Саид из «Белого солнца пустыни». Как снимали закопанного в песок Мишулина
На роль Саида в фильм «Белое солнце пустыни» пробовались всего два актёра — Спартак Мишулин и Игорь Ледогоров. Режиссёр фильма Владимир Мотыль отдал предпочтение Мишулину, которого знал ещё со времён совместной работы в Омском драмтеатре в пятидесятые годы
В первый же рабочий день в пустыне было решено снять сцену по выкапыванию Саида из песка. Но для этого его сначала нужно было туда зарыть. Но, как оказалось, выкопать яму в сухом песке очень проблематично. Проблему решили следующим образом — рано утром приехали в пустыню, хорошо пропитали песок водой и уже по мокрому песку выкопали яму, туда поставили деревянный ящик, в него табуреточку, на которую посадили актёра. Ящик закрывали и засыпали песком уже только в области шеи. После чего ждали, когда солнце поднимется в зенит и лишь когда на голове у актёра вздувались от жары вены и он становился чуть ли не сизо-фиолетовым, начинали съёмку. Кроме того, чтобы на лицо заманить мух, его лицо мазали сладким сиропом. Во время перерывов, чтоб не терять время, актёра не откапывали, а просто ставили над его головой зонтик
и давали закурить.
И так трое суток
Но когда показывали этот материал комиссии, там сказали, что кадры с фиолетовой головой Мишулина слишком жестокие и потребовали материал переснять.
Что сказал Спартак Мишулин, когда ему предлогом брака плёнки сказали, что требуется пересъёмка, говорить не будем, но ему пришлось просидеть в этому ящике в пустыне ещё 3 дня.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Закопанный саид белое солнце пустыни
Саид из «Белого солнца пустыни». Как снимали закопанного в песок Мишулина
На роль Саида в фильм «Белое солнце пустыни» пробовались всего два актёра — Спартак Мишулин и Игорь Ледогоров. Режиссёр фильма Владимир Мотыль отдал предпочтение Мишулину, которого знал ещё со времён совместной работы в Омском драмтеатре в пятидесятые годы
В первый же рабочий день в пустыне было решено снять сцену по выкапыванию Саида из песка. Но для этого его сначала нужно было туда зарыть. Но, как оказалось, выкопать яму в сухом песке очень проблематично. Проблему решили следующим образом — рано утром приехали в пустыню, хорошо пропитали песок водой и уже по мокрому песку выкопали яму, туда поставили деревянный ящик, в него табуреточку, на которую посадили актёра. Ящик закрывали и засыпали песком уже только в области шеи. После чего ждали, когда солнце поднимется в зенит и лишь когда на голове у актёра вздувались от жары вены и он становился чуть ли не сизо-фиолетовым, начинали съёмку. Кроме того, чтобы на лицо заманить мух, его лицо мазали сладким сиропом. Во время перерывов, чтоб не терять время, актёра не откапывали, а просто ставили над его головой зонтик
и давали закурить.
И так трое суток
Но когда показывали этот материал комиссии, там сказали, что кадры с фиолетовой головой Мишулина слишком жестокие и потребовали материал переснять. Что сказал Спартак Мишулин, когда ему предлогом брака плёнки сказали, что требуется пересъёмка, говорить не будем, но ему пришлось просидеть в этому ящике в пустыне ещё 3 дня.
Источник
Как снимали голову Саида из «Белого солнца пустыни»
Кто не смотрел этот фильм? Как вы вообще живёте, я не понимаю) Идите посмотрите фильм, а я пока напишу про Саида.
Итак, в роли Саида в фильме «Белое солнце пустыни» снимался актер Спартак Мишулин. Хотя на пробах был и второй вариант — Игорь Ледогоров, но выбрали всё же Мишулина. Может и за талант, конечно, этого не отнять, но всё же и личное знакомство актера с режиссером Владимиром Мотылем тоже сыграло свою роль.
У Мишулина была самая сложная линия в фильме — сидеть полностью закопанным в песок. А фильм снимали не в студии с последующей компьютерной обработкой, всё было абсолютно реально — пустыня, солнце, раскаленный песок.
Как только съемочная группа прибыла на берег Каспийского моря (там и снимали пустыню), сразу же было решено снять сцену по выкапыванию Саида из песка. Но чтобы кого-то откопать, нужно сначала кого-то закопать.
Вы пробовали копать яму в песке? В сухом песке. Яму с человесекий рост. И не пробуйте — не получится. А вот если песок влажный — это уже другое дело. Яму копали рано утром, перед этим хорошенько залив песок водой. В выкопанную яму поместили деревянный ящик, а в него — табуреточку. Съемки длятся часами, а иногда и сутками, без табуреточки отстоять в ящике много часов будет проблематично.
