Космология Николая Кузанского
…В своем религиозно-философском труде “Об ученом незнании” (1440 г.; до опубликования гелиоцентрической модели мира Коперника оставалось еще более ста лет) выдвинул ряд космологических идей, которые, вообще говоря, противоречили геоцентрической космологии христианства и подверглись нападкам тогдашних ортодоксальных теологов. Тем не менее, Кузанцу удалось оправдаться и защититься (в 1448 г. он стал даже кардиналом, а в 1450 г. — епископом), так как бескомпромиссные и жестокие времена Реформации и Контрреформации были еще далеко впереди. Эти идеи кратко можно сформулировать в виде следующих 8 гипотез: 1) Вселенная не ограничена восьмой сферой неподвижных звезд, а бесконечна в пространстве и во множестве своих вещей; 2) во Вселенной нет фиксированного, неподвижного центра (это следует как из бесконечности Вселенной — в бесконечности невозможно выделить центр, половину или какую-либо ее долю, так и из признания философом права быть таким всеобщим центром только за богом); 3) все небесные тела — “звезды” Вселенной — находятся в движении (поскольку нет неподвижного центра, то все тела обязаны двигаться); 4) поскольку во Вселенной нет абсолютного центра, то в ней нет абсолютного движения, и любое движение относительно (абсолютное движение есть “покой и бог”, а относительное движение совершается по отношению тел друг к другу); 5) Земля и любая другая “звезда” не находятся в центре Вселенной, а двигаются вокруг какого-то местного подвижного центра, причем количество таких центров во Вселенной бесконечно (современная астрономия полностью подтверждает идею полицентризма — от греч. poly много — и определяет причину полицентрического движения — закон всемирного тяготения); 6) Земля, любая другая “звезда” не могут двигаться по кругу вокруг местного центра (во-первых, точный, идеальный круг может быть только в боге, и, во-вторых, центр любого круга во Вселенной не фиксирован, а движется; современная астрономия рассматривает в качестве идеализированных орбит естественных небесных тел не круг, а эллипс, параболу и гиперболу); 7) Земля не является идеальным шаром, но шарообразна (идеальный шар может быть только в боге; современная наука называет форму Земли геоидом, к которой ближе всего находится эллипсоид вращения); 8) Вселенная содержит много звездных миров со своими живыми существами, подобными жителям Земли (этот свой вывод о непустоте, об обитаемости миров философ поясняет: “наше место в мире есть обитель человека, животных и растений, находящихся на менее благородной ступени, чем жители области Солнца и других звезд. [от] областей всех звезд, исходят натуры различного благородства, населяющие каждую область, чтобы множество небесных и звездных мест не было пустым. жители других звезд несоизмеримы с обитателями нашего мира. вся та область нам неизвестна, ее обитатели остаются для нас совершенно неизвестными. В отношении других звездных областей мы равным образом подозреваем, что ни одна из них не лишена обитателей, и у единой Вселенной, по-видимому, столько отдельных мировых частей, сколько звезд, которым нет числа”).
Цитируется по изд.: Аркадий ГУРТОВЦЕВ. Жизнь, идеи и смерть Джордано Бруно. К 415-летию со дня казни («Суждения»)
Источник
Учение Н. Кузанского о безграничности космоса
Основные черты натурфилософии.
В рамках эпохи Возрождения стала очевидной глубокая ломка, сложившаяся в средние века теологической картины мира (теоцентризм). Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения. (Н.Коперник, Дж. Бруно, Н. Кузанский, Г.Галилей, И. Кеплер). Как и в целом, общественная мысль того времени, она выразила ситуацию противоборства религиозной средневековой догматики и формирующегося научного мышления. Явный поворот к теме природы означал переход от догм теоцентризма к новой картине мира, более рациональной и аргументированной.
Мировоззренческое значение.
Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и
Цель науки Возрождения состояла в том, чтобы от мертвых абстракций и комментирования сочинений других авторов(библейских пророков и отцов церкви) перейти к живому наблюдению вещей. В науке это сразу дало громадное увеличение нового материала и новых сведений. Новые условия побуждали обращаться к точному знанию и эксперименту. Соответственно наибольший спрос обращается на такие отрасли знания как математика и геометрия, механика и астрономия, однако позиции науки тогда еще не окрепли, а религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм(всебожие), утверждающей идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах. «Бог внутри природы, а не вне ее». Этот тезис стал доминирующим в эпоху Возрождения. Пантеизм занимал промежуточное положение между идеализмом и материализмом. Различаются пантеизм материалистического и идеалистического толка. В материалистическом Бог растворяется в природе (Дж.Бруно), а в идеалистическом природа растворяется в Боге (Н.Кузанский).
1. Обоснование материалистического взгляда на мир.
2. Стремление отделить философию от теологии.
3. Формирование научного мировоззрения свободного от религии.
4. Выдвижение новой картины мира в котором Бог, природа и космос – едины, а Земля – не является центром Вселенной.
5. Утверждение, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувствам, познанию и разуму, а не божественному откровению.
Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.
Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «. Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».
Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования.
Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника.
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира.
Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией». Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.
Источник
Николай Кузанский и его роль в астрономии
физико-математические науки
- Кубышкина Светлана Анатольевна , кандидат наук, доцент, доцент
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
- ЗЕМЛЯ
- ВСЕЛЕННАЯ
- СИСТЕМА МИРА
- КУЗАНСКИЙ
- КОПЕРНИК
Похожие материалы
В 2021 году исполняется 620 лет со дня рождения Николая Кузанского — одного из учёных эпохи Возрождения, которого принято считать церковным деятелем, философом и математиком. В истории науки, однако, он оставил неоценимый вклад в астрономическую науку. А именно, его астрономические идеи, которые он изложил в научном труде «Об ученом незнании»:
1. Вселенная бесконечна в пространстве и во времени.
Современные методы исследования позволяют учёным сделать выводы, что это действительно так. Вселенная — это мир, безграничный в пространстве и развивающийся во времени. Мир, состоящий из огромного числа астрономических объектов.
Другой точки зрения придерживались Н. Коперник, Т. Браге. Они считали, что Вселенная ограничена сферой неподвижных звёзд и не меняется во времени. В этом они были согласны с Аристотелем.
2. У Вселенной нет фиксированного неподвижного центра.
3. Любое движение во Вселенной относительно.
Эта идея позволяет думать, что все объекты Вселенной равноправны. И ни один из них не может занимать центрального положения.
4. Все небесные тела «звёзды» Вселенной находятся в движении.
В ХХ веке было открыто расширение Вселенной. Построить модель безграничной Вселенной удалось нашему российскому физику А.А. Фридману в это же время.
5. Наша Земля движется.
6. Земля движется не по окружности, но «…её движение кругообразно»
Здесь говорится о том, что движение Земли по орбите не круговое, но близкое к окружности.
Николай Коперник введя гелиоцентрическую систему мира, всё же считал, что планеты движутся по окружностям и равномерно.
Кеплер доказал эллиптичность орбит движения планет. Но это было гораздо позже.
7. Наша Земля не шарообразна, «. хотя тяготеет к шарообразности» [1].
И в этом Кузанский Н был прав. Современная наука считает нашу планету эллипсоидом вращения.
Эти идеи имеют блестящее доказательство благодаря современным методам исследования.
Кузанский Н. предложил проект реформы юлианского календаря и тут он оказался впереди своего времени.
Что мы имеем в учебниках физики 9 — 11 классов, в учебнике «Астрономия 10-11»? Да что говорить о школьных учебниках. В университетском учебнике мы читаем «…Коперник …разработал идею о движениях Земли и положил начало новой астрономии. Созданная им система мира называется гелиоцентрической.» [2]
То есть, в современных учебниках физики и астрономии излагают устройство мира, предложенное Коперником. Вышеуказанные учебные пособия отстаивают позицию, что в своем научном труде “Об обращении небесных сфер” Коперник “положил начало новой астрономии”. Это суждение, однако, является ошибочным, так как задолго до Коперника идея гелиоцентрической системы мира была изучена и доказана Николаем Кузанским.
Чтобы избежать подобных заблуждений, в курсе подготовки учителей в педагогических институтах было бы целесообразным ввести курс истории науки, в частности истории астрономии.
Список литературы
- Кузанский Н. Об ученом незнании, Открытый текст, электронное периодическое издание., 1440, http://opentextnn.ru/old/man/index.html@id=1500
- Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии: Учебное пособие/Под ред.В.В.Иванова. Изд.6-е. — М.: ЛЕНАНД, 2017. — 544 с.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Николай Кузанский — богослов, подготовивший революцию в космологии
В XV веке Европа переживала переходный период, связанный со сменой эпох. Средневековье уходило в прошлое, вот-вот готовилась к рождению эра рационализма — Новое время. Этот переходный период называют Эпохой Возрождения.
Количество гениев и талантов, живших в период Ренессанса и менявших образ мысли общества, его эстетические, этические, религиозные установки, понимание мира в целом, буквально зашкаливает. Происходила буквально революция духа.
И вот представьте — одним из таких людей был немецкий священник Николаус Клебс, более известный как Николай Кузанский (по названию своего родного городка Кус). Сын лодочника, он упорно шел к успеху — прошел все ступени тогдашнего образования, получил сан священника и сделал хорошую церковную карьеру.
При этом он был типичным представителем возрожденческого интеллектуального сословия, то есть имел обширнейшие познания в разных областях тогдашней науки, занимался математикой, знал древнюю философию, разбирался в государственном устройстве и, разумеется, был знатоком Библии. И он был философом.
Это значит — мыслил нестандартно. Свободная мысль философа разрушала все стереотипы. Как богослов и священник он должен был верить христианским канонам беспрекословно. Но как философ он не мог удержать свободный полет собственной мысли.
И вот до чего он додумался:
бог создал мир — это для него было несомненно. Бог — абсолютный максимум, это бесконечное. Однако мир, созданный им — конечен, ибо имеет начало и обретет свой конец. Бог и мир совпадают в том смысле, что бог является сущностью мира, он пронизывает собой все. То есть это позиция пантеизма.
И возникает вопрос: как бесконечный бог может быть сущностью конечного мира?! Одного-единственного? Как-то не вяжется такое соотношение, не?
И Николай Кузанский сделал вывод о том, что центра Вселенной нет. Бог — он же везде! В равной мере, так сказать. Нет центра. А ведь тогда церковь учила, что центром всего мира является наша Земля, вокруг которой все вращается. Это была каноническая космология в XV веке, поддерживаемая церковью. И тут является священник и заявляет, что это не совсем так. Вокруг Земли, может, Луна вращается, это так. Но и всё. Бесконечное множество миров возможно, понимаете? Созданных бесконечным богом.
Идея по тем временам была на миллион тонн тротила.
Кузанца спасло то, что он рассуждал все же очень умозрительно, ничего не утверждая точно. А вот через сто лет Джордано Бруно, развившего его идеи и четко и ясно продекларировавшего идею множественности миров, и что Земля не центр Вселенной — церковь элементарно сожгла на костре. Я была в Риме на этом месте, там сейчас стоит памятник.
Философская идея священника стала основанием для дальнейших размышлений ученых и мыслителей, которые чуть позже полностью перевернули представление об устройстве мира.
Источник