Урок окружающего мира «Зачем люди осваивают космос?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Систематизация и представление детей о космонавтике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира, 1 класс.
Тема: Зачем люди осваивают космос?
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Зачем люди осваивают космос?». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цели: систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью в жизни современного человека.
Планируемые результаты : учащиеся научатся рассказывать об освоении человеком космического пространства; моделировать экипировку космонавта.
Оборудование : портрет Ю. Гагарина, фотографии или картинки с изображением космических кораблей, спутников; у учащихся — ножницы, клей.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в поезде и на железной дороге?
— Какие спасательные средства имеются на корабле?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в самолете?
— Для чего нужно соблюдать все эти правила?
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня наш друг Муравьишка приглашает нас в необычное путешествие. Почему необычное? Догадайтесь сами.
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета.)
Он — не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке и в какое путешествие приглашает нас Муравьишка. (О космосе. Муравьишка приглашает нас в космическое путешествие.)
— Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. (Зачем люди осваивают космос?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 72. Что вы знаете об освоении человеком космоса? Расскажите об этом, пользуясь рисунком.
(Учащиеся рассказывают, учитель дополняет их ответы.)
12 апреля 1961 г. планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли — гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. С орбиты он докладывал:
— Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол!
Голос его из космоса звучал спокойно, уверенно.
Больше часа, а именно 108 мин (1 ч 48 мин), длился первый полет человека в космос. За это время корабль облетел весь земной шар и опустился точно в заданном районе. Ю. Гагарин вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.
(Ученики в учебнике находят портрет Ю. Гагарина.)
— Рассмотрите космический корабль «Восток» на с. 73 и современную космическую научную станцию на с. 72. Они отличаются и по размеру и по устройству. Как вы думаете, почему? (Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.)
— Вы уже знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. Как он называется? (Луна.)
— А как вы поняли, для чего человек создал еще и искусственные спутники Земли? (Ответы детей.)
— Найдите на рисунке на с. 73 первый искусственный спутник Земли, рассмотрите его.
Этот спутник создали и запустили в космос в нашей стране. Произошло это 4 октября 1957 г., в этот день радиостанции всего мира прервали свои передачи, чтобы сообщить самую главную новость. Русское слово «спутник» вошло во все языки мира.
Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек,
Мелькает между тучек?
— Он спутник каждого из нас
И в целом — всей Земли.
Руками спутник сотворен,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников.
— Кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Рассмотрите фотографии. Постарайтесь подобрать к каждой фотографии подпись.
(Проверка в парах.)
— Найдите приложение к заданию. Оденьте мальчика в специальную одежду для космонавтов.
V. Физкультминутка « Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
(Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)
Вот летит ракета ввысь!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
(Работа в группах. Чтение и обсуждение вопросов на с. 73. Самопроверка по учебнику (с. 92).)
2. Творческая работа
— Представьте, что вы — космонавты и полетели в космос. Что вас там может ожидать, что вы могли бы там увидеть? Придумайте историю об этом.
(Работа в парах. Учащиеся придумывают и рассказывают друг другу истории.
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 73, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем вы узнали сегодня на уроке?
— Испытываете ли вы чувство гордости за нашу страну?
Рекомендации для занятий дома
Рабочая тетрадь: № 3 (с. 51).
Воспоминания первого космонавта
Все, что видел, чувствовал и ощущал Юрий Гагарин в полете, он тщательно записывал.
«Подошла пора облачаться в космическое снаряжение. Я надел на себя теплый, мягкий и легкий комбинезон. Затем товарищи принялись надевать на меня защитный ярко-оранжевый скафандр. На голову я надел гермошлем.
Наконец доложили, что ракета с кораблем полностью подготовлена к космическому полету.
Я вошел в кабину. Меня усадили в кресло и бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами. Наконец руководитель полета скомандовал: «Подъем!» Я ответил: «Поехали, все проходит нормально».
Я услышал шум и все нарастающий гул. Почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Я почувствовал, как какая-то сила все больше и больше вдавливает меня в кресло. Было трудно пошевелить рукой и ногой. Я знал, что состояние это продлится недолго, пока корабль, набирая скорость, выйдет на орбиту.
В полете. Космический корабль вышел на орбиту. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Все вдруг стало легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы — карандаш, блокнот — как бы плавают.
Внизу отчетливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей.