Итак, Мишулин на табуретке, табуретка в ящике, а ящик в песке. В области шеи ящик имел затворки, которые не давали песку сильно засыпаться внутрь ящика. Приготовили это всё еще с утра, а снимать начали только к обед — ждали, когда солнце поднимется в зенит. Голова Мишулина к тому времени была уже чуть ли не фиолетовой. Для кадра самое то, что нужно.
Но режиссеру измученной головы с пульсирующими жилками было мало, надо было еще мух на нее усадить. Чтобы приманить крылатых, лицо актера измазали сахарным сиропом.
Вот так и сидел Мишулин трое суток в этом ящике. Да-да, снимали аж трое суток. Ну на ночь, конечно, актера выпускали на свободу. А вот во время перерывов не выпускали, все шли на перекус, а Мишулину приносили перекус прямо туда, к ящику. А то ведь выкапывать-закапывать — это слишком долго. Поставили зонтик над головой — и хватит.
Да только комиссия не оценила страдания актера и забраковала кадры с фиолетовой головой, торчащей из песка. Сказали, что это слишком жестоко, нельзя такое показываться зрителю. Более того, сказали, что в цеом идея отличная, но нужно переснять, чтоб эта самая голова выглядела не так мучительно.
Когда Спартаку Мишулину сообщили о том, что именно эти кадры требуют переснять, он ответил. Цензура Дзена запрещает приводить дословно эти его слова)
Но пересъемки всё же состоялись. Да, это снова была пустыня, было солнце, песок и был ящик. И снова три дня.
Стоили ли мучения актера этого фильма? Стоили! Картина удалась на славу. Даже космонавты на Байконуре завели себе настоящий ритуал: перед каждым вылетом смотреть всей командой «Белое солнце пустыни».
Источник
Белое солнце Сарыкумского Бархана или где закопали абрека Саида.
Эту историю можно было бы начать так.
«Собрался однажды, я на Северный Кавказ, полюбоваться величественными горными пейзажами Северного Кавказа, но внезапно обнаружил настоящую пустыню с огромным барханом».
Но как-то это пафосно и «избито», а поэтому просто расскажу про очередное удивительное место в нашей огромной и красивой стране с небольшим экскурсом в историю.
Раньше я уже писал про самую северную пустыню в мире — Чарские пески, что расположилась на границе Забайкальского края и Якутии
Но мало кто знает, что на самом юге России, на Северном Кавказе — в горном Дагестане находится не только самый большой бархан в Европе и Азии, но также один из самых высоких барханов в мире.
Бархан Сарыкум имеет высоту 252 метров относительно уровня моря, занимает площадь в 175га и является уникальным. Его окружают с одной стороны степь, а с другой живописнейшие горные вершины.
Больше Сарыкума только бархан «Большой папочка» с высотой около 350м в африканской пустыне Намиб, бархан «Большой Эрг» в Сахаре и бархан в Оманской части пустыни Руб — Аль — Хали — «Сердцевина пустыни» с высотой более 400м.
Но этим уникальность бархана не ограничивается и вот почему:
- Возраст бархана не менее сотни тысячи лет
- Бархан имеет небольшой бархан — спутник
- Бархан расположен всего в 18 км от Махачкалы и в окружении Кавказских Гор
- На бархане уникальный микроклимат. Зимы мягкие, а летом температуры доходят до 50-55С как в настоящей пустыне
- У подножья бархана протекает река Шура-Озень
- Бархан неподвижен в отличии от обычных барханов
- На бархане обитает средиземноморская черепаха Testudo graeca, а также живут пресмыкающиеся, членистоногие и грызуны, среда обитания которых Средняя Азия, и которые на Кавказе не встречаются. Многие из этих представителей ядовиты и представляют опасность для человека — скорпионы, гюрза, тарантулы.
Существовали разные версии образования бархана в таком странном месте, ведь до ближайших пустынь Азии и Ближнего Востока не менее 300 км на Восток и более 1000км на юг.
В последнее время ученые сходятся на том, что пески бархана не что иное, как частицы горной породы с окружающих гор, а особая «роза ветров» позволила этим частицам сбиваться в одном месте.
Источник
Неизвестные подробности съемок «Белого солнца пустыни»
Фильм «Белое солнце пустыни» вышел на экраны в 1970 году и уже почти полвека является народным достоянием. Фразочки товарища Сухова и Петрухи давно уже перекочевали в фольклор: «Гюльчатай, открой личико!», «Восток — дело тонкое». Сейчас сложно представить, что уже готовую картину посчитали неудавшейся и хотели навсегда положить на полку.
