Разработка урока «Температура воздуха» (6-й класс)
Разделы: География
Класс: 6
Тема урока: температура воздуха
Образовательно-воспитательные задачи урока:
сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности, научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток, сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха, продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.
Тип урока: изучение нового материала
Методы ведения урока: рассказ, беседа, фронтальный опрос, составление схемы, работа с учебником и с иллюстративным материалом, выступления учащихся с сообщениями, подготовка к практической работе.
учебник географии для 6 класса под ред. Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И., термометр уличный, термометры раздаточные и демонстрационный, физическая карта полушарий, атласы, компьютерная презентация « Температура воздуха»
Ход урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний учащихся: устный опрос – 6 мин
3. Изучение новой темы
а) изучение устройства и применения термометра – 5 мин.
б) изучение зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом – 3 мин.
в) изучение изменения температуры воздуха с высотой – 5 мин
г) изучение зависимости температуры воздуха от географической широты – 4 мин
д) изучение изменения температуры воздуха по времени – 3 мин
е) определение амплитуды колебания температуры воздуха – 3 мин.
ж) определение средних температур – 6 мин.
4. Заключение и оценка знаний – 4 мин.
5. Домашнее задание – 5 мин.
— Ребята, какую тему мы с вами начали изучать на прошлом уроке?
( Мы начали изучать тему « Атмосфера»)
— А что мы называем атмосферой? Слайд №2
( Атмосфера – это газообразная оболочка Земли)
— Из чего состоит атмосфера?
( Атмосфера состоит из смеси газов, водяного пара, примесей)
— Какие газы составляют атмосферу?
( Атмосферу составляет азот- 78%, кислород – 21%, инертные газы – 1%, углекислый газ – 0,03% и прочие)
— А кто впервые обнаружил, что атмосферный воздух это смесь газов?
( Французский ученый Лавуазье)
— Какие небесные тела тоже имеют атмосферу?
( Марс, Венера – много углекислоты, гелия. Юпитер – метан, углеводороды)
— Из каких слоев состоит атмосфера? Слайд №5
( Атмосфера состоит из слоев: тропосферы, стратосферы, ионосферы, экзосферы, мезосферы)
— Чем отличаются эти слои?
( Дается характеристика каждого слоя с помощью таблицы, составленной на прошлом уроке)
— Почему атмосферу называют одеждой Земли?
( Потому что атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания и охлаждения. Подобие стекла в парниках: то есть пропускает солнечные лучи и препятствует отдаче тепла. Защищает от космических частиц – пыли и метеоритов. Также предохраняет от губительного воздействия на живое ультрафиолетовых излучений Солнца).
— Что было бы, если бы атмосфера Земли «улетучилась»?
( Стало бы также безжизненно, как на Луне, царило бы безмолвие, так как звуки без воздуха распространяться не могут)
— Как выглядит атмосфера из космоса?
( Атмосфера Земли выглядит светло-голубым ореолом, постепенно сливающимся с непроницаемой темнотой межпланетного пространства.)
— В каком слое атмосферы происходят погодные явления?
( В тропосфере)
— Какие явления в тропосфере изучают метеорологи?
( Температуру воздуха, почвы, скорость и направление ветра, облачность, количество и характер осадков, атмосферное давление)
— Откуда произошло название метеорология?
( От греческого слова « метеора», что означает « небесное явление»)
— Есть ли метеостанция в нашем городе?
( Нет, но ближайшая метеостанция находится в 18 км – ст. Раевский)
— Какие приборы используют на метеостанции? Слайд №6
( термометр, анемометр, флюгер, барометр, облакомер и т.д.)
3.Изучение новой темы
Изучение устройства и применения термометра
— Вы уже знаете, с помощью какого прибора измеряют температуру воздуха?
