Учение о бессмертии в даосизме. Пути достижения бессмертия по даосизму. Пантеон бессмертных и богов в даосизме.
По «Чжуан-цзы», жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой «пневме». Бессмертие достигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т. п. Отшельники-даосы уединялись на лоно природы и стремились слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и в минимальном варианте долголетия предусматривало, во-первых, «питание духа». Человек рассматривался даосами обиталищем многочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе — телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел и определяли, срок жизни человека, призывали блюсти заповеди, быть добродетельным. Во-вторых, условием долголетия является «питание тела» — соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов — питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир.
Восемь Бессмертных — восемь святых даосского пантеона. Восемь бессмертных часто изображаются на картинах как в храмах, так и в общественных местах, ресторанах и трактирах, пересекающими море на лодке.
Люй Дунбинь — Знаменитый даосский патриарх, изображается с магическим мечом, является также покровителем литературы и парикмахеров.
Ли Тегуай — Врач и учёный, изображается с волшебной тыквой-горлянкой и железной клюкой; защитник больных, покровитель магов и астрологов.
Чжунли Цюань — Покровитель солдат. Изображается с опахалом и является обладателем эликсира бессмертия.
Хань Сян-цзы — Известен как племянник учёного Хань Юя времён династии Тан. Играет на флейте. Покровитель музыкантов.
Цао Гоцзю — Известен как представитель правящего клана времён династии Сун. Изображается с кастаньетами и с нефритовой дощечкой, дающей право входить в императорский двор. Покровитель актёров и мимов.
Чжан Голао — Является волшебником, его рисуют с бамбуковым барабаном и мулом. Покровитель стариков.
Лань Цайхэ — Изображается как женщина или как мужчина с корзиной цветов. Покровитель(ница) торговцев цветами и садовников.
Хэ Сяньгу — Женщина с лотосовым цветком или корзиной цветов и с флейтой из персикового дерева. Покровительница домохозяек.
Этика даосизма.
Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие «Дэ». С одной стороны, «Дэ» — есть то, что питает «Дао», делает его возможным (вариант из противоположности: «Дао» питает «Дэ», «Дао» — безгранично, «Дэ» — определено). Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого «Дао» — как путь вещей, может состояться. Это также метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать «Дао». «Дэ» — принцип, способ бытия. Это и возможность правильного накопления «жизненной энергии» — Ци. «Дэ» — искусство правильно распорядиться «жизненной энергией», правильное поведение. Но «Дэ»— не мораль в узком понимании. «Дэ» выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвобождать жизненную силу из пут повседневности. К понятию «Дэ» близко даосское учение об У-вэй, недеянии.
Главная категория даосизма, дао – своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий, закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее; произошло от дао, чтобы.затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао — это «изначальная пневма», проявляется лишь через силу дэ (добродетель). Задача подвижника — познать дао, встать на путь «естественности», под которой имеется в виду «гармония мира» – слияние человека с природой.
Другим важным понятием даосизма выступает «недеяние» — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.
Не следует стремиться к чрезмерной образованности, повышению эрудиции или изощренности — напротив, следует вернуться к состоянию «необработанного дерева», или к состоянию «младенца». Все противоположности неразделимы, комплементарны, взаимодействуют друг с другом. Это относится и к таким противоположностям, как жизнь и смерть. Смерть это завершение жизни, являющееся одновременно и началом другой жизни. А конец «смерти», является началом другой «жизни».
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы
Источник
Даосизм — История религии. Мировоззрение.
Даосизм возник в IV — III вв. до н. э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским -верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в «Каноне о пути и добродетели» («Даодэцзине»), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, и в трактате «Чжуан-цзы», отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (IV — III вв. до н. э.). Как целостная система даосизм восходит к трудам «Лэ-цзы» (ок. IV — III BIB. до н. э.) и «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.).
Главная категория даосизма — дао – своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий, закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от дао, чтобы.затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао — это «изначальная пневма», проявляется лишь через силу дэ (добродетель). Задача подвижника — познать дао, встать на путь «естественности», под которой имеется в виду «гармония мира» – слияние человека с природой.
Другим важным понятием даосизма выступает «недеяние» — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает
смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.
