Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в космос»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать представления детей о космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kosmos.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно– исследовательской деятельности в старшей группе на тему « Путешествие в космос»
Цель: формирование представлений детей о космосе.
-уточнить и расширить представления детей о планетах;
-расширить кругозор детей о профессии космонавт.
Развивающая:
— развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
-вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;
— воспитывать навыки правильного поведения на занятии;
-воспитывать умения работать в коллективе;
-воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;
-воспитывать чувство гордости за историю своей страны.
1.Чтение и рассматривание большой энциклопедии для дошкольников.
2.Чтение детских книг о космосе, космонавтах, космических явлениях; рассматривание иллюстраций; («Дорога на космодром» Я.К. Толованов, «Я хочу в космос» К.Курбатов).
3.Рассматривание предметных картинок на тему Космос.
4.Беседы о первом космонавте Ю.А. Гагарине и его полете в космос, «Наша солнечная система».
5.Конструирование космических кораблей из различных конструкторов по представлению.
6.Знакомство с картой Солнечной системы.
Оборудование и материалы: макет картонной ракеты, выставка картинок по теме «Космос», воздушный шарик.
Словарная работа: скафандр, иллюминатор, космодром.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку.
Воспитатель: Ребята, отгадайте мои загадки.
(Воспитатель загадывает загадки, картинки-отгадки вывешивает на доску)
- Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета) - Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля) - В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
(Солнце) - Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)
-Что объединяет все эти ответы- картинки? Как это можно назвать одним словом? (Космос, солнечная система).
-Значит, о чем же мы сегодня будем говорить? (о космосе)
-Ребята, а вы знаете, какой праздник 12 апреля отмечает вся страна? (день космонавтики).
-А вы знаете, что произошло много лет назад в этот день? (Впервые человек полетел в космос)
-Кто знает, как звали первого в мире космонавта?
Воспитатель: 12 апреля, мы отмечаем важный праздник- День космонавтики.
— Ребята, что такое космос? (все то, что находится за пределами планеты Земля).
С давних времен люди хотели побывать в космосе. Они задумывались над вопросом: «Что такое космос?», «Есть ли жизнь на других планетах?». И тогда ученые- конструкторы создали первый космический корабль «Восток».
Космический корабль- это очень сложная техника. Поэтому прежде, чем посадить человека- технику надо проверить.
Прежде, чем человек оказался в космосе, там побывали животные. И первой в космос отправилась собака Лайка. В то время люди мало знали о космосе и космические аппараты еще не умели возвращать на Землю. Поэтому Лайка осталась там, в космическом пространстве навсегда.
А через 3 года покорять космос отправились собаки Белка и Стрелка. Они пробыли в космосе всего один день и удачно вернулись на Землю.
-А кто же был первым космонавтом?
(Воспитатель читает стих)
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Костюм космонавта называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания. Этот костюм очень прочный, он связан с Землей, то есть космонавт в космосе, а мы на земле можем его видеть и разговаривать с ним. Скафандр очень тяжелый и его могут одевать только выносливые, натренированные люди.
Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут. Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара и вернулся на Землю.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Я помню солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали-
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал- российский, славный парень,
Гагарин- первый космонавт Земли!
Воспитатель: Потом летали в космос и другие люди, Алексей Леонов, Валентина Терешкова.
-Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, отважным, сильным, здоровым, мужественным, выносливым).
-А что он должен для этого делать? (много тренироваться)
-Я вам сегодня предлагаю отправиться в космическое путешествие. Но для этого предлагаю провести космическую тренировку.
Раз, два — стоит ракета (руки вверх)
Три, четыре — скоро взлет (руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круговые движения руками)
Космонавтам нужен год (руки к щекам),
Но дорогой нам не страшно (качают головой)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают в локтях руки)
Пролетая над землею (руки в стороны)
Ей передаем привет (машут руками).
-Чтобы отправиться в полет, нам нужно выбрать самый быстрый транспорт.
Загадка: Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост — и поднимается до звезд.
