Меню

Земля не вечна космос

«Человечество не останется вечно на земле»(Циолковский)

КО Д Н Ю К О С М О Н А В Т И К И

«ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ ОСТАНЕТСЯ ВЕЧНО НА ЗЕМЛЕ» (ЦИОЛКОВСКИЙ)

«Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

«Смело же идите вперед, великие и малые труженики земного рода, и знайте, что ни одна черта из ваших трудов не исчезнет бесследно, но принесет вам в бесконечности великий плод»

К.Э. Ц И О Л К О В С К И Й.

«Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждёт рождения в нём Бога. Бог ждёт рождения в нём человека».

Н.А. Б Е Р Д Я Е В.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «МОНОЛОГ ВАСЬКИ БУСЛАЕВА».

ПРАВОСЛАВИЕ И КОСМИЧЕСКАЯ ДУХОВНОСТЬ

. В советское время в педагогическо-просветительской теории, культурологическо-воспитательной практике широко и успешно практиковался жанр С Е М И Н А Р И Я. Методологи и методисты, профессионалы-специалисты, имевшие серьёзный опыт, разрабатывали, в частности, С Е М И Н А Р И И, посвященные великим деятелям культуры, государственности, духовности.

Думается, Минпросу и Минкульту не мешало бы озаботиться подготовкой СЕМИНАРИЯ по проблемам космической астрономии, гуманитарного космосознания, теоретической и практической космонавтики, космического человекознания.

Одна из важнейших проблем этики, эстетики, педагогики, психологии, народознания – проблема Ч Е Л О В Е К А, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

Современник Циолковского ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ вочеловечил, опоэтизировал «вечный зов» цивилизационного развития в стихотворении «ХВАЛА ЧЕЛОВЕКУ»:

Молодой моряк вселенной, Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный, Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети. Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод, В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот, Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной Нитью землю оплести.

В древних, вольных Океанах, Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно, Неустанный зверолов.

И шипя под хрупким шаром, И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам, Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый Четырех подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы, Множишь тысячи коварств,-

Но, отважный, со стихией После бьешься, с грудью грудь,
Чтоб еще над новой выей Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! Ты поставишь Над землей ряды ветрил,
Ты своей рукой направишь Бег в пространстве, меж светил,-

И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Человек!

«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ»

У «физиков» и «лириков» — с в о и взгляды на цивилизационное развитие, на историю человечества. Прогресс и регресс… Энтропия, эволюция и революция… Творческие индивидуальности «открывателей путей»… Судьба человека и судьба «человейника»… «Солнце, луна и звёзды – краса небес; цветы и ягоды – краса гор; краса государства – человек» (восточная мудрость). «Конечный продукт постоянно развивающейся природы есть прекрасный человек» (Г ё т е).

«Сгиб эпох» Х1Х – ХХ столетий характеризовался «могучим клублением сил». Формирование личности, биографии, научно-технического потенциала, творчества Константина Эдуардовича Циолковского… В научном студенческом кружке, школьно-научном кружке отроки и отроковицы могут изучать деятельность, искания и обретения сына земли Рязанской и Калужской в контексте истории Государства Российского…

Могут быть предложены темы реферативных сообщений:

Циолковский и Джордано Бруно

Циолковский и Фёдоров

Циолковский и Бердяев

Циолковский и Флоренский

Циолковский и Вл. Соловьёв

Циолковский и Булгаков

Циолковский и Вернадский

Циолковский и Чижевский

« ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН, КАК МНОГО ДУМ НАВОДИТ ОН…»

Читайте также:  Досуг для дошкольников космос

В журнале «Наука и религия» опубликованы мемуарные заметки Л.К. Циолковской «Циолковский и религия»: «Многих интересует, как Циолковский относился к религии.
К обрядовой, внешней стороне отношение было отрицательным. Сам он шел в церковь, когда его начальство напоминало об этом. Но, признавая за человеком свободу взглядов, включая и религиозных, он никогда не мешал ни матери посещать церковь, ни нам, детям, находя, что это для нас «развлечение», — вспоминает дочь великого учёного. Действительно, тогда ни кино, ни доступных театров, ни юношеских, а тем более детских клубов не было. И мы находили в церкви отдых от томящего живую детскую душу однообразия жизни. Кроме того, церкви он считал украшением городов и памятниками старины. Колокольный звон отец слушал как музыку и любил гулять по городу во время всенощной».