Вестерн по-советски
Во второй половине 1960-х руководство Госкино поставило задачу снять приключенческую ленту в стиле американских вестернов, но в советских реалиях. Потом этот жанр назовут «истерн» (от английского слова East — «восток»). За основу для сценария соавторы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков взяли реальный случай Гражданской войны, когда один из басмачей, убегая от красноармейцев, бросил в пустыне свой гарем. Изначально планировалось, что снимать фильм будет Андрей Михалков-Кончаловский, но в итоге он от предложенного сценария отказался. Поиски подходящего режиссера затянулись, в какой-то момент было решено предложить работу опальному Владимиру Мотылю, который тогда только снял вызвавшую у чиновников недовольство картину «Женя, Женечка и «катюша». Мотыль не пришел в восторг от сценария «Белого солнца. », но он находился в безвыходном положении — любое предложение о съемках для него тогда было удачей. К тому же за эту картину отвечала ЭТК — Экспериментальная творческая киностудия, независимая от Госкино, которая была рассчитана на создание коммерчески успешных фильмов (сейчас бы их назвали «блокбастерами»).
Работа над картиной началась в 1968 году. Сложности возникли сразу же. На главную роль товарища Сухова утвердили Георгия Юматова, но в первый же день съемок (эпизод снимался в Ленинграде) он в назначенное время не явился — ассистенты нашли его в номере гостиницы пьяного и с разбитым в драке лицом. Появляться в кадре с такими синяками актер не мог, поэтому Владимиру Мотылю пришлось срочно вызывать из Москвы второго кандидата на главную роль — Анатолия Кузнецова. На роль таможенника Верещагина Мотыль решил взять ленинградского актера Павла Луспекаева. К тому моменту он был тяжело болен — из-за проблем с сосудами у него были сначала ампутированы пальцы на обеих ступнях, а затем и сами ступни. Актер передвигался на протезах, каждое движение вызывало у него сильнейшую боль. Режиссеру пришла в голову идея «добавить» к образу Верещагина костыли — Мотыль даже уже продумывал сцену драки с бандитами, где таможенник пустит их в ход. Но Павел Луспекаев от такого «реквизита» наотрез отказался, мол, «еще успею сыграть инвалида в следующей картине». Более того, все трюки в фильме он хотел исполнить сам, без помощи каскадеров.
На роль Петрухи взяли молодого паренька Николая Годовикова — он уже мелькал в кино в эпизодах «Республики ШКИД» и «Жени, Женечки и «катюши». Роль Саида отдали актеру Московского театра сатиры Спартаку Мишулину.
Вместо актрис под чадрой — солдаты
Труднее всего оказалось найти достаточное количество «жен» для гарема. Актрису на роль Гюльчатай — Татьяну Денисову — нашли в Московском цирковом училище. Но через четыре месяца съемок ей предложили выгодный контракт в цирке, и она уехала на гастроли. Замену случайно нашли среди студенток Вагановского хореографического училища. Новую Гюльчатай звали Татьяна Федотова. Остальных искали по всему Советскому Союзу, причем на роль восточных красавиц брали даже женщин типично европейской внешности, например, баскетболистку Велту Деглав из Риги. Лишь три из девяти жен были профессиональными актрисами, остальные снимались в кино впервые.
Место действия фильма — пустыня где-то в Средней Азии. Город Педжент — вымышленный, но по косвенным репликам героев можно понять, что он находится на восточном берегу Каспийского моря, не очень далеко от границы с Персией. Съемки проходили под Махачкалой в Дагестане и возле города Байрам-Али в Туркмении. С середины июня на берегу Каспия началась постройка декораций — на песчаных дюнах возводились бутафорские дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки. К берегу подогнали старый баркас «Дербент». По воспоминаниям Владимира Мотыля, декорации доставили съемочной бригаде много хлопот — при сильном ветре они заваливались, их приходилось выстраивать заново.
Съемки фильма давались тяжело. Август, температура доходила до 45 градусов жары. Жены Абдуллы, наряженные в плотную чадру, изнывали от перегрева и после съемок лежали с мокрыми платками на лбах и валидолом под языком. Сжалившись над женщинами, Владимир Мотыль для некоторых эпизодов вместо них отправлял в кадр солдат из располагавшейся неподалеку военной части, ассистентов оператора и даже плотника. Все равно под чадрой незаметно.
Одна из последних ролей Луспекаева
А вот Спартаку Мишулину, сыгравшему роль Саида, замену найти было невозможно. Сцену, где он по самую шею зарыт в песок, снимали дважды. Закопать актера просто так было невозможно — в раскаленном песке он бы «испекся».
Для Мишулина выкопали яму, в нее поставили деревянный ящик, в который он и залез. Песок около шеи полили водой. Но когда отснятый материал прислали в Москву, выяснилось, что кинопленка бракованная и кадры надо переделывать. Узнав, что ему снова придется сидеть по горло в горячем песке, актер был в ярости.