Вот он, главный поход моей жизни — полет вокруг земного шара! Я на высоте 300 километров. Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле, совершенно черное небо и на нем яркие звезды. Солнце тоже удивительно яркое. «Восток» шел со скоростью 28000 километров в час. Такую скорость трудно представить на Земле. »
Прежде чем в космос полетел первый человек, ученые отправляли в космическую неизвестность различных животных. Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4—6 кг, чтобы ей было не больше 2—3 лет и чтобы у нее была светлая шерсть — так ее лучше видно в кинокамеру.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собака Лайка.
Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1959 г. на Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.
Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на Землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом.
С помощью спутников капитан ведет корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигналы. По этим сигналам капитан определяет, куда плыть кораблю. Кружась вокруг Земли, спутник с помощью телекамер наблюдает за нашей планетой. С высоты полета хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда и с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передает на Землю, и по ним метеорологи составляют прогноз погоды. Люди создали искусственные спутники для того, чтобы они помогали изучать Землю, Солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
Источник
Презентация по окружающему миру «Зачем люди осваивают космос?» 1 класс УМК «Школа России»
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
« Зачем люди осваивают космос?»
Ребята , отгадайте загадки.
Нажимайте на цветок.
Чудо-птица — алый хвост Полетела в стаю звёзд.
Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт, А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это?
Сегодня нам предстоит ответить на вопрос «Зачем летают в космос?
Тысячи лет люди ходили по Земле, но никак не могли увидеть её всю сразу. 4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров.
Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса.
Первый искусственный спутник
На втором искусственном спутнике в космос была запущена собака Лайка, которая облетела Землю.
Ребята! Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?
Юрий Алексеевич Гагарин
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!»
Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли — Юрием Гагариным на борту.
Сейчас космонавты довольно часто летают в космос, мы к этому уже привыкли. Но когда в космос полетел первый космонавт, люди всего мира испытали изумление и восторг.
Юрий Гагарин занял место в кабине,
прозвучала команда «Пуск!» «Поехали!» — раздался в радиорупорах голос первого космонавта. Взревели двигатели, ракета
оторвалась от Земли и пошла в небо.
Что Гагарин испытал в корабле?
Что он увидел в иллюминаторы? Послушайте отрывок из его воспоминаний.
«Когда корабль вышел на орбиту, появилась невесомость. Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Всё вокруг стало легче. «Земля» спросила, что я вижу, и я рассказал, что отчётливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей».
Больше часа, а именно 108 мин, длился
первый полёт человека в космосе. За это время корабль «Восток» облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе.
Корабль приземлился на поле.
И тут произошёл интересный эпизод, о котором Юрий Гагарин потом рассказывал.
«Ступив на твёрдую землю, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого телёнка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошёл к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, тем шаги их становились медленнее. Я ведь всё ещё был в ярко-оранжевом скафандре, и необычный вид, наверное, их пугал. Ничего подобного они ещё не видели…»
Корабль «Восток» всего лишь один раз
облетел вокруг Земли. А современная космическая станция находится в космосе много лет; это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.
Такие станции люди стали создавать для продолжительных полётов в космос. Это
настоящий «космический дом», который постоянно находится в космосе и где космонавты работают много месяцев.
На орбитальных научных станциях
космонавты разных стран ведут исследования Земли и космического пространства. Иногда они покидают станцию и выходят в
«Крылья» космической станции — это
солнечные батареи. Они «ловят» солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает станцию и питает
все научные приборы.
Космонавты в иллюминатор наблюдают Солнце и звёзды, фотографируют Землю. Им приходится плавить и сваривать металл, испытывать прочность различных материалов. Космонавты выращивают на станции различные растения, чтобы узнать, как они чувствуют себя в космосе.
Вы уже знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. Вспомните , как он называется?
Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли. Когда это произошло, радиостанции всего мира прервали свои передачи, чтобы сообщить самую главную новость. Русское слово „спутник“ вошло во все языки мира. Сейчас в космосе постоянно находится много искусственных спутников. Зачем же они нужны?»
Спутники связи осуществляют телевизионные передачи в отдалённые уголки Земли. Их помощь необходима для радио- и телефонной связи.
Учитель Космос Ракета Космонавт Космос Спутник Лайка Гагарин Гагарин Гагарин Гагарин Гагарин Восток Поле Станция Станция Космос Станция Земля Луна Спутник Связь Навигация Телевидение
Текстовый материал и загадки взяты из книги Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 1 класс Е.М.Тихомирова
Источник