Конспект логопедической НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме «Космос»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_o_kosmose.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 39 пгт. Ильского
МО Северский район
Конспект логопедической НОД
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с ОНР
по лексической теме «Космос»
2013-2014 учебный год
1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
картинки по лексической теме «Космос» — ракеты, космонавты, спутники, планеты, космодром и т.д., цифры «1, 2, 5» , мяч, макет «Космос», макеты ракет, аудио записи «О Белке и Стрелке», «Сообщение ТААС», космическая музыка, медальки .
1. Психологический настрой детей на занятие
— Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, воспитателями и подарим им свои улыбки.
— Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас кажущихся маленьких звезд. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.
2. Сообщение темы.
Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и покоится на трех слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе 9 планет. На небе видны созвездия, можно найти Большую и Малую Медведицу. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете отправились собаки-испытатели. Как их зовут? (Белка и Стрелка).
(аудиозапись о полёте Белки и Стрелки)
Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт — как его звали? (Юрий Гагарин). Это произошло 12 апреля 1961 года. Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ!
(аудио запись – сообщение ТААС)
— Кто летает в космос? (космонавты)
— Какое они совершают путешествие? (космическое)
— На чем летают космонавты в космосе? (космических ракетах)
— Чем отличаются предметы находящиеся в космосе от земных ? (предметы в космосе летают если их не пристегнуть, становятся невесомыми).
— Вспомните, что такое НЕВЕСОМОСТЬ?
— Невесомость состояние предметов, когда на них не действует сила притяжения и они теряют вес (нет веса, не весит)
Ребята, а можно ли в обычной одежде лететь в космос? (Ответы детей.)
Что нужно надеть? (Скафандр.) Что это такое? (Космический костюм.)
Кроме того, чтобы всегда быть в форме, нужно обязательно взять еду. Как хранится космическая еда? (В тюбиках.)
— А вы хотели бы стать космонавтами отправиться в космическое путешествие? Но прежде, чем стать космонавтами надо много знать и тщательно готовиться. Сейчас я проверю, насколько вы сообразительны и внимательны. Я вам загадаю космические загадки.
а) — Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя, А называется… (Земля)
б)В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Меньше, чем комарики.
в) Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост —
Понесется до звезд.
г) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
д) Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (космонавт)
е)- Самый первый в космосе летел с огромной скоростью
Отважный русский парень, Наш космонавт … (Гагарин)
4.Игра с мячом — «метеоритом».
Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, станция.
5.Игра – «скажи наоборот»
далеко – близко, высоко — , улететь — , темно -, ярко — , тесно – и т.д.
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
7. Игра «Четвертый лишний»
Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.
Упражнение «Четвертый лишний»
Ракета спутник самолёт лодка
Звезда солнце машина луна
Космонавт парикмахер лётчик пилот
Космодром ракета батискаф тележка
8. «Сосчитай, что увидел».
— Ребята, пока мы летели, мы много чего увидели. Давайте посчитаем, что мы увидели.
Одно созвездие, два созвездия, пять созвездий.
Одна далёкая планета, две… .
Один искусственный спутник… .
— Ребята, мне кажется, что вы сможете стать космонавтами
— Наша подготовка закончена. Кто собой доволен, руку поднимите. На пальчиках оценку за занятие покажите.
Все пятёрки, это ясно! А вы, гости, как, согласны? (все согласны).
10.А теперь я хочу наградить ребят медалями «Будущий космонавт» вы это заслужили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках творческо — исследовательского проекта «Шоколад — это полезно или вредно» мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина.
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно — ласк.
Проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Фрукты».
Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах. Формировать умение составлять предложения по опорным словам. Расширять, обогащать глагольный словарь. Упра.
Конспект фронтального логопедического занятия к лексической теме «Домашние птицы".
Источник
Конспект подгруппового логопедического занятия «Космическое путешествие» в старшей группе
Мартьянова Екатерина
Конспект подгруппового логопедического занятия «Космическое путешествие» в старшей группе
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, спутник, полет, планета, звезда, орбита;; осваивать, летать, запускать).
Коррекционно-развивающне цели. Развитие связной речи, мышления, фонематического восприятия, зрительного внимания, логического мышления, творческого воображения, общей моторики и координации речи с движением. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме «Космос», картина В. М. Каратая «Космонавты», канат, штурвал, плоскостные изображения звезд и ракет, маленькие предметные картинки с продуктами питания.
Предварительная работа. Рассматривание картинок в любой детской энциклопедии или слайдов с изображениями звездного неба, Луны, Млечного пути, некоторых созвездий, беседа по теме «Космос» на занятии по развитию речи. Проведение игры «Космонавты» в центре сюжетно-ролевых игр.
Ход занятия
Логопед встречает детей, предлагает пройти к стульчикам, стоящим друг за другом в 2 ряда. Вокруг стульчиков лежит яркий канат, обозначающий контур «космической ракеты».
