Меню

Земля просторная добыть сияние солнцу

Урок литературного чтения по теме Султанмахмут Торайгыров «Я стану человеком»

Урок литература 4 класс

Тема: Султанмахмут Торайгыров «Я стану человеком»

Цели: познакомить учащихся с произведением;

дать понятие о высшем назначении человека: самоотверженном служении

развивать критическое мышление; умение анализировать текст; творчество,

воспитывать патриотические чувства, активную жизненную позицию,

желание стать «настоящим человеком».

Оборудование: портрет поэта, «Дворец творчества» — план, опоры, оценочная

Тип урока: комбинированный урок — урок — экскурсия

Методы: беседа, рассказ, дискуссия, частично — поисковый, аналитический.

Побуждение. Мобилизующий момент.

1.- Настроение хорошее? Каждый поделится своим хорошим настроением, чтобы оно у всех стало ещё лучше! (коснувшись пальчиками друг друга и улыбнувшись). С таким настроением только во Дворец творчества отправляться! А в нём вы видите разные залы, в которых мы побываем. Мы будем в них ……(что делать?)

— Определите , какие это слова

— Какое слово хотелось бы слышать по отношению к себе?

Во многом это зависит от вас.

Вот и поработаем сегодня под девизом:

если тебе человек имя,

имя крепи делами своими.

Проверка домашнего задания (зал « Домашний»)

ЗУХ по содержанию стихотворения (делится 1 вариант)

(оценивание — оценочная линейка)

М — какие картинки смогли бы нарисовать?

Знакомство с поэтом С. Торайгыровым (краткая биография)

А) — сегодня мы познакомимся с очень интересным произведением, название которого вы можете найти среди букв и сочетаний, концентрируя своё внимание на подчёркнутых буквах:

Ян свтеалону жкчюевлуовзиекагодм. (по — казахски -Мен адам боламын.)

— Это произведение очень известного казахского поэта Султанмахмута Торайгырова.

— Маму свою он почти не помнил: она умерла, когда ему было всего 3 года. Отец, бедный кочевник, мечтал вырастить сына грамотным человеком. Осуществить эту мечту, тогда почти невозможно… вопреки всему мечта сбылась! А как трудно ему было учиться, можно узнать из его писем.

Обозреватель: обедаю два раза в неделю…Занимаюсь день и ночь. Такова действительность, но я не огорчён. Буду учиться из последних сил, готов преодолеть любые трудности, которые будут стоять на этом пути. только учиться и учиться.

— Поэт ненавидел невежество и темноту людей, страстно мечтал о счастливой жизни для них и видел её в образовании.

Б) Самостоятельное чтение биографической справки (в парах)

— Вы можете больше узнать о поэте, прочитав 2 последних абзаца биографической справки, по прочтении которой постараетесь ответить на вопросы:

— К чему призывал С. Торайгыров молодёжь в своих произведениях?(учиться)

— Для чего? (чтобы быть полезным своей земле)

4. Прогнозирование содержания стихотворения по З « Я стану человеком»

5.Чтение стихотворения учителем (наизусть)

6. Обмен первыми впечатлениями с использованием опоры «Я — высказывание»

— Что чувствовали слушая стихотворение?

— Какими мыслями хочется поделиться?

7. Самостоятельное чтение стихотворения, выявление непонятных слов

(метод помет — инсерт )

8. Словарная работа:

П испещрённые Н ничтожным

9. Упражнение в скорочтении

10. Работа по стратегии «Учимся задавать вопросы» (по содержанию)

М придумать предложение — призыв по тексту.

11. Детальное рассмотрение содержания (Вникнем поглубже в содержание)

Чтение по стопам (задания)

— Какой человек считается ничтожным, никчёмным?

— Какой обет дал себе герой? (добыть сиянье солнца — знания)

— Как понимаете слова «исчезну за гранью этих лет?»

3. — О какой темноте говорит поэт?

— С чем он сравнивает себя для того, чтобы рассеять темноту?

(Казахи обожествляли луну, связывали с ней всё самое лучшее.)

— Как звучит луна по — казахски? (ай) Это поклонение ночному светилу выразилось и в стремлении казахов давать своим детям имена производные от слова.

Физминутка — обводим по контуру луну и думаем.

Ай — Айгуль, Айжан, Айгерим, Айнар.

12. Использование художественных средств языка автором:

— Какие художественные средства языка помогли поэту написать такое

ЭПИТЕТЫ: могила тесная, земля просторная, звезда трепетная, темнота извечная, стремление горячее, невежда жалкий.

МЕТАФОРЫ: добыть сиянье солнцу, необходимость яркого света, исчезнуть за гранью лет, подняться над темнотой.

СРАВНЕНИЯ: звездою тусклой, как месяц в полнолунье.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ: могила тесная — земля просторная, сиянье солнца — звезда тусклая, месяц в полнолунье — трепетная звезда.

— Художественные средства языка придают тексту более богатое по смыслу содержание.

Читайте также:  Красивое солнце с цветами своими руками

13. Выявление идеи произведения:

— Что понимает автор под выражением «Я стану человеком и долг исполню свой»?

— Какова же идея этого произведения?

ИДЕЯ: самоотверженное служение Родине.

Жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага.

Песня «С чего начинается Родина?»

— Приведём в порядок мысли.

«Эмоции положительней — жизнь продолжительней»

— Кто сейчас почувствовал большую любовь к Родине?

— Как называется такой человек? (патриот)

— Нужно ли в вашем возрасте быть патриотами?

— В чём может выражаться ваш патриотизм? (хорошо учиться , чтобы у Родины было прекрасное будущее)

14. Выразительное чтение стихотворения :

-выполнение задания 5

-неверб. общение — Какое положение лучше принять ? Почему?

15. Критическое осмысление прочитанного :

— Так к чему же призывал поэт молодёжь в своих произведениях?

Дискуссия (спор): нужны ли знания человеку на данном этапе?

Оптимисты — да Пессимисты — нет

Учитель: — Нужны! Это ещё раз подчеркнул в своём ежегодном Послании народу Президент РК Н. А. Назарбаев « Построим будущее вместе». Там есть такие слова:

«Личным кредо каждого настоящего казахстанца должно стать «образование в течение жизни»

16. Составление кластера «Настоящий человек» (в 4- ках под руководством консультанта)

— Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Настоящий человек — добрый, умный, целеустремлённый, внимательный, скромный, заботливый, самоотверженный.

17. Зал психологической разгрузки (силуэт человека — по времени)

— Психологи утверждают, что качества человека можно раскрыть цветами радуги.

Игра «Цветной человек»

— Каким цветом покажете самоотверженность?

18. Составление синквейна

3. любит, служит, дорожить

4. человек — гордо так звучит

19. Заучивание стихотворения наизусть (1 часть)

20. Эссе «Каким человеком хочу стать я ?»

— Вы так много работали вам, наверное, хочется побыть наедине со своими мыслями?

Погружение в тишину. (музыка)

Чтение — озвучивание ( 2 человека)

— Что поможет стать таким человеком? (знания)

— Абай «Бесценны знания и ум»

— Узелки на память ( с доски в дневники)

— Обращение к себе:

2. Как я это делаю?

3. Зачем я это делаю?

С. Торайгыров «Если жизнь посвятишь ты мечте своей, наш народ будет счастлив, любезный друг!»

22. Оценивание своей работы (оценочная линейка)

23. Дом. задание : биографическую справку — «обозреватели»

Источник

распредели слова сочетания и стихотворения по столбиком и объясни их значение. Земля просторная, добыть сияние солнца, звезда трепетная, темнота извечная, стремление горячее, необходимость яркого света, Исчезнуть за гранью лет, подняться над Темнотой, звездою тусклой, как месяц полнолуние, невежда жалкий.
Эпитет Сравнение Метафоры

Ответы

как месяц полнолуние.

добыть сияние солнца,

необходимость яркого света,

Исчезнуть за гранью лет,

подняться над Темнотой

Надеюсь все правильно. Поставь лучший ответ

центральная проблематика рассказа «ионыч» – проблема духовной деградации личности.

кротость характера, способность идти на жертву, бескорыстие и всепрощающая любовь даны не каждому. молодой земский врач дмитрий ионыч старцев, недавно приехавший в губернский город с. , стоит в начале жизненного пути. он влюбился в женщину, которая не любила его и ответить взаимностью была не способна.

любовь у чехова означает полное принятие человека вплоть до мельчайших деталей образа. старцев, переполненный любвью, словно не слышит какофонии звуков, когда его возлюбленная старательно бьет по клавишам рояля: он лиши видит екатерину ивановну и восхищается ею. звук «заглушается» визуальным впечатлением. «…екатерина ивановна, розовая от напряжения, сильная и энергичная, с локоном, упавшим на лоб, нравилась ему» .

ионыч мучился, пытался объясниться с екатериной ивановной, но был осмеян. на кладбище, где ему назначено свидание, он чувствует себя среди крестов и могил заживо похороненным. «…он вообразил самого себя мертвым, зарытым здесь на веки… » в состоянии, близком к отчаянию и нервному срыву, он бродит по кладбищу. «…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало… »

внезапно происходит резкое изменение: вокруг старцева исчезает романтический «мир, не похожий ни на что другое» , который становится обыденным и тусклым. чехов использует здесь театральный прием смены декораций. «о точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг все потемнело кругом» .

разочарование охладило и отрезвило ионыча раз и навсегда. дмитрий ионыч старцев начинает рассуждать более трезво и практически. «…в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал: «остановись, пока не поздно! пара ли она тебе? она , капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач… » дмитрий ионыч делает предложение и получает отказ, на этом первая часть рассказа, похожая на романтическую пьесу о неразделенной любви, заканчивается. после отъезда екатерины ивановны старцев занимается работой и вскоре забывает о своей любви, но эта делает его другим человеком. он теряет способность к необдуманным поступкам: страсти и душевные порывы оказываются подавленными «холодным, тяжелым кусочком» разума. в конце рассказа он смотрит на людей с высоты достигнутого положения, взглядом рационалиста и циника. чувства полностью иссушаются, и с сухая расчетливость ионыча становится в его характере главной чертой.

Читайте также:  Составь кластер кладовая солнца

работа сама по себе не приносит счастья герою. по чехову, работа тогда становится спасительной, когда она направлена на благо других, без личной корысти и выгоды. разлагающая роль денег в этом рассказе становится центральной темой. деньги и благородство натуры, деньги и профессия врача не совместимы. деградация личности выражается и в том, что свободное время герой растрачивает попусту. скуку и тоску он пытается побороть, предаваясь какому-нибудь бесцельному занятию. таким занятием, лишь бы убить время, у чехова выступает наряду с пьянством игра в карты.

«от таких развлечений, как театр и концерты, он уклоняется, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением» .

здравомыслящий ионыч прекрасно понимает свое положение в городе с. , но не тоскует по этому поводу и ничего не хочет изменить. самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это признак духовной деградации. «как мы поживаем тут? да никак. старимся, полнеем, опускаемся» .

героем рассказа стал средний человек. если же в обществе таких людей большинство, то такое общество безнадежно – вывод, к которому приходит писатель

Источник

Урок литературного чтения по теме Султанмахмут Торайгыров «Я стану человеком»

Урок литература 4 класс

Тема: Султанмахмут Торайгыров «Я стану человеком»

Цели: познакомить учащихся с произведением;

дать понятие о высшем назначении человека: самоотверженном служении

развивать критическое мышление; умение анализировать текст; творчество,

воспитывать патриотические чувства, активную жизненную позицию,

желание стать «настоящим человеком».

Оборудование: портрет поэта, «Дворец творчества» — план, опоры, оценочная

Тип урока: комбинированный урок – урок – экскурсия

Методы: беседа, рассказ, дискуссия, частично – поисковый, аналитический.

Побуждение. Мобилизующий момент.

1.- Настроение хорошее? Каждый поделится своим хорошим настроением, чтобы оно у всех стало ещё лучше! (коснувшись пальчиками друг друга и улыбнувшись). С таким настроением только во Дворец творчества отправляться! А в нём вы видите разные залы, в которых мы побываем. Мы будем в них ……(что делать?)

— Определите , какие это слова

— Какое слово хотелось бы слышать по отношению к себе?

Во многом это зависит от вас.

Вот и поработаем сегодня под девизом:

если тебе человек имя,

имя крепи делами своими.

Проверка домашнего задания (зал « Домашний»)

ЗУХ по содержанию стихотворения (делится 1 вариант)

(оценивание – оценочная линейка)

М – какие картинки смогли бы нарисовать?

Знакомство с поэтом С. Торайгыровым (краткая биография)

А) – сегодня мы познакомимся с очень интересным произведением, название которого вы можете найти среди букв и сочетаний, концентрируя своё внимание на подчёркнутых буквах:

Ян свтеалону жкчюевлуовзиекагодм. (по – казахски –Мен адам боламын.)

— Это произведение очень известного казахского поэта Султанмахмута Торайгырова.

— Маму свою он почти не помнил: она умерла, когда ему было всего 3 года. Отец, бедный кочевник, мечтал вырастить сына грамотным человеком. Осуществить эту мечту, тогда почти невозможно… вопреки всему мечта сбылась! А как трудно ему было учиться, можно узнать из его писем.

Обозреватель: обедаю два раза в неделю…Занимаюсь день и ночь. Такова действительность, но я не огорчён. Буду учиться из последних сил, готов преодолеть любые трудности, которые будут стоять на этом пути. только учиться и учиться.

— Поэт ненавидел невежество и темноту людей, страстно мечтал о счастливой жизни для них и видел её в образовании.

Б) Самостоятельное чтение биографической справки (в парах)

Читайте также:  Открывайте окна солнце впуская

— Вы можете больше узнать о поэте, прочитав 2 последних абзаца биографической справки, по прочтении которой постараетесь ответить на вопросы:

— К чему призывал С. Торайгыров молодёжь в своих произведениях?(учиться)

— Для чего? (чтобы быть полезным своей земле)

4. Прогнозирование содержания стихотворения по З « Я стану человеком»

5.Чтение стихотворения учителем (наизусть)

6. Обмен первыми впечатлениями с использованием опоры «Я – высказывание»

— Что чувствовали слушая стихотворение?

— Какими мыслями хочется поделиться?

7. Самостоятельное чтение стихотворения, выявление непонятных слов

(метод помет – инсерт )

8. Словарная работа:

П испещрённые Н ничтожным

9. Упражнение в скорочтении

10. Работа по стратегии «Учимся задавать вопросы» (по содержанию)

М придумать предложение – призыв по тексту.

11. Детальное рассмотрение содержания (Вникнем поглубже в содержание)

Чтение по стопам (задания)

– Какой человек считается ничтожным, никчёмным?

– Какой обет дал себе герой? (добыть сиянье солнца – знания)

— Как понимаете слова «исчезну за гранью этих лет?»

3. – О какой темноте говорит поэт?

— С чем он сравнивает себя для того, чтобы рассеять темноту?

(Казахи обожествляли луну, связывали с ней всё самое лучшее.)

— Как звучит луна по – казахски? (ай) Это поклонение ночному светилу выразилось и в стремлении казахов давать своим детям имена производные от слова.

Физминутка – обводим по контуру луну и думаем.

Ай – Айгуль, Айжан, Айгерим, Айнар.

12. Использование художественных средств языка автором:

— Какие художественные средства языка помогли поэту написать такое

ЭПИТЕТЫ: могила тесная, земля просторная, звезда трепетная, темнота извечная, стремление горячее, невежда жалкий.

МЕТАФОРЫ: добыть сиянье солнцу, необходимость яркого света, исчезнуть за гранью лет, подняться над темнотой.

СРАВНЕНИЯ: звездою тусклой, как месяц в полнолунье.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ: могила тесная – земля просторная, сиянье солнца – звезда тусклая, месяц в полнолунье – трепетная звезда.

— Художественные средства языка придают тексту более богатое по смыслу содержание.

13. Выявление идеи произведения:

— Что понимает автор под выражением «Я стану человеком и долг исполню свой»?

— Какова же идея этого произведения?

ИДЕЯ: самоотверженное служение Родине.

Жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага.

Песня «С чего начинается Родина?»

— Приведём в порядок мысли.

«Эмоции положительней – жизнь продолжительней»

— Кто сейчас почувствовал большую любовь к Родине?

— Как называется такой человек? (патриот)

— Нужно ли в вашем возрасте быть патриотами?

— В чём может выражаться ваш патриотизм? (хорошо учиться , чтобы у Родины было прекрасное будущее)

14. Выразительное чтение стихотворения :

-выполнение задания 5

-неверб. общение — Какое положение лучше принять ? Почему?

15. Критическое осмысление прочитанного :

— Так к чему же призывал поэт молодёжь в своих произведениях?

Дискуссия (спор): нужны ли знания человеку на данном этапе?

Оптимисты – да Пессимисты – нет

Учитель: — Нужны! Это ещё раз подчеркнул в своём ежегодном Послании народу Президент РК Н. А. Назарбаев « Построим будущее вместе». Там есть такие слова:

«Личным кредо каждого настоящего казахстанца должно стать «образование в течение жизни»

16. Составление кластера «Настоящий человек» (в 4- ках под руководством консультанта)

— Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Настоящий человек – добрый, умный, целеустремлённый, внимательный, скромный, заботливый, самоотверженный.

17. Зал психологической разгрузки (силуэт человека – по времени)

— Психологи утверждают, что качества человека можно раскрыть цветами радуги.

Игра «Цветной человек»

— Каким цветом покажете самоотверженность?

18. Составление синквейна

3. любит, служит, дорожить

4. человек – гордо так звучит

19. Заучивание стихотворения наизусть (1 часть)

20. Эссе «Каким человеком хочу стать я ?»

— Вы так много работали вам, наверное, хочется побыть наедине со своими мыслями?

Погружение в тишину. (музыка)

Чтение – озвучивание ( 2 человека)

— Что поможет стать таким человеком? (знания)

— Абай «Бесценны знания и ум»

— Узелки на память ( с доски в дневники)

— Обращение к себе:

2. Как я это делаю?

3. Зачем я это делаю?

С. Торайгыров «Если жизнь посвятишь ты мечте своей, наш народ будет счастлив, любезный друг!»

22. Оценивание своей работы (оценочная линейка)

23. Дом. задание : биографическую справку – «обозреватели»

Источник

Adblock
detector