Доброта что солнце
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Этическое занятие «Доброта, что солнце»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dobrota.doc | 26 КБ |
dobrota_chto_solntse.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Доброта что солнце.
Человек рождён для добра.
Дети рассаживаются по группам в соответствии со своими интересами.
— Сегодня на нашей встрече мы поговорим о важных человеческих качествах, попытаемся понять, что такое доброта.
— Слово добро всем известно, но каждый вкладывает свой смысл в это слово. Мы попробуем понять друг друга.
совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от света
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
— Вы уже знаете, что сказки учат нас добру.
— Любите ли вы сказки?
— Подумайте, почему в сказках побеждает добро?
( Человек рождён для добра, только добро лежит в продолжение жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой.)
— Наивысшая ценность – это жизнь и её надо охранять.
— Каких добрых героев сказок вы любите? Расскажите об этих героях.
— Во многих русских сказках встречается такой герой, как Иванушка. Почему ему помогают и люди, и звери, и птицы, и волшебники?
( Потому что он помог, выручил, иногда в ущерб себе, не предал, т.е. его поступки всегда человечны).
-Значит если ты с добром, то и к тебе человек отнесётся по-доброму.
— В одной из сказок корыстные братья убивают главного героя. Вспомните, кто его оживляет?
( сказка «Иван-царевич и серый волк» живая вода, которую принес волк.)
Можно порассуждать об этом. Значит зло преодолимо и одолеть зло можно только добром.
— Обратимся к учебнику. Чтение текста в учебнике. Вопросы по содержанию статьи.
— Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда поступили зло по отношению к другому?
— Как вы думаете, зло уменьшается или увеличивается в мире? Больше его становится или меньше?
— Попробуем и мы с вами не увеличивать зло в своих поступках, попытаемся найти более достойный способ поведения. Этой простой истине отводится большая роль во всех религиях мира.
— Обратимся к учебнику. Чтение текста в учебнике. Вопросы по содержанию статьи.
Минута релаксации. Закройте глаза и попробуйте представить, как выглядит доброта, добрый человек, добрый поступок. Чтобы картина стала более яркой
по волшебной сказочной дороге мы отправляемся в путешествие. Первая станция, на которой мы остановимся, называется сказочная.
— В каких прочитанных вами сказках есть волшебные предметы? Какие вы знаете?
(Ковёр- самолёт, сапоги – скороходы, волшебное зеркало, волшебная палочка, дудочка, шапка – невидимка, молодильные яблоки, волшебное кольцо, цветик –семицветик)
— Я приготовила вам волшебный сундук. Догадайтесь, о каком сказочном герое эта загадка.
Берегись болезнь любая: Скорей бы приблизился вечер
Грипп, ангина и бронхит. И час долгожданный настал,
Всех на бой вас вызывает Чтоб мне в золочённой карете
Славный доктор…(Айболит) Поехать на сказочный бал.
Все девчонки и мальчишки ( Золушка)
Полюбить его успели
Он – герой весёлой книжки. Живёт она в большом цветочке,
За спиной его пропеллер. Жаль, что сама мала росточком
Над Стокгольмом он взлетает. Зато вокруг – душистый дом
Высоко, но не до Марса. Из лепестков построен он.
И малыш его узнает. Кто же это? ( Дюймовочка)
— Какие черты характера были у этих героев?
(Заботливый, милосердный, миролюбивый, Хозяйственная, милосердный, скромная, добросердечный, добросовестный, трудолюбивый).
— Продолжаем наше путешествие. Следующая наша остановка – станция словарная.
— Мы рассмотрели много черт характера.
— Подумай, что же такое доброта? Это качество относится ко всем героям.
— Обсудите в группах, напишите на листах.
— Выскажите своё мнение, что такое доброта.
( доброта, это вежливость, не жадность)
— Перед вами толковые словари. Найдите в словарях, определение доброты. Прочитайте.
— Если совпадения со словарём. Откорректируйте своё определение.
— Каким же делает человека доброта? Обсудите в группах.
— Запишите слова прилагательные на листах. –
( трудолюбивым, красивым, любимым, с добрым сердцем.)
— Приведите примеры из вашей жизни добрых людей?
( родители, друзья, учителя)
— Что доброго они для вас сделали?
(Я родился, заботятся о нас, не обижает меня, играет со мной)
— Двигаемся дальше и следующая наша остановка на станции, — Солнечная.
— Создадим своё солнце. На лучиках напишите свои ассоциации со словом доброта. ( Вывешиваем получившиеся солнышки)
— Благодаря каким же словам у нас получились солнышки?
— Путь к доброте нелёгкий, на котором ожидают взлёты и падения. Научится быть по настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
— Посмотрите в сказке солнышко помогает героине. ( отрывок из сказки Морозко.)
— Почему солнышко ей помогло. Настенька она какая?
