« Космическое путешествие» — обучение грамоте с элементами логики
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях.Подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», «земля»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_puteshestvie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Космическое путешествие» — обучение грамоте с элементами логики
— продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные,
твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные
слова (к словам «звезда», «земля»);
— упражнять в построении графической модели звуков в форме кругов Эйлера;
— расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях;
— воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и
Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый,
мягкий; слог, модель, солнечная система, планета. Созвездия: Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Ле6бедь, Медведица.
— демонстрационный: макет Солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два
больших обруча, два средних, два маленьких; квадраты красного, синего, зеленого цветов, длинная веревка. Карта – схема «Марс»; указка, фишки красного, синего,
зеленого цветов; аудиозапись «Спей-с»; мяч;
— раздаточный; картинки – схемы « Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов.
Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»;
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нет!
— Отгадайте, про какую планету здесь говорится?
— Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)
— Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)
Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! Звучит музыка «Спей-с».
— Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.)
— Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад …)
— А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле — бедь, О — рел, Дра — кон, Лев, Пе – гас, Гер – ку- лес, Мед – ве – ди – ца.)
Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет. Название начинаются: со звука с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.)
— Какие еще планеты вы знаете?
— Определите в названиях первый звук.
— Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать. Но для этого надо…что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжить подготовку к школе.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И матросский наш отряд
Заниматься спортом рад!
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
И когда скажу: «Вставай!» —
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь.
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
После нее дети садятся в кружок на ковре.
Воспитатель : Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие?
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Нет нигде для них преграды –
Петь мы эти звуки рады.
( Гласные звуки дети обозначают средним кругом с красным квадратиком внутри.)
Воспитатель: Кроме гласных есть другие,
Вы не знаете, какие? (Согласные.)
Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
Им преграды строят губы,
Щеки, язычок и зубы.
( Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)
Воспитатель : На какие две группы в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.
Очень любит наш роток – улыбаться (улыбка)
А подвижный язычок, работой заниматься
Наш язык лопату сделал, раз и два (лопата)
А потом забор построил — красота! (забор)
Рядом с новеньким забором – желобок, (желоб)
По нему несется воздуха поток, (дуть)
Мясорубку надо сделать не спеша (мясорубка)
Физкультура получилась – хороша!
Далее проводятся игры.
«Буки – Буки – Закорюки»
— Изобразите буквы «Г», «Л», «Ф», «К», «Ч», «Я», «Р», «Х» с помощью рук, ног, туловища.
а) Все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг; Мальчики – согласные звуки – другой круг. Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные.
Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка);
Для звездочета я загадка,
И начинаюсь я на «М»,
Но только я не шоколадка,
Хотя я тоже нравлюсь всем.
Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные – за столами.
Составление модели слова; проверка.
Дети – «звуки» составляются в слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Второму кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т.п.
Далее дети располагаются на ковре.
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет парный мягкий и возвращает мяч. И наоборот.
«Что чем (кто кем) может быть?
Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать (пирог, тесто, блин, сухарь и т.д.). Или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т.д.).
Подведение итогов занятия: В какие игры мы с вами играли? Какая игра понравилась больше? Какая показалась трудной? Чему мы учились в играх? Вы все сегодня были молодцы, похвалите друг друга. Предлагаю взяться за руки и дружно сказать « Мы все молодцы!». Воспитатель хвалит детей за их активность на занятии и раздает «похвалы»
в виде разных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей подготовительной к школе группы.
конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе на тему: «Помошники для золушки».
Конспект по обучению грамоте с элементами методики Монтессори. Рекомендовано для детей с ОНР и детей обраразвивающих садов.
Цели: — продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», .
«Космическое путешествие» — обучение грамоте с элементами логики (старшая группа)Цели:- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные.
laquo; Космическое путешествие».
laquo; Космическое путешествие» — обучение грамоте с элементами логики.
Источник
Конспект НОД по обучению грамоте. «Космос» старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по обучению грамоте. «Космос» старшая группа.
Цель: закрепить знания детей о понятиях: «слог, звук, буква, гласные, твёрдые, мягкие согласные».
