Юрта как символ вселенной сообщение
Юрта – переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских, башкирских и монгольских кочевников.
Юрта – древнейшее и в то же время современное жилище кочевников. Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится на лошадях и верблюдах, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой – тепло. И в настоящее время юрты устанавливаются на летних пастбищах животноводов, и любые торжества, даже в городах, не обходятся без них.
Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно-мифологической картине мира.
Определение термина
и история
Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», а также – пастбище, родовая земля. В киргизском и казахском языках слово «Ата-Журт» означает «Отечество», синоним слова «Родина», дословно: «народ отца». В современном монгольском языке слово юрта (гэр) синонимично «дому». В тувинском языке юрту называют «өг», что при добавлении «-бүле» образует слово «семья». В современном казахском языке юрта называется киіз үй, что в буквальном переводе – «дом из кошмы».
Возможно, прообразом юрты в эпоху поздней бронзы (XII – IX вв. до н. э.) являлись жилища андроновцев. Древнейшие визуальные изображения юрты (вернее, верблюдов навьюченных деталями юрты) дошли до нас на погребальных статуэтках середины I тыс. н.э. из Северного Китая. Разно-образный материал, характеризующий развитие юрты со времен монгольских завоеваний XIII века, содержится в китайских, а также среднеазиатских, иранских и турецких миниатюрах.
Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Туркменские юрты имеют двустворчатые деревянные двери. В казахских и киргизских юртах вместо деревянной двери зачастую используется войлочный полог. Двустворчатые деревянные двери были в татарских юртах 20-х гг. XX века.
Казахские юрты из-за сильных ветров в степи ниже киргизских. Монгольские, бурятские и тувинские юрты из-за прямых потолочных жердей еще ниже, также в них имеется пара подпорок по центру каркаса.
Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения.
Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в ее строении.
Конструкция и символика
казахской юрты
Казахская юрта – уникальное изобретение тюрко-язычных народов, которые на протяжении тысячи лет совершенствовали переносное жилище.
Этот длительный процесс развития юрты уходит в далекое прошлое человечества. Когда на просторах Великой степи первобытные охотники, занимавшиеся подвижной охотой, сопровождали мигрирующие стада диких животных, для защиты от непогоды люди использовали курке – сооружение из палок, нижние концы которых ставились на землю по кругу, а верхние – связывались. Сооружения покрывали пучками трав или шкурами животных.
Казахская юрта состоит из деревянного каркаса и войлочного покрова. Основой ее стен служат раздвижные секции (кереге), состоящие из отдельных звеньев (канатов). После рождения в семье детей жилую площадь расширяют, добавляя секции. При возведении юрты вначале ставится дверной косяк и навешивается дверная рама, символизирующая границу между двумя мирами – человеческим и «диким», неосвоенным. У входа в юрту вешают обереги в виде колючих растений, отпугивающих злые силы, а створки двери расписывают охранными знаками. К дверной раме привязываются канаты из выгнутых, соединенных сыромятными ремешками палок, которые при натягивании образуют круговую стену юрты.
Внутренние стены и пол юрты украшают войлочными узорными коврами, символизирующими тучные пастбища. В центре жилища из камней и глины сооружают очаг, на котором устанавливают металлическую подставку, выдерживающую чугунный котел, предназначенный для приготовления баранины и чая с молоком. Справа от очага располагается мужская половина, где хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, оружие. Здесь же находится кровать хозяев. В левой (восточной) стороне, называемой женской, стоит кровать незамужней женщины, дочери или сестры хозяина.
Существуют два основных типа юрты – монгольская и тюркская. К тюркским относятся казахская и киргизская юрты. Происхождение казахской юрты, формирование ее конструктивных особенностей и сейчас живо обсуждается в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной казахской юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом.
В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложное и интересное мировоззрение.
Рассматриваемый объект символики не просто физически описывает юрту, но и передает ее смысловое значение. Символ рассматривается как знак, характеризирующий ее особенное значение. Таким образом, символику юрты в традиционном мировоззрении казахов определил и мировоззренческий опыт повседневного быта.
Юрта как суть и символ
казахского мировоззрения
В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира, во-вторых – человеческое общество.
Для кочевника юрта подобна уменьшенной копии Вселенной – это микрокосмос. Сферический купол жилища (шанырак) символизирует небесный свод, не имеющий начала и конца, а также обозначает связь поколений. Здесь проявляется значение семьи, столь же важное и для христианства.
Шанырак, тундюк, тооно (башк. сағыраҡ; каз. шаңырақ, кирг. түндүк, бур., монг. тооно) – это конструктивный элемент, увенчивающий купол юрты в виде решетчатой крестовины, вписанной в круг. Он предназначен для удерживания боковых элементов купола – уыков и создания проема для попадания солнечного света и выхода дыма от очага.