( С помощью термометра)
— Расскажите, как устроен термометр? Слайд №8
( Термометр представляет собой капиллярную трубку, припаянную к резервуару, наполненному жидкостью: ртутью или спиртом. Капиллярная трубка прикреплена непосредственно к планке, на которую нанесена шкала термометра)
— Ребята, а кто изобрел термометр?
( Шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году)
— А кто заметил особенности измерения температуры воздуха на метеостанции? Слайд №7
( На высоте 2 метра в специальной будке. В эту будку легко проникает воздух, но солнечные лучи не попадают)
— Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?
( Нельзя, потому что термометр, находящийся под прямыми лучами солнца, показывает на сколько градусов нагрелся сам прибор)
Изучение зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом
— Что является источником света и тепла на Земле?
( Источником света и тепла на Земле является Солнце)
— Зависит ли температура воздуха от высоты Солнца над горизонтом? Слайд №4
( Да, чем выше положение Солнца, тем больше тепла получает территория. Солнечные лучи, падая под прямым углом, буквально заливают теплом экваториальные области Земли. Полярным же областям достаются лишь косые солнечные лучи, рассеивающиеся по большой площади и несущие мало тепла)
— Так от чего же нагревается воздух?
( Воздух нагревается от нагретой Солнцем земли)
— Почему так происходит? Сравните температуру оконного стекла и подоконника в солнечный день и сделайте свои выводы.
( Потому что солнечные лучи нагревают только непрозрачные объекты. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь атмосферу, но зато нагревают поверхность Земли)
Изучение изменения температуры воздуха с высотой
— Ребята, как вы думаете, почему в горах всегда холодно, даже если эти горы находятся в теплых поясах? За бортом самолетов, летящих высоко над землей тоже всегда холодно.
( Потому что с высотой температура воздуха снижается)
— Но температура воздуха с высотой понижается не так, как ей захочется, а подчиняясь определенному закону. С помощью рис 110 учебника, сформулируйте этот закон и запишите в тетрадь
( При подъеме над поверхностью Земли температура воздуха в тропосфере понижается на 6 С на каждом километре подъема).
Попробуйте решить задачу:
— Определите температуру воздуха за бортом самолета, если температура воздуха у поверхности земли равна 20С, а высота полета – 3 км?
Дано: Решение:
Т -1(на поверх.) 20С 1) 3*6=18
h- 3 км 2) 20-18=2
Ответ: температура за бортом самолета : 2С
Найти:
Т-2 (за бортом )- ?
Изучение изменения температуры в зависимости от географической широты
— От чего зависит количество света и тепла, приходящееся на участок поверхности земного шара? Слайд №4
( Это зависит от угла падения солнечных лучей. Чем более отвесно падают лучи, тем больше тепла получает земная поверхность)
— Какая закономерность при этом прослеживается?
( Чем дальше от экватора, тем меньше угол падения)
Изучение изменения температуры во времени
— Солнце встает на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. В свою очередь и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью не получает его вовсе. Вот в чем причина суточной изменчивости. Слайд №3
— Так в какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей?
( Выше всего после полудня, так как земная поверхность уже нагрелась и начинает отдавать тепло воздуху. Ниже всего бывает в утренние часы. В это время и земля, и воздух остывают, а солнечных лучей пока нет)
— Объясните, когда может нарушиться правильный суточный ход температуры?
( При неожиданном перемещении воздуха, например, летом, при вторжении холодных масс воздуха с Северного ледовитого океана начинается похоладание)
— Почему зимой холоднее, чем летом?
( Зимой солнце не так высоко поднимается над горизонтом)
— В какое время года день длиннее?
( Летом день длиннее, так как Солнце больше находится над горизонтом)
Обучение приему определения амплитуды колебания температуры воздуха
— Итак, в течение суток мы можем зафиксировать наибольшую и наименьшую температуру воздуха. Разница между ними называется амплитудой колебания температуры воздуха за сутки.
— С помощью учебника определите значение этого слова?