- Образовательные:
- Закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
- Закрепить умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук.
- Закрепить умения называть слова антонимы.
- Развивающие:
- Развивать воображение и фантазию детей.
- Развивать внимание, усидчивость.
- Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к отвечающему.
Материал: мяч, презентация, картинки
Ход:
Дети, давайте сейчас мы сыграем в одну игру. Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко, а ты ответишь . (низко).
Скажу я слово далеко, а ты ответишь . (близко).
Скажу я слово потолок, а ты ответишь . (пол).
Скажу я слово потерял, и скажешь ты . (нашёл).
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты . (храбрец).
Теперь начало я скажу ну отвечай . (конец)
Посмотрите на доску, что изображено на картинке? Молодцы- это солнечная система. А что же входит в эту солнечную систему? Правильно, а кто мне может назвать и показать планеты? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Посмотрите, что это такое? Правильно, это звезды. А видите ли вы тут созвездие? Как оно называется? Молодец, ковш большой медведицы. А посмотрите, сможете ли вы придумать названия этим созвездиям. Как бы вы его назвали? Почему?
Встаньте все вокруг меня, сейчас мы с вами поиграем в игру «Что нужно космонавту». Я буду передавать вам мячик, а вы должны будете назвать предметы, которые обязательно пригодятся космонавту.
Молодцы, садитесь на места. Взгляните на экран. На экране изображены картинки, а вы должны составить предложение по этим картинкам. Умницы, как у вас хорошо получилось.
Сейчас мы с вами попробуем отгадать кроссворд, слушайте внимательно загадки, если вы отгадаете все 5 слов, то получим слово, которое тут зашифровано.
На платье у чёрной ночки
Сверкают блестящие точки. 1. Звезды
Синий Колокол над нами
Наполнен облаками… 2. Небо
Там все знаки зодиака—
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью, и днём,
Туда смотрит астроном. 3. Космос
Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. 4. Луна
На синей рогожке —
Золотая сережка. 5. Месяц.
Что же за слово у нас получилось? Земля, молодцы!
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля –(наклоны вперёд)
Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)
Слова бывают длинные, бывают короткие. Как же их измерить? Чем? Линейкой? Конечно, слогами. А что такое слог? Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
А вы умеете делить слова на слоги? Посмотрите на картинку и подумайте, сколько слогов в этих словах. Молодцы, наше занятие окончено.
Источник
Конспект занятия по грамоте «Космическое путешествие с Развивайкой»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Конспект занятия по грамоте с детьми стршей логопедической группы. В ходе занятия, дети в увлекательной форме усовершенствуют навыки звукового анализа слов, познакомятся с понятием алфавит, обучатся первоначальным навыкам овладения письменной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_zan_razvivayka_13.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический кабинет ДОУ № 59 «Аленький цветочек»
Конспект занятия по грамоте
« Космическое путешествие в поисках алфавита с Развивайкой»
в рамках гостевого обмена опыта педагогов
старшей логопедической группы
Совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; развитие логического мышления, внимания;развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности. Совершенствование мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.
Познакомить с понятием алфавит. Учить узнавать буквы, составлять их из элементов. Обучать первоначальным навыкам овладения письменной речью.
Формирование положительной установки на участие в занятии; умение слушать сверстников и воспитателя; воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе, воспитывать добрые чувства, желание помочь.
Оборудование : подушки для конструирования ракеты; электронная презентация «В путешествие с Развивайкой»; презентация «Солнышко лучистое» (кинезиотерапия); скартинка «Запутаные буквы», разрезные картинки элементов букв; слова, поделенные на слоги и соответствующие ним изображения; звуковые пеналы; картинки для составления загадки; журнал «Развивайка в Соледаре»; фонарики с красным и зеленым светом
Дети сидят на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.
Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.
Звучит музыка, по которой дети догадываются, что к ним спешит Развивайка.
На экране появляется Развивайка, который общается с детьми через систему СКАЙП.
