Вариант 50
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)Иностранцы отмечают, что настроение русского человека, разговаривающего с ними, может внезапно меняться с благодушного на обиженное, а потом вдруг опять его лицо станет приветливым. (2) Объясняется такое поведение тем, что русский человек не прячет истинную эмоцию за улыбкой или вежливо-сдержанной маской, как принято в западном общении. (3) ____ это просто непосредственная эмоциональная реакция на содержание разговора.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Для иностранцев непривычна непосредственная эмоциональная реакция русских на содержание разговора.
2. Иностранцы отмечают, что настроение русского человека может внезапно меняться в течение разговора.
3. Русский человек в общении обычно не прячет истинные эмоции за улыбкой или вежливой маской.
4. Непосредственное выражение эмоций в общении, свойственное русским, не характерно для иностранцев.
5. В западном стиле общения не принято непосредственное выражение эмоций во время разговора.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
5. Таким образом,
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕАКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Действие или состояние, возникающее в ответ на то или иное воздействие. Реакция организма но холод.
2. Резкая перемена в самочувствии, упадок, слабость после напряжения. Реакция после сильного возбуждения.
3. Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами, приводящее к образованию нового вещества. Химическая реакция.
4. Физ., хим. Показатель каких-либо процессов или свойств. Реакция оседания эритроцитов.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. В течение года план развития производства ПРЕТЕРПЕЛ значительные изменения.
2. Приведённые фрагменты не позволяют составить ЦЕЛОЕ впечатление о рекламируемой книге.
3. БУДНИЧНЫЕ заботы порой полностью поглощают внимание человека.
4. Корабль причалил к берегу, чтобы ПОПОЛНИТЬ запасы пресной воды.
5. В читальном зале хранятся ГОДОВЫЕ подшивки газет и журналов.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Двадцать одна торговая компания уже заявили о расширении своей деятельности. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) По зрелому размышлению я отказался от этого щедрого предложения. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Живший Михаил Волошин в Коктебеле описал Феодосию в октябре 1920 г. в стихотворении «Бойня». | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Лермонтов пишет, что печально я гляжу на наше поколенье. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) В центре внимания Гончарова судьбы двух друзей: Обломов и Штольц. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение построения предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
з. ночевать, нед. варить
пр. брежный, пр. даное
и. готовить, во. питание
пр. увеличивать, пр. страстие
п. дорожник, нен. глядный
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
пристрел. нное (оружие)
застел. нная (кровать)
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Как н(1) старался, я н(2) мог н(3) подтвердить, н(4) опровергнуть эту информацию.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Лес (ВО)КРУГ (КАК)БУДТО притих и замер в ожидании чего-то.
2. (ПО)ОСЕННЕМУ лесу (НА)ВСТРЕЧУ мне шла незнакомая девушка.
3. Я ТО(ЖЕ) хотел поскорее добраться домой, (ПО)ЭТОМУ ускорил шаг.
4. (В)ТЕЧЕНИЕ недели (ПО)СРЕДИ нашего двора шла бурная работа по ремонту ворот.
5. (ПО)ТОМУ, как волновался отец, стало понятно, что ему ТАК(ЖЕ), как и мне, небезразлична судьба Галины Петровны.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В насте(1)ой газете было отмече(2)о, что докладчики студенческой конференции весьма начита(3)ы, а их доводы обоснова(4)ы неоспоримыми доказательствами.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. На этом столе можно было увидеть тетради матери-учительницы и документы отца и две скромненькие двенадцатилистовые тетрадочки сына.
2. Чтение открывало ему то «дворянские гнёзда» с их тёплой и возвышенной жизнью под просторным небом то размеренное и ленивое существование старых городов.
3. Она или не расслышала моих слов или не обратила на них внимания.
4. Марина всегда была готова слушать его бесконечные байки и побасенки и безоговорочно верила каждому его слову.
5. На площади стоял сказочный ледяной терем с резным крыльцом да кружевными наличниками по окнам.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Залитые солнцем (1) виднелись вдалеке (2) геометрические линии улиц (3) смягчённые зелёными очертаниями деревьев (4) и кипели повседневной суетой.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Впереди войска (1) колонны (2) которого растянулись (3) на пять миль (4) ехал великий полководец.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Учёные у нас (1) как известно (2) распределяются по категориям — величайший, великий, знаменитый, выдающийся, крупный, известный, значительный, опытный, квалифицированный и (3) наконец (4) старейший.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я очень обрадовался (1) потому что (2) когда мне весело (3) и рядом со мной идут друзья (4) я обо всём забываю и не думаю о том (5) что ещё будет когда-то.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Плоское тело скатов хорошо приспособлено к жизни на дне моря, где они или лежат, выслеживая добычу (большей частью малоподвижных моллюсков и раков), либо даже наполовину зарываются в песок.
(1)Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. (2)Жизнь таких известных красавиц, как Елены — царицы Спарты — и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы, счастливой не назовёшь. (3)Древние объясняли это ревностью и завистью богов. (4)У многих народов считалось, что, щедро одарив человека в одном отношении, судьба обязательно обделит его в чём-то другом. (5)Отсюда распространённое убеждение, будто красивая женщина не может быть умной, а красивый мужчина изнежен, ненадёжен и тоже, скорее всего, глуповат.
(6)С точки зрения психологии некоторые основания для этого есть. (7)Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого. (8)Когда они молоды и неотразимы, им сходит с рук чёрствость, эгоизм, высокомерие, они без труда покоряют сердца и имеют множество поклонников. (9)Но мало у кого достанет сил и желания терпеть такого человека рядом с собой всю жизнь. (10)Впрочем, далеко не всегда за неспособностью внешне привлекательного человека строить прочные отношения стоит злой нрав и нелюбовь к людям. (11)Это может быть просто некая «неотёсанность», неразвитость столь необходимых в общении качеств, как такт, чуткость, гибкость. (12) Ведь мы по-настоящему эффективно учимся лишь тому, что нам действительно требуется. (13)Естественно, что человек, который не надеется наладить контакты с окружающими, полагаясь только на свою внешность, будет усерднее и успешнее осваивать тонкую науку межличностных взаимоотношений. (14)Именно здесь следует искать причины многократно обыгранной в литературе и кинематографе ситуации: некогда без памяти влюблённый в красивую стерву мужчина уходит от неё к невзрачной, но понимающей его «серой мышке», или девушка предпочитает самодовольному красавцу не наделённого яркой внешностью, но душевно близкого ей человека.
(15)Что же такое красота — дар или проклятие? (16)Это зависит и от культуры Общества, и от самого человека. (17)Ведь давно замечено, что одни люди с годами становятся красивее, а другие теряют свою привлекательность. (18)На лицо накладывает отпечаток жизненный опыт, сумма всех чувств, мыслей и нравственных решений человека. (19)Если они были светлыми и достойными, лицо хорошеет, если злыми и мелочными — наоборот. (20)Многим кажется, что именно красоты им не хватает для счастья. (21)«Не родись красивой, а родись счастливой» — возражает народная мудрость. (22)Но похоже, что и то и другое — преувеличение и на самом деле взаимосвязь между счастьем и красотой нельзя определить однозначно.
*Петрановская Людмила Владимировна — педагог-психолог, лауреат премии президента в области образования.
Источник
Вариант 50
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)Иностранцы отмечают, что настроение русского человека, разговаривающего с ними, может внезапно меняться с благодушного на обиженное, а потом вдруг опять его лицо станет приветливым. (2) Объясняется такое поведение тем, что русский человек не прячет истинную эмоцию за улыбкой или вежливо-сдержанной маской, как принято в западном общении. (3) ____ это просто непосредственная эмоциональная реакция на содержание разговора.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Для иностранцев непривычна непосредственная эмоциональная реакция русских на содержание разговора.
2. Иностранцы отмечают, что настроение русского человека может внезапно меняться в течение разговора.
3. Русский человек в общении обычно не прячет истинные эмоции за улыбкой или вежливой маской.
4. Непосредственное выражение эмоций в общении, свойственное русским, не характерно для иностранцев.
5. В западном стиле общения не принято непосредственное выражение эмоций во время разговора.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
5. Таким образом,
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕАКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Действие или состояние, возникающее в ответ на то или иное воздействие. Реакция организма но холод.
2. Резкая перемена в самочувствии, упадок, слабость после напряжения. Реакция после сильного возбуждения.
3. Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами, приводящее к образованию нового вещества. Химическая реакция.
4. Физ., хим. Показатель каких-либо процессов или свойств. Реакция оседания эритроцитов.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. В течение года план развития производства ПРЕТЕРПЕЛ значительные изменения.
2. Приведённые фрагменты не позволяют составить ЦЕЛОЕ впечатление о рекламируемой книге.
3. БУДНИЧНЫЕ заботы порой полностью поглощают внимание человека.
4. Корабль причалил к берегу, чтобы ПОПОЛНИТЬ запасы пресной воды.
5. В читальном зале хранятся ГОДОВЫЕ подшивки газет и журналов.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Двадцать одна торговая компания уже заявили о расширении своей деятельности. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) По зрелому размышлению я отказался от этого щедрого предложения. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Живший Михаил Волошин в Коктебеле описал Феодосию в октябре 1920 г. в стихотворении «Бойня». | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Лермонтов пишет, что печально я гляжу на наше поколенье. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) В центре внимания Гончарова судьбы двух друзей: Обломов и Штольц. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение построения предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
з. ночевать, нед. варить
пр. брежный, пр. даное
и. готовить, во. питание
пр. увеличивать, пр. страстие
п. дорожник, нен. глядный
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
пристрел. нное (оружие)
застел. нная (кровать)
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Как н(1) старался, я н(2) мог н(3) подтвердить, н(4) опровергнуть эту информацию.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Лес (ВО)КРУГ (КАК)БУДТО притих и замер в ожидании чего-то.
2. (ПО)ОСЕННЕМУ лесу (НА)ВСТРЕЧУ мне шла незнакомая девушка.
3. Я ТО(ЖЕ) хотел поскорее добраться домой, (ПО)ЭТОМУ ускорил шаг.
4. (В)ТЕЧЕНИЕ недели (ПО)СРЕДИ нашего двора шла бурная работа по ремонту ворот.
5. (ПО)ТОМУ, как волновался отец, стало понятно, что ему ТАК(ЖЕ), как и мне, небезразлична судьба Галины Петровны.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В насте(1)ой газете было отмече(2)о, что докладчики студенческой конференции весьма начита(3)ы, а их доводы обоснова(4)ы неоспоримыми доказательствами.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. На этом столе можно было увидеть тетради матери-учительницы и документы отца и две скромненькие двенадцатилистовые тетрадочки сына.
2. Чтение открывало ему то «дворянские гнёзда» с их тёплой и возвышенной жизнью под просторным небом то размеренное и ленивое существование старых городов.
3. Она или не расслышала моих слов или не обратила на них внимания.
4. Марина всегда была готова слушать его бесконечные байки и побасенки и безоговорочно верила каждому его слову.
5. На площади стоял сказочный ледяной терем с резным крыльцом да кружевными наличниками по окнам.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Залитые солнцем (1) виднелись вдалеке (2) геометрические линии улиц (3) смягчённые зелёными очертаниями деревьев (4) и кипели повседневной суетой.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Впереди войска (1) колонны (2) которого растянулись (3) на пять миль (4) ехал великий полководец.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Учёные у нас (1) как известно (2) распределяются по категориям — величайший, великий, знаменитый, выдающийся, крупный, известный, значительный, опытный, квалифицированный и (3) наконец (4) старейший.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я очень обрадовался (1) потому что (2) когда мне весело (3) и рядом со мной идут друзья (4) я обо всём забываю и не думаю о том (5) что ещё будет когда-то.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Плоское тело скатов хорошо приспособлено к жизни на дне моря, где они или лежат, выслеживая добычу (большей частью малоподвижных моллюсков и раков), либо даже наполовину зарываются в песок.
(1)Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. (2)Жизнь таких известных красавиц, как Елены — царицы Спарты — и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы, счастливой не назовёшь. (3)Древние объясняли это ревностью и завистью богов. (4)У многих народов считалось, что, щедро одарив человека в одном отношении, судьба обязательно обделит его в чём-то другом. (5)Отсюда распространённое убеждение, будто красивая женщина не может быть умной, а красивый мужчина изнежен, ненадёжен и тоже, скорее всего, глуповат.
(6)С точки зрения психологии некоторые основания для этого есть. (7)Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого. (8)Когда они молоды и неотразимы, им сходит с рук чёрствость, эгоизм, высокомерие, они без труда покоряют сердца и имеют множество поклонников. (9)Но мало у кого достанет сил и желания терпеть такого человека рядом с собой всю жизнь. (10)Впрочем, далеко не всегда за неспособностью внешне привлекательного человека строить прочные отношения стоит злой нрав и нелюбовь к людям. (11)Это может быть просто некая «неотёсанность», неразвитость столь необходимых в общении качеств, как такт, чуткость, гибкость. (12) Ведь мы по-настоящему эффективно учимся лишь тому, что нам действительно требуется. (13)Естественно, что человек, который не надеется наладить контакты с окружающими, полагаясь только на свою внешность, будет усерднее и успешнее осваивать тонкую науку межличностных взаимоотношений. (14)Именно здесь следует искать причины многократно обыгранной в литературе и кинематографе ситуации: некогда без памяти влюблённый в красивую стерву мужчина уходит от неё к невзрачной, но понимающей его «серой мышке», или девушка предпочитает самодовольному красавцу не наделённого яркой внешностью, но душевно близкого ей человека.
(15)Что же такое красота — дар или проклятие? (16)Это зависит и от культуры Общества, и от самого человека. (17)Ведь давно замечено, что одни люди с годами становятся красивее, а другие теряют свою привлекательность. (18)На лицо накладывает отпечаток жизненный опыт, сумма всех чувств, мыслей и нравственных решений человека. (19)Если они были светлыми и достойными, лицо хорошеет, если злыми и мелочными — наоборот. (20)Многим кажется, что именно красоты им не хватает для счастья. (21)«Не родись красивой, а родись счастливой» — возражает народная мудрость. (22)Но похоже, что и то и другое — преувеличение и на самом деле взаимосвязь между счастьем и красотой нельзя определить однозначно.
*Петрановская Людмила Владимировна — педагог-психолог, лауреат премии президента в области образования.
Источник