Морфологический разбор причастия «Заходящее»
Для слова «заходящее» найден 1 вариант морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «заходящее» — причастие - Морфологические признаки.
- заходящий (именительный падеж единственного числа мужского рода)
- Постоянные признаки:
- действительное
- настоящее время
- несовершенный вид
Непостоянные признаки:
- единственное число
- именительный падеж
- средний род
- полная форма.
- Может относится к разным членам предложения.
План разбора причастия
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
- Постоянные признаки:
- Разряд причастия
- действительное
- страдательное
- Вид
- Время
Непостоянные признаки:
- Полная или краткая форма (у страдательных причастий)
- Число
- Род
- Падеж (у причастий в полной форме)
- Разряд причастия
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения)
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор причастия «заходящее» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Источник
укажите словосочетание с причастием по его признакам:действительн.,прош.вр.,сов.вид.,им.п.,ед.ч.,СР.р..а)освещенный солнцем б)заходящее солнце
в)расколовшийся орех г)возводимое здание д)потемневшее море е)увядшие цветы
ответ будет г.
возводимое здание — здание ед.ч ср.р , что?-здание именительный падеж и ост. тоже совпадает
Другие вопросы из категории
Читайте также
книга г)потерянное время д)сжатый вохдух е)остывшая земля
словосочетание с причастием по его признакам:действительн.,прош.вр.,сов.вид.,им.п.,ед.ч.,ж.р. а)прибывший поезд б)слушающая музыку в)читаемая книга г)потерянное время д)сжатый вохдух е)остывшая земля
4) читаемая книга.
1)страдательное,прош.вр.,сов.вид
2)прош.вр,сов.вид.,ед.ч
3)вин.пад,мн.ч
4)сов.вид,род.пад,мн.ч
11)Какую рифму использовал автор в поэме Мороз,Красный нос?
Старуха в больших рукавицах
Сарваску сошла понукать.
Сосульки у ней на ресницах,
С морозу-должно полагать.
1)перекрёстная 2)парная 3)кольцевая 4)свободная
12.Какой из названных жанров не относится к устному народному творчеству?
1)пословица 2)сказка 3)былина 4)житие
14.Какой художественный троп,основанный на уподоблении одних предметов или явлений другим,используется в «Слове о Полку Игореве?
И поскакал Игорь- князь
Горностаем— к тростникам,
Белым гоголем-на воду.
. . . . . . . . .
Полетел,соколом под облаками.
1)аллитерация 2)сравнение 3)градация 4)эпитет
15.Укажите строку,где между приложением и определяемым словом не пишется дефиз.
1)мать старушка,Волга река,берёзка подружка.
2)красавица зорька,река Урал, господин президент
3)птица филин,Урал батюшка,дерево осина
4)Дюма отец,старуха мать,лакей Петрушка.
17.Укажите предложение(ия) в котрых между подлежащим и сказуемым не нужно стаивть тире.
1)Книга лучий друг и советчик.
2)Лес красив и печален ранней осенью.
3)Чтение вот лучшее учение.
4)Длить споры не моё желанье.
1)1,2,3 2)1,4 3)2,4 4)2,3
19.Укажите правильную морфологическую характеристику слова труднее в приведённом предложении.
Сердцу высоких мужчин труднее накачивать кровь в голову против силы тяжести,поэтому обменные процессы в и головном мозге замедляются.
1)прилагательное в сравнительной степени.
2)прилагательное в превосходной степени
3)наречие в странительной степени
4)наречие в превосходной степени
23.Укажите ошибку в образовании формы родительного падежа ед.ч
1)берет-берета
2)баржа-баржи
3)брелок-брелка
4)жюри-жюри
24.В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?
1)Строгость учителя полезнее ласки родителей.
2)В этом году зима более суровая,чем в прошлом.
3)Лисичка всегда сытнее волка живёт.
4)Утро вечера мудрее.
25.Аспарагус- это.
1)петрушка 2)водоросль 3)спаржа 4)салат
помогите плииизз))Мне сейчас нужно идти в школу здавать олимпиаду
А) На пестреющем лугу
Б) Отнятая игрушка
С) Летящим самолетом
Д) Выращенный лес
Е) Разлившаяся по небу
Односоставным безличным является предложение
А) Теперь вольнее всякий дышит
Б) Именьем, брат, не управляй оплошно
С) Хоть душу отпусти на покаяние
Д) Неужто для друзей не делать мне ни шагу, Сергей Сергеич дорогой!
