Упражнения
Тема IV-V. Речь как деятельность человека и
Как продукт деятельности – текст
Речевая деятельность как специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Степень сформированности навыков каждого вида речевой деятельности как критерий оценки уровня владения языком и показатель общей культуры человека. Основные направления совершенствования навыков чтения и слушания. Этапы речевой деятельности: а) ориентировка в ситуации, б) планирование речевого действия, в) его осуществление, г) контроль результатов. Понятие речевой ситуации как исходного момента любого речевого действия, ее важнейшие компоненты.
Текст как речевое произведение, обладающее целенаправленностью, связностью и целостностью. Факторы, определяющие построение текста:
1) фактор адресата (квалификация читателя/слушателя, его интересы и ожидания),
3) форма речи (письменная или устная),
4) речевой жанр (жанры первичные и вторичные).
Вопросы для самопроверки:
— Что такое текст? Каковы его главные особенности?
— Какие значения слова стиль вам известны?
— Что такое стили речи?
— В чем заключаются языковые особенности каждого функционально-смыслового типа речи?
— Какой структурой обладает текст?
— Чем различаются повествование, описание и рассуждение?
— Какие ошибки чаще всего допускаются в содержании текста?
— Как соотносятся литературный язык и функциональные стили?
— В чем заключаются особенности разговорной речи?
Терминологический минимум по теме: речевая ситуация, устная и письменная формы речи, речевой жанр, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), монолог/диалог/полилог.
Упражнения.
1. Определите типы связей предложений.
— Федотов рисовал красную комнату; в углу комнаты – зеркало, в котором отражены стены. На красных стенах висят картины, такие, какие встречались тогда во всех гостиных, имеющих претензии на великолепие … Картины висят симметрично.
Цепная (или последовательная) связь.
— Неповторимый в своей мужественности Мадрид встречал новый, 1937-й год. Наступила холодная бесснежная зима. По опустевшим улицам хлестал холодный дождь. Пронизывающий ветер срывал со стен мокрые яркие плакаты, призывающие к обороне, к революционной дисциплине на фронте и в тылу.
— Шекспир! Это имя, как пароль, открывающий сердца людей, вот уже четыре столетия произносит человечество. В этом апреле, в день его рождения, люди на всем земном шаре будут с великой благодарностью говорить о четырехсотлетнем царствовании на сценах мира этого доброго, гуманного и справедливого «короля драматических поэтов».
Цепная (или последовательная) связь.
— Революции прошлого … Они возникали и гибли, их продавали и покупали, они были безнадежными, как путь Спартака по Аппиевой дороге, они были трагическими и возвышенными, как французская, они были мрачными, как революция Кромвеля. Они меняли государственные устройства, эстетические идеалы, политиков, песни, гимны, даже моды они меняли, манеру говорить и драматургию…
2. Определите стилистическую принадлежность отрывков. Обоснуйте свое мнение.
— В одном из лучших своих романов «Красное и черное» (1831) Стендаль продолжает размышлять над тем же кругом вопросов, которые были им затронуты в «Ванине Ванини». Роман и новеллы — это как бы два варианта в разработке темы счастья на разном материале. Действие романа происходит во Франции эпохи Реставрации. Известно, что замысел романа возник у Стендаля в 1828 году под впечатлением от процесса Лафарга и заметки в разделе криминальной хроники одной из гренобльских газет. Лафарг — юноша, убивший свою неверную возлюбленную. В газете писатель прочитал о покушении, совершенном семинаристом Антуаном Берте на свою любовницу, в доме которой он был воспитателем. (В.П. Трыков).
Научный стиль. Текст сообщает и разъясняет научную информацию (об истории создания произведения). Строгий язык, логичность изложения, без эмоций. Полные предложения, много причастий, точные даты.
— Море пахло так, как пахнет здоровое тело после купания в море. Был чудесный день начала октября. Ничего в мире нет слаще этой прощальной щедрости осеннего солнца. Мы рыбачили в море. Оно было спокойно. Его миражирующая даль сливалась с горизонтом. Казалось, дыхание могучего и доброго животного то слегка приподнимало лодку, то опускало. Дремотный шлепок волны вдруг откачнет ее, и снова спокойное, ровное дыхание. (Ф. Искандер).
Художественный стиль. В тексте используются художественные образы, сравнения, метафоры, синонимы. Поэтический язык и ритм. Полные, распространенные предложения.