Развивайка: Здравствуйте ребята! Сегодня я получил послание от друзей с планеты Венера, там случилось несчастье. Космические пираты похитили алфавит, если мы не поможете случиться беда. Но без вашей помощи я не смогу им помочь. Ведь мне известно, что вы многому уже научились. Я очень прошу Вас о помощи!»
Развивайка: А вызнаете что такое алфавит?
Предположительный ответ детей: Алфавит это набор букв.
Воспитатель: Развивайка, мы тебя поняли. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно спасать алфавит? Что за беда случиться, если не вернуть алфавит?
Предположительный ответ детей: Без алфавита нельзя читать. В мире больше не будет школ, дети и все взрослые перестанут читать и учиться.
Воспитатель: Ребята, сможем ли мы отыскать его на другой планете, как?
Воспитатель: Как вы считаете, безопасно ли лететь на другую планету, нам неизвестную? Что перед полетом важно сделать, о чем узнать?
Предположительный ответ детей: узнать об этой планете.
Воспитатель: Развивайка, помоги нам, пожалуйста ,расскажи об этой планете.
Развивайка предлагает детям посмотреть презентацию о планете Венера
Воспитатель: Что вы узнали об этой планете и как нам нужно одеться, чтобы обезопасить себя?
Воспитатель: Путь нелёгкий, может быть не полетим?
Развивайка: Какие вы молодцы, вы настоящие друзья!
Дети декламируют речевку
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».
Воспитатель: Ну, хорошо. Как раз у нас ракета готова. Проходим на ракету спокойно занимаем места. (Ракета сделана из подушек)
Командиром ракеты назначаю,… Командуй.
Ребёнок: Экипаж к старту готов?
Ребёнок: Включить моторы. Ракета взлетает. Отсчёт 54321 поехали.
Звучит космическая музыка. На экране мелькает Солнечная система. Развивайка комментирует, созвездия, которые пролетаем.
Развивайка: Ну, вот мы и прилители.
Капитан: Экипаж к высадке готов.
Воспитатель: Ну, тогда спокойно со мной выходим на планету Венера.
Вдруг раздается предупредительный сигнал «СТОП».
Магнитофонная запись: Внимание, Внимание! Вы кто такие! Откуда вы прилетели и зачем?
Предположительный ответ детей: Мы дети детского сада города Соледара. Развивайка попросил нас помочь жителям вашей планеты вернуть алфавит.
Магнитофонная запись: А может вы хитрые пираты и еще что – то хотите похитить. Мы должны вас проверить. В нашей энциклопедии есть сведенья о вашем городе. Если вы все правильно расскажите, то мы вам поверим и пропустим на нашу планету Венера.
Дети рассказывают о своем городе, используя журнал «Развивайка в Соледаре»
Детей пропускают на планету и дают им конверт с нарисованным на нем черепом и костями- послание .
Воспитатель: Как вы думаете,от кого это послание? Почему вы так думаете? Что мы с ним будем делать?
Подводит к необходимости открыть конверт, обсуждают как сделать это безопасно.
Воспитатель читает письмо: Привет земляне! Если вы читаете это письмо, то вы всё-таки добрались до нашей планеты. Знайте, алфавит мы так просто не отдадим, идите по стрелкам и выполняйте все наши задания, а пропускать вас будет индикатор разрешения направляйте его на серебристый свет и если правильно сделаете задание, загорится зелёный свет, а неправильно красный. Желаем неудачи!
Воспитатель: Ребята, что пожелали нам пираты? Хорошо ли желать неудачи? Но мы не будем отступать, потому что такие смелые, дружные, добрые, а таких людей всегда ждет удача.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти стрелки, куда же нас ведут?(вместе с детьми устанавливают маршрут идут по нему и находят конверт с заданием).
Первое задание: « Распутай буквы». Прежде чем нам выполнять это задание давайте вспомним, что такое буква.
Предположительный ответ детей: Буква это то, что мы видим и пишем.
Развивайка: Молодцы. Ну что же на этом плакате запутались буквы. Помогите их распутать.
Дети по очереди называют и показывают буквы.
Правильность ответа проверяем индикатором.
