Блог МКЦ
- Вы здесь:
- Главная
- Пресс-центр
- Блог МКЦ
- Пять элементов, как основа всего сущего во Вселенной
Пять элементов, как основа всего сущего во Вселенной
Во многих известных мировых культурах (в философских, мифологических, религиозных традициях) есть понятия о стихиях. В некоторых из них считается, что основных стихий четыре,в других пять, в-третьих восемь. Большинство из этих традиций постулирует существование одной первичной энергии, которая проявляется в виде энергетических потоков «с пониженным напряжением», известных как стихии, — процесс, напоминающий работу трансформатора. Эту первичную энергию называли различными именами: прана, витальная сила, ци и т.д. Неотъемлемые характеристики этой первичной энергии были идентичны во всех культурах, хотя названия, которые давались первичной силе и самим стихиям, различались.
Концепция Пяти стихий или пяти элементов лежит в основе как западноевропейской теории первоэлементов (воздух,вода,огонь,земля,эфир) так и в китайской философии и акупунктуре, в гадательных практиках, в боевых искусствах (есть даже стиль боя, полностью построенный на этой системе – Синъицюань), в нумерологии, в Фэн-шуй и т.д. Китайская теория 5-элементов (у-Син) трактует, что всё во Вселенной состоит из пяти первоэлементов, которые являются основой всего материального мира. К ним относятся дерево, огонь, земля, металл и вода, они находятся в динамическом равновесии и взаимосвязи. Когда-то люди представляли себе, что из этих элементов состоит вся природа и взаимные превращения пяти стихий влияют не только на судьбу человека, но и формируют бесконечные космические циклы.
В У-Син выделяют два основных процесса взаимодействия стихий:
1. Круг порождения (или питания), идет по часовой стрелке: Огонь порождает землю(пепел), земля – металл(он там находится), металл – воду(можно расплавить), вода – дерево ( рост), дерево – огонь (горение) и круг замыкается.
2. Круг разрушения, идет по звезде: Огонь разрушает металл, металл – дерево, дерево – землю, земля – воду, вода – огонь и опять всё замыкается.
Получается, что у каждого элемента есть 2 близких ему. Один, который питает его и второй которого питает он. Есть один «враждебный» — который его разрушает. И есть один зависимый, который разрушается им самим. Опираясь на эти два цикла, можно использовать различные взаимосвязи для регуляции движения внутренней энергии и лечения болезней тела.
Язычество славян. С большим почтением древние славяне относились к природным стихиям, сакрализовали огонь и воду, воздух и землю. Все стихии ярче всего проявляются через целительство и воздействие на энергетическое поле человека основных стихий. Всего стихий в язычестве восемь: огонь, вода, земля, воздух, металл, зверь, зерно, дерево. Но основных — четыре: воздух,огонь,вода,земля. Человек может сознательно настроиться на необходимую энергию, развивая тесный физический контакт с этой стихией, так как в действительности человек имеет доступ к получению энергии огня от костра, свечи, или от Солнца и физической активности, и способен получать свою силу от воздуха, и от потока чувств или контакта с самой водой, а энергию земли от почвы и камней. Все Стихии одухотворены уже изначально, как и всё живое, их пронизывает Великий Дух Жизни. Он растворён всюду: в воде и воздухе, в огне и камне, в зверях и людях, в Богах и насекомых, в Солнце и звездах, одним словом — везде. Вся Вселенная охвачена Им. Изначально полны Им и стихии. В каждую Стихию люди могут призывать конкретных Богов. Призываемые Боги не являются «творцами» Стихий, Стихии — это способ Бога проявиться в нашем мире, воплотиться в Явь.
Многие Славянские Боги известны только в ипостаси Стихийных Духов, неотделимых от среды своего проявления. Так гроза в Скандинавии это проявление в Мидгарде могучего Тора; гроза над Русью это воплощение в Яви грозного Перуна. И побратавшись с энергиями этих стихий, вступив в контакт с Духами этих энергий человек поднимается на новый уровень духовного развития и приобретает или будит в себе частичку от энергетического потока стихий земли и неба, т.е. он синхронизирует потоки внутри себя с потоками во Вселенной.
