ООД по математике в подготовительной группе «Путешествие в космос»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
ООД по математике в подготовительной группе «Путешествие в космос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_matematike_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в космос»
Цель: Закрепить знания детей по математике через игровые упражнения «Путешествие в космос»
1. Закрепить знания о составе числа 10, обратный счет. Совершенствовать устный счет. Совершенствовать умение составлять фигуру ракеты из разного счетного и геометрического материала. Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по словесной инструкции. Закрепить умение решать задачи на основе слухового восприятия.
2. Продолжать развивать познавательно-речевые навыки по теме «Космос». Развивать математическую речь, мышление, память, внимание, конструкторские навыки.
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, чувство товарищества при работе в подгруппах.
Демонстрационный материал. Планеты с цифрами, иллюстрация ракеты, звезды с числами. Незнайка
Раздаточный материал . Листы в клетку на каждого ребенка, набор палочек Кюизенера, счетных палочек, геометрических фигур, объемных фигур. Оборудование: обручи, аудиозапись «Взлет ракеты», магнитная доска.
Воспитатель: Дети 12 апреля мы отмечаем большое событие в жизни нашей планеты – День космонавтики. 55 лет назад Ю. Гагарин осуществил первый полёт в космос.
Ребята, сегодня утром, почтальон вручил мне телеграмму, адресованную нашей группе. Давайте ее прочитаем
«Здравствуйте дорогие ребята! Нам срочно нужна ваша помощь! Но путь к нам будет нелегким. Чтобы к нам попасть, нужно много знать, быть внимательным и смелым. А чтобы показать свои знания и внимание, вам нужно выполнить задания. Тот, кто справиться с этими заданиями, сможет отправиться в далёкое путешествие»
Ну, а для того чтобы отправиться в путешествие нам необходимо проложить маршрут, по которому мы будим путешествовать.
Ребята, космонавтом стать очень непросто. Надо много знать, уметь. Нужно с самого раннего детства дружить со спортом и физкультурой. Ну и конечно же, главным другом космонавта является наука – математика. Ведь чтобы долететь до какой — то планеты надо сделать правильные расчёты и проложить курс. Сейчас мы с вами тоже попробуем себя в роли космонавта и попробуем проложить правильный курс, но прежде нам необходимо решить арифметические примеры. Наша ракета должна долететь до планеты Земля, первый пример 2-1=1
Воспитатель: правильно, значит, к какому числу полетит наша ракета?
Дети: к единице (по такому принципу работаем дальше и прокладываем путь ракеты).
Молодцы ребята, вы подготовились к путешествию. На чём же мы отправимся?
— Чтобы узнать какой транспорт нам понадобиться, нужно отгадать загадку.
Загадка: Чудо-птица синий хвост прилетела в стаю звёзд? (ракета)
Да. Мы полетим на ракетах. А как можно назвать группу космонавтов, которые летят в одной ракете? (Команда, экипаж) И нам надо создать команды или экипажи космонавтов. Сейчас поиграем в игру «Экипаж». Я буду поднимать цифры. Вы по столько человек должны создавать команды. Делать это надо быстро, спокойно, не ссорясь. Кому не хватит места в команде, подходит ко мне. Приготовились, по….2, по….5, по … 3,. Молодцы! У нас готовы 3 экипажа. Сейчас команды экипажей должны будут изобразить ракеты с палочек Кюизенера, счетных палочек, геометрических фигур, геометрических блоков.
Молодцы экипажи, наши ракеты готовы, можно отправляться в путь!
Один, два, три, четыре, пять,
( ходьба на месте )
В космос мы летим опять.
( соединить руки над головой )
Отрываюсь от Земли,
долетаю до Луны.
( руки в стороны, покружиться )
На орбите повисим,
( покачать руками вперед-назад )
И опять домой спешим.
( ходьба на месте )
Воспитатель: Сейчас занимаем места в нашей ракете. Чтобы запустить ракету в космос мы должны начать обратный отсчёт. Закрыли все глаза, капитан экипажа начинает обратный отсчет 10, 9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск!