(красивая, милая, любит работать, милосердная)
— Ещё издавна люди говорили – доброта, что солнце и в пословицах отражалась народная мудрость.
Следующая остановка в нашем путешествии – это станция – Мудрость.
— Перед вами конверт с пословицами. Выберите из них пословицы о добре.
— прочитайте их, закрепите на доске.
— Чему учат все эти пословицы?
( надо быть добрым, заботливым, внимательным, совершать добрые поступки)
— Наше путешествие подходит к концу. Вспомним весь путь, который мы преодолели (станции: сказочная, словарная, солнечная, мудрости).
— Напишите синквейн на тему доброта. Получившиеся работы озвучиваем и вывешиваем на доску.
— Я желаю вам дальнейших встреч с добрыми людьми и дальнейших добрых дел в жизни.
— Наше занятие предлагаю закончить песней. Т. и С.Никитиных «Дорогою добра».
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4классов. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы – М.: Лика, 2006.-с. 108-121
Источник
Конспект открытого занятия » Доброта -это солнце.»
план-конспект занятия (6 класс)
Конспект открытого занятия » Доброта -это солнце.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrota_eto_solntse_.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Доброта – это солнце»
Цель: формировать у обучающихся представление о добре.
- Раскрыть смысл понятия «добро»; способствовать формированию умений объяснять понятие «добро»; формировать нравственные ценности: умение различать хорошие и плохие поступки, стремление к добрым поступкам.
- Развивать и коррегировать логическое мышление на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении; коммуникативных способностей детей; слухового и зрительного анализаторов на основе упражнений в сравнении.
- Воспитание нравственного, толерантного, доброго отношения к людям.
Форма занятия: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов. Методы: проблемно — поисковый; репродуктивный
БУД – предполагаемый результат:
Личностные: обучающиеся имеют четкое представление о понятии «Добро» .
Коммуникативные: умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей.
Регулятивные: умеют работать в составе группы, анализировать материал, излагать свою точку зрения.
Познавательные : умение отличать новое от уже известного, добывать новые знания, использовать информацию, полученную на занятии.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, картинки, словарь Ожегова.
I. Организационный момент.
— Добрый день, ребята. Здравствуйте, дорогие гости!
Стук в дверь, открываю, получаю письмо.
— Ребята, нам пришло письмо, давайте откроем и прочитаем.
Почтальон Печкин прислал для вас задание:
— Сядет за парту тот, кто назовет доброе слово.
— А сейчас вы послушаете песенку.
— Будьте внимательны, в песне вы услышите слово, которому будет посвящено наше занятие.
Звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты» (Слайд 1)
— Назовите героя мультфильма. (Кот Леопольд)
— Ребята, о чем поет Кот Леопольд? (о доброте)
— Значит ключевое слово в песне – ДОБРОТА.
— Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Занятие будет посвящено ДОБРОТЕ).
— Ребята, у меня беда, мыши, (Слайд 2) герои мультфильма, утащили вторую часть темы занятия. Помогите, пожалуйста, ее сформулировать (ответы детей, формулировка темы).
«Доброта – это солнце».
— А что такое доброта? Как вы понимаете это выражение? (доброта – это поддержка, уважение, понимание, хорошие поступки, помощь).
— Видите, как по-разному вы определяете это слово. Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова (показываю словарь и предлагаю ученику прочитать определение «доброта»)
Сегодня на занятии мы будем говорить о доброте, узнаем, в чём она проявляется.
Скажите, пожалуйста, как называют человека, который относится по-доброму к людям?
— Сейчас мы найдем это слово в словаре Ожегова С.И. и прочитаем (читает ученик).
— А поднимите руки те, кто считает себя добрым?
— Давайте вернёмся к этому вопросу в конце нашего занятия.
На доске изображение солнца с закрытыми лучиками.
— Давайте мы с вами сегодня договоримся, что доброта у нас – это солнце. А у солнца есть лучики – это то, в чем она будет проявляться. И как вы видите, наши лучики закрыты – не указано на них, в чем же они будут проявляться. Выполняя правильно задания, мы будем открывать лучики.
II. Основная часть.
— Как вы думаете, ребята, вежливый человек может быть добрым? (ответы детей)
— Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо — невежливо». (Слайд 3)
1)Правила игры: я буду называть ситуацию, а вы должны определить это вежливо или нет. Если вежливая ситуация 2 хлопка , невежливая 1 хлопок).
Тест-игра «Вежливо – невежливо»
(1 хлопок – невежливо, 2 хлопка – вежливо.)
- Поздороваться при встрече…(вежливо)
- Толкнуть, не извиниться… (невежливо)
- Во время беседы быть тактичным…
- Не выслушивать своего собеседника.
- Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»…
- Перебить во время разговора взрослого или ребенка .
- Поблагодарить за подарок…
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь .
- Не встать, обращаясь к учителю.
- Взять билет в автобус.
- Не уступить место пожилому человеку.
(работа в группах)
Молодцы! С заданием вы справились
Вот и открылся один из наших лучиков. На доске с солнышком открывается лучик “ Вежливость”.
Чтобы быть чутким к людям нужно понимать их эмоциональное состояние.
Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.
Посмотрите на эти лица, что они выражают?
Лиманская Снежана и Штатский Тимофей покажут нам доброе лицо.
— Ребята, они добрые лица показали?
— А как вы понимаете выражение «Улыбка имеет эффект зеркала»?
Возможные ответы (Они улыбаются, улыбнись сам и тебе улыбнуться в ответ …).
— Конечно же, ведь они улыбаются.
Показ слайда «Улыбка имеет эффект зеркала! Улыбнись…и ты увидишь улыбку!» (Слайд 4)
На доске открывается лучик “Внешний вид. Улыбка”
3) — Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
— Вот эти пословицы, но частично с отсутствующими словами.
— Давайте восстановим пословицы. Напишем в них недостающие слова.
Жизнь дана на добрые дела.
Мир не без добрых людей.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
На слайде восстанавливаются пословицы.
— От какого слова произошли все эти слова?
На доске открывается лучик “Мысли о доброте”.
III. Физминутка «Солнышко лучистое» (Слайд 6)
IV. Анализ ситуаций.
1). Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
2). Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.
Почему мальчик из первой ситуации так поступил?
Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного?
Почему?
А как вы думаете, легко ли совершать добрые дела?
Добрый человек — тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко . На доске с солнышком открывается лучик «Оказание помощи».
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда (Лиманская Снежана)
— А сейчас посмотрите видеоролик, и ответьте на вопросы:
— Как вы думаете, дети совершили хороший поступок?
- Ответы на вопросы.
- Анализ высказывания в конце видеоролика.
V. Коллективная работа.
— К сожалению, в нашей жизни есть как добрые дела, так и плохие поступки.
Давайте вместе очистим наш мир от плохих поступков. У вас на парте лежат картинки, вы должны посмотреть на них и выбрать то, что вы считаете хорошим действием и прикрепить к доске (практическая работа детей).
Анализ полученной работы.
— Давайте посмотрим, что у нас получилось. Все ли поступки можно назвать добрыми?
На доске с солнышком открывается лучик «Добрые дела»
— Ребята, посмотрите, как от наших добрых дел засветилось солнышко. (СЛАЙД)
VI. Подведение итога.
— О каком важном качестве людей на занятии мы говорили? (О доброте). Глядя друг другу в лицо, пожелайте что-нибудь хорошее (Дети выполняют). Всего вам доброго. Занятие окончено. Спасибо.
Источник
Конспект занятия-развлечения «Доброта -что солнце»
Наталья Александровна Ушакова
Конспект занятия-развлечения «Доброта -что солнце»
Цель: воспитание доброты, человечности и внимательного отношения друг к другу.
Задачи:
Определение понятия добра в процессе общения.
Расширить знания детей о доброте, о её роли в жизни человека.
Вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции.
Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание придти на помощь взрослым и сверстникам.
Оформление:
Цветок «цветик — семицветик» с заданиями на лепестках.
Дощечки для мостика.
Карточки с пословицами.
Сундучок с волшебной палочки, волшебной шкатулки, шапки – невидимки, цветика – семицветика
Два ватмана, ладошки из цветной бумаги, клей.
Солнце. На лучах написаны добрые слова.
Видеоролик из мультфильма «День рождения кота Леопольда».
Видеоролик из мультфильма «Фунтик».
Музыкальное сопровождение — песня В. Шаинского «Улыбка» песня «Барбарики-доброта», песня «Ты, да я, да мы с тобой», песня «Давайте друзья всегда друг другу желать добра».
Выставка детских рисунков на тему «Добрые дела».
Ход занятия:
Звучит музыка. Дети входят в зал и садятся на стульчики. (песня «Ты, да я, да мы с тобой»)
Педагог: — Давайте встанем вместе в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое!(руки вверх)
Здравствуй, небо голубое!(руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья!(все беруться за руки)
(Дети садятся на стульчики)
Показ отрывка из м/ф «Кот Леопольд», где звучит песня «Если добрый ты».
Педагог: — Ребята, вы посмотрели отрывок из м/ф «Кот Леопольд». О каком важном человеческом качестве, поёт Леопольд?
Педагог: — Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. А если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и, когда приходят тяжёлые жизненные испытания, он остаётся один, переживает чувства отчаяния, страдает.
— В жизни вас ждёт много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, добрыми людьми: смелыми, отзывчивыми и вежливыми. Просто надо больше улыбаться, дарить улыбку людям.