…Колокольные звоны Рязани… Колокольные звоны Москвы и Боровска… Колокольные звоны Калуги… — Тревожно-исповедально грезились-вспоминалось заученное наизусть сочинение Ивана Козлова:

Мемуаристка вспоминает: «К Христу относился как к великому гуманисту и гениальной личности, провидевшей интуитивно истины, к которым впоследствии ученые подошли посредством науки. Таково, например, изречение Христа «в доме отца моего обителей много». Циолковский видел в этом изречении Христа мысль о многочисленных обитаемых мирах.
Недосягаемо высоко ставил Циолковский Христа в отношении этики. Его гибель за идею, его скорбь за человечество, его способность «все понять, все простить» приводили его в экстаз. Но с таким же восторгом он относился и к самоотверженным деятелям науки, спасавшим человечество от смертей, болезней, изобретателям, облегчавшим человеческий труд».

Л.К. Циолковская размышляет: «Некоторые выражения в его книжках, где упоминается Бог, дают превратное представление о его взглядах, — констатирует автор статьи «Циолковский и религия». — Но если вспомнить его боль за человечество, страдающее, измученное всякими несовершенствами, если вспомнить, что его дирижабль и ракета имели целью осчастливить это несчастное человечество, то мы поймем, что в книжках философского и этического содержания он стремился утешить этого же самого человека и старался говорить языком, доступным его пониманию».
«Он верил в высшие совершенные существа, живущие на более древних, чем наша земля, планетах, но он их мыслил как существ, состоящих из той же материи, что и весь космос, который, по его понятию, управлялся законами, общими для всей вселенной. Он считал, что наши научные знания слишком незначительны в сравнении с тем, чего мы не знаем, — говорит Л.К. Циолковская. — Но он твердо верил в будущее всеобщее счастье и хотел утешить и подбодрить всех, «кто забит и подавлен нуждой, кто устал от борьбы и ненастья». И применяя слово «Бог», как понятное и доступное большинству людей своего времени, сам он подразумевал космос, управляющийся неизбежными, но благодетельными для всего живущего законами Разума».

Православный Циолковский

В 1925 году Циолковский выпустил в Калуге брошюру «Причина космоса»;

В данной работе Константин Эдуардович обосновывает свое богопонимание.

Учитывая важность затрагиваемых здесь проблем, позволим себе процитировать

заключительные выводы и обобщения гениального философа-культуролога:
«Причина несоизмерима со своим творением, так как создает вещество и энергию, чего космос не в силах сделать. Для нее ограничено то, что даже для высочайшего человеческого ума безначально и бесконечно.
Космос для нее определенная вещь, одно из множества изделий Причины. Мы про другие ее изделия никогда ничего не узнаем, но они должны быть.
Причина, с человеческой точки зрения, во всех отношениях бесконечна по сравнению со Вселенной, которая, в свою очередь, бесконечна по отношению к любой части космоса: к человеку, Земле, солнечной системе. Млечному Пути, к группе спиральных туманностей, ко всему известному миру.
Вся известная Вселенная — то же, что капля в безбрежном океане. Отсюда видно, что Причина по отношению к человеку и перечисленным частям Вселенной есть бесконечно большое второго порядка.
Причина должна быть всемогуща по отношению к созданным ею предметам, например, к космосу, хотя, по-видимому, не касается его. Но он и сам по себе исправен и умеет жить на благо самому себе. Однако это равновесие теоретически во всякое время может быть нарушено.
Причина создала Вселенную, чтобы доставить атомам ничем не омраченное счастье. Она поэтому добра. Значит, мы не можем ждать от нее ничего худого. Ее доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны по отношению к тем же свойствам космоса.
Какие же практические выводы? Не осталось ли бы все по-прежнему, если бы мы и не рассуждали о свойствах Причины?
ПЕРВЫЙ ВЫВОД. Удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие.
ВТОРОЙ. Смирение перед Причиною. Оно поможет нам быть благоразумными и заставит нас помнить, что если нам дана нескончаемая радость, то она может быть всегда и отнята, если мы не благоговеем перед Причиной. Это дань ее.
ТРЕТИЙ. Чувство благодарности за некончающееся, всегда возрастающее счастье. Оно придает нам бодрость в нашей бедной земной жизни и заставит нас всегда помнить и любить его Причину. Любовь умилостивит ее, потому что Любовь — также ее дань.
ЧЕТВЕРТЫЙ. Мудрость и благость Причины по отношению к своему изделию позволяет нам думать, что могущество Причины не принесет нам зла и в будущем, например, не прекратит существование Вселенной или не сделает его мучительным.
Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Короче: и Причина, и органические существа Вселенной и их разум составляют одну и ту же любовь».

Читайте также:  Элемент питания пальчиковый космос

.
А вот еще из Циолковского: «То, что происходит и развивается, — писал он, — ход этого развития — зависит от начальной Причины, вне природы находящейся. Значит, все зависит от Бога». И несколько далее продолжает: «Бог есть причина всех явлений, причина вещества и всех его законов» (Циолковский К. Э. Образование Земли и Солнечных систем. 1915. С. 7, 10).

КОСМИЗМ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И ХРИСТИАНСТВО .

Циолковский и религия

Не находя в традиционном материализме ответов на вопросы о связи духовного с материальным, Циолковский обращался к религии. Необходимость веры мотивировалась тем, что «множество насущных вопросов сейчас не может быть решено, между тем жизнь требует их решения во что бы то ни стало. Отсюда — «потребность веры, т. е. потребность иметь твердые, непоколебимые взгляды и решения трудных задач, чтобы не топтаться на одном месте, а идти вперед, хотя бы и рискованным путем».

Распространяя материалистический взгляд на Вселенную и ее эволюцию, Константин Эдуардович пытался выделить первопричину всего сущего, «смысла» космоса: «почему все проявляется в той, а не в другой форме, почему существуют те, а не другие законы природы? Ведь возможны и другие. На то должна быть какая-нибудь причина, как и причина всего мира. » Ответом было: «Бог есть причина всех явлений: причина вещества и всех его законов».

Разграничивая Бога и Вселенную и ставя последнюю в причинную зависимость от первого, Циолковский замечает: «Бог есть то, что распоряжается всеми нами, от чего зависит и судьба людей, жизнь и счастье всего существующего, судьба солнц и планет, судьба всего живого и мертвого. И такой Бог есть, потому что это Вселенная. » Это тот синтез материализма и религии, к которому и до Циолковского приходили философы-пантеисты, пытающиеся примирить противоположность духа и материи. Итак, делаем заключение : отождествляя Бога и Вселенную, Циолковский как бы провозглашает космический пантеизм.

БИБЛИОГРАФИЯ. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ.

Учеников, курсантов и студентов надлежит знакомить с первичными требованиями и навыками научной работы (реферирование, компилирование, аннотирование).

В качестве примера приведём публикацию тезисов сообщения В.Е.Ермолаевой (Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга. Секция «Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского».2006 год).

1. К. Э. Циолковский «увлекался евангелием» с юности. Видение на небе главного символа христианства – креста и человеческой фигуры, посетившее Циолковского в 28 лет, обнаружило громадную духовную работу в русле постижения ведущих идей европейской части человечества.

