Цин-лун
青龍 , Цин-лун Цан-лун – Зеленый дракон, Лазурный дракон. В китайской мифологии дух — символ востока. Поскольку восток ассоциировался с весной (см. У син), символом его был дракон (лун) цвета зеленой весенней травы.
Цин-лун — также название восточного квадранта небосвода и главной «звезды» Тай-суй (планета Юпитер). На древних рельефах этот астролого-астрономический символ напоминает дракона (звезды обозначались кружками и входили в его контур). Изображение Цин-луна с древности имело благопожелательный смысл, появление Цин-луна считалось счастливым предзнаменованием. Цин-луна изображали в древности на знаменах, при этом во время следования войска знамя с изображением Чжу-няо (символ юга) несли спереди, Сюань-у (символ севера) — сзади, Цин-луна — слева, а Бай-ху (символ запада) — справа. Изображения Цин-луна находят на могильных рельефах рубежа н.э. (одновременно с символами трех других сторон света). В ср. века Цин-лун в паре с Бай-ху почитался как дух — страж дверей (см. Мэнь-шэнь). Изображения Цин-луна встречаются на поздних нар. картинах (нянь хуа), имеющих заклинательный (оберегает дом от нечисти) и благопожелательный смысл: извивающийся в разноцветных (благовещих) облаках Цин-лун, напр., сыплет чудесными, источающими пламя, жемчужинами, золотом, серебром, кораллами в «вазу, собирающую сокровища» (цзюй-бао-пэнь), выступая в данном случае в качестве помощника бога богатства — цай-шэня.
Источники:
Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифологии народов Китая). Пекин, 1993, с. 188, 214, 233.
Автор: Рифтин Б.Л.
По словам современного специалиста Чжан Кай-чжи 张岂之 (2006), дракон, ассоциирующийся с красотой и мощью, процветанием и развитием, счастьем и удачей, «стал духовным символом подъема в китайской культуре». Археологические открытия кон. ХХ в., обнаружившие его изображения из нефрита, раковин и на керамике шести-четырехтысячелетней давности, свидетельствуют о синхронности возникновения этого образа с возникновением самой китайской культуры. Как показали исследования подобных артефактов (напр., Сунь Шоу-дао 孙守道 , Го Да-шунь 郭大顺 , 1984), в основе образа дракона открылись черты самого древнего и распространенного домашнего животного – свиньи. В 1988 в уезде Пуян пров. Хэнань была раскопана могила пожилого мужчины, жившего за 6 тыс. лет до н.в., по бокам от скелета к-рого двухстворчатыми раковинами выложены изображения повернутых спинами друг к другу тигра (с западной стороны головой на север, хвостом на юг) и дракона (с восточной стороны также головой на север, хвостом на юг), названного «первым кит. драконом» и являющегося явным прототипом Цин/Цан-луна, что также подтверждает изображение центрального созвездия Ковша (Доу, или Северного Ковша – Бэй-доу, т.е. Большой Медведицы) в ногах скелета.
В традиционном китайском мировосприятии зелено-синий участок цветового спектра (см. У сэ) представлялся единым целым и соответственно обозначался иероглифами, совмещающими значения «зеленый» и «синий». Поэтому в переводах Цин/Цан-лун с одинаковой частотой фигурирует как Зеленый и Синий дракон, в строгом смысле являясь Зелено-синим/Лазурным драконом.