Совсем недавно я познакомилась со взглядами на теорию пяти элементов В.Бронникова, который предложил свой вариант принципа «5 элементов». По мнению В. Бронникова, пять элементов — это первоначальные, очень фундаментальные сущности, которые вместе формируют новое качество — Древо в космическом масштабе. Деревьев очень много и в каждом из них есть эти первоэлементы.
- Первый и самый главный элемент — это ВОДА.
- Второй элемент — ОГОНЬ.
- Третий элемент — ПОЧВА (ни в коем случае не Земля).
- Четвертый элемент — ВОЗДУХ.
- Пятый элемент — МЕТАЛЛ.
Расположены они в форме пятиконечной звезды. А вместе формируют новое качество — Древо. Оно располагается в центре звезды. Принцип Пяти элементов — это как некий срез на Древе. ЗЕМЛЯ находится внизу, НЕБО вверху и возникает некая ОСЬ через центр звезды.
Элемент Вода в данном случае никакого отношения к воде не имеет, это принцип ФОРМЫ ГОЛОГРАММЫ: уметь сохранять форму, принцип брачного чертога. Просто вода лучше олицетворяет этот принцип — принцип формы голограмм.
Огонь никакого отношения к огню не имеет, это ЗНАНИЯ. Это огонь души, который надо разжечь.
Почва — это ГОМЕОСТАТИКА, устойчивость. «Почва ушла из под ног»—это психологически потерял над собой контроль.
Воздух никакого отношения к воздуху не имеет, это связано с СИЛАМИ, СТИХИЯМИ и так далее.
Металл с металлом никакого отношения не имеет. Это связано со СВЯЗЯМИ. Это связь и между элементами и сексуальная связь.
За каждым элементом есть свое Божество.А все эти 5 элементов формируют Древо. 5 Элементов — это некий инструмент и механизм творения и создания всего сущего во Вселенной и Человека в том числе. Непонимающие люди начинают «лепить», что вам не хватает какого-то металла, воды, воздуха, огня и прочего. И нарушают всю эту систему. Если вы представляете себе этот ОБРАЗ, эти элементы, то они начинают работать в вашем организме и помогают в развитии многих положительных процессов.
Источник
Четыре стихии в Космосе и Человеке
Экология жизни.По определению Платона, стихии, или элементы, — это то, из чего состоят и на что распадаются сложные тела. Иными словами, стихиями являются простые, изначальные субстанции, которые, согласно эзотерическим традициям всех древних цивилизаций, лежат в основе и Космоса, и человека.
По определению Платона, стихии, или элементы, — это то, из чего состоят и на что распадаются сложные тела. Иными словами, стихиями являются простые, изначальные субстанции, которые, согласно эзотерическим традициям всех древних цивилизаций, лежат в основе и Космоса, и человека.
Отметив в общих чертах, что представляют собой эти стихии, хотелось бы пояснить, почему речь идет о четырех из них. Числу «четыре», как и числу «семь», во всех учениях, пытавшихся найти объяснение существования мира и живых существ, придавалось большое значение. Число «четыре» взято не наугад. Оно неразрывно связано с Космосом.
В традиции всегда существовали представления о четырех базовых элементах, составляющих Вселенную, Макрокосм и Микрокосм (то есть, в том числе, и человека), хотя на разных языках они и назывались по-разному.
Этими четырьмя элементами, или стихиями, являются Огонь, Воздух, Вода и Земля. Данные термины нам всем хорошо известны и знакомы, однако эти элементы не вполне совпадают с тем, что мы называем огнем, воздухом, водой и землей, хотя и включают в себя эти понятия.