Вот мы и в космосе! Посмотрите в иллюминаторы, какая красивая наша планета!
Но что я вижу? Рассыпалось созвездие числа 10. Что же делать? (предложения детей). Давайте попробуем выйти в открытый космос и собрать упавшие звезды с числами, затем найти пары которые бы в сумме образовали число 10 и прикрепить образованные пары звезд в созвездии.
— Ребята, я слышу с нами связывается Земля.
Незнайка — Привет, ребята. Я передаю вам привет из Цветочного города. Мы уже дома. Я решил учиться, читать уже научился, а вот задачи не могу решить! Вы умные — помогите. Вот задачи:
- Три яблока из сада Ежик притащил,
Самое румяное Белке подарил.
С радостью подарок получила Белка.
Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)
- Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело!
Сколько всех их прилетело? (7)
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
— Ребята, на пути нам встретился невидимка, который тоже приготовил для вас задания
— Ребята, для того, чтобы ответить правильно, нужно внимательно слушать:
— счет от заданного числа до 10; (от 7, от 5, от 1)
— назови число, которое больше 4, но меньше 6; (5)
— назови число, которое больше 5, но меньше 7; (6)
— назови соседей числа 4, числа 6, числа 8; (3 и 5. 5 и 7, 7 и 9)
— назови число, которое стоит перед числом 6; (5)
— назови число, которое следует за числом 8; (9)
— если дорога шире тропинки, то тропинка…(уже) дороги;
— если линейка длиннее карандаша то карандаш…(короче) линейки;
— если верёвка толще нитки, то нитка …(тоньше ) верёвки;
— Кто этот Невидимка, мы узнаем разгадав математический диктант.
Источник
ООД «С математикой в космос»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
ООД «С математикой в космос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ООД «С математикой в космос» | 557.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Тема: «С математикой в космос».
Бледнюк Светлана Владимировна
воспитатель I квалификационной категории
Туленкова Ирина Юрьевна
воспитатель II квалификационной категории
Тюменская область, Кондинский район,
с. Леуши, ул. Волгоградская. 56,
тел. (34677) 37-134
Цель: Расширять знания детей о Солнечной системе, вызвать интерес к космическому пространству.
- Познакомить с глобусом и физической картой Земли. Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение.
- Дать представление о влиянии Солнца и Луны на планету Земля.
- Расширять знания детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии.
- Формировать умение делать умозаключения и выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
- Развивать умение производить арифметические действия в пределах 10, вести обратный счет.
- Закрепить геометрические тела, развивать логическое мышление.
— мультимедийный проектор запись музыки, слайды ;
— ткань со звездами;
— объемные геометрические тела — куб, конус, цилиндр;
— уменьшенная модель настоящего автомобиля;
— физическая карта Земли;
— многоугольники – «осколки» с написанными на них примерами;
— таблица с заданием.
Дети входят в групповую комнату, звучит тихая «космическая музыка». На стене панно «Звездное небо». (Синяя ткань с наклеенными звездами).
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие. Только мы не поедем, а полетим. На чем можно лететь?
Дети: На самолете, вертолете, на воздушном шаре.
Воспитатель: Как называется человек, который управляет самолетом?
Дети: Летчик, пилот.
Воспитатель: А как называется человек, который летит в космос?
Воспитатель: Правильно! Профессия космонавта появилась совсем недавно. Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
(Слайд №1 Космонавт).
Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтам Земли?
Дети: Юрий Гагарин.
Воспитатель: Совершенно верно, первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин.
(Слайд №2 Гагарин).
12 апреля 1961 года на корабле «Восток», он облетел вокруг Земли 1 раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым. И ученые решили, что человек может жить и работать в космосе. Космонавты — мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях — в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.
Воспитатель: Представьте, что сегодня вы — космонавты.
Чтобы космонавтом стать,
Надо очень много знать,
Надо многое уметь
И при этом, и при этом,
Космонавтам помогает, арифметика!
Воспитатель: На чем отправляется в полет космонавт?
Воспитатель: Правильно, на космическом корабле. Он состоит из разных частей — отсеков, в которых живут и работают космонавты.
Предлагаю построить ракету, используя объемные геометрические фигуры. Посмотрите на них и назовите.
Дети: Кубы большие и маленькие, конус, цилиндр.
Воспитатель: Постройте ракету из кубов, конуса и цилиндра перед панно «звездное небо».
(Дети строят ракету).
Вот наш корабль и готов. Входим в корабль и занимаем места. Космический корабль готов к старту. Начинаем обратный отсчет.
Дети: (считают индивидуально) 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.
Воспитатель: Ребята давайте сейчас посчитаем все вместе.
Дети: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- старт!
(Звучит запись «Космической музыки»).
Воспитатель: Наша ракета оторвалась от Земли и вот уже мы с вами в открытом космосе. Что вы видите перед собой?
(Слайд № 3 Земля из космоса).
Воспитатель: Мы видим, что Земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке — это вода на нашей планете, светлые — суша, самые светлые — это облака. Наша планета — огромный шар. Чтобы ее объехать вокруг, нужно много месяцев.
Давайте посмотрим на глобус. Глобус — это уменьшенная модель Земли, как и этот игрушечный автомобиль — уменьшенная модель настоящего автомобиля.
(Показ модели настоящего автомобиля).
Модель меньше настоящей машины в сотни раз, а глобус меньше Земли в миллионы раз. Мы живем примерно вот здесь
(Воспитатель показывает на глобусе).
Поставим сюда игрушечного человечка.
(Пытается установить на глобусе фигурку человека).
Воспитатель: Почему человечек все время падает? Ведь мы живем на такой же круглой планете и не падаем с нее.
Дети: (Предположения детей).
Воспитатель: Давайте проведем опыт. Подбросим вверх мяч. Он упал вниз?
Воспитатель: Конечно, он обязательно упадет вниз, на землю, как и любой предмет, подброшенный вверх. Почему же мяч падает?
Да потому, что на предметы действует сила земного притяжения. Земля притягивает к себе все предметы и всех людей, которые на ней есть или ненадолго оторвались от нее. Вот почему мы не падаем с Земли, как этот человечек упал с глобуса.
А теперь представьте себе, что мы разрезали глобус вдоль на половинки, разгладили их утюгом и наклеили на бумагу. Получается вот такая карта
(показ физической карты полушарий Земли).
Картой пользоваться удобнее, чем глобусом. Как вы думаете, почему?
Дети: (Предположения детей).
Воспитатель: Да, ее можно свернуть, положить в сумку, взять с собой в путешествие. Она занимает меньше места, чем глобус.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется спутник Земли?
Дети: (Предположения детей).
Воспитатель: Если постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться,
И до Солнца долететь.
И всерьез, и понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять на ней немножко,
И вернуться вновь домой.
Воспитатель: Мы с вами прилетели на спутник нашей планеты — Луну. Давайте, выйдем из нашего космического корабля и прогуляемся по Луне.
Взрослые и дети шагают по Луне.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз — туда, два — туда,
Повернись вокруг себя!
Руки к верху все подняли!
Раз — два, раз — два,
Возвращаться нам пора!
Дети возвращаются на места.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как выглядит Луна с космоса.
(Слайд №4 Луна с космоса).
Мы видим темные и светлые пятна.
Светлые пятна — это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, поэтому и назвали их морями.
У Лунного моря особый секрет,
На море оно не похоже,
Воды в этом море ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его невозможно нырнуть,
Нельзя в нем плескаться, нельзя утонуть.
Купаться в том море удобно лишь тем,
Кто плавать еще не умеет совсем.
Луна — это не звезда и не планета, Луна — это спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. На Луне нет ни воды, ни воздуха. Там не бывает ни дождей, ни снега. На Луне нельзя жить. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Днем на Луне жара до 130 градусов, а ночью — мороз -170 градусов.
Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли Луну можно видеть, то круглой, то серпиком, иногда ее совсем не видно. Это происходит потому, что ее по-разному освещает Солнце, и мы видим только освященную часть Луны. Поэтому она все время меняет вид.
(Слайды № 5 фазы Луны).
Проведем опыт. Возьмем мячик и в темноте посветим на него фонариком с разных сторон. Когда свет падает на него сзади, то видна только узкая полоска по краю мяча, а остальная его часть остается в тени. Теперь посветим так, чтобы свет падал на мяч сбоку. Что видно?
Освещена лишь половинка мяча. А если мы направим луч фонарика на мяч спереди, то увидим, что мяч смотрит на нас всей своей освященной стороной. Точно также мы наблюдаем Луну, которую с разных сторон на небе освещает в темноте космоса Солнце. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом один раз за месяц.
Первыми в космическом корабле на Луну слетали американские астронавты.
(Слайд № 6 Человек на Луне)
Воспитатель: Поступил сигнал тревоги. К нашему кораблю приближаются осколки метеорита. Мы спасемся, если правильно «вычислим» каждый осколок.
(Воспитатель выставляет многоугольники — «осколки» на мольберте. На них записаны примеры, а под ними — ответы, один из которых правильный).
5 – 1 =? 2 + 5 =? 4 + 3 =? 5 + 5 =? 7 – 2 =? 6 + 4 =?
2, 3, 4. 6, 9, 7. 6, 5, 7. 8, 4, 10. 4, 5, 1. 8, 5, 10.
(Дети называют правильный ответ, воспитатель убирает с мольберта многоугольник с соответствующей цифрой. При правильном вычислении исчезают все осколки метеорита).
Воспитатель: Молодцы, с метеоритом вы справились, а теперь отгадайте загадку.
Шар воздушный золотой,
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся.
Воспитатель: Правильно, это Солнце.
(Слайд № 7 Солнце).
Воспитатель: Что такое Солнце? Какое оно?
Дети: Солнце — огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце нет жизни, там очень жарко.
Воспитатель: Да, вы все правильно рассказали.
На небе Солнце и Луна выглядят похоже: оба круглые, от обеих исходит свет, только у каждого свое время суток. Солнце светит днем, а Луна — ночью. Когда мы смотрим на Луну и Солнце, они кажутся одинаковыми по размеру. На самом деле Солнце на много больше Луны. Разница в их размерах почти такая же, как у мяча и горошины.
(Воспитатель показывает мяч и горошину).
Раньше считали, что Солнце — планета, как и Земля. Но сейчас ученые знают, что Солнце — это раскаленная звезда, очень яркая и горячая. Солнце, как печка, вокруг которой мы греемся, и как лампа, от которой идет свет. Земля вращается вокруг Солнца, получая от него живительные лучи. Как вы думаете, почему и животные и растения не могут жить без Солнца?
Дети: (Предположения детей).
Воспитатель: Ребята, к нам на корабль поступило зашифрованное послание. Как вы думаете, кто мог его нам прислать?
Воспитатель: В своем послании инопланетяне приветствуют юных землян, желают им здоровья и предлагают отгадать их головоломку.
(Слайд № 8 Таблица с заданием).
Задание: Определите, какого космического пришельца не хватает в каждом ряду.
(Дети рисуют недостающие фигурки).
Воспитатель: Молодцы! Вы обязательно будете настоящими космонавтами! А теперь пора отправляться в обратную дорогу, домой, на нашу любимую Землю!
Есть одна планета — сад,
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая, перелетных.
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Вот мы и вернулись домой, на Землю. Будем же любить, и беречь нашу планету!
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, куда мы сегодня отправлялись в путешествие и что узнали нового и интересного.
Источник