— На условиях, оговоренных настоящим договором, автор передает издательству без каких-либо ограничений на весь срок действия договора исключительное право на издание и распространение произведения на территории Российской Федерации и других стран мира любым тиражом и на любых языках, на которых может быть выпущено произведение (из договора).
Официально-деловой стиль. Использование штампов, оборотов, типичных для юридических документов. Отсутствуют средства художественной выразительности, экспрессивные средства. Точная передача деловой информации, которая должна быть понята однозначно.
— Слушай, давай сейчас поедем на дачу к Крыловым? Купим мяса, устроим шашлык. Такая погода, грех дома сидеть. Да и заниматься надоело. Хорошо? Согласен? Тогда быстренько собираемся. Давай!
Разговорный стиль. В тексте передана речь одного из участника диалога. Неполные предложения. Типичные вводные слова. Неофициальность.
3. Докажите, что приведенные отрывок и стихотворение являются текстами. Определите функционально-смысловой тип каждого текста, укажите его разновидность.
— Зашло солнце. Сгущались сумерки. Сад потемнел и расширился до бесконечности. За общей беседой не заметили, как наступила ночь и около вынесенной на стол лампы закружились, заплясали мелкие мотыльки (В. Рождественский).
Доказательство. Все предложения текста посвящены одной теме — описание сумерек в саду. Текст выдержан в едином, художественном стиле. Предложения соединены параллельной синтаксической связью. В то же время в тексте есть смысловое развитие — автор передает, как от вечерних сумерек на сад спускается глубокая ночь с мотыльками. То есть в тексте есть смысловая законченность.
Функционально-смысловой тип текста — повествование. Разновидность — изобразительное повествование, пронизанное авторскими эмоциями.
— Хорошо в застенчивой прохладе
Слушать шелест дальних голосов.
Задрожали золотые пряди
В волосах притихнувших лесов.
Стали сосны сдержанней и глуше,
Все о чем-то шепчутся во сне,
Словно чьи-то старческие души
Загрустили о былой весне.
Я стою и вслух слагаю строчки —
Как чеканят осень пятачки,
Как брусника спелая на кочке
Открывает нежные зрачки.
А вверху над сонными полями
Далеко от вянущей земли
Облака плывут под парусами,
Словно в синем море корабли. (М. Исаковский).
Доказательство. Все предложения текста посвящены одной теме — чувства автора, который любуется осенней природой. Текст выдержан в едином, художественном стиле (стихотворение). Предложения соединены параллельной синтаксической связью, автор описывает разные фрагменты картины природы и себя на этой картине. В тексте есть смысловая законченность.
Функционально-смысловой тип текста — описание. Разновидность описания — пейзаж.
4. Распределите абзацы в логической последовательности. Определите функционально-смысловой тип речи.
3) Важнейшим фактором дизайна, формирующим производственную среду, стал цвет. Он используется с учетом опыта искусства и достижений физиологии, психологии, эстетики.
2) Цвет, форма и назначение предмета неразделимы; цвет может улучшить или ухудшать эстетические и функциональные качества предмета. Цвет и ритм — ведущие начала, организующие конструктивное пространство.
1) Эстетическая выразительность цеха или помещения для отдыха зависит от освещенности и цветового решения стен, потолков, станков, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией предмета, технологические особенности процесса производства.
Последовательность: 3–2–1.
Функционально-смысловой тип речи: рассуждение.
5. Выделите структурно-смысловые компоненты текста. Представьте текст в виде логической схемы.
Источник
помогите кто может очень нужно на завтра умоляю.
Зашло солнце. Сгущались сумерки. Сад потемнел и расширился до бесконечности. За общей беседой не заметили, как наступила ночь и около вынесенной на стол лампы закружились, заплясали мелкие мотыльки.
— Глядите, какая луна! — сказал кто-то в глубине комнаты.
Из-за деревьев медленно поднимался оранжевый, постепенно бледнеющий диск. Еще сильнее запахло клумбами, потянул легкий туман.
Сергей встал и погасил лампу. Бледный свет вошел на веранду, положив на полу длинные, переплетающиеся тени. Все разместились на ступеньках крыльца. Луна поднималась все выше и выше. Тяжелой и пряной духотой обвевало дыхание сирени.. Лягушки тянули долгую серебряную трель с ближнего пруда.