Слово «космос» вызывает у нас ощущение чего-то огромного, бесконечного, не поддающегося ни осознанию, ни исчислению настолько, что словно бы ускользает от нас. Мы предпочитаем не думать о нем, все предлагаемые объяснения кажутся нам фантастическими, лишенными логики, скорее, результатом воображения, нежели чего-либо другого.
Именно в этом секрет Космоса: согласно древним традициям, он является третьей ступенью сложного процесса, который обычно представлялся в виде треугольника. Первый этап этого процесса — Хаос; но хаос не как беспорядок, а как бесконечность, как то, что потенциально может однажды проявиться. За бесконечным Хаосом следует Теос. Этот второй этап заключает в себе сумму схем, идей и понятий, способствующих преобразованию первоначального Хаоса, его организации и систематизации. И, наконец, третья фаза процесса — Космос, который возникает и формируется на основе обоих предыдущих элементов: Хаоса, дающего бесконечность, и Теоса, придающего форму и порядок.
Космос, пользуясь терминологией древних учений, начинает развертываться, материализоваться, или, иными словами, последовательно приобретает более конкретные формы, проходя через семь стадий, или элементов, этого процесса.
Тот факт, что из них нам известны четыре, еще один — лишь едва, а два других остаются тайной, вынуждает нас сосредоточиться на тех, которые мы знаем хорошо. Низшим, самым конкретным, материальным элементом является Земля. Далее следуют более тонкий элемент — Вода, еще более тонкий — Воздух и самый тонкий — Огонь. За ними должен идти пятый элемент, который назван Эфиром и характеристики которого еще неизвестны.
Земля соотносится с материей, со всем, что имеет размеры, что можно взвесить, измерить, переместить. Земля — это то, что имеет конкретную форму, вес, причем не только в масштабах Космоса (форма планет и звезд), но и применительно к человеку (то есть его тело).
Вода символизирует жизнь, пронизывающую материю. Это энергия, омывающая ее, сила, побуждающая материю к действию, чтобы та не оставалась инертной. Это то, благодаря чему мы можем ходить, говорить, иметь температуру, можем утверждать, что мы живые. Это дает жизнь всему, что движется в Космосе, подчиняясь непреложным и математически безупречным законам. Таким образом, вода — это жизненная энергия, «кровь» Земли, ее жизненная сила.
Воздух — это «психе», душа, сочетание наших эмоций и чувств; это то, что определяет наше отношение к вещам — положительное либо отрицательное, то, что движет нами в плане чувств. В этом суть Воздуха: выражение чувств, мир эмоций.
Огонь — это мир мысли, идеи. Причем процесс происходит на абстрактном плане и может быть воспринят лишь столь же абстрактным инструментом, каковым у нас является мышление. Такова природа Огня в Космосе.
Мы ведем речь о космических элементах, но говорим также и об элементах человеческих: то, что в Космосе является первичными субстанциями, непостижимым для нас образом воплощается в материю, в человека — Огонь как разум, Воздух как чувство, Вода как жизненная энергия, Земля как тело.
Так Макрокосм как бы создает свое подобие — Микрокосм, то есть человека, и наделяет его тем же содержанием, тем же строением, теми же характеристиками в миниатюре. Таким образом, благодаря Макрокосму человек связан с Космосом и может стремиться познать свои тайны. Более того, эти тайны привлекают его, поскольку в природе людей заложена природа Космоса. Тело для человека — это то же, что тело для Вселенной; то, что является жизненной энергией для человека, является ею же и для Космоса; то, что составляет сферу его чувств, представляет собой то же самое и в большем масштабе, и то, что мы называем менталитетом, есть одновременно Огонь для всех Вселенных, чье существование мы сегодня ощущаем интуитивно и надеемся обнаружить в дальнейшем.
