Меню

Зелень деревьев блестит под лучами яркого солнца

Зелень деревьев блестит под лучами яркого солнца

Иллюстрация к рассказу Тургенева «Лес и степь»

. И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад,
Где липы так огромны, так тенисты,
И ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой,
Где тучный дуб растет над тучной нивой,

Где пахнет конопелью да крапивой.
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами.
И падает тяжелый желтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч;

(Из поэмы, преданной сожжению.)

Читателю, может быть, уже наскучили мои записки; спешу успокоить его обещанием ограничиться напечатанными отрывками; но, расставаясь с ним, не могу не сказать несколько слов об охоте.

Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, für sich, как говаривали в старину; но, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату. Слушайте.

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега. Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину. Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шипели; вам дремлется. Лошади звучно шлепают ногами по лужам; кучер посвистывает. Но вот вы отъехали версты четыре. Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете. Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто. Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору. Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль. не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны.

А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца. Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень. Вы поздоровались с ним, отошли — звучный лязг косы раздается за вами. Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой. Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.

— Где бы, брат, тут напиться? — спрашиваете вы у косаря.

— А вон, в овраге, колодезь.

Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мхом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага. что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается. Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, всё вдруг потемнело. Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай. скорее. Вы добежали, вошли. Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено. Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами.

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость. А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет. Что это? пожар. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни. Вот наконец и ваша изба. Сквозь окошко видите вы стол, покрытый белой скатертью, горящую свечу, ужин.

А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес. Лес глохнет. Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед.

Читайте также:  Шмель просыпается с солнцем

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму.

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней.

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман. Но вот ветер слегка шевельнется — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу — и вот опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; по как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то взвиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине.

Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам — вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом. Далее, далее. Пошли степные места. Глянешь с горы — какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы всё мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец — безграничная, необозримая степь!

А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным, острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега, любоваться зеленым цветом неба над красноватым лесом. А первые весенние дни, когда кругом все блестит и обрушается, сквозь тяжелый пар талого снега уже пахнет согретой землей, на проталинках, под косым лучом солнца, доверчиво поют жаворонки, и, с веселым шумом и ревом, из оврага в овраг клубятся потоки.

Однако пора кончить. Кстати заговорил я о весне: весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль. Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия.

Источник

Русский язык. Программа А.В. Поляковой

Итоговые контрольные и проверочные работы

На написание диктанта отводится один урок. Контрольные и проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю – можно отводить на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от степени сложности заданий и уровня подготовки вашего класса.

1 класс

На определение твёрдости /мягкости согласных звуков и способов их обозначения

Работа 1

Ребята ходили в парк. Там очень интересно. С ветки на ветку прыгала белка. Она была не в клетке, а на воле. Белка брала орешки из рук ребят.

Текст записывается на доске.

1. Выпиши из текста слова, в которых все согласные звуки произносятся твердо.
2. Из второго предложения выпиши слова с мягкими согласными. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 2

матушка, Илья, большой, уголок, Мария, ёжик

Слова записываются на доске.

1. Спиши слова, разделяя их чертой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя разделить для переноса на другую строчку.

На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными

Работа 3 (орфографический диктант)

Жил у тёти Даши кот Шика. Он был пушистый. Шика часто ходил в чулан. Там были мыши. Кот ложился в тёмном углу и сторожил добычу.

Учитель читает предложения по орфоэпическим нормам, затем диктует слова каждого предложения орфографически по одному слову с паузами между ними. После записи всех предложений учитель медленно читает их еще раз орфографически для проверки детьми написанного.

1. Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.
2. В первом предложении обведи кружочком буквы, которые обозначают мягкие шипящие согласные звуки.
3. Поставь ударения в словах третьего предложения.

На выявление умения разбить непунктированный текст на предложения

Работа 4

У Алёнки жил пёс Рыжик он дружил с котом Васькой рыжик караулил дом и спал в конуре васька ловил мышей и спал на печке ели они из одной чашки.

Читайте также:  Солнце ты мое луковое

Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

1. Спиши текст, расставь точки.
2. В последнем предложении подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.
3. Подчеркни все знакомые орфограммы.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество
учащихся

Не выписали слова с твердыми согласными звуками
Не выписали слова с мягкими согласными звуками
Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкость согласных

Не разделили слова на слоги
Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести

Работа 3 (орфографический диктант)

В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие твердые согласные звуки
Выделили не все буквы мягких шипящих звуков в первом предложении
Неверно проставили знак ударения

Точки расставили с помощью учителя
Имена собственные записали с маленькой буквы
Не подчеркнули слово, в котором звуков больше, чем букв
Подчеркнули не все орфограммы

2 класс

На выявление умения составлять словосочетание и определять части речи

Работа 1

Платье (какое?) .
Лошадь (какая?) .
Мороз (какой?) .
Деревья (какие?) .

На доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».

1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.
3. От существительного мужского рода образуй однокоренные слова разных частей речи.
4. Раздели слово платье для переноса

На выявление умения находить части речи

Работа 2 (диктант)

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. По оврагам журчат ручьи. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления за ошибку не считаются.

1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Ошибки можно аккуратно исправить (за исправление ошибок оценка не снижается).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

1. Подчеркни во втором и четвертом предложениях подлежащее и сказуемое. Надпиши над ними названия частей речи, укажи число.
2. Над словами седьмого предложения надпиши части речи.
3. У глаголов в третьем и шестом предложении определи время и число.
4*. Подчеркни в тексте слова, которыми автор показывает, на что похожи цветы орешника.

Работа 3 (cписывание текста)

Текст записан на доске или на индивидуальных карточках. Учитель читает весь текст.

Разные бывают птичьи домики. У воробья гнездо маленькое, сложено из соломинок и прутьев. Самое большое гнездо у орла. Орёл делает его из толстых прутьев и выстилает пухом. У пеночки самый красивый домик. Вьёт она его на берёзе. Жильё у неё тёплое, из перьев и пуха.

1. Спиши текст.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) текст. Ошибки можно аккуратно исправить.

1. Из второго предложения выпиши существительное и связанное с ним прилагательное, укажи их род и число.
2. В четвёртом предложении найди глаголы и подчеркни их двумя чертами.
3. К слову берёза подбери и запиши 2–3 однокоренных слова.
4. Выдели орфограммы в слове жильё.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество
учащихся

Не подчеркнули прилагательные
Подчеркнули не все орфограммы в именах существительных
От существительного не образовали однокоренное прилагательное
От существительного не образовали однокоренной глагол
Не разделили слово для переноса

Работа 2 (диктант)

Не подчеркнули главные члены предложения
Не надписали части речи
Не указали число
Не определили время и число глаголов
Не подчеркнули сравнение

Работа 3 (списывание текста)

Не выписали существительное и прилагательное
Не указали ро
Не указали число
Не подчеркнули глаголы
Не подобрали однокоренные слова к слову берёза
Не подчеркнули орфограммы в слове жильё

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы

Количество
ошибок

1. Пропуск, замена, перестановка букв
2. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением
3. Родовые окончания прилагательных
4. Буквы гласных после шипящих
5. Оформление предложения
6. Буквы парных согласных на конце слова
7. Перенос слов
8. Раздельное написание предлогов
9. Разделительный мягкий знак
10. Мягкий знак в конце слова

3 класс

На выявление умения разобрать предложение по членам предложения и по частям речи

Работа 1

Зелёный луг блестит под лучами яркого солнца.

Предложение записывается на доске.

1. Запиши предложение, разбери его по членам предложения и укажи части речи.
2. Найди в предложении словосочетания и запиши их в столбик: сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого.
3. Выполни грамматический разбор слов в предложении. Надпиши, где нужно, род, число, склонение, падеж, время.

Примечание. По усмотрению учителя возможен другой вариант предложения.

На узнавание предложений с однородными членами

Работа 2

Ты был ранним утром на лугу? Взошло солнце. Луг заблестел. По всей окрестности разливаются запахи цветов и трав. Вот вьётся цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединой. Ползают по былинкам муравьи, жучки, божьи коровки.
Порхают над цветами лёгкие бабочки, стрекозы. Наш пёс Барс бегает за ними. Над лугом льются звонкие голоса птиц. Я люблю с друзьями бегать по лугу.

Дети списывают текст с доски.

1. Подчеркни предложения с однородными членами.
2. В шестом предложении надпиши падежи существительных.
3. Из седьмого предложения выпиши слова с проверяемыми безударными гласными, подбери к ним проверочные.

На определение склонения имен существительных и разбор слова по составу

Работа 3

Утренняя заря румянит местность. Звезды одна за другой гаснут на небосклоне. Подул свежий ветерок. Крупные капли росы на траве засветились всеми цветами радуги.
По полю по узкой дорожке идет группа детей с учительницей. Это ребята из села Дубки. Они спешат на поезд в город. Там дети пойдут в цирк.
Поездку в цирк ребята ждали давно. Об отъезде Вера Ивановна объявила за два дня. Это было радостное известие.

Текст записывается на доске заранее. Первый раз текст читает учитель. Затем ученики читают текст еще раз самостоятельно. После самостоятельного прочтения ученики переходят к выполнению письменной части задания.

1. Прочитай. Выпиши имена существительные, употребленные в тексте в единственном числе по склонениям, поставь их в начальную форму.
2. Разбери по составу слова ветерок, дорожке, поезд, небосклоне, отъезде.
3. Подчеркни известные орфограммы в корне слов: засветились, спешат, объявила, радостное.

Работа 4 (диктант)

Ранним утром проснулось солнышко, оглядело местность. Потянулись его лучи к полянке. Один луч подкрался к берёзке. Другой луч сел на верхушку ели. Очнулась она от сна.
Подкрались лучи и к речке. Засверкала, заискрилась вода и погнала лёгкий туман по глади прочь. Лучики перелетали от дорожки к дорожке, от тропинки к тропинке. Раскрылись одуванчики. Лучи разбудили всех. Настал тёплый солнечный день.
Летнее солнце плывёт над лесами, над полями, над пыльной дорогой.

Читайте также:  Восходы солнца где то не со мной

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. За исправление ошибок оценка не снижается.

1. Подчеркни орфограммы в корнях слов: от тропинки, оглядело, местность, лёгкий, солнце.
2. В восьмом предложении укажи падежи имен существительных. Обозначь окончания.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество
ошибок

Подчеркнули не все члены предложения
Надписали не все части речи
Грамматический разбор слов:

Подчеркнули не все предложения с однородными членами
Не надписали падеж существительных
Выписали не все слова с безударными гласными
Не подобрали проверочные слова

Выписали не все существительные 1-го склонения
Выписали не все существительные 2-го склонения
Не выписали существительное 3-го склонения
Выделили не все орфограммы в корнях слов: засветились, спешат, объявила, радостное.
Неверно разобрали по составу слова: ветерок, дорожке, поезд, небосклоне, отъезде.

Работа 4 (диктант)

Не подчеркнули орфограмму в словах: от тропинки, оглядело, местность, лёгкий, солнце
Указали падеж и выделили окончание не у всех существительных

Ошибки, допущенные в диктанте

Орфограммы и пунктограммы

Количество
ошибок

1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением
2. Буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова
3. Буквы парных согласных в корне слова
4. Мягкий знак после шипящих
5. Буквосочетания чк, чн
6. Правописание падежных окончаний существительных
7. Правописание приставок и предлогов
8. Правописание родовых окончаний прилагательных
9. Буквы непроизносимых согласных
10. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
11. Прочие ошибки

4 класс

На различение простых предложений и предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний прилагательных

Работа 1

Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на зелёной планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радует слух их чудесное пение. Нравится наблюдать за их лёгким полётом. Много видов птиц живёт в России.
Быстро кружат в чистом воздухе ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Она ловко лепит его из земли и глины.
В развилке веточки заметишь гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков, берёзовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься.

(По К. Паустовскому)

Текст можно записать на доске с пропуском букв на месте орфограмм в окончаниях прилагательных или продиктовать его (вариант предъявления выбирает учитель).
Ученики записывают текст.
При диктанте учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, обращая внимание на знаки препинания. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами.
Уточнить значение слова развилка.

1. Над первым словом каждого предложения во втором и третьем абзацах напиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. (с однородными членами).
2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
3. Разбери по составу слова: удивляет, берёзовой.

На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, правописания глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

Работа 2 (списывание с заданием)

Горячее солнце как-то сразу вошло в силу. На востоке оно выплывает огненным заревом. От него безбрежный степной простор словно покрывается тонкой золотой пылью. Все вокруг стало меняться не по дням, а по часам. Быстро стал одеваться сад свежей, мягкой зеленью. А степь весело пестреет цветами. Пунцовыми пятнами ярко горит дикая гвоздика. Скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. В густой буйной траве по утрам дрожат и переливаются, как бриллианты, крупные капли росы.

Текст записывается на доске с пропуском букв на месте окончаний прилагательных (горяч. ) и в глаголах перед -ся (нежи. ся).
Учитель читает полный текст. После этого ученики записывают текст, вставляя пропущенные буквы.
В тексте выделены места пропуска букв.

1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
2. Седьмое предложение разбери по членам предложения и частям речи.
3. В последнем предложении подчеркни образное сравнение.

На узнавание спряжения глаголов

Работа 3

1. В лес не съезд…шь, так и на печи замёрзн…шь.
2. Кто дружбу вод…т, тот счастье наход…т.
3. Слово скаж..шь – как узлом завяж..шь.
4. Без рук рису..т, без зубов куса..т.
5. Крепкую дружбу и топором не разруб…шь.
6. Как называются цветы, когда в руках их держ…шь ты?
7. Никто не пуга…т, а всё дрожит.
8. Скромность украша…т человека.
9. Муравей невелик, а горы копа..т.

Пословицы и загадки записываются на доске. Написанное читает учитель.

1. Выпиши глаголы в две группы по спряжениям.
2. Подчеркни глаголы-исключения
3. Напиши неопределенную форму глаголов замёрзн..шь, дрожит, копа…т.

Работа 4 (диктант)

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу ты услышишь певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок — ранний певец. Только заиграет на горизонте луч летнего солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня.
Лучший певец русского леса — соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкает чудесная трель. Сидишь и слушаешь самый красивый голос.

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, обращая внимание на знаки препинания. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами.

1. Третье предложение разбери по членам предложения и частям речи.
2. Над глаголом наполняет надпиши время и спряжение.
3. Разбери по составу слова заиграет, чудесная.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Кол-во
учащихся

Не выделили предложения с однородными членами
Указали не все падежи прилагательных
Не разобрали по составу слова удивляет, берёзовой

Указали не все падежи прилагательных
Неправильно подчеркнули члены предложения
Неверно указали части речи

Выписали не все глаголы I спряжения
Выписали не все глаголы II спряжения
Не подчеркнули глаголы-исключения
Не написали неопределённую форму глаголов

Работа 4 (диктант)

Подчеркнули не все члены предложения
Неверно указали время и спряжение глагола наполняет
Неверно разобрали по составу слова заиграет, чудесная

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы и пунктограммы

Кол-во
ошибок

1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением
2. Буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова
3. Буквы парных согласных
4. Правописание приставок
5. Правописание предлогов
6. Падежные окончания существительных
7. Падежные окончания прилагательных
8. Безударные личные окончания глаголов
9. Орфограмма -тся (-ться)
10. Буквы непроизносимых согласных
11. Правописание разделительного мягкого знака
13. Запятая в предложении с однородными членами
14. Перенос слов
15. Пропуски, замены, искажения букв
16. Прочие ошибки

* Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.

Источник

Adblock
detector