Воспитатель: Ребята, какие гласные буквы мы отгадали? Какие согласные? (Ответы детей). Молодцы. Давайте посмотрим, куда показывает стрелочка? ( Дети показывают) Правильно. Стрелочка нам показывает на столы. На столах ребята лежат элементы букв. Пожалуйста, соберите, как можно больше букв.
Дети собирают буквы.
Развивайка: Ребята, какие буквы вы собрали?
Дети поочерёдно говорят, какие буквы у них получились и исправляют свои ошибки.
Правильность ответа проверяем индикатором.
Развивайка: Куда нас дальше ведут стрелочки?
Дети проходят в центр группы. На ковре лежат картинки, а под ними слова, разделённые на слоги.
Воспитатель: Ребята, что можно собрать из слогов? (Ответы детей) Правильно слово. Соберите слово из слогов, которые лежат перед вами. (Работа в парах)
Дети с помощью разрезанных напополам картинок объединяются в пары, находят слоги, соответствующие слову-названию картинки, собирают и читают свои слова.
Правильность ответа проверяем индикатором.
Развивайка : Ну что ж, молодцы. С этим заданием справились. Стрелочки ведут нас к мольберту, на котором стоит большой лист бумаги с наклееными на него картинками. По первым звукам в названии картинок нужно отгадать слова. Давайте вместе скажем, что изображено на картинках. Если отгадали слово, запомните его.
Работа по подгруппам. (п. «Сказочники» – первые два слова, п. «Путешественники» – следующие три слова)
Волк, свисток, енот, холодильник. (Всех)
Улитка, чебурашка, улитка (учу)
Самолёт, арбуз, матрёшка, арбуз (сама)
Мышь, очки, лестница, чемодан, улитка (молчу).
Развивайка: Ребята это загадка. Всех учу, а сама молчу. Что это? (Дети отвечают) Правильно азбука.
Под листом бумаги написано слово азбука. Сделан звуковой анализ слова.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какие бывают звуки.
Предположительный ответ детей: Согласные и гласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие.
Воспитатель: Ребята пираты сделали анализ слова азбука. Посмотрите внимательно. Есть ли ошибки.
Дети исправляют ошибки.
Развивайка: Отлично. Вы справились с очень сложным заданием.
Правильность ответа проверяем индикатором.
На экране появляется картинка, на которой нарисован весёлый человечек.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает этот человечек. Правильно, нам нужно отдохнуть. Поиграть.
Физ. минутка с использованием кинезиотерапии «Солнышко лучистое»
Развивайка: Ребята мы сделали все задания, где же алфавит. Давайте крикнем. Алфавит.
Голос: Спасибо земляне. Алфавит уже у нас. Пираты бросили его. Дарим вам за помощь космические медали. Хорошо, что во вселенной есть такие отзывчивые люди, как вы.
Развивайка: Ребята, вы действительно постарались и недаром весь год набирались знаниями. Я уверен, что теперь вам по силу все преграды и вы готовы к школе. До свидания, до новых встреч.
Воспитатель: Ну что настало время возвращаться в детский сад. Командир командуй.
Ребёнок: Экипаж к старту готов?
Ребёнок: Включить моторы. Ракета взлетает. Отсчёт 54321 поехали.
Воспитатель: Ракета набрала высоту и поднялась вверх. Ну, вот мы и прилетели.
По возвращению дети обнаруживают конверт, в котором находят именные пригласительные в школу.
Итог занятия. Рефлексия
На картинках с изображением Звезды, изображены –глаз (что видели), ухо (что слышали), мозг (что узнали).
Дети выбирают из шкатулки картинку (ухо, глаз, мозг). По соответствующему знаку, дети формируются в три подгруппы. Каждая подгруппа выполняет свое задание.
Вы хорошо потрудились сегодня. Молодцы.
Прощание «Спасибо за приятное занятие».
Воспитатель говорит детям: «Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как это будет происходить? Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в кругу, держась за руки. Затем подходит третий участник пожимает свободную руку либо первого, либо второго ребёнка и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Постепенно группа в центре круга увеличивается, и все держат друг друга за руки».
Источник