Всегда существовало нечто более глубокое, неизведанное не только в отношении элементов, стихий (в том смысле, как они нам открываются в Природе), но и в отношении загадки человека, объединяющего в себе все четыре элемента. Мифы, дошедшие до нас из глубины еще более древних времен, повествуют о том, что, подобно тому как сейчас мы пребываем в состоянии людей, когда-то раньше мы прошли через состояние минералов, как бы будучи элементом Земля. В результате множества циклов эволюции мы пребывали в состоянии растений, являясь элементом Вода, прошли через стадии эволюции животного мира в рамках элемента Воздух и, наконец, достигли человеческой стадии эволюции, относясь уже к элементу Огонь, что ознаменовано возникновением мысли, мышления.
Когда древние люди обращались к богам стихий, поклоняясь Огню, Воздуху, Воде и Земле, они не имели в виду лишь их физические проявления, а интуитивно чувствовали присутствие чего-то, стоящего за земными явлениями, ощущали сокровенную суть, лежащую в основе стихий. Для древних всегда оставался бесспорным тот факт, что планеты и звезды — это не мертвые образования, вращающиеся в пространстве безо всякой логики, а живые тела, в своем развитии подчиняющиеся действию законов эволюции, заключающие в себе дух, точно так же как и человек, вследствие этой постоянной взаимосвязи между Макрокосмом и Микрокосмом.
Отсюда стремление человека к пониманию своей духовной сущности — чтобы в дальнейшем осознать другие сущности, одухотворяющие Природу. Поэтому говорилось о богах элементов. Более того, считалось, что эти четыре основных элемента многократно подразделяются, и каждый, соответственно, состоит из семи более мелких. Таким образом, существует бесконечное множество подэлементов, которыми управляют те, кого древние называли элементалами. Это слово, смысл которого часто остается для нас недоступным, обозначает сущностей, управляющих маленькими элементами, подэлементами, подразделениями элементов. Когда мы говорим об огне, воде, воздухе и земле, с которыми сталкиваемся ежедневно, речь ведется именно о подразделениях элемента Земля.
Огонь — это элемент, лежащий в основе наиболее ярких символов всех религий, не только на уровне божеств или сущностей, представляющих Огонь, но и в плане строительства храмов.
Например, пирамиды. Все конструкции, заключающие в себе типичную конфигурацию из квадрата, лежащего на земле, и треугольников, устремленных вверх, как пламя, и сходящихся в конечной точке, — это храмы, посвященные Огню. Само слово «пирамида» заключает в себе понятие Огня (от греческого «пирос» — «огонь»). Это храмы, устремленные к тому, что, будучи на самом верху, содержит в себе все остальное, в том числе то, чему всегда, символически говоря, придавалось большее значение, чем всему остальному.
Примечательно, что во всех цивилизациях особо значимыми были боги, ассоциировавшиеся с Огнем. При этом не следует забывать, что в этих случаях имелся в виду Огонь не только как физическое явление.
Алхимики утверждали, что четыре элемента соотносятся с металлами: Огонь — с золотом, Воздух — с серебром, Вода — с ртутью и Земля — со свинцом. Особый интерес вызывает также соответствие четырех космических элементов четырем психологическим качествам человеческой личности: Огонь связан со Знанием, Воздух — со Смелостью, Вода — с Желанием и Земля — с Молчанием. Вкратце коснемся того, что имели в виду алхимики.
Если Огонь — это ум, способность мыслить, понимать, работать с идеями, то Огонь несомненно подразумевает Мудрость. Таким образом, Огонь — это Знание , а Знание — кульминация человека.
Воздух — это Смелость, храбрость, которая помогает нам прийти к знанию. Это нечто большее, чем сила; это импульс, вера. Дерзать — значит бесстрашно бросаться вперед, чтобы достичь Мудрости.
Вода — это Желание. Иными словами, для того чтобы быть смелым и мудрым, сначала надо по-настоящему захотеть. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мы привыкли говорить «хочу в отпуск», «хочу посмотреть фильм». «Хотеть» стало словом малозначащим и, следовательно, практически не отражает волю к действию. Но это качество гораздо более глубокого свойства. Оно идет из самой сути человека и простирается до последних этапов человечества.
И, наконец, элемент Земля соответствует Молчанию. Молчание — первый этап пути. Во всех древних цивилизациях мы обращаем внимание на тот факт, что великие знания носили эзотерический характер. Почему эзотерический? Почему закрытый? Да потому что если не молчать, очень трудно захотеть; если нет тишины, очень трудно дерзать, очень трудно знать.
Те, кто был большим знатоком человеческой души, например Пифагор, считали обязательным для своих учеников пребывать в молчании в течение пяти лет (так называемая акусматическая ступень Пифагорейской школы). Было ли это тяжким испытанием? Молчание было необходимым инструментом, для того чтобы ученик смог научиться основному — слушать. Не только слушать все, что вокруг, но слушать самого себя, обрести спокойствие, подавить в себе вихрь, заставляющий постоянно хотеть все больше, даже не зная точно, чего именно хочется.
Сейчас, когда мы пытаемся что-либо усвоить, в первую очередь работает критика и лишь потом — знание; сначала мы задаемся вопросами: «почему?», «как мне это объяснят?», «как будет то, как будет это?». Произносится так много ненужных слов, что конкретного результата достичь практически невозможно. А все древние школы владели чудесной тайной молчания, знали, что сначала надо понять суть, а потом уже все остальное.
Именно молчание было призвано стать завесой на пути к сокровенным учениям — не для того, чтобы утаить их, а чтобы сохранить, защитить от тех, кто, не понимая и не умея применить, употребил бы их во вред, а не на благо.
Многие из нас хотят (почему бы и нет?) работать с этими учениями, даже не всегда понимая, что они из себя представляют. Опасность заключается не в нашем любопытстве. Опасность в том, что, поскольку эти учения находятся в зависимости от законов или природных процессов, мы, не зная их, можем совершить серьезные ошибки, нанести значительный вред себе и всему остальному. Молчание было своего рода способом защиты, предохранения; не по злому умыслу, а, наоборот, из-за огромного чувства ответственности.
Отсюда — эзотеризм как замок, на который запирались знания. Поэтому сегодня мы часто замечаем, как мало у нас слов и выражений, с помощью которых можно было бы вести разговор на эти все еще непривычные для нас темы. До того непривычные, что, не будучи предметом каждодневного обсуждения, они как бы ускользают от нас.
Но все же древние, искусные эзотерики, оставили нам ключ, способный открыть запертую дверь и проникнуть сквозь молчание, — символы. Символы, составляющие универсальный язык, доступ к которому имеют все люди, независимо от того, на каком языке они говорят. Когда мы хотим сберечь, оградить что-либо, нам требуется минимальное количество простых, понятных символов. Но Природа также таит в себе великие символы, за которыми, как правило, сокрыты великие знания. Четыре стихии содержат великие ключи для понимания, которые могут быть применены как к Космосу, так и к человеку, как к великому, так и к малому.
Наша задача — расшифровать эти символы, обучиться их загадочному языку и вновь понимать друг друга, общаясь на едином языке, вновь почувствовать себя братьями в единой традиции, в едином знании. Вновь вернуться к истокам, обрести прежние корни, прежнюю судьбу и путь к этой судьбе. Тогда, вероятно, и возникнет чувство братства, которого нам сейчас так не хватает.
Я лично не ставлю целью полностью раскрыть затронутые здесь темы. Они заслуживают более глубокого анализа, требуют больше времени. Я предлагаю открывать символы и управлять ими. Я хотела бы, чтобы все мы захотели и смогли вернуться к подлинным, настоящим, глубинным элементам, которые принадлежат нам, потому что пришли из глубин нашей Истории. Я хотела бы, чтобы все мы вместе смогли устремиться к цели, к основам, к тому, что мы называем будущим, к БУДУЩЕМУ ИСТОРИИ. опубликовано econet.ru
Автор: Делия Стейнберг Гусман
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник