Какой частью речи является слово «ЗДРАВСТВУЙ» в предложении: Здравствуй, солнце и утро весёлое!
Повторю свой ответ, только что данный на вопрос, который постарше Вашего, чтобы здешнее ЛО не вводило в заблуждение нынешних учеников.
Здравствуй, солнце ДА утро весёлое! (Иван Никитин)
ЗДРАВСТВУЙ – это ЭТИКЕТНОЕ МЕЖДОМЕТИЕ, употребляющееся в качестве приветствия.
Междометие ЗДРАВСТВУЙ в других предложениях может выражать восклицание по поводу чего-либо, вызывающего недовольство или удивление: Здравствуй! Почему это ты не подготовился к уроку?
Междометие ЗДРАВСТВУЙ образовано путём перехода в эту часть речи повелительного наклонения глагола ЗДРАВСТВОВАТЬ. Глагол ЗДРАВСТВОВАТЬ в повелительном наклонении (здравствуй, здравствуйте), естественно, тоже существует и в предложении является сказуемым, например:
◆ Живи в мире и здравствуй!
◆ Живите в мире и здравствуйте!
А обращение – это не часть речи, это элемент некоторых предложений, не являющийся членом предложения и называющий того, к кому обращаются с речью. Обращения в русском языке выражаются существительными в именительном падеже. Обращение – понятие синтаксическое, а часть речи – морфологическое.
Обращения в Вашем предложении – СОЛНЦЕ ДА УТРО ВЕСЁЛОЕ. СОЛНЦЕ – обращение нераспространённое, а УТРО ВЕСЁЛОЕ – распространённое.
.
Источник
1. Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными.
1) Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин И.)
2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Пушкин А.)
3) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — всё ваша музыка плоха. (Крылов И.)
4) Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было недосуг. (Пушкин А.)
2. Укажите предложение, в котором обращение выражено одушевлённым существительным.
1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.(Павлова К.)
2) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.(Батюшков К.)
3) Моя вечерняя звезда! Моя последняя любовь! На потемневшие года приветный луч пролей ты вновь! (Вяземский П.)
4) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия! (Пушкин А.)
3. Укажите предложение с распространённым обращением.
1) Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей. (Островский А.)
2) Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин А.)
3) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (Фет А.)
4) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? (Лермонтов М.)
4. Укажите предложение с распространённым обращением.
1) Здравствуй, красавица Волга, с детства тебя я любил. (Некрасов Н.)
2) «Он свой, Вадик, свой, — стал оправдываться Федька. — Он у нас живёт». (Распутин В.)
3) «Чего ты пристал к человеку, Птаха? — щурясь на меня, сказал Вадик. — Понял, человек играть пришел. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?» (Распутин В.)
4) Твой лик, о ночь, не мог меня томить! (Фет А.)
5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Свет Родионовна, забуду ли тебя? (Языков Н.)
2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил. (Плещеев А.)
3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе. (Некрасов Н.)
4) Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде. (Пущин И.)
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе. (Пушкин А.)
2) Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей. (Кольцов А.)
3) Приготовь же, Дон заветный, для наездников лихих сок кипучий, искрометный виноградников твоих. (Пушкин А.)
4) Простите мирные долины, и вы знакомых гор вершины, и вы знакомые леса. (Пушкин А.)
7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?
Ты письмо мое, (1) милый,(2) не комкай. До конца его, (3) друг, (4) прочти. Надоело мне быть незнакомкой,(5) быть чужой на твоем пути. (Ахматова А.)
1) 1, 2, 3
2) 1,3
3) 2, 3, 4, 5
4) 1, 2, 3, 4
8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которыхставятся звапятые при обращении?
Мои первые шаги в мире поэтическом,(1) вы были осмеянными шагами по битому стеклу, (2) по тёмным острокрайним кремням,(3) по дороге пыльной, как будто не ведущей ни к чему. (Бальмонт К.)
1) 1
2) 1, 2, 3
3) 1, 3
4) 2, 3
9. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?
Мой первый друг, (1)мой друг бесценный,(2) и я судьбу благословил, (3) когда мой двор уединенный, (3) печальным снегом занесенный,(4) твой колокольчик огласил. (Пушкин А.)
1) 1, 2, 3
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 2
10. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
1) Память моя сотвори ещё раз чудо сними с души тревогу тупой гнёт усталости пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. (Астафьев В.)
2) Любимый город может спать спокойно. (Долматовский Е.)
3) Платком взмахнула у ворот моя любимая. (Долматовский Е.)
4) Куда меня знакомая дороженька ведет? (Боков В.)
Источник
Синтаксический разбор предложения: Здравствуйте , солнце да утро веселое
Здравствуйте , солнце да утро веселое :
1) По цели высказывания : повествовательное
2) Эмоциональная окраска : невосклицательное.
3) По наличию грамматических основ : сложное предложение
В слове серебряная ударным является второй гласный корня:
серебр-ян-ый — корень/суффикс/окончание.
В безударном положении неясно звучит первый гласный корня существительного, оказавшись в заударном слоге. И проверить его родственными словами вряд ли, я думаю, возможно.
Серебряный — серебро, серебристый, серебряник, серебриться, засеребриться и пр.
В этих словах наблюдается русское полногласие -ере-, так что, заметив его, можно правильно написать корень. Старославянское слово «сребро» не поможет проверить первый безударный гласный, так как в этом слове существует неполногласие -ре-, так что в случае сомнения в написании корня слова «серебряный» заглянем в словарь.
А в суффиксе -ян- прилагательного «серебряный», образованного от существительного»серебро», по правилу пишется одна буква «н», как и в словах: костяной, полотняный, жестяной, конопляный.
Источник
Задание 3. Выполни тестовые задания
1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.
а) Обращение — это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.
б) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.
в) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.
г) В предложении обращения обычно являются подлежащими.
2. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.
а) Здравствуй, солнце да утро веселое!
б) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
в) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.
г) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля, друг дружку, — все ваша музыка плоха.
3. Найди предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно в предложении.
а) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)
б) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)
в) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)
г) Петр Андреевич, Сергей отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)
4. В каком предложении нет обращения?
а) Зачем ты, Балда, к нам залез?
б) Воротись, поклонись рыбке.
в) Постой, бабушка, постой немножко.
г) Здравствуй, солнце, да утро веселое!
5. В каком предложении есть обращение?
а) Откуда ты идешь?
б) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.
в) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.
г) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи
Источник