По «Чжуан-цзы», жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой «пневме». Бессмертие достигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т. п.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
Тема 5. Экология духа в даосизме и конфуцианстве
ДАОСИЗМ (IV- III в. до н. э.)
Книга «Даодэцзин» – один из важнейших документов древнекитайской материалистической и диалектической мысли. Понятие «Дао». «Дао» — закон спонтанного бытия космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от дао, чтобы затем, совершив круговорот, снова в него вернуться. Вселенная — единое целое. Достижение бессмертия путем слияния с дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т.п. Даосы – отшельники. Эволюция даосизма. Идея всеобщего равенства и социальной справедливости. Царство грешников и царство, уготованное для праведников. Культ долголетия, многодетности, богатства и т.д.
Даосизм в наши дни.
Конфуций (551-479 до н. э.) — основатель этико-философского учения. Заимствование первобытных верований: культ умерших предков, культ Земли, почитание первопредка – Шан — ди. Конфуций – хранитель мудрости «Золотого века» — древности. Идея социальной гармонии. Пять «постоянств» Конфуция: ритуал, гуманность, долг — справедливость, знание и доверие. Перенос правил семейной этики на сферу государства. В основе иерархии — принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Церемонии и обряды. Эволюция конфуцианства. Предание конфуцианству характера государственной религии. ДунЧжун (120 — 104 г. до н. э.) о двух началах «ИНЬ» — «ЯН» и пяти первоэлементах (вода, металл, дерево, почва, огонь). Обожествление Конфуция. Указ императора 555 г. о регулярных жертвоприношениях, строительстве храмов в честь Конфуция. Обожествление императора. Конфуцианство в современном Китае.
Тема 6. Идея спасения в индуизме и буддизме
Возникновение, эволюция, основные направления. «Веды» — сборник гимнов, заклинаний, заговоров, молитв ариев. Перерождение души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме). Объединение индусов в касты. Авторитет брахмана. Основные направления – вишнуизм и шиваизм. Тантрические культы. Образ Тримурти, имеющего три ипостаси: Вишну, Шива, Брахма. Рама, Кришна – наиболее почитаемые воплощения Вишну.
Особенности философских воззрений. Доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Связь индивидуальной души (атмана) с мировой душой (Брахманом). Индуизм в политической жизни современной Индии.
Вероучение, ритуалы, предписания. Самосовершенствование души. Отрицание бога-творца. Душа – вечная субстанция, а мир изначален. Отсутствие противопоставления материального и духовного. Присутствие души в каждом растении, в любой вещи. Всеобщая одушевленность природы определяет главенство в джайнской этике не нанесения вреда живым существам. Достижение спасения и вечного блаженства путем праведной жизни. Аскетическая практика.
Особенности учения о боге. Сикхизм — монотеистическая религия, отвергающая многобожие индуизма. Нанак (1469-1538/9) — основатель сикхизма. Один из эпитетов бога у Нанака — (Единственный, Единый, Один). Слияние в едином Божестве индуистских богов Брахмы, Вишну, Шивы и мусульманского Аллаха. Бог вечен, мир, созданный им, изменчив и невечен. Бог воплощает в себе Создателя, Хранителя, Разрушителя. Постижение Бога путем любви, веры. Служение Богу предполагает активную жизнь, полную труда, выполнения дхармы (долга) домохозяина. Особая форма богослужения — «сангат», подразумевающая присутствие сикхов – независимо от касты. Сикхский фактор в общественно-политической жизни.
Легенда о Будде. Учение Будды. Отказ от желания, отрешение от земной суетности — путь к уничтожению страданий. Восьмиступенный путь, метод достижения истины и приближения к нирване. Первые общины буддистов. Буддийские идеи равенства людей (особенно монахов – независимо от веры и каст), терпимость, культ этики. Монастыри и сангха (монашеская община). Трипитака (три корзины) – буддийский канон (священные тексты). Основы философии буддизма. Отрицание феноменального мира – источника страданий. Спасение от них – уход из этого мира в мир высшей реальности и абсолютного постоянства, т.е. в нирвану. Феноменальный мир – это иллюзия, хотя и существует объективно. Жизнь – проявление изначального и практически вечного волнения дхарм (первочастицы мироздания). Этика буддизма. Вступающий в монастырь (сангху) отказывается от всего, что связывало его с миром: от семьи, касты, собственности. Пять обетов: не убей, не укради, не пьянствуй, не лги, не прелюбодействуй. Основные направления: Хинаяна и Махаяна.
Все происходящее и существующее во времени и пространстве – это бесконечно сменяющие друг друга сочетания проявлений дхарм. «Успокоение» дхарм и есть обретение человеком нирваны. Комбинации дхарм находятся в подчинении закону всеобщей причинности. Все комбинации дхарм делятся на два вида: образующие «мир имеющих чувство», т.е. живых существ, и «сферу-сосуд», т.е. окружающий живые существа мир, среду их обитания.
«Имеющие чувства» делятся на четыре группы: 1. «Появление из чрева»; 2. «Появившиеся из яйца»; 3.«Появившиеся из мокроты»; 4. «Появившиеся путем превращений».
«Деяния» (Карма): 1. «Деяния тела»; 2. «Деяния рта» (т.е. речь); 3. «Деяния мысли». Каждое из них делится на десять плохих и десять хороших.
«Заблуждения»: основные (их десять – алчность, гнев, самодовольство, сомнения, болезни и неправильные взгляды); побочные (их общее количество – 108). Выполнение обетов и медитация. В Хинаяне выделяется семь типов медитации, наиболее эффективный — «чистое сосредоточение».
Концепция Абсолюта – рационально непознаваемый. В Хинаяне Будда – человек, который после пятисот с лишним перерождений открыл четыре «благородные истины». В Махаяне Будда – проявление эманации так называемого «тела Дхармы», которое нематериально, безгранично во времени и пространстве и является ипостасью Будды. Учение о трех «телах». Абсолют и Будда в «теле дхармы». Нирвана отождествляется с Абсолютом. Переосмысление закона о всеобщей причинности. Все «дела и вещи» определяются лишь относительно друг друга. Отсутствие Абсолютной точки отсчета. «Вещи» возникают из различных причин (внутренних и внешних), поэтому не имеют собственной природы. Интуитивное знание – единственное средство видения «истиной реальности». Институт святых подвижников – бодхисатв. Концепция о рае и аде – нововведение в Махаяне. В Махаяне разработан культ будды грядущего Майтрейн, буддийского мессии.
Ламаизм – особое направление в буддизме – сложился в ХII — ХV вв. Основан на синтезе разных направлений буддизма, включая тантризм. Самое важное в тантризме – его мистико-магическая основа, выявляющаяся в медитациях и магических обрядах, включая и сексуальную практику, ритуальное общение полов с целью приобретения энергии – шаити. Калагакра – «колесо времени», в рамках которого 60-летний звериный цикл, символизирующий кругооборот человека в кармическом мире сансары. Культ воплощений – бодхисатв. Обожествление реальных деятелей буддизма. Ламаизм в Тибете.
Чань — буддизм чаще именуемый дзен — буддизмом, возник в Китае в ХII в. Главное – не пытаться достичь нирваны или стать буддой, а увидеть и понять Истину, которая вокруг тебя – в красоте природы, в радости труда и т.д.; научиться жить и радоваться жизни, но жить только для себя. Это учение оказало влияние на китайскую и японскую культуры. Вневербальные методы «внезапного озарения» – гимнастические упражнения, физическая работа и т.д., а также анормальным поведением: громким хохотом, резким откликом и т.д. Буддизм в нашей стране.
«Синто» — «путь богов». Культ богини солнца Аматэрасу. Наставления богини — освещать весь мир и править им, покоряя непокорных. Символ важнейших добродетелей: зеркало – символ честности, яшмовые подвески – сострадание, меч – мудрость, наивысшее воплощение этих качеств в личности императора. Влияния конфуцианских идеей на синтоизм. Принцип сыновней почтительности и сыновнего долга – для низших слоев, для высших подчинение «божественной» династии правителей. Слияние двух религий – буддизма и синто. Божества синтоистского пантеона становятся воплощением будд и бодхисатв. Культ императора – тэнноизм – центр государственного синто. Идеология тэнноизма – освящение милитаризма, «весь мир под одной крышей». Изменение статуса императора после 1947 г. Объявление императора «символом государства и единства нации». Синтоизм в современной Японии.
Источник