Первый государь, основоположник цивилизации и культурный герой драконообразный (соединяющий черты птицы и змеи) Фу-си, получив соответствующее благовещее знаменье в виде дракона-лун, установил «драконовы основы» (лун цзи 纪 ) правления, осуществлявшегося с помощью «драконовых наставников» (лун ши 师 ) и «драконовых имен» (лун мин 名 ) («Цзо чжуань — «Предание Цзо», Чжао, 17 г.; «Сань хуан бэнь цзи» — «Основные записи о трех властителях» Сыма Чжэня, VIII в.), а отождествляемое с ним божество Тай-хао 太暤 (Великий светоч) считалось правителем исходной стороны света — востока, начального сезона — весны и самого начала года, соотносясь с Зелено-синим/Лазурным драконом (Ли цзи, Шань хай цзин, Люй-ши чунь цю, Хуайнань-цзы, Бо ху тун). «Головой дракона» обладал и первопредок Пань-гу, согласно «Гуан Бо у чжи» («Расширение “Трактата обо всех вещах”», 1607) Дун Сы-чжана (1586 – 1628). В «Цзо чжуани» (Хуань, 5 г., Сян, 28 г.) отражена корреляция дракона-лун и с «восточным дворцом» (дун гун) небосвода (7 созвездий Фан, Синь, Ган, Ди, Вэй, Цзи, Цзяо, соответствующие Стрельцу, Скорпиону, Весам и Деве), и со Звездой года (Суй-син, Тай-суй), Юпитером, 12-летний цикл которого лег в основу китайского календаря (см. Инь-ян ли), а также с подвластной этим небесным сферам по системе фэнь е 分野 («деление просторов») территорией на земле, в частности восточными царствами Сун и Чжэн (совр. пров. Хэнань). Древнейшее стандартно ориентированное в пространстве изображение Зелено-синего/Лазурного дракона в паре с Белой тигрицей (Бай-ху) и вместе с иероглифическими обозначениями 28 кругообразно расположенных зодиакальных созвездий, или лунных «станций»/ «домов» (сю [2], шэ [2]), и центрального созвездия Ковша (Доу/Большая Медведица) было обнаружено в 1978 в уезде Суйсянь пров. Хубэй на вырытой из захоронения ок. 433 до н.э. крышке лакового ларца. Подобное представление этой пары без двух других символов небесных квадрантов (Чжу-няо и Сюань-у), видимо, воспроизводит архаическое деление пространства и времени надвое (восток–запад: дун-си; весна–осень: чунь-цю).
Позднее, в эпоху Хань (III в. до н.э – III в. н.э) парные и Цин/Цан-лун и Бай-ху стали изображаться (особенно на бронзовых зеркалах) держащими соответственно луну и солнце, что свидетельствует об их мифологиеской корреляции с другой парой антропозооморфных космических символов Фу-си и Нюй-ва, наделенных теми же небесными атрибутами, а также в сочетании с Дун-ван-гуном (Владыка Востока) и Си-ван-му (Владычица Запада) соответственно. Как коррелят востока, весны и элемента дерево (эквивалента «младшего ян [1]» — шао ян, см. Инь–ян) в системе пяти элементов (у син) Цин/Цан-лун знаменует мужское начало ян [1] и, особенно в эротологии, мужскую сексуаль-ность.
В древнем календарно-мироустроительном ритуале (см. Инь-ян ли), наиболее подробно описанном в «Ли цзи» («Записки о благопристойности», гл. 4/6 «Юэ лин» — «Помесячные приказы») и «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя», I, 1; II, 1; III, 1), термин цан-лун обозначал отборных, особо рослых коней соответствующей зелено-синей масти с такого же цвета колокольчиками/бубенчиками на ярме (хэн [2]), называемыми «фениксами-луань» (см. Луань-няо, Фэн-хуан), к-рые запрягались в колесницу сына Неба (тянь цзы – император), выезжавшего на ней знаменовать начало каждого из трех весенних месяцев.
Источники:
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 230; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, с. 34, 116, 149, 159, 264; Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, указ.; Гэ Хун. Баопу-цзы / Пер. Е.А.Торчинова. СПб., 1999, с. 69, 245; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 71, 79, 88; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 85, 113.
