§ 62. Сочинительные союзы
По значению сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные: и, да (-и), не только. но и, как. так и; противительные: а, но, да (—но), однако (же), зато и разделительные: или, либо, то. то, не то. не то.
368. Спишите. Сравните союзы. Над соединительными союзами поставьте букву с, над противительными — л., над разделительными — р. Подчеркните однородные члены и основы сложных предложений.
I. 1. Звёзды меркнут и гаснут. 2. Снарядил в путь коня: его первый скок был пять вёрст, а другой пропадал из виду. 3. Птички солнышка ждут, птички песни поют, и стоит себе лес, улыбается. 4. Здравствуй, солнце да утро весёлое.
II. 1. Ночь холодная мутно глядит под рогожу кибитки моей, под полозьями поле скрипит, под дугой колокольчик гремит, а ямщик погоняет коней. (Я. Полонский) 2. И расхлестнулась вдаль дорогой шуршащая лесами тьма. (С. Городецкий) 3. Я на руках не то у ели, не то у матери родной. (С. Городецкий) 4. Лес ли со стоном сосны клонит, или вьюга свой мне стон несёт? (М. Михайлов)
369. Рассмотрите и проанализируйте схемы постановки запятых между однородными членами Спишите пословицы, ставя пропущенные запятые. Сочинительные союзы заключите в овал. Подберите самостоятельно и запишите две пословицы к любой из схем.
1. Не от росы ур..жай 1 а от поту. 2. (Не)правдой свет пройдёшь да назад (не)ворот..шься. 3. Добрая пословица не в бровь а в глаз. 4. Красна яго..ка да на вкус горька. 5. Мал ёрш да колюч. 6. Без нитк.. да иголк.. шубы (не)пошить. 7. Мал золотник да дорог. 8. Ищи товарища лучше себя а (не)хуже себя.
370. Запишите выученный наизусть монолог Пимена из драмы А. Пушкина «Борис Годунов» (см.: «Литература. 7 класс», с. 77). Объясните постановку знаков препинания между однородными членами. • Обозначьте спряжение глаголов.
Части некоторых составных союзов (как. так и, не только. но и, не то. не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед второй частью таких союзов, например: Пошёлдождь со снегом,
снег с дождём.
371. Спишите, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу слова и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните разделительный союз. • Качественные прилагательные выделите как члены предложения.
1. В русский язык слово «автомобиль» пр..шло из француз(к, ск)ого. Во француз(к, ск)ом как первая часть этого слова так и __ __ заимствовав, нн)ы из других языков. Из греческого взято «аутос(авто)», что озн..чает «сам» а из латинского «мобилис», то есть «подвижный». 2. Людей перевоз..т не только огромные междугородные автобусы но и __ __. 3. Среди ле..ковых машин есть как большие нарядные так и __ __. 4. Автомобиль вышел из соревнований. Не то тормоз сломался не то мотор ок..зался (не)исправным.
372. Проанализируйте схемы. Составьте по ним простые и сложносочинённые предложения. В составленных предложениях подчеркните основы.
Источник
Иван Никитин — Утро: Стих
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Анализ стихотворения «Утро» Никитина
Стихотворение «Утро» написано русским поэтом Иваном Никитиным в 1884-1885 г и относится к пейзажной лирике. Каждая строчка произведения пропитана любовью к русской природе, патриотизмом, уважением к труду простого народа. Автор искренне восхищается величественной красотой рассвета, любуется окружающим миром, воспевает наступающий день.
В стихотворении поэт ярко описывает красоту раннего утра в деревне. Автор произведения умело использует различные метафоры и эпитеты — «кудри лозняка», «зеркальная вода», «тропинка росистая». В стихотворении прослеживается повышенное внимание к русскому фольклору. Употребляются повторы: «далеко-далеко», «горит-разгорается», и глаголы в устаревшей форме: «скрылися», «пробудилися».
Отступает ночь, «звезды меркнут и гаснут», наступает предрассветная пора, «от зари алый свет разливается». Никитин рисует в воображении читателя запоминающуюся картину пробуждения природы – птицы поют песни, лес преображается с восходом солнца. Все вокруг наполняется светом и звуками. Автор стихотворения тонко подмечает, как происходят изменения в цветовой гамме окружающего мира — «в огне облака», подразумевая восход в алом цвете. Каждый объект живой природы приобретает таинственную характеристику — «чуткий камыш», «роса серебристая».
С каждой секундой происходят постепенные изменения в природе – поднимается ветер, пролетают утки, звенит колокольчик и просыпаются рыбаки. Утренняя тишина и спокойствие отступают, начинается новый трудовой день. Никитин подчеркивает стремление жизни вперед, ценность каждого ее мгновения.
В конце стихотворения поэт упоминает пахаря с сохой, который поет песню. В каждой строке чувствуется любовь и уважение автора к тяжёлому труду, к работе простого русского человека. В последних строках Никитин призывает «отдохнуть от забот» и начать новый день с хорошего настроения, позитивного взгляда на мир.
Многие талантливые русские композиторы обращались к лирике Никитина для создания своих музыкальных произведений. Например, Василием Калинниковым и Владимиром Ивановым-Корсунским была написана музыка к стихотворению «Утро».
Недаром И. С. Никитина называют крестьянским поэтом. Любовь к родному краю, восхищение окружающей природой и ее неповторимой красотой, глубокие познания тяжелой жизни простого народа – все это хорошо чувствуется при прочтении стихотворения «Утро». Картина природы, созданная воображением поэта, отличается своей простотой и мелодичностью.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (149)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (13)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2333)
- Габсбурги (15)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (111)
- Дальние страны (1168)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (531)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (857)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (263)
- Земля (140)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (672)
- Истории любви (183)
- ИСТОРИЯ (2284)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1115)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (29)
- КУЛЬТУРА (247)
- Легенды и мифы (167)
- ЛИТЕРАТУРА (255)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (187)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (516)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (29)
- МИКРОмир (16)
- Мода (51)
- Москва (73)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (608)
- Облака (14)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (250)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (194)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (751)
- Праздники (52)
- Притчи (34)
- Проза (474)
- Прошлое и настоящее Ташкента (202)
- Психология (80)
- Птицы (213)
- Растения (119)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (103)
- Россия (1180)
- Сады и парки (34)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (112)
- Символы (159)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (76)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1544)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (212)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (179)
- Фотографии (520)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (771)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (289)
- ЭПОХА СССР (403)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Иван Саввич Никитин. «Утро»
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит, разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит.
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт,
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Стихотворение «Утро», написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того — он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. Рисуя пейзаж, автор старается быть максимально реалистичным. Чтобы добиться тесной связи с окружающей действительностью, Никитин создавал стихотворения в простонародном духе. В письме Майкову поэт говорил, что более искусственная форма позволяет сильнее разыграться воображению. Перед Иваном Саввичем же такой задачи никогда не стояло. Повышенное внимание к фольклору оказало сильнейшее влияние на стихотворения Никитина. В них можно заметить характерные темы, средства художественной выразительности, образы. Чтобы полнее проникнуться народным творчеством, поэт собирал и заучивал песни, пословицы, причитания. В этом стремлении он был близок к Гоголю, Пушкину, Кольцову, Некрасову. В стихотворении «Утро» фольклорность выражается в употребление повторов (далеко-далеко, морщит-рябит, горит-разгорается), глаголов в устаревшей форме (скрылися, пробудилися), союза «да» вместо «и» («солнце да утро веселое»).
Никитину удается нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра — птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди — рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества — нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли.
Высокую оценку «Утру» давал величайший русский писатель двадцатого столетия Бунин. Он считал, что Никитин сумел замечательно передать красоту ранней зари. По мнению Ивана Алексеевича, стихотворение словно наполнено горячим солнечным блеском, утренней свежестью, росами, холодком от реки, запахом камышей.
Поэзия Никитина отличается особой мелодичностью, поэтому она часто привлекала внимание талантливых русских композиторов. На музыку положено и стихотворение «Утро». Авторы — Василий Калинников и Владимир Иванов-Корсунский.
Источник