С шанырака свисают ленты с бахромой и кистями, олицетворяющие звезды и Млечный Путь. Это космическое мировоззрение, но открытое на Творца. И здесь мы находимся близко христианской космологии.
Большая часть жизни кочевников проходила в его микрокосмосе – юрте. Она была одной из доминант жизнеобеспечения казахов, она же была показателем искусства, здесь каждая вещь, имеющая утилитарное значение, способствовала своими качествами духовности, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении.
Заслуживает большого внимания символика казахской юрты, скрывающая ее духовно-культурный и научно-философский смысл.
Например, сборка и разборка ее при перекочевках на другое джайлау символизировали наступление Хаоса и вновь создания Гармонии. Вообще, символизм кочевой культуры представлял собой философское отношение к миру и был нормой жизни. Не было разделения философии мира и быта, они были взаимосвязаны.
При создании юрты человек уподоблял ее не только «большому дому» – макрокосмосу, но и себе подобным. В связи с этим существует много терминов из области строения человека для обозначения частей юрты или ее элементов: керегенін басы (букв. «голова кереге»); керегенін көзі (глаза кереге); керегенін құлағы (уши и ноги кереге); уыккөз (глаза для уыка); балашык (детеныш – самые короткие стержни в решетках); мандайша (лоб – верхняя часть косяка двери); үйдін сүйегі (кость – остов юрты); киндік (пуповина – центр помещения юрты) и т.д. В названиях различных узорных лент; баскур, аякбау, иыкбау, белдеу – понятия голова, нога, туловище, плечи в каждом случае сочетаются с понятием «бау» – узорная лента.
Во всём этом мы находим подтверждение закона миротворчества в концепции пространства, когда обыденное сознание человека уподобляет человеческое тело, жилище и модель мира.
Тенгризм как фундамент казахского мировоззрения
Термин Небо – Көк аспан (букв. «синее небо») имеет глубинную концептуальную связь с культом Тенгри. Само название «Тенгри», по мнению М.П. Хомонова, образовалось в период общности алтайских языков и состоит из двух компонентв: тэн (свод, арка, столбы) и гэр (юрта, дом, жилище). По мнению М. К. Егизбаевой, особая сакрализация шанырака объясняется его связью с двумя важнейшими древнетюркскими культами – Тенгри и предков.
Поэтому, обод (шанырак) юрты является одной из самых уважаемых деталей казахского национального жилища, а также символом продолжения рода. С шаныраком у казахов связано очень много культурно-исторических мотивов, понятий, символики, сакральных обычаев и обрядов.
Изучая символизм шанырака с точки зрения аналогии его горизонтального плана с крестом, заключенного в круг,
Р. Р. Фатиков пришел к выводу, что структуру шанырака можно рассматривать и как модель мира, близкую к скифо-сакской. Но модель мира составляет не столько отдельно шанырак, а остов юрты в целом.
В культурном горизонте юрты также можно выделить четыре части: «төр», «есік», «оң жақ», «сол жақ». Таким образом, культурный горизонт юрты в плане представляет собой четырехугольник (квадрат), заключенный в круг. Купол, образуемый уыками и шаныраком, соотносясь с квадратным культурным горизонтом, символизирует соединение Неба и Земли.
Христиане бы сказали:
«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. »
В системе «макрокосм и жилище» шанырак, будучи самым верхним уровнем юрты, соотносится с небосводом. В представлении древних тюрков, позднее казахов, шанырак и Небо – сопоставимые, взаимоперекодируемые понятия.
Шанырак с одной стороны является границей между верхом и низом, с другой – между внешним и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: солнцем, луной и звездами.
Обычно после окончательного выбора места для поселения, первым устанавливался улкен уй (букв. большой дом), нередко называемый кара шанырак (буквально-черный обод, черный обруч), соотносящийся исследователями с небосводом.
По мнению Н.Алимбая смысл понятия «шанырак» семантически восходит к Тенгри – верховному богу древних тюрков, космическим воплощением которого является бесконечное и огромное небесное пространство. Восточная ориентация у тюрков, вероятно, была семантически связана с культом Солнца как главного небесного светила, восход которого символизировал обновление мира и оживление всего сущего в гармоничном «освоенном» пространстве. «Улкен уй – хранитель», «кара шанырак» символизировал собой величие и благополучие рода.
Пусть царит в семье мир,
дружба и братство
Как мы уже сказали, юрта имела символический смысл. Она символизировала космос и единство вселенной, освоенное пространство. Поэтому, шанырак (навершие юрты) был семейной реликвией, а также символом продолжения рода. Он передавался из поколения в поколение. Символ шанырака – крест в круге – знак вечного движения солнца в природе, символ эволюции, развития жизни.
Шанырак – это и символ объединения, поэтому казахи, когда совершают бата – пожелания стариков – говорят «шаңырағың шайқалмасын» – пусть купол твоей юрты будет крепким, непоколебимым.
Это означает: пусть царит в семье мир, дружба и братство. В национальном самосознании, мировоззрении казахов, «шанырак» – это «дом», «семья», «поколение», в духовно-философском понимании он является символом очага, продолжением рода, традиций и воспитания, духовной близости. Эта духовность очень близка христианству!
У казахов был такой ритуал присяги: смотря на шанырак, люди давали клятву. О потомках рода обычно говорили: «Әкесінің шаңырағын құлатпай, түтінін түтетіп отыр», что означает «Достойно продолжает отцовский род». Как мы уже сказали, у казахов шанырак являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода. Ни в коем случае его нельзя было переворачивать и ронять. У казахов сын, получавший шанырак в наследство, назывался «шаңырақ иесі» (хранитель шанырака).
Шанырак тесно связывали с понятием семьи, поэтому, когда в семье происходила большая беда или семья распадалась, говорили: «Шаңырағы шайқалды» – «Шанырак покачнулся». В представлении казахов шанырак был связан с культовыми обрядами и служил как бы символом продолжения рода. Поэтому его старались передавать из поколения в поколение.
Шанырак является символом семейного благополучия и мира, что сильно радует христиан. Здесь открывается пространство для межкультурного и межрелигиозного диалога, а также для совместного сотрудничества для зашиты семьи в современном мире.
Шанырак изображен на государственном флаге Киргизии, на гербах Казахстана и монгольского аймака Баян-Улгий, подавляющее большинство населения в котором составляют казахи, а также на гербе Кызыла.
о. Александр Посацкий
____________________________________
Тенгризм – мировоззрение, где единым источником всего сущего является Тэнгре – Абсолют, в небесном пространстве и вечный во времени,
наполняющий Собой всё
мироздание, творящий в Себе Самом и из Самого Себя все миры, Вселенные и всё
космовещество.
Источник
Юрта как символ вселенной сообщение
В процессе адаптации в экосистему, создании хозяйственно-культурных типов кочевники произвели на свет шедевр мировой цивилизации — казахскую юрту. Казахская юрта является своего рода квитэссенцией многовековой культуры казахского народа. С ним была связана вся жизнь казахов, поэтому она занимала особое место в повседневном быте. Юрта, приспособленная к кочевой жизни и очень эффективное средство в процессе кочевания соответствует всем требованиям кочевого образа жизни: мобильна, легко разбирается и быстро устанавливается на новое место.
Большая часть жизни кочевников проходила в его микрокосмосе — юрте. Она была одной из доминант жизнеобеспечения казахов, она же была показателем искусства, здесь каждая вещь, имеющая утилитарное значение, способствовала своими качествами, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении, духовности.
Заслуживает большое внимание символика казахской юрты, аскрывающая духовно-культурные и научно-философский смысл юрты. К примеру сборка и разборка ее при перекочевках на другое джайлау символизировали наступление Хаоса и вновь создания Гармонии. Вообще, символизм кочевой культуры представлял собой философское отношение к миру и был нормой жизни. Не было разделения философии мира и быта, они были взаимосвязаны.
Расматриваемый объект символики не просто физическое описание юрты, но и передает его смысловое значение. Символ расматривается как знак характеризирующий его особенное значение. Таким образом, символика юрты в традиционном мировозрении казахов определил и мировозренческий опыт повседневного быта.
При создании юрты человек употреблял его не только «большому дому»- макрокосмосу, но и себе подобным. В связи с этим сушествует много терминов из области строения человека для обозначения частей юрты или ее элементов: керегенін басы ( букв. «голова кереге»); для обозначения частей юрты или ее элементов: (букв. «голова кереге»); керегенін козі (глаза кереге); керегенін кулагы (уши и ноги кереге); уыккоз (глаза для уыка); балашык (детеныш-самые короткие стержни в решетках); мандайша ( лоб-верхняя часть косяка двери); уйдін суйегі (кость-остов юрты); кіндік (пуповина-центр помещения юрты) и т.д. В названиях различных узорных лент ; баскур, аякбау, иыкбау, белдеу-понятия голова, нога, туловище, плечи в каждом случае сочетаются с понятием бау-узорная лента. Во всем этом мы находим подтверждение закона миротворчества в концепции пространства, когда обыденное сознание человека уподобляет человеческое тело, жилище и модель мира.
Юрта с восходом солнца имела символический смысл. Символизировала космос и единство вселенной, освоенное пространство. Шанырак (навершие юрты) был семейной реликвией, символом продолжения рода. Он передвался из поколения в поколение. Старшие дети отделяют родителей получали енши (свою долю), в юрте оставался самый младший сын. Хозяйство у него было общее с отцом, он был наследником всего его богатства и назывался шанырак иеси. Когда умирал последний представитель рода, на его могиле оставляли шанырак. Символ шанырака — крест в круге -знак вечного движения в природе солнца, символ эволюции, развития жизни.