— Сегодня ко мне в гости приходила Фея Добра и оставила цветок, который называется «Доброта», (на доске цветок с семью разноцветными лепестками).
— На каждом лепестке Фея написала задания. А чтобы выполнить эти задания потребуется ваша доброта, любовь, доверие, улыбки.
Лепесток первый «Мостик добра»
Задание — вспомнить слова, в которых «спряталось добро» (доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, доброе утро, добропорядочный, дружелюбие, человечность, толерантность, чуткость, милосердие, сочувствие, добродушие и т. д).
Дети называют слова и проходят по мостику. (муз. соп. песня «Давайте друзья всегда друг другу желать добра»)
— Молодцы, а теперь давайте повторим хором: Добрый ты и добрый я, добрые все мои друзья!
Лепесток второй «Пословицы о добре»
— Давайте вспомним пословицы о добре. Я буду говорить начало пословицы, а вы будете называть окончание пословицы.
Карточки с пословицами.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека,а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Не хвались серебром,а хвались добром.
Кто добро творит,того Бог отблагодарит.
В ком добра нет,в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Лепесток третий «Подружимся с улыбкой»
Педагог: — Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой. Давайте встанем в круг. Один из участников передает мяч другому, называя его ласково по имени и улыбается. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок передает следующему. Последний игрок должен снова передать улыбку и мяч первому игроку.
(Звучит песня В. Шаинского «Улыбка», проводится игра.)
Комплименты.
Педагог: — Ребята, давайте говорить друг другу комплименты.
Дети сидят, взявшись за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.
Лепесток четвёртый «Добрые сказки»
Педагог: — Ребята, вы все знаете много сказок. Сказок о добре и зле. Давайте, вспомним злых героев сказок. (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник)
— А теперь назовите добрых героев сказок. (Василиса Премудрая, Варвара-краса — длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница.)
— Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов. Какие добрые дела вы бы сделали?
(В сундучке лежат «волшебные предметы» — волшебные палочки, волшебные шкатулки, шапки – невидимки, цветика – семицветика.)
Задание – придумать добрые дела, которые можно совершить с помощью этих предметов.
Педагог: — Молодцы. А теперь ребята прочитают нам стихи о доброте.
1. И если кому – то поможет,
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
2. Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
3. Добрым быть совсем — совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
4. Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
5. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
если доброта как солнце светит
радуются взрослые и дети.
6. Добрым быть совсем — совсем непросто
Не зависит доброта от роста
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Педагог: — Нельзя причинять даже самому маленькому страдания, ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
Лепесток пятый «Добрые советы»
Педагог выбирает пять человек. Они должны рассказать всем, какие добрые поступки совершили за вчерашний день. Затем вслух похвалить себя за это: «Я молодец!»
— Скажите, у какого человека больше друзей — у доброго или злого? А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим «дерево дружбы».
Лепесток шестой «Дерево дружбы»
(коллективная аппликация из ладошек. Муз. соп. – песня «Барбарики-доброта»)
Дети делятся на две команды и выполняют аппликацию из ладошек на большом листе ватмана.
Педагог: — Ребята, а какие слова могут обидеть? Правильно. Плохие слова. А ласковые слова душу согревают.
Лепесток седьмой «Добрые слова»
Педагог: — Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
Педагог показывает детям на доске солнце, на лучах которого записаны «плохие слова»: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.
Задание детям — подобрать к словам антонимы, заменив плохие слова на хорошие добрые (ласковый, добрый, щедрый, весёлый, радость, мир, правда, доброта).
Педагог: — Если солнце большое — оно на небе. А есть маленькое солнце — оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит детей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь — согревают нас самих, как солнце. Доброта — это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого — одно удовольствие, честное слово.
Показ отрывка из м/ф «Фунтик». (Песня»Доброта»)
Литература:
1. Дементьев, А. Д. Стихотворения / А. Д. Дементьев – М., 1988. – 288 с.
2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Соболев А. И. – М., 1983. – 335 с.
3. Майборода, Т. Н. Если добрый ты – это хорошо! / Т. Н. Майборода // Педсовет. – 2008. — № 5. – С. 6.
4. Семенака С. И. Уроки добра. Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет. Армавир 1999.
5. Е. А. Юзбекова. Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2006. – 128с
Ресурсное обеспечение:
http://www.happy-kids.ru/page.php?id=756 – видеоролик «Если добрый ты».
http://www.youtube.com/watch?v=2wE04KtVAGk – видеоролик песня Фунтика «Доброта».
Положение о проведении конкурса «Новый год у ворот, ребятишек ёлка ждёт!» заключительный этап конкурса (я и моя напарница) Общие положения • Цель конкурса: Активизировать совместную деятельность ДОУ, родителей,.
Утро радостных встреч Введение групповой традиции «Утро радостных встреч» способствовало формированию внимательного отношения детей друг к другу, повышению эмоционального.
Источник