Логопед: Сейчас мы отправимся в полет – в открытый космос. Уважаемые пассажиры, встаньте каждый у своего места в кабине ракеты. (дети встают около стульчиков). У каждого из вас на стуле лежит картинка. Назовите предмет и прохлопайте слово по слогам. Сколько хлопков — столько и слогов. Кто правильно выполнит задание – садится на своё место.
1-й р е б е н о к. Ра-ке-та. В этом слове три слога.
2-й ребенок. Спут-ник. В этом слове два слога.
3-й ребенок. Кос-мо-навт. В этом слове три слога.
4-й ребенок. Лу-на. В этом слове два слога. И т. д.
Логопед: Молодцы. Ребята, раз мы полетим с вами в космос, значит мы кто?
Дети: Космонавты.
Логопед: Давайте осмотрим ракету,космонавты, и проверим,работает ли двигатель и все системы исправно:
• Проверяем запас топлива (с-с-с-с)
• Проверяем люки (ж-ж-ж-ж, вверх-вниз)
• Проверяем радио (произносим короткий звук «у» с разной интонацией)
• Включаем двигатель (р-р-р)
• Надеваем скафандр (ших-ших-ших).
Логопед: Внимание, 5,4,3,2,1 — пуск. Мы с вами летим с огромной скоростью. У нас из-за невесомости голова, а так же руки, ноги тяжелые, откройте глаза. Сейчас мы с вами летим в космосе, в котором очень много планет и звезд. А как вы думаете, должны ли космонавты много знать?
Логопед помещает на магнитную доску сюжетную картину В. М. Каратая «Космонавты» и обращает на нее внимание детей.
Логопед: Посмотрите на картину, которая называется «Космонавты». Я сейчас буду задавать вопросы,а вы на них будете отвечать полным предложением:
• Как называется профессия людей, которые летают в космос (космонавты)
• Откуда стартуют ракеты (Космодром)
• Как называется одежда космонавтов? (Скафандр)
• Кто был первым космонавтом, который полетел в космос? (Юрий Гагарин)
• С помощью какого прибора можно наблюдать за звездным небом? (Телескоп)
• Вспомните планеты, которые вы знаете?
• Чего нет на других планетах? (воздух, вода).
• Назовите звезду, без которой ни чего бы на земле не существовало, она нас освещает и обогревает? (Солнце)
• Мы полетели в космос, значит мы, кто? (космонавты)
• Значит ракета, какая? (космическая)
• Откуда стартует ракета? (с космодрома).
Логопед: Чтобы наш полёт прошёл отлично, мы должны подкрепиться. Перед вами продукты. Выберите те, в названии которых есть звуки [с] или [сь].
Логопед приглашает детей в центр комнаты, где на столе разложены картинки с продуктами питания. Дети выполняют задание.
Затем логопед приглашает детей встать вокруг стола и сделать упражнение «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети,
Маршируют по кругу.
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, Поднимаются на носки, тянут руки
вверх, сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.
Логопед: Молодцы. А теперь у меня для вас другое задание. Отгадайте загадки.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (солнце)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц клинья перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо… (Земля)
Кто смотрит всегда в телескоп,
С космосом близко знаком,
Обнаруживает чёрные дыры,
Любуется созвездием Лиры? (Астроном)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
Логопед достает контейнер с плоскостными изображениями звезд.
Логопед: Возьмите в руки по одной звездочке. Ведь сейчас мы с вами изучаем тему «Космос», а в космосе так много звезд. Вы будете поднимать звезды, как только услышите звук [с] или [сь].
м, и, т, б, з, ш, о, п, ц, ж.
Ракета, планета, робот, комета, лунатик, телескоп, космос, солнце, звезда, спутник, луна, станция, орбита, земля. (дети слушают и поднимают звездочки, услышав звук)
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок. А теперь нам пора возвращаться домой, на Землю.
Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали на занятии, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе с детьми с ТНР по теме «Дикие животные» Задачи: 1. Коррекционно—образовательные: — Обобщение представлений о диких животных. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме.
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [л]-[р]» Познавательные задачи: 1. Обогащение представлений детей по теме «Космос». 2. Формирование навыка работы по алгоритму Коррекционно-развивающие.
Конспект подгруппового логопедического занятия «Профессии» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Профессии» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: — расширение представлений.
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш-Ж] Тема: Дифференциация звука [Ш-Ж]. Цель: Упражнять детей в различении на слух знакомого звука, в дифференциации звуков [Ш-Ж]. Задачи: Образовательные:.
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в старшей группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «СИНЯЯ ПТИЦА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Конспект подгруппового.
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе «Домашние животные» Цель: создание социальной ситуации развития для речевой активности детей через создание проблемных моментов. Задачи: Коррекционно-образовательные:.
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе с детьми с ОНР «Дикие животные» Задачи: Коррекционно-образовательные: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Осень. Признаки осени» Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Осень. Признаки осени» Цель: Закрепление и расширение.
Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие в сказочный лес. Звук [С]» Конспект подгруппового логопедического занятия. Возрастная группа: логопедическая группа (дети старших групп). Тема НОД: Звук «С».«Путешествие.
Конспект логопедического занятия «Космическое путешествие» Задачи для логопеда: • образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные.
Источник