Шанырак с одной стороны является границей между верхом и низом, с другой — между внешим и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: Солнцем, Луной и звездами. Наверное, в первые месяцы после свадьбы невеста обязана была вставать с восходом солнца и приоткрывать кошмовое покрывало (тундик) над шаныраком. В этом смысле для молодой усматривался глубокий символический смысл.
В представлениях казахов существовала какая-то связь между шанырак и способностью женщин к деторождению, плодовитости и т.д. Так, если дети не выживали, умирали сразу после рождения, то послед с семью черными камешками заворачивали в белую кошму и подвешивали на шанырак.
По окружности купольного круга шанырак подвешиваются разноцветные шерстяные шнуры аякбау с кистями на концах, с преобладением красного цвета, или треугольные подвесы тумарша с пуговицами, которые выполняли функции оберега.
Обычно после окончательного выбора места для поселения, первым устанавливался улкен уй (буквально — большой дом), нередко назывался кара шанырак (буквально-черный обод, черный обруч), соотносился исследователями с небоводом. По мнению Н.Алимбая смысл понятия шанырак семантически восходит к Тенгри — верховному древних тюрков, космическим восплощением которого является бесконечное и огромное небесное пространство. По правой стороне улкен уй, соотносимой у тюркских народов с югом, в зависимости от генеологической близости к «кара шанырак» и социального статуса в общине распологались юрты других членов рода. Восточная ориентация у тюрков, вероятно, была семантически связана с культом Солнца как главного Небесного Светила, восход которого символизировал обновление Мира и оживление Всего Сущего в гормоничном «освоенном» пространстве. «улкен уй — хранител», «кара шанырак» символизировал собой величие и благополучие рода. Поэтому, ориентированность улкен уй на восточную сторону света имела всеобщую силу всех членов общины.
Несложная по технологии изготовления, очень удобная и практичная в пользовании, юрта являет собой социало-культурно и технологически организованную модель вселенной кочевника не только в ее этноэкологическом понимании, но и социо-культурном отношении. Пространство жилища предельно семантизировано: архитектоника юрты моделирует вертикальную трехярусную структуру Вселенной (так назывые верхнии, среднии и нижний миры), а в ее семантически значимых «точках» несегментированной жилой площади — тор — самое почетное место; ошак — центр; сол жак — левая сторона от входа; есик жак — буквально, около двери и т.п. как бы интериозируются основопологающие принципы социальных отношении у кочевников.
На уровне внутрижилищного пространства принцип «объединения дуального вечного мира выражался у казахов о подразделении жилого пространства на мужскую (он жак, правую) и женскую (сол жак, левую) части. Разделение на мужскую и женскую половины строго соблюдалось в традиционном быту кочевников.
Считалось, что мастер умрет если сделает и юрту и дверь к ней. По видимому, изготовление остова юрты и двери разными мастерами было обусловлено представлением об обязательном соединении в юрте двух начал «мужского и женского», реализовавшегося в соединении жениха и невесты.
Символом мужского начала являлся бакан — деревянный шест с раздвоенным (вильчатым) верхним концом. Сфера практического применения бакана чрезвычайна обширна. При этом явно прслеживается определенная сакрализация действий, связанных с баканом. Бакан использовался в родильной обрядности: он маркирует место родов и опорную конструкцию для роженицы. У казахов бакан устанавливался во время родов в правой части юрты, на некотором удалении от входа. От него к решеткам юрты кереге протягивали конскую уздечку так, чтобы она проходила у роженицы под мышкой. Бакан использовался и в свадебной обрядности. У казахов во время сватовства, ритуальных игр со сватами баканом толкают, «пихают» сватов; им перегораживают невесте вход в юрту жениха. Бакан фигурирует во многих свадебных выкупах казахов, символизировавших плату за переступание, перешагивание чего-либо. На связь бакана с идеей плодородия, размножения, роста, а возможно и жизненой силы, указывает обряд использования казахами конструкции в виде пирамиды из семи баканов для подвешивания шапки, в которую укладывают недоношенного ребенка.
Направленность символики на обеспечение плодородия, плодовитости и т .д. выражалась и в своем оформлении интерьера жилища. В казахской юрте, как и в жилище большинства тюркских народов, в орнаментике тканых полос, ковров, занавесей и т.п. преобладал красный цвет, ассоцировавшийся с идеей оплодотворения, роста,размножения. Но самое главное декор казахской юрты не только символ-демонстрация этнического духа и традиции, он прежде всего призван подчеркнуть соотнесенность «освоенного», предельно семантизированного пространства жилища с природным космосом как его первоосновой.
Источник