-Что же это? (ракета)
Опыт «Запуск ракеты»
Ребята, наша ракета готова к старту, но как же она полетит? Чтобы узнать, как взлетает ракета, мы с вами проведем опыт. Сейчас вам нужно быть очень внимательными. Ракета к старту готова. Считаем в обратном порядке: три, два, один – пуск.
Воздушный шарик с нарисованной ракетой прикреплен к трубочке, через которую продета леска. Леска натянута. Воспитатель выпускает воздух из шарика, шарик мчится вперед по леске. (Воспитатель проводит опыт с шариком на леске)
— Почему шарик движется вперед?
Воспитатель: точно так же и ракета взлетает высоко в небо, только вместо воздуха у нее топливо. При горении горючее превращается в газ и толкает ракету вверх.
Воспитатель: Какое солнце по сравнению с другими планетами? (большое, горячее, яркое)? Для чего нужно солнце?
Правильно все планеты крутятся вокруг одной большой звезды, которая называется солнце, а какие планеты вы знаете? Давайте вместе их вспомним.
Дидактическая игра «Расположи планеты»
Воспитатель загадывает загадки о планетах, отгадку показывает на макете. Ребенок прикрепляет планету на свою орбиту.
1.Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
2. В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара (Венера)
3. Планета голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя, а называется (земля)
4.Это красная планета по соседству с нами.
И зимой и даже летом мерзнет подо льдами,
Странно, что не говори
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
5.В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
6.Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один.
Очень важный господин. (Сатурн)
7. Пышный газовый гигант
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
(Уран)
8.На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма —
Состоит из воды, газа и льда (Нептун)
9. Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна. (Плутон)
Воспитатель: -Сколько же всего планет? Давайте вместе их назовем.
Дети хором проговаривают стихотворение (воспитатель показывает планеты)
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы с вами живем.
— А как выглядит она? Какую форму она имеет? Какого цвета?
(она имеет форму шара, окрашенного в голубой и зеленый цвет: голубой — это моря, реки, океаны; а зеленый — это суша (материки).
Воспитатель: Вспомните, какая она по счету? Давайте проверим.
-А почему Земля самая необычная планета? Что есть на Земле, чего нет на других планетах?
Земля делает один полный оборот против часовой стрелки вокруг солнца за один год, при этом она вращается и вокруг своей орбиты. Другие планеты тоже вращаются вокруг солнца.
Воспитатель: а как называется естественный спутник Земли? (луна)
-Давайте посмотрим и найдем самую маленькую планету-Меркурий, самую большую-Юпитер, планету с кольцом-Сатурн)
-Ребята, нам пора возвращаться на Землю. Заняли места, пристегнули ремни.
Дети садятся на стулья.
1.Кто первым побывал в космосе?
2.Назовите фамилию космонавта, побывавшего в космосе первым?
3. Сколько планет солнечной системы вы знаете? 9
3. Назовите спутник Земли?
4.Назовите самую большую раскаленную звезду? Солнце
5.Как называется костюм космонавта? (скафандр)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: Ребята, я очень надеюсь, что в будущем кто- то из вас тоже может стать космонавтом.
Источник
Конспект занятия по познавательной деятельности «Удивительный мир космоса».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью, и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_zanyatie_udivitelnyy_mir_kosmosa.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КОСМОСА».
Познавательное занятие, посвящённое Дню космонавтики. Старший дошкольный возраст.
Расширить представление детей об окружающем мире – космос.
Познакомить с историей освоения космического пространства и возникновения праздника «День космонавтики».
Развивать познавательный интерес к окружающему.
Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду научных соотечественников.
Проведение беседы на тему «Космос»,
Проведение рисования на тему «Жители разных планет»
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе,
Игровые ситуации «Построим ракету», «Найдите созвездие».
Воспитатель. Ребята, все вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает праздник День
космонавтики. Сегодня мы с вами поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля стал праздничным.
С давних пор загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей. В далёком прошлом, когда люди начинали познавать Землю, они представляли её перевёрнутой чашей, которая расположена на трёх гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи.
С той поры прошло несколько тысяч лет. За это время многое изменилось на нашей планете. Люди научились строить космические корабли и совершать на них космические путешествия. Они узнали, что Земля с огромной скоростью движется в космическом пространстве, совершая один оборот вокруг Солнца за год. Со временем знания людей в различных областях становились прочнее, инженеры придумали аппараты, с помощью которых человек мог перемещаться не только в атмосфере, но и выходить за её пределы в космическое пространство. Так зародилась космонавтика. Её основоположник замечательный советский учёный Константин Эдуардович Циолковский. (показывает портрет Циолковского ). Послушайте стихотворение Николая Грибочёва «Циолковский».
( Один или несколько детей читают стихотворение «Циолковский».)
Воспитатель. Этот учёный выдвинул много интересных идей. Им были придуманы газовые рули для управления ракетой в космосе. Именно его ученики и последователи создали первые в мире космические корабли. Циолковский « научил» многотонные корабли подниматься в космос, рассчитал, сколько нужно топлива, чтобы развить огромную скорость для преодоления земного притяжения.
( Дети хором произносят речёвку .)
Дети. Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Воспитатель. Ребята, разгадав кроссворд, вы узнаете дальнейший путь развития космонавтики.
( Разворачивает лист ватмана, на котором изображён кроссворд и задаёт дошкольникам вопросы.)
Дети отвечают на вопросы, а воспитатель вписывает ответы на лист ватмана.
1.Летательный аппарат, на котором совершали полёт герои в сказках. (Ковёр-самолёт.)
2.Летит птица — небылица, а внутри народ сидит. (Самолёт.)
3.Летательный аппарат, на котором перемещаются инопланетяне. (Тарелка.)
4.Заворчу, застрекочу, в небеса улечу. (Вертолёт.)
5.Первый искусственный объект, выведенный на орбиту Земли. (Спутник.)
6.Летательный аппарат, на котором летала Баба – Яга. (Ступа.)
Воспитатель. Попробуем прочитать слово, которое получилось по вертикали.
( Читает слово «Ракета».)
Воспитатель. А теперь попробуйте отгадать мои загадки.
(Воспитатель загадывает загадки, ответы на которые дети произносят хором.)
1 .Большой подсолнух в небе
Цветёт он много лет,
Цветёт зимой и летом,
А семечек всё нет. (Солнце.)
2 .Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый –
Кружевной и синий – синий. (Небо.)
3 .Над клубком челнок летает,
На клубок витки мотает. (Спутник.)
4 .Вся синяя дорожка
Усыпана горошком. (Звёзды.)
5. Ночью на небе только один
Висит апельсин. (Луна.)
6. Миновали две недели,
Апельсины мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (Месяц.)
Воспитатель. В 1955 году правительством нашей страны было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет в Казахстане. Так появился космодром Бойканур. Бойконур называют городом покорителей Вселенной.
Воспитатель. А какой праздник сегодня отмечает наша страна?
Дети. В этот день — 12 апреля празднуют День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего для космонавтов и тех, кто участвует в создании и строительстве космических ракет.
Воспитатель. В 1957 году первым «космонавтом» была собака Лайка, с ней же были отправлены плесневые грибки, традесканции, мухи и мыши. Пролет прошел хорошо, все было доставлено на землю в целости и сохранности. В 1958году ракету увеличили в размерах и отправили уже двух собак : Белку и Стрелку. Они тоже благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту — послать в космос человека! И уже 12апреля 1961 году на корабле «Восток» 9 ч 7 мин. Ю.А.Гагарин стартовал с космодрома «Байконур», он облетел землю.
Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Современные спутники помогают предсказывать погоду, ориентироваться в океане судам и самолётам в небе во время полёта. Предоставлять информацию учёным о строении земных недр, движении ледников и активности вулканов – тоже задача спутников. Однако, несмотря на широкое использование космонавтики в жизни людей, это ещё очень молодая наука. Возможно вам. Подрастающему поколению, придётся осваивать звёздные миры. И в заключении нашего занятия я хочу прочитать вам стихотворение.
( Воспитатель читает стихотворение.)
Когда над Землёю летит космонавт.
Глядят ему в след миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса.
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звёзды, к которым они полетят!
Мчатся ракеты к дальним мирам.
К подвигам сердце рвётся.
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьётся!
Наше занятие окончено, но знакомство с удивительным миром космоса продолжается.
Источник