Урок окружающего мира «Зачем люди осваивают космос?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Систематизация и представление детей о космонавтике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира, 1 класс.
Тема: Зачем люди осваивают космос?
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Зачем люди осваивают космос?». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цели: систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью в жизни современного человека.
Планируемые результаты : учащиеся научатся рассказывать об освоении человеком космического пространства; моделировать экипировку космонавта.
Оборудование : портрет Ю. Гагарина, фотографии или картинки с изображением космических кораблей, спутников; у учащихся — ножницы, клей.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в поезде и на железной дороге?
— Какие спасательные средства имеются на корабле?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в самолете?
— Для чего нужно соблюдать все эти правила?
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня наш друг Муравьишка приглашает нас в необычное путешествие. Почему необычное? Догадайтесь сами.
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета.)
Он — не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке и в какое путешествие приглашает нас Муравьишка. (О космосе. Муравьишка приглашает нас в космическое путешествие.)
— Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. (Зачем люди осваивают космос?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 72. Что вы знаете об освоении человеком космоса? Расскажите об этом, пользуясь рисунком.
(Учащиеся рассказывают, учитель дополняет их ответы.)
12 апреля 1961 г. планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли — гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. С орбиты он докладывал:
— Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол!
Голос его из космоса звучал спокойно, уверенно.
Больше часа, а именно 108 мин (1 ч 48 мин), длился первый полет человека в космос. За это время корабль облетел весь земной шар и опустился точно в заданном районе. Ю. Гагарин вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.
(Ученики в учебнике находят портрет Ю. Гагарина.)
— Рассмотрите космический корабль «Восток» на с. 73 и современную космическую научную станцию на с. 72. Они отличаются и по размеру и по устройству. Как вы думаете, почему? (Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.)
— Вы уже знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. Как он называется? (Луна.)
— А как вы поняли, для чего человек создал еще и искусственные спутники Земли? (Ответы детей.)
— Найдите на рисунке на с. 73 первый искусственный спутник Земли, рассмотрите его.
Этот спутник создали и запустили в космос в нашей стране. Произошло это 4 октября 1957 г., в этот день радиостанции всего мира прервали свои передачи, чтобы сообщить самую главную новость. Русское слово «спутник» вошло во все языки мира.
Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек,
Мелькает между тучек?
— Он спутник каждого из нас
И в целом — всей Земли.
Руками спутник сотворен,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников.
— Кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Рассмотрите фотографии. Постарайтесь подобрать к каждой фотографии подпись.
(Проверка в парах.)
— Найдите приложение к заданию. Оденьте мальчика в специальную одежду для космонавтов.
V. Физкультминутка « Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
(Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)
Вот летит ракета ввысь!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
(Работа в группах. Чтение и обсуждение вопросов на с. 73. Самопроверка по учебнику (с. 92).)
2. Творческая работа
— Представьте, что вы — космонавты и полетели в космос. Что вас там может ожидать, что вы могли бы там увидеть? Придумайте историю об этом.
(Работа в парах. Учащиеся придумывают и рассказывают друг другу истории.
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 73, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем вы узнали сегодня на уроке?
— Испытываете ли вы чувство гордости за нашу страну?
Рекомендации для занятий дома
Рабочая тетрадь: № 3 (с. 51).
Воспоминания первого космонавта
Все, что видел, чувствовал и ощущал Юрий Гагарин в полете, он тщательно записывал.
«Подошла пора облачаться в космическое снаряжение. Я надел на себя теплый, мягкий и легкий комбинезон. Затем товарищи принялись надевать на меня защитный ярко-оранжевый скафандр. На голову я надел гермошлем.
Наконец доложили, что ракета с кораблем полностью подготовлена к космическому полету.
Я вошел в кабину. Меня усадили в кресло и бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами. Наконец руководитель полета скомандовал: «Подъем!» Я ответил: «Поехали, все проходит нормально».
Я услышал шум и все нарастающий гул. Почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Я почувствовал, как какая-то сила все больше и больше вдавливает меня в кресло. Было трудно пошевелить рукой и ногой. Я знал, что состояние это продлится недолго, пока корабль, набирая скорость, выйдет на орбиту.
В полете. Космический корабль вышел на орбиту. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Все вдруг стало легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы — карандаш, блокнот — как бы плавают.
Внизу отчетливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей.
Вот он, главный поход моей жизни — полет вокруг земного шара! Я на высоте 300 километров. Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле, совершенно черное небо и на нем яркие звезды. Солнце тоже удивительно яркое. «Восток» шел со скоростью 28000 километров в час. Такую скорость трудно представить на Земле. »
Прежде чем в космос полетел первый человек, ученые отправляли в космическую неизвестность различных животных. Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4—6 кг, чтобы ей было не больше 2—3 лет и чтобы у нее была светлая шерсть — так ее лучше видно в кинокамеру.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собака Лайка.
Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1959 г. на Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.
Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на Землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом.
С помощью спутников капитан ведет корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигналы. По этим сигналам капитан определяет, куда плыть кораблю. Кружась вокруг Земли, спутник с помощью телекамер наблюдает за нашей планетой. С высоты полета хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда и с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передает на Землю, и по ним метеорологи составляют прогноз погоды. Люди создали искусственные спутники для того, чтобы они помогали изучать Землю, Солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
Источник
Урок окружающего мира по теме «Зачем люди осваивают космос?» 1-й класс
Класс: 1
Цели:
- систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
- расширить словарный запас учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма;
- познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими станциями и их ролью в жизни современного человека;
- активно использовать новые ИКТ-технологии в учебном процессе (MacBook)
Оборудование: фотографии космонавтов, рисунки детей, рисунки по теме урока, проекционный экран, MacBook`e.
1. Организационный момент
– Друг на друга повернулись, посмотрели, улыбнулись, начали урок.
2. Вступительное слово учителя
Учитель. Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы?
На рисунках изображены воздушный шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон.
Дети. Все они способны к полёту.
У. На какие группы можно разделить эти предметы?
Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.
У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах (Илья Пророк), даже на летучих мышах! (маленькие духи Шекспир «Буря»).
– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Ответы учащихся: на метлах – баба-Яга , на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор.)
– То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
(В ходе беседы возможен показ рисунков)
3. Постановка задач урока
– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О космосе.)
У. Как вы понимаете, что такое космос? В своих рисунках вы показали, как представляете себе космос. (До урока ребята рисовали на тему «Космос»).
Высказывания учащихся..
– Как вы думаете, а где найти точное значение слова? (В толковом словаре). (Показать и зачитать).
– Словарь С.И.Ожегова так объясняет это слово.
Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
Говоря о космосе, на нашем уроке тема будет – Зачем люди осваивают космос?
– Сформулируйте задачи нашего урока. (После высказываний – на доске)
Учебные задачи:
1.Зачем космонавты летают в космос?
2. Для чего нужны искусственные спутники Земли. (С помощью нашего героя – Муравьишки-вопросика.)
Физминутка
Давайте с вами вспомним:
– Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара)
– Что такое Луна? (Естественный спутник Земли)
– Как вы понимаете естественный спутник? (Который создала природа)
– А что такое искусственный спутник Земли? (Его создали люди)
– Послушаем сейчас моего помощника. (Дети к уроку заранее подготовили небольшие сообщения)
Выступление учеников
Искусственные спутники
– 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные. Вот как он выглядел.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.
– Откроем учебник на стр.72,73. Конечно, задолго до полета в космос летали животные. Слушаем о них.
Животные-космонавты