Меню

Здравствуй солнце да утро веселое знаки препинания обращение

1. Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин И.)
2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Пушкин А.)
3) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — всё ваша музыка плоха. (Крылов И.)
4) Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было недосуг. (Пушкин А.)

2. Укажите предложение, в котором обращение выражено одушевлённым существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.(Павлова К.)
2) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.(Батюшков К.)
3) Моя вечерняя звезда! Моя последняя любовь! На потемневшие года приветный луч пролей ты вновь! (Вяземский П.)
4) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия! (Пушкин А.)

3. Укажите предложение с распространённым обращением.

1) Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей. (Островский А.)
2) Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин А.)
3) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (Фет А.)
4) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? (Лермонтов М.)

4. Укажите предложение с распространённым обращением.

1) Здравствуй, красавица Волга, с детства тебя я любил. (Некрасов Н.)
2) «Он свой, Вадик, свой, — стал оправдываться Федька. — Он у нас живёт». (Распутин В.)
3) «Чего ты пристал к человеку, Птаха? — щурясь на меня, сказал Вадик. — Понял, человек играть пришел. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?» (Распутин В.)
4) Твой лик, о ночь, не мог меня томить! (Фет А.)

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Свет Родионовна, забуду ли тебя? (Языков Н.)
2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил. (Плещеев А.)
3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе. (Некрасов Н.)
4) Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде. (Пущин И.)

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе. (Пушкин А.)
2) Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей. (Кольцов А.)
3) Приготовь же, Дон заветный, для наездников лихих сок кипучий, искрометный виноградников твоих. (Пушкин А.)
4) Простите мирные долины, и вы знакомых гор вершины, и вы знакомые леса. (Пушкин А.)

7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Ты письмо мое, (1) милый,(2) не комкай. До конца его, (3) друг, (4) прочти. Надоело мне быть незнакомкой,(5) быть чужой на твоем пути. (Ахматова А.)
1) 1, 2, 3
2) 1,3
3) 2, 3, 4, 5
4) 1, 2, 3, 4

8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которыхставятся звапятые при обращении?

Мои первые шаги в мире поэтическом,(1) вы были осмеянными шагами по битому стеклу, (2) по тёмным острокрайним кремням,(3) по дороге пыльной, как будто не ведущей ни к чему. (Бальмонт К.)
1) 1
2) 1, 2, 3
3) 1, 3
4) 2, 3

9. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Мой первый друг, (1)мой друг бесценный,(2) и я судьбу благословил, (3) когда мой двор уединенный, (3) печальным снегом занесенный,(4) твой колокольчик огласил. (Пушкин А.)
1) 1, 2, 3
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 2

10. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

1) Память моя сотвори ещё раз чудо сними с души тревогу тупой гнёт усталости пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. (Астафьев В.)
2) Любимый город может спать спокойно. (Долматовский Е.)
3) Платком взмахнула у ворот моя любимая. (Долматовский Е.)
4) Куда меня знакомая дороженька ведет? (Боков В.)

Источник

Тест с ответами: “Обращения”

1. Ничего, родная, успокойся.
Что выделяет запятая?
а) приложение.
б) уточняющий член.
в) обращение.+
г) определение.
д) вводное слово.

2. Вей, ветер, неси ладью мою!
Что выделяет запятая?
а) приложение.
б) уточняющий член.
в) дополнение.
г) определение.
д) обращение.+

3. Выберите, с чем нельзя согласиться:
а) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.
б) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.
в) Обращение может стоять в любой части предложения.
г) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.+

4. Определите неправильное утверждение:
а) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.+
б) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.
в) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.
г) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

5. Отметьте предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным. (несколько вариантов)
а) Здравствуй, солнце да утро веселое!
б) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.+
в) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.
г) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — все ваша музыка плоха.+

Читайте также:  Источник света солнце примеры

6. Как вы странно, милый Саша, смотрите на искусство!
Что есть в предложении?
а) Обособленное приложение.
б) Обращение.+
в) Обособленное определение.
г) Обособленное обстоятельство.
д) Вводное слово.

7. Тяжёлые мысли терзают меня, дорогой Абай!
Что есть в предложении?
а) распространённое обращение.+
б) обособленное определение.
в) обособленное приложение.
г) нераспространённое обращение.
д) вводное слово.

8. Выберите неправильное утверждение:
а) Обращение — это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.
б) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.
в) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.
г) В предложении обращения обычно являются подлежащими.+

9. Поезжай, голубчик, побыстрее!
Что есть в предложении?
а) Вводное слово.
б) Обращение.+
в) Обособленное обстоятельство.
г) Обособленное определение.
д) Обособленное приложение.

10. Ербол-ага, избавьте меня от ваших острот!
Что есть в предложении?
а) обращение.+
б) вводное слово.
в) обособленное приложение.
г) обособленное определение.
д) обособленное обстоятельство.

11. Жигиты, сложите на скаку несколько строк.
Что есть в предложении?
а) обращение.+
В)обособленное определение.
в) обособленное обстоятельство.
г) обособленное приложение.
д) вводное слово.

12. В каком предложении имеется обращение?
а) Откуда ты идешь?
б) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.+
в) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.
г) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

13. Допущена пунктуационная ошибка:
а) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.+
б) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.
в) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?
г) Ты письмо мое, милый, не комкай.

14. Допущена пунктуационная ошибка:
а) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.+
б) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.
в) Брат мой, как я рад тебя видеть!
г) Читатель, любишь ли ты книги?

15. Дорогой Магаш, расскажи обо всём Абаю.
Что есть в предложении?
а) вводное слово.
б) обращение.+
в) Обособленное обстоятельство.
г) обособленное приложение.
д) обособленное определение

16. Отсутствует обращение:
а) Зачем ты, Балда. к нам залез?
б) Воротись, поклонися рыбке.+
в) Постой, бабушка, постой немножко.’
г) Здравствуй, солнце да утро веселое!

17. Отсутствует обращение:
а) Ребята, вероятно, уже все в оборе?
б) Взвейтесь кострами, синие ночи!
в) Ты, видимо, меня не услышал.+
г) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

18. Обращение стоит в начале следующего предложения:
а) Я пригласил вас господа с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
б) Вы сударь камень сударь лёд.
в) Положение увы не меняется.
г) Клён ты мой опавший клён заледенелый что стоишь нагнувшись под метелью белой?+
д) Надеюсь любезнейший Евгений Васильевич что вы не соскучитесь у нас.

19. Отметьте количество знаков препинания:
Спасибо моя родная земля спасибо мой отчий дом за всё что о жизни знаю я что в сердце ношу своём.
а) 5 запятых
б) 2 запятые и тире
в) 6 запятых+
г) 4 запятые и двоеточие.
д) 3 запятые и тире.

20. Определите приём олицетворения в предложении с обращением:
а) Вот моя песня тебе, Коломбина.
б) Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
в) Синие горы Кавказа, приветствую вас.+
г) Ты с басом, Мишенька, садись против альта.
д) Печальные люди, усталые люди,
Проснитесь, узнайте, что радость близка.

21. Выберите количество знаков препинания:
От вас мои юные друзья требуется прилежание учёба да любовное внимание к общественным ценностям лежащим в поле вашего зрения.
а) 2 запятые и тире.
б) 3 запятые и двоеточие.
в) 4 запятые.+
г) 3 запятые.
д) 2 запятые и двоеточие.

22. Выберите количество знаков препинания:
Послушай Казбич ты добрый человек ты храбрый джигит а мой отец боится русских и не пускает меня в горы отдай мне свою лошадь и я сделаю всё что ты хочешь.
а) 8
б) 4
в) 5
г) 7+
д) 6

23. Выберите количество знаков препинания:
Научные труды Шокана Уалиханова по истории этнографии культуре географии праву религии тюркских и монгольских народов явились важным вкладом не только в евразийское но и мировое востоковедение.
а) 5
б) 9
в) 6+
г) 8
д) 7

24. Прислушайся, Кулмамбет, байским добром не бахвалюсь я.
Что выделяет запятая?
а) обращение.+
б) дополнение.
в) приложение.
г) уточняющий член
д) определение.

25. Определите приём олицетворения в предложении с обращением:
а) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай.
б) Хорош у тебя ящик, отец мой, чай в Москве купил.
в) Кудесник, ты лживый безумный старик, презреть бы твоё предсказанье.
г) Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья.+
д) Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий?

26. Не сбылись мой друг пророчества пылкой юности моей.
В предложении обособляются:
а) дополнение.
б) приложение.
в) уточняющий член
г) обращение.+
д) определение.

27. Я вернусь к вам, милостивые господа.
Что выделяет запятая?
а) обращение.+
б) приложение
в) определение.
г) уточняющий член.
д) дополнение.

Читайте также:  Определи род имен существительных солнце

28. Вам, любознательные!
Что выделяет запятая?
а) дополнение.
б) определение.
в) уточняющий член
г) приложение.
д) обращение.+

29. Простите, верные дубравы!
Что выделяет запятая?
а) дополнение.
б) обращение.+
в) приложение.
г) уточняющий член.
е) определение.

30. Как живётся, затворница, на том берегу?
Запятая выделяет:
а) приложение.
б) уточняющий член.
в) несогласованное определение.
г) обращение.+
д) дополнение.

Источник

Разработка урока руского языка для 8-го класса «Обращение и знаки препинания при нем»

Пояснительная записка

Русский язык как учебный предмет своеобразен. Учитель, повседневно работая над привитием учащимся навыков русской речи, чтения и письма, всегда учитывает один из самых важных принципов дидактики – принцип воспитывающего обучения.
Каждый учитель старается привить любовь к своему предмету. Ведь, если учащиеся любят уроки русского языка и литературы, то учебный процесс идёт легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. В такой обстановке более полно и многогранно проявляются воспитательные функции уроков и интерес к изучению русского языка.
На своих уроках я стараюсь проводить различные формы работы, показываю связь русского языка и литературы, используя тексты русских и татарских поэтов и писателей, то есть взаимосвязанное изучение двух школьных предметов – русского языка и литературы – интеграцию. «Работу над языком, – говорил А.А.Шахматов, – необходимо поставить в теснейшую связь … с литературой».
Развитие устной и письменной речи школьников может успешно осуществляться лишь при обогащении самого содержания высказывания, так как развивать речь учащихся – это значит обогащать их мысли, работая одновременно над содержанием и формой их выражения. Интеграция на уроках русского языка, осуществляемая на основе поэтических и прозаических текстов, извлечённых из русской и татарской литературы, позволяет наблюдать, как слово «отзывается» в конкретном тексте, как работает, играет, обретает подчас новое «лицо». Интеграция помогает каждому ученику раскрепоститься и использовать весь багаж накопленной информации.
Использование на уроке мультимедиапроектора, интерактивной доски, компьютера вызывает стойкий интерес к изучению русского языка и литературы, помогая школьникам учиться с увлечением и добиваться высоких результатов. Поэтому в своей педагогической деятельности часто использую компьютерную технику.

Цели:

  • повторение и закрепление сведений об обращении, полученных учащимися в предшествующие годы;
  • формирование умений находить в предложении обращение;
  • научить употреблять обращение с учётом речевой ситуации;
  • формировать умение выразительно читать предложения с обращениями;
  • воспитание любви к русскому языку и поэзии.

Оборудование: таблица «Обращение», письмо Ф.И.Тютчева к своей дочери Анне, карточки с заданиями, стихотворения А.С.Пушкина, Б.Окуджава, М.Ю.Лермонтова, мультимедиапроектор, компьютер.

I. Организационный момент

II. Актуализация прежних знаний

1. Синтаксическая пятиминутка

З а д а н и е 1. Запишите предложение, сделайте синтаксический разбор, дайте его характеристику.

В саду было темно, и только сквозь листву просеивался бледный свет луны. (Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, состоит из двух грамматических основ, распространенное.)

З а д а н и е 2. Прочитайте предложения и ответьте на вопрос:

— В роли каких членов предложения выступает слово «Россия»?

  • В европейской части России есть всё: и возвышенности, и равнины, и луга, и леса. (Обстоятельство)
  • Родина многих художников – Россия. (Сказуемое)
  • Люблю тебя, Россия! (Не является членом предложения)
  • Допетровская Россия имела свою живопись. (Подлежащее)

III. Усвоение новых знаний

1. Учитель: Как вы думаете, ребята, какую работу в отрывке из песни выполняют выделенные слова?

Постой, паровоз, не стучите, колёса!
Кондуктор, нажми на тормоза!

(Они называют того человека, к которому обращена речь, или тот предмет, к которому говорящий обращается так, как будто это живое существо.)

2. Знакомство с таблицей «Обращение»

Обращение — это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются.

Запятая при обращении

1. Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая. Друг Дельвиг, мой парнасский брат, твоей я прозой был утешен.(А.Пушкин)
Начинай серенаду, скворец. (Н.Заболоцский)
2. Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон. Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса. (А.Пушкин)
3. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками.
(Но: перед обращением может стоять и междометие о (=ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком.)
Опять я ваш, о юные друзья. (А.Пушкин)
О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
О, Даша, посмотри, как здесь красиво!
4. Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются. Здравствуй, солнце да утро весёлое! (И.Никитин)
5. Частицы а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится. Петька, да Петька же, куда ты запропастился?
Мам, а мам, когда поедем?

3. Опрос

— Что такое обращение? (Обращение –это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью).
— Какие знаки ставятся при обращении? (1.Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая. 2.Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон. 3.Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. (Но: перед обращением может стоять и междометие о (=ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком). 4.Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются. 5.Частица а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится)

IV. Физкультминутка

Читайте также:  Если солнце угасает минус

V. Закрепление нового материала

1. Слово учителя: Прочитайте отрывок из одного письма замечательного поэта Фёдора Ивановича Тютчева своей дочери Анне. Поэт жил в 19 веке, поэтому стиль его письма не похож на нашу манеру изложения.

Милая моя дочь, моя добрая и счастливая Анна, ради бога прости мне моё молчание и, главное, не истолковывай его в дурном смысле. Тем не менее, верь мне, дочь моя, что я читаю твои письма с полным сердечным удовлетворением…

— Найдите в письме обращения. (Моя милая дочь, моя добрая и счастливая Анна, дочь моя).

2. Викторина

а) Как старик обращался к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)
б) Как старуха обращалась к старику? («Дурачина ты, простофиля!»)
в) В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» королевич Елисей обращается к солнцу, ветру и месяцу. Можете ли вы вспомнить какие–нибудь строчки с этими обращениями? («Свет наш солнышко!» «Месяц, месяц, мой дружок» «Ветер, ветер!»)
г) Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце!»)
д) Как начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? («Скажи-ка, дядя, ведь недаром»)
е) Как лисица обращается к вороне в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»? («Голубушка, как хороша!»)

3. Групповая работа

Задание для 1-й группы: Одни и те же слова в одних предложениях являются обращениями, а в других – членами предложениями. Определите их роль в каждом предложении и спишите предложения, расставляя знаки препинания:

а. Мой конь притомился стоптались мои башмаки.
Лети вперёд мой конь!

б. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Мой друг никогда мне ничего не объяснял.

в. Маленький принц подробно мне всё описал.
О Маленький принц понемногу я понял как печальна была твоя жизнь.

(а. Мой конь притомился, стоптались мои башмаки. Подлежащее.
Лети вперёд, мой конь! Обращение.

б. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! Обращение.
Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Подлежащее.

в. Маленький принц подробно мне всё описал. Подлежащее.
О, Маленький принц,, понемногу я понял как печальна была твоя жизнь. Обращение.)

Задание для 2-й группы: Придумайте такие пары предложений, в которых одни и те же слова в одном случае были бы обращениями, а в другом нет. (Миша пришёл в школу. Миша, принеси мне тетрадь. Мама моет посуду. Мама, можно я куплю яблоки.)

4. Выполнение упражнения 260. Прочитайте вслух, соблюдая правильную интонацию. Перепишите, расставляя знаки препинания.

(Пётр, куда ты спрятался?
Тимур! Тебя ищет твой дядя.
Я верю тебе, дядя.
Тебя ль вижу, милый друг.
Отпусти меня, родная, на простор широкий.
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Опять я ваш, о юные друзья!)

5. В это время выполняется индивидуальная работа по карточкам:

К а р т о ч к а 1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания:

А) Ах война что же ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы…
До свидания мальчики! Мальчики
Постарайтесь вернуться назад.

Б) Ваше благородие госпожа Победа
Значит, моя песенка до конца не спета!
Б.Окуджава

К а р т о ч к а 2. Прочитайте отрывки из знакомых вам стихотворений А.С.Пушкина. Вставьте пропущенные обращения:

А) Мороз и солнце! день чудесный!
Ещё ты дремлешь …
Пора … проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! (друг прелестный, красавица)

Б) Скользя по утреннему снегу,
… предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня! (друг милый)

В) Мы вольные птицы; пора … пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер да я! (брат)

Г) Наша ветхая лачушка
И печальна и темна.
Что же ты …,
Приумолкла у окна? (моя старушка)

К а р т о ч к а 3. Спишите, расставляя знаки препинания

1. Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулася. (И.Никитин)
2. Красуйся град Петров и стой непоколебимо, как Россия. (А.Пушкин) 3. А ты что ж кумушка в дорогу? И.И.Шишкина (И.Крылов)

К а р т о ч к а 4. Спишите, расставляя знаки препинания

1. Привет тебе мой край родной с твоими тёмными лесами. (С. Дрожжин) 2. Рисуй художник вдохновенный картины родины моей.(С. Дрожжин) 3. Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины? (К.Симонов)

VI. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали об обращении? (Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. (Но: перед обращением может стоять и междометие о(=ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком). Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются..Частица а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится)

Слово учителя: Молодцы, ребята, вы сегодня отлично поработали, поэтому и оценки получаете хорошие. (Выставление оценок)

VII. Домашнее задание (разноуровневое)

1 группа: Упражнение 262.
2 группа: Найти в стихотворениях А.С.Пушкина 5 предложений с обращениями.
3 группа: Подготовить карточки для индивидуальной работы.

Источник

Adblock
detector