Читайте также:  Детсад занятия по космосу

2. Учёный стремился понять и объяснить внутренне воспринятую им великую истину христианства и себе, и всем, кто не сумел увидеть её. Именно с этой целью он стремился «перевести» на язык современности Евангелия.

3. Архетип вселенского миропорядка (движитель сознания учёного) осмысливается им в образе Бога-отца, Создателя мира, Первопричины Вселенной. Идея согласия веры и знания становится ведущей для Циолковского до конца дней, хотя контуры веры с возрастом и в условиях агрессивно–атеистического государства (благосклонного к научным, но не мировоззренческим идеям учёного) приобретают всё более абстрактный характер: христианский рай преобразуется в картину вечного счастья совершенных обитателей космоса.

4. Бог Циолковского – Творец мира и его законов, Первопричина космоса и его верховный правитель. Но в то же время – это живой личный Бог, который может поддержать и спасти, идея любви, животворящей Истины, осуществлённая в совершенном Космосе и принесённая на Землю, открытая людям Великим Галилейским Учителем.

5. Циолковский принимает символ Божественной Троицы и пытается понять его: «Верно, что дух правды или истины от сына, т.е. от человека исходит, человек же или другое разумное существо от отца. Всё вместе – одно». Но при этом он не учитывает персоналистический смысл христианского символа, призыв к развитию личности христианина, сознательного свободного выбора пути истины и любви. Н. А. Бердяев писал: «Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждёт рождения в нём Бога. Бог ждёт рождения в нём человека».

6. Распыление данной личностной «композиции» в атомы, пусть и одушевлённые, с последующей сборкой в новые «композиции», противоречит христианской идее посмертной ответственности, и это учёный тоже чувствовал. Возможно, конечно, его, как и многих христианских мыслителей, смущала идея вечных мук грешников, он не верил в совмещение такой жестокости и безграничного милосердия божья. Но всё же избавление от неудачных композиций атомов, жертвуя и более удачными, трудно считать решением проблемы в христианском духе.

7. Возможно, дополнение христианства рассуждениями такого рода с позиций космической судьбы человечества заставила нашего, тоже отнюдь не ортодоксального христианина Бердяева резко выступать против «космического прельщения» и космоцентризма.

8. Непонимание персоналистического смысла Нового завета всё же не позволяет считать Циолковского не христианином, хотя и выводит за рамки ортодоксальных версий христианства. Выход за рамки любой догмы вызывает особенное сочувствие к несчастной посюсторонней земной реальности, которая нуждается в преображении в духе великих истин любви и сострадания всему чувствующему. Именно такое преображение имеют в виду космические и все остальные проекты учёного. Неверны попытки истолковать их в другом контексте.

9. Наш великий учёный – христианин, прежде всего, по его любви к человечеству, по стремлению облегчить ему путь к преображению, осуществлению христианских ценностей.

10. Он христианин по своей творческой мощи – ответу на сокрытое требование Бога (Бердяев). Царство Божье не только ожидается, но и творится.

11. Наконец, он христианин по нравственной высоте и благородству личной судьбы.

Интернет — о Циолковском:

Нам Циолковский напророчил,
Что в космос выйдет человек.
В его мечтах поставил точку
Мятежный наш двадцатый век.
Прочь, страх, неверие, сомненья,
И россиянин это смог:
Прорвав земное притяженье,
Он сделал над Землей виток.
Всего один виток — начало
Неведомого нам пути…
А уж мечтатели сказали:-
На Марсе яблоням цвести!
Так будет ли? Пока не знаем —
И на Земле проблем не счесть…
Но «ближний космос» обитаем,
И в этом все же что-то есть!
Пусть не за тысячу парсеков,
>Немного ближе — на Луну
Нога ступила человека,
Преграду взяв еще одну.
И спутники к далеким звездам
Весть о землянах унесли —
Прими, великий космос, грозный,
Привет от маленькой Земли!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник