнце»

Конспект НОД

по рассматриванию картины К. Юона

«Мартовское солнце»

• Продолжать знакомить детей с творчеством К. Юона.

• Развивать у детей художественное восприятие произведений живописи.

• Учить понимать содержание картины и замечать средства выразительности, используемые художником.

Материал: репродукция картины К. Юона «Мартовское солнце»

Восп. : Художник К. Юон провел детство в Москве. Он любил Москву, а особенно окружающую ее природу. В его произведениях природа всегда яркая, радостная. Такая она и на представленной картине. Скажите, какое время года изобразил здесь художник? Как можно догадаться, что это конец зимы? Какие оттенки имеет снег? Почему художник использовал краски холодных тонов для написания снега?

После ответов на вопросы, воспитатель делает обобщение.

Восп. : Верно, под лучами солнца снег подтаивает, наполняется влагой. Здесь на картине мы можем догадаться какой день? Как? Какие краски использовал художник, чтобы показать, что день теплый, солнечный?

Дети: Светло-коричневую для стволов деревьев. Белую – березы как будто светятся. От коричневой краски как будто теплее становится. Дома тоже желтовато-коричневые.

Восп. : От этих красок веет теплом, они теплые. Чтобы показать влажный снег, художник использовал холодные краски. Что еще подсказывает нам, что зима кончилась, скоро будет тепло?

Дети: Ярко-голубое небо. Зимой оно бледное, белое. Плывут кучевые облака, зимой таких не бывает.

Восп. : Художник очень умело использовал теплые и холодные тона, чтобы изобразить такой чудесный пейзаж. Давайте попробуем угадать, как он назвал эту картину.

Дети придумывают название картины: Март. Весна. Весеннее солнце. Конец зимы. Мартовский день.

Восп. : Это действительно март. Мартовское солнце. Закончилась зима, унесла с собой метели и морозы. Природа ожила. Это чувствуется во всем. Мы видим окраину деревни. Большую часть картины занимает ярко-голубое небо. День стоит солнечный, яркий, настолько светлый, что и снег, потемневший от воды, приобретает голубой оттенок. Яркость солнца подчеркивается тенями, которые отбрасывают деревья, лошади. Такие тени бывают лишь в солнечную погоду. Здесь преобладает голубой цвет и его оттенки. Хотя голубой цвет и холодный, во всей картине преобладает радостное настроение. И теплые тона красок, которыми написаны деревья помогают почувствовать тепло. По небу плывут легкие облака, совсем как весенние. Зимой таких не бывает. Вдали несколько облаков слегка затемнены, но они не нарушают общего настроения картины – радостного, теплого, чистого, светлого.

Конспект НОД по рассматриванию картины И. Шишкина «На севере диком…» Рисование «Зимний пейзаж» Конспект НОД по рассматриванию картины И. Шишкина «На севере диком…» Рисование «Зимний пейзаж». Программное содержание: • Продолжать знакомить.

Конспект НОД по рассматриванию картин К. Юона «Волшебница зима» и «Русская зима» в подготовительной к школе группе Конспект НОД по рассматриванию картин К. Юона «Волшебница зима» и «Русская зима» Воспитатель: Бородина Е. А. Программное содержание: продолжать.

Источник

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф Юона «Мартовское солнце»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

План-конспект урока может стать хорошим материалом при подготовке учителя к уроку по данной теме.

Конспект содержит краткую биографическую справку о художнике, примерный план сочинения, учит работать по картине и анализировать ее, также имеется словарная работа и примерный рассказ ученика по содержанию картины.

Скачать:

Вложение Размер
План-конспект урока может стать хорошим материалом при подготовке учителя к уроку по данной теме. 25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

к написанию сочинения-описания по картине

К.Ф Юона «Мартовское солнце»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Янтиковская СОШ»

Григорьева Ольга Валерьевна

Тема : подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф Юона «Мартовское солнце» (слайд 1)

Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания на материале непосредственных наблюдений.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, картина К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их тоже поприветствуем. Рассаживайтесь поудобнее и настраивайтесь на урок.

На улице зима — чудесное время года, не правда ли? Недавно ударил первый морозец и под ногами весело хрустит снежок. Впереди у нас прекрасный праздник Новый год. И, наверное, уже в душе каждого из вас проснулось чувство ожидания и ощущения этого праздника. Но уже после Нового года, после каникул, когда уже дни чуть становятся длиннее, мы начинаем ожидать прекрасное время года — весну. Но мы с вами знаем, что каждое время года прекрасно по-своему. Не зря любое время года является источником вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников.

И с одним из таких художников мы сегодня встречаемся с вами опять. Почему опять, т.к. с этим замечательным художником вы уже знакомились в седьмом классе.

Сегодня у нас урок развития речи, и будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Итак, цель нашего урока: 1) подготовиться к написанию сочинения по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» (слайд 2)

(Слайд 3) Найдите все в учебниках эту картину, цветную вклейку. Внимательно всмотритесь на репродукцию картины, а чтобы легче вам было воспринять содержание этой картины, я вам включу музыку, вслушайтесь в музыку и попытайтесь угадать, кто написал эту мелодию (аудиозапись 2:30)

— Какая музыка звучала, может кто-то догадался? (Композиция Чайковского «Времена года» — март)

Чем вам помогла музыка? (Создать настроение. Т.е. Чайковский средствами музыкальной выразительности, веселыми нотами передает то же настроение, что и художник в своей картине «Мартовское солнце»)

А какое это настроение? (Радостное, веселое, бодрое)

А какому виду живописи относится эта картина? (Пейзаж)

А что называется пейзажем, ребята? (На доске)

Хорошо, давайте запишем число в тетрадях, тему (Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце») Эпиграф тоже запишите, мы вернемся к нему в конце урока.

Из каких частей состоит сочинение-описание? (Слайд 4) (Вступление, основная часть, заключение).

Что еще нам необходимо знать, чтобы написать сочинение-описание по картине? (Нужно знать, что у картины есть передний план и задний план)

А как вы думаете, что автор обычно помещает на передний план? (на переднем плане изображается главное, основное)

А на задний план? (Задний план служит фоном, где разворачивается действие)

А с помощью чего автор достигает идею картины? (С помощью красок, тона краски. Цвет тоже играет большую роль.)

Давайте поговорим о цветах, которые использует художник. Какие цвета вы видите? ( голубой, желтый, розовый, синий)

А какие тона преобладают – теплые или холодные?

Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льется теплые желтые тона.

Как уже сказала, с этим живописцем мы встречаемся не в первый раз. Поэтому, давайте вспомним некоторые страницы его биографии и творчества.

Слово об авторе картины.

Выступление учащегося. (Слайд 5)

Константин Федорович Юон родился (12) 24 октября 1875 года в Москве. Судьба всячески благоволила ему — он прожил долгую жизнь, у него был на редкость счастливый брак, окружающие любили его, ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. Невзгод было меньше – это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей. Его картины были замечены еще на ученических выставках – публика раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Впоследствии его картины были всегда желанны на самых разных выставках. Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь.Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. На его памяти произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Все это повлияло на формирование манеры Юона.

Учитель : Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры.

Давайте посмотрим на некоторые его известные картины.

(Слайд 6) К.Ф. Юон любил писать портреты своей жены.

(Слайд 7) Вот другая его картина «А.С. Пушкин на прогулке верхом»

(Слайд 8) «Васильки в луче солнца»

Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом, и где он жил и работал с 1908 по 1958 года.

(Слайд 9) Большой известностью пользуется его картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921).

(Слайд 10) «Летний пейзаж»

(Слайд 11) «Начало весны»

(Слайд 12) «Весна в Троицкой лавре»

(Слайд 13) Особенности пейзажного творчества Константина Федоровича Юона наиболее полно выразились в картине «Мартовское солнце», которую он написал в 1915 году.

У вас в учебниках на странице 119 есть вопросы, на которые мы сейчас попытаемся ответить. Итак, кто хочет прочитать и ответить на первый вопрос?

1) какие приметы ранней весны отражены в пейзаже? (Яркие солнечные блики, высокое голубое небо, подтаявший снег, ветки деревьев тянутся к небу, к теплым лучам солнца. На обочина лежит подтаявший снег и нежится в лучах мартовского солнца.)

2) что вы видите на переднем плане картины? ( На переднем плане художник изобразил двух

деревенских ребятишек на лошадях. Они вносят в картину жизнь и движение. Крестьянские ребятишки только что выехали из села. Мы видим, что позади радостно лает черный пес, играется с ярко-рыжим жеребенком )

3) какое сочетание красок использует автор?( Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого полотно приобретает неимоверную яркость красок!

Прозрачные снежно-белые тучки не спеша плывут над деревьями.

Яркие краски полотна — сочетания голубого, золотистого, розового, сиреневого – помогают

живописцу передать ощущение первого весеннего тепла и света. Все это вместе задает тему пейзажа – тему радостного и торжественного пробуждения природы. )

4) какие детали организуют композицию картины? ( В своей картине художник интереснопоказывает нам традиционный русский пейзаж. Художник сознательно выделяет стволы высоких тополей, их величаво раскинутые на голубом фоне неба ветви )

5) с какой целью в пейзаж включена жанровая сценка? (жанровая сценка: дети, лошади, собачка, которые больше всего привлекают наше внимание)

Давайте мысленно уберем их из картины. Что изменинится? (Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки трудно представить сам пейзаж, т.к они передают нам живость, энергию, радость. Сам художник глубоко любил эту обжитую, уютную природу.)

Каков, по-вашему, замысел картины? О чем эта картина?

(Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Все истомилось. Все ждет тепла и света, но все жаль уходящей зимы с ее красотой, с ее забавами. Эта картина о красоте снега и о радостном предчувствии тепла и весны.)

Работа над эпиграфом.

Как вы думаете, почему строки из стихотворения А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами…» стали эпиграфом нашего урока?

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

О каком времени года так отзывается Пушкин? (Весна)

Как он называет весну? (Утром года)

Как природа встречает весну? (С улыбкой ясной)

А что можно назвать улыбкой природы? (Сияние солнца)

А как вы думаете, почему природа встречает весну сквозь сон? (Потому что природа просыпается после зимы и становится весело, радостно на душе, хочется улыбаться и вдохнуть свежесть природы).

Составление плана сочинения.

  1. К.Ф. Юон – мастер пейзажа. (вступление)
  2. Сюжет картины «Мартовское солнце» (основная часть)

а) приметы ранней весны, отраженные в пейзаже;

б) передний план картины;

в) сочетание красок;

г) использование автором жанровой сцены;

3. Настроение, вызванное картиной. (заключение) (Слайд 14)

Наша речь должна быть богата по содержанию и правильной по форме. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (на доске, давайте найдем синонимы к данным словам)

Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует).

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.

Также на странице 119 вам даны словосочетания, которые помогут при написании сочинения. Кто хочет прочитать эти словосочетания?

(Слайд 15) Давайте посмотрим на экран. Эти слова и словосочетания тоже вам помогут при описании уже конкретных предметов.

Рассказ ученика по содержанию картины.

К.Ф. Юон – замечательный живописец, пейзажист На картине «Мартовское солнце» К.Ф. Юон изобразил раннюю весну, т.е. время пробуждения природы. Живописец изобразил на полотне то состояние природы, когда еще не растаяли сугробы, и еще под ногами хрустит снег, но в ярко-голубом небе и в прозрачном воздухе уже ощущается весеннее тепло. Март – это месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег, который нежится в лучах мартовского солнца. Деревья тоже радуются приходу весны.

На переднем плане Юон изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях, как раз и они вносят в картину жизнь и движение. Позади мы видим радостно лает черная собака, которая играется с ярко-рыжим жеребенком.

В центре картины мы видим стройные белоствольные березы, от деревьев падают длинные синеватые тени. Небо налитоярко-лазурным, бирюзовым цветом. Белоснесные чучки плывут над деревьями.

Мастерски вписана в пейзаж мирная жанровая сценка, которая составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно и трудно представить сам пейзаж, потому что художник глубоко любит эту обжитую и уютную природы.

Радостно ждать и ощущать приближение весны. В воздухе царит бодрый весенний дух, вся картина насквозь пронизана им.

Д/з. Теперь давайте запишем домашнее задание. Написать сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Все поработали хорошо. Спасибо. Оценки за урок.

Источник

Читайте также:  Небесное тело имеющее размеры солнца
Adblock
detector