Здравствуй солнце здравствуй лес грамматическая основа
ОГЭ задание 8 практика
Нахождение грамматической основы. Примеры подобраны так, чтобы предупредить ошибку в нахождении подлежащего.
Просмотр содержимого документа «ОГЭ задание 8 практика»
Задание: найти грамматическую основу
Внимание . Обращение не является членом предложения
1) Березы белоствольные, растите веселей.
2) Шумит земля привольная ветвями тополей.
3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок.
4) Здравствуй ,солнце, здравствуй ,лес,.
1. Ветер, спой нам про дикие горы.
2. Мой друг, настойчиво добивайтесь цели.
3. Бабушка, расскажите сказку на ночь.
4. Ребята, идите на речку.
5. Мама, купите мне книгу.
6. Петя, сначала выучи уроки,, а потом иди гулять.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
1.Что ,дремучий лес, призадумался? (
2. Эй, вратарь, готовься к бою.
3. Присядем ,друзья, перед дальней дорогой.
4. Эй, костровой, за костер огневой ты отвечаешь нам головой
Внимание . Не путай именительный падеж (подлежащее) с винительным падежом
Церковь эту построил некогда барин.
2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер.
4. Здесь пахнет малиной, травой, цветами.
5. Я тоже не переношу зла.
6. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.
Ежи устраивают под корнями . берлоги.
Берлоги покрывают сугробы .
Еж подбирал крошки, пофыркивая.
Он ел суп из собачьей чашки
1) Меня угощали топленым молоком и уговаривали остаться. 2) Телеграмма была адресована моему двоюродному брату. 3) Я не знаю другой такой страны, где бы так бережно обращались с книгой. 4) Он никогда не думал о потраченном напрасно времени — просто никогда не тратил время впустую.
Внимание. Существительное с количественными числительными и словами избирательности подчеркиваются как одно целое (синтаксически неделимое словосочетание)
КАЖДЫЙ ИЗ НИХ по-своему убивал свое время.
На берегу расположилось С ДЕСЯТОК ДОМОВ; прошло ОКОЛО ДВУХ НЕДЕЛЬ)
Шли ДВА ПРИЯТЕЛЯ;
ЧЕТВОЕРО ДРУЗЕЙ отправились в поход,
НЕСКОЛЬКО ПРИЯТЕЛЕЙ захотели танцевать)
Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
Тысячи москвичей шли к дому на Тверском бульваре, чтобы проститься с великой актрисой.
2) Трое путников, с трудом вытаскивая ноги из болотного месива, направились к молодому раскидистому дубу.
На одной неделе семь пятниц не живёт.
1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.
25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов).
26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский).
27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой).
28. Была середина марта (Куприн).
29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский).
30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов).
31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер.
Иные пропали безвестно.
А некоторые превратились в других людей (Трифонов).
Источник
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Тема: Роль обращений в речи.
Цель нашего урока – узнать, что такое обращение.
Научиться находить обращения в речи.
Понаблюдать за выделением обращений в письменной речи.
Узнаем, что такое обращения и как они выделяются на письме.
Потренируемся находить обращения в речи.
Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Девочка Катя собирается написать письмо бабушке:
Здравствуй, бабушка! Как твои дела? У меня всё хорошо. …
«Бабушка» — это обращение. Обращение нужно, чтобы человек знал, что это письмо или сообщения предназначается ему.
Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.
Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза.
Ира, где ты была?
Где ты была, Ира?
Обратите внимание! Слова ТЫ и ВЫ не должны использоваться в качестве обращения.
Рассмотрите схемы оформления обращения на письме. Объясните правило.
Текст, обращение, текст…
! Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
Вспомните, является ли обращение членом предложения.
Нет, обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.
Частица «О», стоящая перед обращением, сливается с ним и не отделяется запятой. О солнце, раскалённое чрез меру, угасни, смилуйся на бедною землёй!
Междометие «О» стоящее перед обращением, отделяется запятой или восклицательным знаком. О, Петя, вот ты где!
Задание 1. Соедините картинки и предложения с обращениями:
Не пей, братец, козленочком станешь.
Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!
Не ешь меня, Серый волк, я тебе песенку спою!
Задание 2. Выделите цветом обращения:
— Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
— Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.
Задание 6. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.
Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).
Задание 7. Разгадайте кроссворд:
1.Чаще всего обращением является … человека
2. Знак препинания в виде крючка – это …
3. Слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.
Источник
Помогите пожалуйста даю 30 балов Задание 1. Выпишите те предложения, в которых есть обращения. Березы белоствольные растите веселей. Шумит земля привольная ветвями тополей. Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. Здравствуй солнце здравствуй лес.
Задание 2. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Ветер споет нам про дикие горы. Мой друг настойчиво добивается цели. Бабушка рассказывает сказку на ночь. Ребята пошли на речку. Мама купила мне книгу. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.
2. Ветер, спой нам про дикие горы. Друг, добейся цели Бабушка, расскажи сказку на ночь. Ребята, пошли на речку. Мама, купи мне книгу. Петя, сначала выучи урок, а потом пойдешь гулять.
Ответ оставил Ser012005
Задание 1. Березы белоствольные растите веселей. Здравствуй солнце, здравствуй лес. Задание 2. Ветер, спой нам про дикие горы Мой друг, добейся цели! (Настойчиво не нужно) Бабушка, расскажи сказку на ночь. Ребята, пошли на речку. Мама, купи мне книгу. Петя, выучи уроки, а потом иди гулять.
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.
Источник
Упражнения по теме «Обращение»
Упражнение 1.
Выпишите те предложения, в которых есть обращения.
1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.
Упражнение 2.
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.
Упражнение 3.
Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других — обращениями.
Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.
Упражнение 4.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
I. 1) Мой друг отчизн. посвятим души пр. красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони. ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи. я туча рассе. нной бури одна ты несё. ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн. я звезда твой луч осеребрил увядшие р. внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
II. 1) Не буд. товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4) Слав. те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк. . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.
Упражнение 5.
Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.
II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.
III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.
Упражнение 6.
Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.
1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)
Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.
Упражнение 8.
Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.
Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.
Прощай, письмо любви! Прощай: она велела.
Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.
Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?
Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.
Упражнение 9.
Закончите предложения:
а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;
б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;
в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;
г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .
Упражнение 10.
Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?
(Сравните:мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)
Упражнение 11.
Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской: . Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.
Упражнение 12.
Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.
Упражнение 13.
Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.
1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)
3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою. И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)
Упражнение 14.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.
а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)
б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)
Упражнение 15.
Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.
1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).
Упражнение 16.
Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.
1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия. (Пушкин). — Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. — Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). — Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва — мой любимый город. — Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). — В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».