Есенин сел на одной из ступенек и просто, без всякого предисловия, начал читать стихи. Это была исключительно лирика — мягкая и бестревожная, как и этот вечер. Кто-то положил Сергею на колени тяжелую росистую гроздь, сломленную с соседнего куста сирени.
Есенин читал тихо, без всякого жеста, и каждое его слово приобретало от этого особую выразительность. В белесом отсвете северной ночи чуть поблескивали его глаза.
Другие вопросы из категории
1) Сова ухнула (1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями(4) полетела во тьму.
2) Приближалась огромная туча (1) за которой тянулась пелена дождя (2) и (3) когда все небо затянуло плотной завесой (4) то по земле застучали большие капли.
3) Я любила подолгу бродить по улицам или по парку или вдоль берега моря.
в полуверсте от сада ,тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.
2)Картина переменилась уже начёрной скатерти полей:кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов.
3)Я стал звать хозяина—молчат,стучу—молчат.
4)Несчастья бояться—счастья видеть.
5)На мостике трудно было стоять—обливали волны,а ветер хлестал по лицу соленными брызгами как плестью.
6)Мне страшно нравилось слушать девочку:она рассказывала о море незнакомом мне
Чепуха. Сидела кошка на окне
И умывала мордочку,
Как вдруг из-под неё окно
Сбежало вместе с форточкой,
И стало по двору бродить,
И напугало курицу.
А двор вдруг тоже во всю прыть
Как побежит на улицу.
А улица тогда взяла
Да убежала в рощицу.
А рощица,ну и дела,
Теперь в реке полощется.
А та река. А та река.
Как потечёт за облака
И в облаках смеётся,
Вот-вот дождём прольётся!
(Т.Зотова)
Заранее спасибо!
Источник
Тексты диктантов для 9 класса
Ночью
Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять все тихо.
Вдруг раздается глухой, протяжный рев и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовет самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.
Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (167 слов)
(По И. Бильфельду)
Ночь в лесу
Деревня была где-то за лесом. Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.
Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.
Осенний день как свеча: тлеет-тлеет тусклым огнем и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.
Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.
Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом. (168 слов)
Человек и природа
Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на все живое и неживое, не наделенное его, человеческим, разумом. Ведь жизнь людей, какой бы сложной она ни была, как бы далеко ни простиралась наша власть над окружающим миром, – всего лишь частица жизни природы. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит еще о ней узнать. Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «белых карликах» и «черных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.
Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц – диковинных заморских и наших, знакомых с детства. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддается дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. (169 слов)
(По И. Акимушкину)
В июле
Все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям. Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. Даль была видна, как и днем, но уж ее нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле.
В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня, едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, и дремота опускает веки. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.
Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. (168 слов)
Бор
Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь.
На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы.
Воздух уже потемнел, и в нем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только ранней весной, по вечерам.
Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлепнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает.
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. (177 слов)
Диктант
Профессор жил в комнате, где властвовали и враждовали, как два противоположных начала, книги и картины.
Книгам удалось захватить все пространство комнаты: гигантские шкафы высились по стенам, как книжные крепости; стол, втиснутый между стенами, был полонен книгами; они захватили и кресла, и маленький шахматный столик, где лежали аккуратно связанными стопками. Они владели и воздухом комнаты, наполняя его особым запахом бумаги и старинных переплетов; книги насыщали воздух, делая его пыльным и душным.
Картины словно хотели раздвинуть комнату и растворить стену, на которой висели, в тихих, спокойных пейзажах. Они наполняли пространство свежим воздухом рощ и мягким, просеянным сквозь облачную дымку солнечным светом. И если в комнату не проникали шорохи листьев и шепот трав, то лишь потому, что на всех картинах царила тишина. Только ее да мечтательную задумчивость природы изображал на своих полотнах художник.
Вечерами с улицы в комнату проникал свет фонарей, и она, казалось, наполнялась рыхлым серым веществом. В тех местах, где стояли книжные шкафы, вещество сгущалось до совершенно черного цвета. (158 слов)
Диктант
Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.
Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.
Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.
Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.
Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!
Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)
Перевал
Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.
В сумерки, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты.
Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на побережье тесного залива, который всё расширялся и обнимал полнеба.
Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро, я шёл, приближаясь к лесам, – и горы вырастали всё мрачней и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с глухим, глубоким и нелюдимым гулом сосен. Повеяло зимней свежестью, понесло снегом и ветром. (167 слов)
Шорох листопада
Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновенье остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот. (180 слов)
Источник