Павлу Луспекаеву пришлось труднее всех — целый день вышагивать на своих протезах по раскаленным барханам, когда каждое движение приносило жуткую боль. Следом за ним на съемочной площадке всегда ходила его жена Инна Кириллова и несла алюминиевый стульчик. Через каждые 20 метров Луспекаев говорил ей: «Подставь». После съемок он всегда садился у моря и опускал ноги в воду, чтобы хоть немного уменьшить боль. Кстати, роль Верещагина — одна из последних ролей актера. Он умер через две недели после премьеры фильма.
Съемочную бригаду преследовали различные неприятности. В одну из ночей, когда сторож лег спать, местные воры украли из сарая часть реквизита — в том числе саблю, подаренную «Ленфильму» кавалеристом Окой Городовиковым, и часы фирмы «Буре», которые должны были надеть на руку товарища Сухова. Съемки застопорились, хотели привлечь к делу милицию. Владимир Мотыль нашел другой выход: разузнав, кто в этих краях является криминальным авторитетом, он отправился к нему «на поклон». Авторитетом оказался 26-летний дагестанец Али. Мотыль предложил ему эпизодическую роль в своем фильме, а когда тот с радостью согласился, режиссер пожаловался на кражу ценного реквизита. Новый участник съемочной группы тут же все «уладил», и уже к утру все вещи были возвращены киношникам. Али сыграл одну из эпизодических ролей в банде Абдуллы — именно он наставляет винтовку на товарища Сухова на берегу моря, в котором тот беспечно купался.
«В банде Абдуллы должны быть русские»
Съемки фильма затянулись на два года. Худсовет был недоволен результатами работы Владимира Мотыля — худрук Экспериментального творческого объединения Григорий Чухрай назвал товарища Сухова «бесхарактерным», якобы он мало проявляет «мужицкой смекалки и чувства мужицкого юмора». Все сошлись на том, что главный герой — не супермен, а фильм — отнюдь не вестерн. Сам режиссер называл жанр своего детища «сказом-былиной с авантюрной пружиной». Владимир Мотыль несколько раз переписывал сценарий, многое пришлось менять по ходу съемок. Как вспоминал режиссер спустя много лет, «Белое солнце пустыни» было, наверное, единственным советским фильмом, который радикально отличался от изначально задуманного сценария.
Дирекция картины возмущалась еще и «перерасходом» — съемочная группа не смогла уложиться в выделенный бюджет и за первый период съемок израсходовала 350 тысяч рублей. К зиме было решено работу над фильмом «законсервировать» как дорогостоящую и «бесперспективную». Владимир Мотыль в отчаянии писал письма во все инстанции, чтобы ему дали возможность доснять картину. Спасение пришло от Министерства финансов — оно отказалось «списывать» уже потраченные 350 тысяч рублей, поэтому Мотылю разрешили снимать дальше.
После событий в Праге в 1968 году, к фильмам, где так или иначе всплывала международная и межнациональная тематика, относились особенно внимательно. «Белое солнце пустыни» курировал лично Владимир Баскаков — первый зампред Госкино СССР. Второй этап съемок проходил в Туркмении, и Баскаков постоянно слал туда телеграммы с указаниями, чтобы в банде Абдуллы обязательно были русские бандиты. Чиновник очень опасался, что иначе республиканские руководители могут обвинить Госкино в разжигании межнациональной розни — мол, все отрицательные персонажи у вас азиаты. Как потом вспоминал режиссер, бесконечные советы чиновника принесли пользу фильму: «Восток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман», — напутствовал он меня перед экспедицией, делая грозное лицо. Эти его слова и натолкнули меня вписать Сухову реплику: «Восток — дело тонкое».
Возможно, именно после замечаний Баскакова в банде Абдуллы появился нервный белогвардеец, который кричал: «Встать, когда с тобой говорит подпоручик!» Кстати, его сыграл каскадер Валентин Фабер, исполнявший в фильме почти все трюки.
Спасибо Брежневу
Мытарства фильма не закончились и после окончания съемок. Худсовет был по-прежнему недоволен результатом, требовал вносить все новые и новые поправки (например, сократил эпизоды с пьянством Верещагина, вырезал из кадра икону Богоматери со струйкой крови в сцене убийства хранителя музея). Но и этот вариант «Мосфильм» не устроил, акт о приемке картины в Госкино так и не подписали.
Спас «Белое солнце пустыни», сам того не ведая, Леонид Брежнев. В те годы существовала практика закрытых «предпоказов» киноновинок на дачах высокопоставленных деятелей. Таким образом, спорный фильм оказался у генсека, который был большим любителем американских вестернов и пришел в восторг от увиденного. Естественно, после такого «высокого» признания картине был тут же дан зеленый свет, и уже в 1970-м она вышла на широкий экран. Только за первый год ее посмотрели более 34 миллионов человек.
Источник