( В переводе оно означает « величина отклонения»)
— Попробуем вывести формулу:
А = Т мах – Т мин
— Поработаем с раздаточными термометрами. Допустим, максимальная температура воздуха за сутки была 3°С, а минимальная -6°С. Чему равна амплитуда колебания температуры?
— Амплитуду также можно вычислять за неделю, месяц, год. Вычислите самостоятельно амплитуду по следующим данным:
Источник
§ 25. Зависимость температуры воздуха от географической широты
Вспомните
- Почему происходит смена времен года?
Географическое распределение температуры воздуха. В каждой точке земной поверхности температура воздуха изменяется не только в течение суток и года. Существует также постепенное понижение температуры от экватора к полюсам. Это обусловлено шарообразной формой Земли (рис. 87). На области вокруг полюсов за год приходится в 10 раз меньше тепла, чем на области близ экватора. Из-за слабого нагревания поверхности меньше нагревается и атмосфера, что ведет к понижению температуры воздуха. Средняя годовая температура близ экватора +25-26°С. В самых же холодных местах Земли — в Антарктиде, в Гренландии, на севере Евразии она ниже — -10°С (см. рис. 85).
Рис. 87. Распределение солнечного света и тепла в зависимости от географической широты
Из-за шарообразности Земли при движении от экватора к полюсам уменьшается угол падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше над горизонтом стоит полуденное солнце. С увеличением широты места угол падения солнечных лучей уменьшается. Каждая единица площади получает все меньше и меньше солнечного света и тепла.
Пояса освещенности. Из-за неравномерного распределения поступающего от Солнца света и тепла земную поверхность разделяют на пять поясов освещенности (рис. 88). Границами между ними служат тропики и полярные круги.
Северный и Южный тропики — это параллели 23,5° с. ш. и 23,5° ю. ш., на каждой из которых солнечные лучи падают отвесно по одному разу в год — 22 июня и 22 декабря. Северный и Южный полярные круги — это параллели 66,5° с. ш. и 66,5° ю. ш., на которых по одному разу в год (22 декабря и 22 июня) бывает полярный день и полярная ночь.
Жаркий пояс занимает 2/5 земной поверхности. Здесь солнце всегда высоко стоит над горизонтом, а по два дня в году на каждой параллели его лучи в полдень падают на поверхность отвесно.
В умеренных поясах поверхность получает намного меньше тепла и света. Угол падения солнечных лучей здесь никогда не бывает отвесным. Летом он значительно больше, чем зимой. В этих поясах четко выражена смена четырех сезонов года: двух основных (зима и лето) и двух переходных (осень и весна). По сезонам года меняется продолжительность дня и ночи: летом длиннее день, зимой — ночь.
Рис. 88. Пояса освещенности Земли
Холодные пояса отличаются наличием полярных дней и ночей. Летом во время полярного дня солнце не скрывается за горизонтом, но его лучи лишь скользят по поверхности, слабо нагревая ее. Зимней полярной ночью солнце вообще не появляется над горизонтом (см. рис. 84). Продолжительность полярных дней и ночей увеличивается от полярных кругов к полюсам. На самих полярных кругах она равна одним суткам, а на полюсах — шести месяцам.
Из-за наличия поясов освещенности на Земле от экватора по направлению к полюсам меняется не только температура воздуха, но и все природные условия.
Вопросы и задания
- Как изменяется количество тепла, получаемое земной поверхностью, с изменением широты?
- Назовите пять поясов освещенности. По каким широтам проходят их границы?
- Где можно наблюдать полярный день и полярную ночь?
- Почему в Санкт-Петербурге в начале лета бывают белые ночи?
Источник
Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры от географической широты. Суточный и годовой ход температур
Разделы: География
Продолжительность: 45 минут (1 урок).
Класс: 6 тип урока: актуализация знаний и умений; урок исследование (по базисному плану: географии 1 час в неделю). Учебник «География» авторы Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. Москва, 2015 г., Дрофа.
Цели: ученики должны знать:
1. Элементы обязательного минимума: формировать представления учащихся о суточном и годовом ходе температур воздуха, о суточной и годовой амплитуде температуры воздуха.
2.Создание условий для развития навыков работы с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической), умения составлять и анализировать графики хода суточных и годовых температур с использованием классного календаря погоды.
Задачи урока:
1) Познакомить учеников с особенностями нагревания земной поверхности и атмосферы. Пояса освещённости и что показывают на климатических картах линии — изотермы.
2) Выяснить — как и на какую величину изменяется температура воздуха с высотой и как распределяются солнечный свет и тепло в зависимости от географической широты.
3) Выявить факторы, влияющие на различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Научить, используя показатель средних температур, подсчитывать среднесуточные и среднегодовые амплитуды колебания температур.
1) Формировать умения анализировать графики данные в учебнике и самостоятельно составлять графики хода температур.
2) Развивать математические способности при определении средних температур, суточных и годовых амплитуд; логическое мышление и память при изучении новых понятий, терминов и определений.
1) Развивать интерес к изучению климата родного края, как одного из компонентов природного комплекса. Профессиональная ориентационная работа « наука метеорология» — профессия «метеоролог».
Оборудование: термометр — демонстрационный, таблицы, графики, рисунки и текст учебника, мультимедийное пособие по географии 6 класса.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока и постановка задач
Учитель. Как вы оделись сегодня утром, собираясь выйти из дома в школу?
Раиль: Тепло, чтобы не замёрзнуть.
Учитель. Почему Раиль мог замерзнуть?
Гульнара. Потому, что на улице очень холодно.
Учитель. А сейчас давайте вспомним лето. Куда вы, чаще всего, любите ходить в ясный солнечный день?
Даниил. На наше озеро, купаться.
Учитель. В чём причина такого желания?
Ильназ. Потому что летом бывает жарко, а когда искупаешься ,становится так хорошо и у озера прохладно.
В основе знаний о температуре воздуха мы видим ваши личные тепловые ощущения и представления изменения температуры по временам года. Из уроков природоведения нам известно о нагревании воздуха атмосферы от земной поверхности и устройство прибора для измерения температуры — термометра.
Учитель. Показываю демонстрационный термометр. Вопрос к классу: Как с помощью термометра измерить температуру воздуха? (Вспоминаем его устройство и принцип работы) Что можно узнать, пользуясь термометром?
Ученики. Можно узнать температуру воздуха в классе, на улице, дома. Всюду в любом месте и в любое время. Высоко в горах и в горной долине. В любое время года будь это весна, лето, осень или зима. (Показываю различные температуры на модели термометра – 10*С; 25*С -4*С; -15*С учащиеся отвечают).
3. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Кто же теперь скажет, о чём мы сегодня будем говорить и какую тему изучать?
Ученики. Температуру; температуры воздуха.
Работа с тетрадями. Записываем тему урока: «Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры воздуха от географической широты».
Учитель. Ильназ, подойди к окну и посмотри, сколько градусов показывает сегодня наш термометр за окном.
Ильназ. -21*С градус а в классе +20*С. Гульнара проверяет и подтверждает правильность ответа.
Сегодня на уроке мы должны узнать, от чего зависит температура воздуха. Работаем по плану:
План урока демонстрируется на экране:
- Блок 1. Нагревание земной поверхности и температура воздуха в тропосфере.
- Блок 2. Нагревание земной поверхности и суточный ход температур а) в июле и б) в декабре в умеренных широтах.
- Блок 3. Пояса освещённости и годовой ход температуры воздуха в Москве, Казани и на разных широтах; определение среднесуточных и среднегодовых температур воздуха.
- Блок 4. Обобщение знаний и закрепление.
4. Изучение нового материала
Блок 1. Учитель. Что является источником света и тепла на Земле? (СОЛНЦЕ).
С показателями температуры мы все знакомы с раннего детства. Именно от них зависит, что вы оденете, позволят ли вам родители купаться в озере.
Одно из свойств воздуха – прозрачность. Докажите, что воздух прозрачный. (Мы видим через него). Воздух, как стекло прозрачен, он пропускает через себя солнечные лучи и не нагревается. Солнечные лучи нагревают сначала поверхность суши или воды, а затем тепло от них передаётся воздуху и чем выше Солнце над горизонтом, тем сильнее она нагревается и нагревает воздух. Так как же нагревается воздух?
(Воздух нагревается от поверхности суши или воды)./ Работа с рисунком 83. Расход солнечной энергии, поступающей на Землю. Стр.91 учебника/.
Учитель. Где бывает теплее летом на поляне или в лесу? У озера или в пустыне? В городе или деревне? Высоко в горах или на равнине? (На поляне, в пустыне, в городе, на равнине).
Вывод /Работа с текстом учебника стр.90/ Разная по составу земная поверхность по -разному нагревается и по-разному остывает, поэтому температура воздуха зависит от характера подстилающей поверхности(таблица). При подъёме вверх на каждый километр температура воздуха понижается на 6 * С — градусов.
Блок 2а./В работе использую географические задачи из учебника «Физическая география» автор О.В. Крылова Москва, Просвещение, 2001 год.
1. Географические задачи:
1) В день летнего солнцестояния 22 июня в северном полушарии Солнце в полдень занимает самое высокое положение над горизонтом. По рисунку 81 опишите видимый путь Солнца и объясните, почему 22 июня в северном полушарии самый длинный день./Слайд рис. 80-81/.
2. Проанализируйте график суточного хода температуры воздуха в Москве.
В июле в условиях устойчивой ясной погоды/ слайд рис.82/ и Озёрном.
Учитель. Объясняю, как работать с графиком. По горизонтальной линии мы определяем часы наблюдения за температурой воздуха в течении суток, а по вертикали отмечается положительная температура летнего месяца
1) Какая температура воздуха наблюдается в 8 часов утра и как она изменяется к полудню?(8 ч.-19*С к 12 ч.-22*С)
2) Расскажите, как изменяется высота Солнца над горизонтом с 8 утра до 12 часов? (Увеличивается высота Солнца над горизонтом; увеличивается угол падения солнечных лучей; Солнце лучше нагревает Землю и температура воздуха повышается; Солнце выше стоит над горизонтом в полдень, освещая меньшую поверхность суши; в это время на Землю поступает больше всего солнечной энергии.)
3) В какое время суток наблюдается самая высокая температура воздуха? На какой высоте в это время находится Солнце? (Самая высокая температура наблюдается примерно к 14 часам 23*С. На передачу тепла от Земли в тропосферу требуется время примерно 2-3 часа. Угол падения солнечных лучей над горизонтом к этому времени, уменьшается по сравнению с 12-ю часами.)
4) Как изменяется температура воздуха и высота Солнца над горизонтом с 15 до 21 часа? (Угол падения солнечных лучей уменьшается, увеличивается площадь освещенности, температура понижается с 22*С до 16*С.)
5) Самая низкая температура воздуха в течение суток наблюдется перед восходом Солнца. Объясните почему? (В ночное время, на восточном полушарии, Солнце отсутствует. За ночь поверхность Земли остывает и утром , перед восходом Солнца, можно наблюдать самую низкую температуру).
Учитель. Определяя изменения температуры, обычно отмечают её самые высокие и самые низкие показатели. Поработаем с графиком рис.82, определим самый высокий и самый низкий показатель температур. (+12.9*С низкий показатель и самый высокий показатель +22*С).
Работаем с текстом учебника стр.94 читаем определение – амплитуда — А.
Разница между самыми высокими и самыми низкими показателями называется амплитудой температур.
Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха
1) Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;
2) Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру;
3) От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха. (Запись решения учащимися в тетрадь;+4*С- (-1*С)=5*С;
Какова суточная амплитуда температуры воздуха? (Работа с классной доской. Решение: 22*С – 12,9= 9,1*С. А= 9,1*С
2. Географические задачи
Блок 2 б). В день зимнего солнцестояния 22 декабря в северном полушарии Солнце в полдень занимает самое низкое положение над горизонтом:
1. а) По (рис. 83) опишите видимый путь Солнца и объясните, почему 22 декабря в северном полушарии самый короткий световой день. (Наша земля своей осью постоянно наклонена к плоскости орбиты и образует с ней угол разной величины. И когда солнечные лучи, падающие на Землю сильно наклонены, поверхность нагревается слабо. Температура воздуха в это время понижается, и наступает зима. Видимый путь, который проходит Солнце над землёй в декабре намного короче, чем июльский. 22 декабря –день зимнего солнцестояния и самый короткий день в широтах северного полушария.)
1. б) Какова продолжительность светового дня 22 декабря в южном полушарии? (В южном полушарии в это время самый продолжительный день; в южном полушарии лето).
2) Нарисуйте видимый путь Солнца над горизонтом в дни весеннего и осеннего равноденствий. Какова продолжительность светового дня в эти дни и как это объяснить? (Солнце, два раза в году ,проходит через экватор — от северного полушария к южному. Такое явление наблюдается весной 21 марта и осенью 23 сентября, когда день равен ночи. Эти дни называют днями равноденствия. Видимый путь Солнца днём равен 12ч. Ночь равна — 12 ч.
3)Проанализируйте график (рис.84) суточного хода температуры воздуха в Москве в январе (все показатели температур отрицательные; самые низкие утром до восхода солнца — 6 час. 30 мин -11*С; самые высокие в 14 час. —9*С; в Казани и Бугульме.
1.а) Определите, в чём сходство и различие летнего и зимнего хода температуры воздуха. Сравните суточную амплитуду температуры воздуха зимы и лета (рис.82, 84). Объясните различия: (летом Солнце выше над горизонтом, земля лучше прогревается и температура воздуха на много больше чем зимой, нет отрицательных температур; амплитуда суточных температур воздуха летом намного градусов выше чем зимой; наоборот, высота Солнца над горизонтом зимой намного меньше, земля / снег — отражает/ совершенно не прогревается, воздух холодный, особенно рано утром до восхода Солнца. Решаем у доски и записываем в тетрадях: Зима —11*С и летом — +22*С; + 22*С — (-11*С) = 33*С)
2.б) Ещё раз повторим и закрепим полученные знания в ходе нашей беседы и сделаем вывод о взаимосвязи суточного хода температуры воздуха и изменении высоты Солнца над горизонтом.
Блок 3
1. Работаем с рисунком в учебнике на стр.96 рис.88. Вопрос: Назовите пять поясов освещенности. По каким широтам проходят их границы? (1 жаркий, 2 — умеренных пояса, 2 — холодных. Первый пояс жаркий — от экватора к северу и к югу — до 23,5* с.ш. и 23,5*ю.ш. Два умеренных – северный и южный умеренные от южного тропика к югу и от северного тропика к северу. Два холодных – северный полярный и южный полярный круг. Работа с учебником — зачитать вслух характерные особенности каждого из них, сопровождая чтение вопросами и работой с настенной картой у доски – «средние годовые температуры воздуха Земли». Знакомимся с понятием изотермы, зачитывая определение из учебника. Ответить на вопрос: как распределяются изотермы и как изменяются средние температуры по широтам — от экватора к северу и к югу?
Алгоритм определения среднесуточной и среднегодовой температуры воздуха:
1.Сложите все отрицательные показатели суточной/годовой/ температуры воздуха;
2.Сложите все положительные показатели суточной/годовой/ температуры воздуха;
3.Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
4.Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.
3. Географические задачи
1. Пранализируйте график годового хода температуры воздуха в Москве и подтвердите её взаимосвязь с высотой Солнца над горизонтом.
Определите годовую амплитуду температуры воздуха: (В ритме Солнце – при движении Земли по орбите изменяется высота Солнца над горизонтом и угол падения солнечных лучей. В результате этого изменяется температура воздуха от большего к меньшему показателю и наоборот. Поэтому происходит смена времён года — зима — весна — лето — осень.)
2. Работая с графиком рис.85 стр.114: Годовой ход температуры воздуха в Москве определим самую высокую температуру в году – (июль-+17,5*С и самую низкую – январь—10*С). Ученик у доски выполняет решение задачи по определению годовой амплитуды температуры в столице РФ и РТ. Ученики работают с тетрадями.)
3. Определите:
(Среднюю суточную температуру по показателям четырёх измерений за сутки:-8*С, -4*С, +3*С, +1*С; (работа в тетрадях и у доски: -8*+(-4*) = -12*; +3*+ (+1*) = 4*С; -12*+4* = -8* ; -8*: 4 = -2*.)
Домашнее задание: параграф № 24-25, работа с вопросами и рисунками в учебнике. Раздала задания разного уровня на карточках с учётом знаний учащихся по определению средних температур и построению одного графика.
Блок 4.Обобщение и закрепление знаний полученных на уроке
1. Давайте вернёмся к началу урока — к плану работы на это занятие. Какие цели и задачи стояли перед нами?
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
Зачем людям необходимы знания о температуре воздуха?
2. Посмотрите на экран (демонстрирую проблемный — логический конспекта ) и сделайте вывод, от чего зависит температура воздуха?
1. Высота Солнца над горизонтом.
2. Угол падения солнечных лучей.
3. Широта местности.
4. Характер подстилающей поверхности.
5. Ещё одна причина ,способная изменить температуру воздуха – это воздушные массы, но об этом мы поговорим на следующем уроке.
5. Рефлексия
Учитель.
- Что дал вам урок?
- Что нового вы узнали?
- Насколько продвинулись в усвоении материала.
- Получили ли вы новые знания и потребуются ли они вам в жизни?
- Какие трудности встретили при изучении новой темы?
Уходя из класса, положите мне на стол ваши смайлики с отзывом о прошедшем уроке. По ним я узнаю, как вы усвоили материал, есть ли непонятые вопросы. Ваши впечатления от урока.
- Зелёный — всё понятно, уроком доволен. Голубой смайлик — многое получилось, не всё было понятно.
- Красный — очень трудно усваивается материал, настроение не очень хорошее, но постараюсь подготовиться к следующему уроку.
а). Комментируя активность на уроке, выставляю оценки. Отмечаю только положительные стороны в работе учеников на уроке.
б). Спасибо за урок. Тема «Атмосфера» очень трудная для понимания, но и самая интересная. Мы все с вами чувствуем, что очень много зависим от состояния этой (сферы) Земли и иногда она бывает очень сурова к нам. Поэтому, чтобы не быть беспомощными перед стихией природы, надо знать все о ней. Атмосферой — занимаются учёные – метеорологи – может кто-нибудь в будущем из вас и займётся этой наукой.
Список дополнительной литературы
1. Крылова О.В. Реализация требований Федеральных образовательных стандартов основного общего образования в преподавании географии( 1-8 лекции). Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2013г.
2. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, География. Землеведение 6 класс. Москва. Дрофа. 2009 г.
3. О.В.Крылова. Физическая география.6 класс. Москва. Просвещение. 2001 г.
4. Т.П.Герасимова, О.В. Крылова. Методическое пособие по физической географии 6 класса. Москва. Просвещение. 1991 г.
5. Н.А. Никитина. Поурочные разработки по географии 6 класс (к учебным комплектам О.В. Крыловой, Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. М: Дрофа).
6. Примерные программы по учебным предметам, география 5-9 классы. Москва. Просвещение.
Источник