Е) На завтрашний спектакль, имеет билет?
Словосочетание указывает на предмет и его признак
А) Тренироваться в течение осени
Б) Тренирующимся спортсменом
С) Упорно тренироваться
Д) Тренировка спортсменов
Е) Тренирующийся осенью
Источник
Понятие о причастии
На рисунке изображён шарик. По форме он круглый, по величине — маленький, по цвету — светлый. Круглый, маленький, светлый — это имена прилагательные. Признаки шарика можно указать по действию: на первом рисунке изображён летящий шарик, на втором — опускающийся, на третьем — лопнувший. Летящий, опускающийся, лопнувший — это причастия. Они обозначают признак предмета по действию.
Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам. Например, в предложении «Дети следили за летящим шариком» причастие летящим стоит в мужском роде, в единственном числе, в творительном падеже.
Причастия образуются от глаголов. Причастия имеют вид (совершенный и несовершенный), время (настоящее и прошедшее). Зависимые существительные и местоимения стоят при них в том же падеже, что и при глаголе. Например: летящий шарик (тот, который летит) — причастие несовершенного вида, настоящего времени; лопнувший шарик (тот, который лопнул) — причастие совершенного вида, прошедшего времени; летящий в небе (летит в небе) — зависимое существительное стоит, как и при глаголе, в предложном падеже.
Какие свойства глагола и прилагательного есть у причастий?
Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой! какая! какое!
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия изменяются по родам, числам и падежам.
Зависимое слово (имя существительное, местоимение) ставится при причастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано причастие. Причастие в предложении обычно является определением.
1. Прочитайте. Какова основная мысль описания? Выпишите сначала выделенные причастия (вместе с существительными), а затем прилагательные. Укажите в скобках род, число, падеж причастий и прилагательных.
Образец рассуждения: тонущие (листочки) — такие, которые тонут. Слово тонущие обозначает признак предмета по действию, указывает на настоящее время. Значит, это причастие. Осеннее (солнце) — такое, какое бывает осенью. Слово осеннее указывает на отношение к предмету. Значит, это прилагательное.
Около (не) большой музги 1 Пантелей Прокофьевич облюбовал (не) сколько кустов хвороста, пр..нялся рубить. Работая, старался (ни, не) о чем (не) думать.
Наработавшись, Пантелей Прокофьевич снял кур..ку, пр..сел на ворох нарубленного хвороста и, жадно вдыхая тер..кий запах увядшей листвы, долго гл..дел на д..лёкий горизонт, повитый голубой дымкой, на дальние перелески, вызолоченные осенью, блещущие последней красотой. Неподалёку стоял куст черноклёна. Несказанно нарядный, он весь с..ял под холодн..м осенн..м солнцем, и раскидистые 2 ветви его, от..гощённые пурпурной листвой, были ра..пахнуты, как крылья взлетающей с земли сказочн..й птицы. Пантелей Прокофьевич долго люб..вался им, а потом случайно глянул на музгу и увидел в прозрачной стоячей воде тёмные спины крупных сазанов, плававших так бли..ко от поверхности, что были видны их пл..вники и ш..велящиеся б..гряные хвосты. Их было штук восемь 3 . Они иногда скрывались под зелёными щитами кувшинок и снова всплывали на чистое, хватали тонущие; мокрые листоч 4 ки вербы.
Выпишите остальные слова с пропусками и со скобками.
В каком значении взято слово наряд при образовании слова нарядный?
В каких предложениях союз и соединяет однородные члены, а в каком — части сложного предложения?
2. Спишите, расставьте пропущенные запятые в последнем предложении. Обозначьте вид и время причастий.
Образец рассуждения: Свежий ветер тихонько шевелит упавшие листья. Упавшие листья — это те, которые упали. Причастие упавшие прошедшего времени.
1. На всём протяжени.. реки только в одном мест.. к ней подход..т неведомо куда ведущая дорога. 2. Заходящее солнце наполнило сады золотым блеском 5 . 3. Среди жильцов старого дома были ещё приручённая дикая утка, ёж, страдавший бе..сонницей, и барометр, всегда показывавший «великую сушь». 4. Сквозь сумрак, всегда пр..сутствующий под сводами старых дерев..ев, вдруг открое(т, ть)ся поляна, заросшая бл..стящими лютиками, и пруд с тихой водой. 5. На запад., ещё тле..т з..ря в зар..слях волч..их 3 ягод кр..чит выпь и на мшарах бормочут и воз..тся журавли, обе..покоенные дымом костра.
(К. Г. Паустовский.)
Из 2-го предложения выпишите основу и словосочетание «глагол+существительное в винительном падеже». Докажите, что глагол переходный.
- Яма, наполненная водой [↩]
- Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова [↩]
- Сделать морфологический разбор слова [↩] [↩]
- Возможный пропуск буквы [↩]
- Сделать синтаксический разбор предложения [↩]
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник
3.8.1. Понятие о причастии. Разряды причастий. Образование причастий
1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? что сделать?
Основные признаки причастия
А) Общее грамматическое значение | Примеры |
Это значение признака предмета по действию. | Думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый. |
Б) Морфологические признаки | Примеры |
Сочетание в одном слове признаков глагола и прилагательного. | |
Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
| |
В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. | Ср.: думать (несовершенный вид) – думающий, думавший; подумать (совершенный вид) – подумавший. |
Причастия имеют следующие признаки прилагательных: | |
| Бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие. |
| Потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени. |
| Допитый – допит; потерянный – потерян. |
В) Синтаксические признаки | Примеры |
В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого. | Ср.: Увлечённые , мы позабыли обо всём; Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость. |
Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого. | Книга раскрыта на восьмой странице. |
Полные причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже. |
2. Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, – единственное число, мужской род, именительный падеж.
Бежавший, строивший, раскрытый.
3. В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета.
Читающий мальчик – тот мальчик, который сам читает ; читавший мальчик – тот мальчик, который сам читал .
Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета.
Прочитанная мальчиком книга – книга, которую прочитал мальчик ; построенный рабочими дом – дом, который построили рабочие .
Страдательные причастия обладают рядом особенностей:
- страдательные причастия образуются только от переходных глаголов;
Построить дом – построенный дом; читать книгу – читаемая книга.
От непереходных глаголов образовать страдательное причастие нельзя! |
страдательные причастия имеют полную и краткую форму;
Построенный дом – дом построен, допитое молоко – молоко допито.
Ср.: построенный (кем?) рабочими дом ( рабочие построили дом); рассказанная (кем?) бабушкой сказка ( бабушка рассказала сказку).
4. Образование причастий – причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов.
Время | Действительные причастия | Примеры | Страдательные причастия | Примеры |
---|---|---|---|---|
Настоящее время | Основа наст. вр. + суффикс: | Основа наст. вр. + суффикс: | ||
-ущ- (-ющ-) – I спр. | Решающий | -ом- (-ем-) – I спр. | Решаемый | |
-ащ- (-ящ-) – II спр. | Строящий | -им- – II спр. | Строимый | |
Прошедшее время | Основа инфинитива + суффикс: | Основа инфинитива + суффикс: | ||
-ш- | Нёсший | -нн- (-н-) | Прочитанный | |
-вш- | Решавший | -енн- (-ен-) – от глаголов на -и(ть) – II спр. | Построенный | |
-т- | Взятый |
Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени:
а) действительные причастия:
решать (I спряжение): реша- ют → реша- + -ющ- + -ий ( решающий );
строить (II спряжение): стро- ят → стро- + -ящ- + -ий ( строящий );
б) страдательные причастия:
решать (I спряжение): реша- ют → реша- + -ем- + -ый ( решаемый );
строить (II спряжение): стро- ят → стро- + -им- + -ый ( строимый ).
Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени):
а) действительные причастия:
решать (основа на гласную): реша- ть → реша- + -вш- + -ий ( решавший );
нести (основа на согласную): нес- ти → нес- + -ш- + -ий ( нёсший );
б) страдательные причастия:
написать (основа не на -ить ): написа- ть → написа- + -нн- + -ый ( написанный );
построить (основа на -ить ): постро/ и-ть → постро- + -енн- + -ый ( построенный );
взять : взя- ть → взя- + -т- + -ый ( взятый ).
Источник