Литература:
Вильямс К.А. Энциклопедия кит. символов. М., 2001, с. 99 – 108; Китайская геомантия / Сост. М.Е. Ермакова. СПб., 1998, указ.; Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. М., 1975, с. 24 – 27, табл. I, II, XII; Терентьев-Катанский А.П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. СПб., 2004, с. 26 – 44; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, с. 211; Ван Цзянь-минь, Лян Чжу, Ван Шэн-ли. Цзэн-хоу и му чуту ды эр-ши-ба сю Цин-лун Бай-ху тусян (Изображения 28 [зодиакальных] «станций», Цин-луна и Бай-ху, вырытые из могилы II Цзэн-хоу) // Вэнь у. 1979, № 7, с. 40 – 45; Сунь Шоу-дао. Саньсинтала юй лун као (Исследование нефритового дракона из Саньсинтала); Сунь Шоу-дао, Го Да-шунь. Лунь Люхэ лююй ды юаньши вэньхуа юй лун ды циюань (О первобытной культуре бассейна реки Люхэ и возникновении [образа] дракона) // Вэньу. 1984, № 6; Сюй Хуа-дан. Чжунго ды лун (Китайский дракон). Пекин, 1988; Чжан Кай-чжи. Чжунго чуань-тун вэньхуа (Традиционная культура Китая). Пекин, 2006, с. 36 – 42; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 117 – 122; Cang Shi. The Dragon. Beijing, 1988; Mayers W.F. The Chinese Reader`s Manual. Shanghai, 1940, p. 151 – 153.
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл. с некот изм.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. — 2007. — 869 с. С. 703-705.
Источник
ЦИНЛУН
Зелёный дракон цин-лун.
Зелёный дракон цин-лун (символ востока).
Рельеф на каменном гробе, найденном у горы Лушань в провинции Сычуань.
Рубеж нашей эры.
Смотреть что такое ЦИНЛУН в других словарях:
ЦИНЛУН
в китайской мифологии зеленый дракон, символ востока. В Китае у каждой стороны света имеется свое священное животное, свой дух-хранитель. Страж Востока – самое значительное создание небес, одно из самых сильных и могущественных животных в китайской мифологии. Восток в Поднебесной ассоциируется с весной, отсюда и цвет этого существа. Часто переводчики неправильно называют его «синим драконом». Это зеленое огромное чудовище невероятно благосклонно к людям. Его появление всегда считалось предзнаменованием чудесных перемен в жизни. Изображение Цин-луна приносило богатство и процветание в дом. На таких картинах он часто мечтательно витал между разноцветными облаками, просыпая на землю чудесные сокровища, жемчуг, золотые и серебреные монеты в цзюй-баопэнь, выступая в данном случае в качестве помощника бога богатства – цай-шэня. Это изображение, как считалось, распугивало вредную нечистую силу и имело также смысл благих пожеланий. Он украшал знамена войск, следующих на покорение новых земель. Причем несли его в совокупности со всеми остальными духами-хранителями сторон света. Изображение Цин-луна несли с левой, восточной стороны войска. Спереди несли символ юга Чжу-няо, сзади символ севера Сюань-у а с правой стороны символ Запада Бай-ху. Таким образом, войску обеспечивалась защита и удача в бою, а завоеванные этим войском земли должны были быть благодатными и богатыми. В средние века Цин-лун в паре с Бай-ху считался духом-стражем дверей. смотреть
ЦИНЛУН
Цин-лун (кит.) — «зеленый дракон» — зеленый дракон, символ востока. Его изображение имело благожелательный смысл, а появление считалось счастливым предзнаменованием. Вместе с другими символами сторон света Ц.-л. изображали на военных знаменах, причем во время следования войска знамя с Ц.-л. несли слева (спереди несли знамя с Чжуняо, символом юга, сзади — с Сюань-у, символом севера, справа — с Бай-ху, символом запада). Вместе с Бай-ху Ц.-л. почитали стражем дверей, его изображения вешали в домах для привлечения удачи, дост8тка и для защиты от нечисти.
ЦИНЛУН
в кит. миф. дух — символ В. По-скольку В. ассоциир. с весной, то и символом его был дракон цвета зеленой весенней травы.
ЦИНЛУН
ЦИН-ЛУН, в китайской мифологии зеленый дракон, дух востока, весны и цветения природы.
ЦИНЛУН
ЦИН-ЛУН — в китайской мифологии зеленый дракон, дух востока, весны и цветения природы.
ЦИНЛУН
ЦИН-ЛУН , в китайской мифологии зеленый дракон, дух востока, весны и цветения природы.
ЦИНЛУН
ЦИН-ЛУН, в китайской мифологии зеленый дракон, дух востока, весны и цветения природы.
ЦИНЛУН
— в китайской мифологии зеленый дракон, дух востока, весны ицветения природы.
Источник
Дракон Цин Лун как талисман
Цель талисмана
Способствует карьерному росту, финансовым успехам, охраняет человека от недобросовестных партнеров, конкурентов и вообще от недобрых людей. Будучи символом ярко выраженной энергии ян, Дракон покровительствует сильной половине человечества. Страж Востока олицетворяет собой пробуждение сил природы, рост и новые начинания. Живя внутри дома, Дракон принесет в него деньги.
Дракона следует размещать с левой стороны от входной двери (если смотреть из дома), в идеальной схеме место дракона — восток. Приветствуется расположение в гостиной (для введения янской энергии). Талисман следует ставить на подставку, постамент или возвышенность, однако Дракон не должен находиться выше человеческого роста, поскольку тогда он будет не покровительствовать человеку, а манипулировать им.
Активизация талисмана
Пробудить дракона к жизни, то есть активизировать талисман, можно, «открыв» ему глаза с помощью простого ритуала. Определите по китайскому календарю день дракона и утром, между семью и девятью часами вашего местного времени (это время дракона), с помощью новой кисти и черных чернил поставьте точки на глаза фигурки или изображения дракона. Во время выполнения обряда дракон должен смотреть на восток. Также можно символически освятить глаза дракона ароматической палочкой.
Легенда гласит
Цин Лун — чрезвычайно сильное магическое животное и самое значительное небесное создание по китайской мифологии. Лазурный дракон является хранителем Востока и предвестником хороших изменений в жизни. Дракон — символ императорской власти в Китае, на мантии императора всегда изображается пятипалый императорский Дракон.
Вообще, для китайцев дракон — это символ их нации и всех благ, поэтому его изображение и всевозможные фигурки в Китае необыкновенно популярны. Считается, что искусство фэн-шуй обязано своим появлением дракону, ибо поднявшийся из вод Хуанхэ дракон, украшенный перемежающимися черточками на спине, натолкнул мудреца и первоучителя Фу Ши на открытие символов, которыми можно было бы описать сразу все существующие философские понятия. Так появились обозначающие все процессы и предметы символы ян и инь и знаменитая «Книга перемен», а потом и концепция ба-гуа и другие основополагающие для фэн-шуй методы.
Присутствие воды пробуждает Дракона и заставляет его выдыхать бесценную энергию ци. Можно повесить фигурку Дракона рядом с аквариумом или даже на кухне, у раковины, так как вода из крана символизирует собой чистую воду, текущую в ваш дом. При этом талисман не должен смотреть в направлении туалета или ванной и уж тем более — там находиться. Иначе и ваша удача, и ваши деньги уйдут от вас. Нет места Дракону на юге — в секторе Огня. Идеальный вариант талисмана — дракон из нефрита, камня зеленого цвета. А в общем-то, материал (стекло, медь, дерево и прочее) для дракона не так важен, как цвет — это должны быть все оттенки зеленого и синего. Дракон, внесенный в жилье ради перемен, может привести за собой перемены не только к лучшему, но и к худшему. Поэтому необходимо сдерживать его порывы, а это удел мудрой Черепахи, прекрасного Феникса и постоянного антагониста Дракона-Тигра при хорошем фэн-шуй Дракон всегда контролирует Тигра, и наоборот). К тому же талисман не должен быть слишком большим, ведь если Дракон займет доминирующую позицию в вашем доме, его энергетика начнет приобретать неуравновешенный характер. Символически Дракона может заменить растение, лучше живое, но подойдет и искусственное, лишь бы оно было зеленое, а если растение цветущее, то лучше с голубыми или синими цветами, но ни в коем случае не остролистое или колючее.
Источник