Меню

Земля вращается вокруг солнца материальная точка или нет

Как вращается Земля

Общеизвестно, что Земля вращается вокруг Солнца, однако не каждый знает, как и почему наша планета это делает. И даже ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, что побуждает небесные тела вращаться вокруг центра Солнечной системы.

Земля или Солнце: что вращается?

Много лет назад считалось, что Земля является неподвижной, а вращаются вокруг нее Солнце и все другие местные планеты. Доказать обратное удалось только в XVI в. Многие ошибочно связывают этот научный прорыв с именем Галилео Галилея, ведь это он произнес знаменитые слова «И все-таки она вертится!».

Однако открытие принадлежит Николаю Копернику — в своем трактате «Об обращении небесных сфер», увидевшем свет в 1543 г., он выдвигал теорию о движении планет вокруг Солнца, а не всех небесных тел вокруг Земли.

Эта идея долгое время не была признана в европейских научных кругах и тем более ее не поддержала церковь. Однако это была мини-революция, оказавшая влияние на дальнейшее развитие астрономии.

Сначала теория о вращении планет вокруг центра Солнечной системы была окончательно доказана, затем астрономы начали выяснять причины такого явления.

В последние столетия выдвигалось множество гипотез, однако точно ответить сегодня на вопрос, почему Земля крутится вокруг Солнца, не может ни один исследователь.

Хотя несколько версий имеется:

  • инертное вращение;
  • приведение в движение магнитосферой;
  • воздействие на Землю солнечного излучения.

Закон Ньютона утверждает, что все тела, в т. ч. и космические, передвигаются по прямой линии. Это значит, что околосолнечные планеты, включая нашу, давно должны были улететь в открытое космическое пространство, однако до сих пор этого не произошло. Все же Солнце имеет большую массу, вызывающую соответствующую силу притяжения.

Во время своего движения Земля все время пытается отклониться от эллиптической траектории и начать движение по прямой линии, однако солнечная гравитация притягивает планету обратно, поэтому мы удерживаемся на орбите и кружимся вокруг нашего светила.

Вращение Земли вокруг Солнца

Вокруг центральной точки Солнечной системы Земля крутится по орбите, форму которой можно описать, как «сглаженный, близкий к правильному кругу эллипс». Эта форма немного изменяется год от года, полный цикл изменений составляет почти 100 тыс. лет.

Планета несется в пространстве, преодолевая примерно 107 тыс. км в час. Ее движение, если смотреть на Землю «условно сверху», так, чтобы взгляд наблюдателя падал на наш северный полюс, осуществляется против часовой стрелки.

Наклон оси вращения Земли

Под земной осью понимают условную прямую, проходящую через оба географических полюса нашей планеты и ее центр. Вокруг этой линии Земля совершает свое суточное вращение.

По отношению к плоскости, в которой мы движемся вокруг Солнца, эта линия расположена не перпендикулярно, а под углом 66°33´. Это объясняет изменения у нас времен года, ведь из-за наклона каждая точка на поверхности земного шара в разные периоды времени получает различное количество солнечного тепла и света.

Никакие внешние факторы (воздействие Солнца, лунное притяжение и т. д.) не влияют на угол этого наклона, однако вызывают прецессию — перемещение нашей планеты по траектории в виде кругового конуса. Сейчас Северный полюс Земли «смотрит» на Полярную звезду, самую яркую в созвездии Малой Медведицы.

Примерно через 12 тысячелетий он будет направлен на звезду Вега в противоположной части небосвода, а еще через такой же период времени — снова на звезду-альфа Ursa Minor.

Вращение Земли вокруг своей оси

Суточное вращение наша планета совершает против часовой стрелки, если смотреть на нее сверху с условного северного полюса мира, совпадающего по ориентации с земным Северным полюсом. Выполняя 1 полный оборот за 23 часа 56 минут и немногим более 4 секунд, Земля тем самым определяет продолжительность местных суток. Кроме того, такое вращение объясняет смену дня и ночи.

За то время, когда мы совершим один полный виток вокруг центра Солнечной системы, планета успевает сделать примерно 365,25 осевых оборотов — это продолжительность местного годового периода.

Исчисление дней с сотыми долями целого числа не удобно, потому учеными в конце XVI в. было предложено каждые 4 года добавлять в календарь 1 дополнительный день.

Каждое столетие земные сутки удлиняются примерно на 1 мс (миллисекунду) из-за постепенного замедления вращения планеты под воздействием лунной гравитации. Однако пока такая малая погрешность не вызывает проблем и влияет лишь на работу суперточных систем и механизмов.

Ранее Земля также меняла темп своего вращения — об этом свидетельствуют геологические исследования ее поверхности, однако всегда это происходило на величину не более +/-5% от начального значения.

Теория об инертном вращении

Существует гипотеза, что когда Земля только появилась и находилась в активной фазе своего формирования, она хорошо («с запасом») раскрутилась, а теперь вращается исключительно по инерции. Такая теория применима и к другим объектам Солнечной системы. Однако у нее имеется и немало противников, ведь объяснить колебания скорости движения нашей планеты эта гипотеза не может.

Читайте также:  Спектр излучения солнца лампы накаливания

Теория о магнитных полях

Из курса физики понятно: при попытке соединить два магнита между собой одинаково заряженными полюсами их естественной реакцией станет стремление оттолкнуться друг от друга. На этом факте построена теория о магнитных полях, гласящая, что раз земные полюса имеют одинаковый заряд, они стремятся в разные стороны и тем самым заставляют Землю вращаться.

Не так давно также было высказано еще одно научное предположение: земная магнитосфера толкает внутреннее ядро в направлении с запада на восток, и это заставляет его двигаться вокруг своей оси быстрее, чем остальные участки тела.

Воздействует ли на вращение нашей планеты Солнце?

Теория о влиянии на околосолнечное вращение нашей планеты самого Солнца — наиболее вероятная на сегодня. О прогревании солнечным излучением поверхностных оболочек Земли (атмосферы, гидросферы, верхних слоев литосферы) ученые знают давно. Открытие последних лет — нагрев этот неравномерный, вызывающий воздушные и морские течения.

При взаимодействии с твердой земной корой эти течения заставляют планету вращаться, а своеобразными турбинами, которые определяют направление и скорость движения, являются континенты.

Некоторые из земных материков недостаточно монолитные, и это вызывает их дрейф, что, в свою очередь, влияет на снижение или увеличение скорости вращения.

Источник

Является ли земля материальной точкой. Решение. Материальная точка. А1. Можно ли Землю считать материальной точкой

A1. Можно ли принять за материальную точку: 1) Землю при расчете: а) расстояния от нее до Солнца; б) пути, пройденного Землей по орбите вокруг Солнца за месяц; в) длины ее экватора; 2) ракету при расчете: а) ее давления на грунт; б) максимальной высоты ее подъема; 3) поезд длиной 1 км при расчете пути, пройденным: а) за 10 с; б) за 1 час.

Решение

Рассмотрим случай 1 а более подробно:

1 б. Так как размеры Земли много меньше расстояния, которое оно проходит по орбите за месяц, то Землю можно считать материальной точкой.

1 в. Так как при расчете длины экватора Земли нельзя пренебречь ее размерами, то Землю нельзя считать материальной точкой.

2 а. Давление ракеты равно \(p=\frac\) , где F – сила тяжести ракеты; S – площадь поперечного сечения опоры ракеты, т.е. размерами ракеты пренебрегать нельзя. Следовательно, ракету нельзя считать материальной точкой.

2 б. Так как размеры ракеты много меньше расстояния, которое оно проходит для достижения максимальной высоты подъема, то ракету можно считать материальной точкой.

Как возникает необходимость во введении новых понятий? Какие понятия наиболее точно и емко описывают окружающий мир? Как наиболее естественно и целесообразно вводить новые понятия?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, посмотрим на процесс построения понятий и их развитие с точки зрения организации процесса учебной деятельности учащихся и учителя на уроках физики.

Образование понятия – узловой момент познания, так как понятие – совокупность суждений об общих и существенных качествах объектов. В понятии сохраняется и передается добытое знание.

Процесс формирования физических понятий сложный, многоступенчатый и диалектически противоречивый. В этой деятельности можно выделить следующие наиболее важные и общие приемы: а) анализ; б) синтез; в) сравнение; г) обобщение; д) абстрагирование; е) идеализация.

На первом этапе, в образах, созданных на уровне формирования представлений в ходе аналитико-синтетической деятельности, мысленно выделяются одно или несколько свойств объекта, важных с точки зрения исследователя для решения поставленной задачи. После этого в ходе сравнения мысленно отбирают все объекты, имеющие эти свойства, и определяют их по этим свойствам, то есть обобщают. В сознании человека в процессе абстрагирования создаются образы объектов чувственного мира, и эти образы заменяют в познавательном процессе реально существующие объекты, которые сознание как бы опредмечивает. В образах объектов некоторые свойства можно сохранять, отбрасывать, вводить, то есть конструировать новые абстракции. С помощью системы абстрактных объектов создается собственно научный язык, позволяющий формулировать научные положения и осуществлять научные рассуждения.

В том случае, если мы наделяем мыслимый предмет какими-то свойствами, которых он в действительности не имеет, например, если мы наделим физическое тело способностью восстанавливать при деформации свой первоначальный объём или форму, то построим понятие «абсолютно упругое тело», то мы строим идеальный объект. Если лишаем тело каких-то свойств, которым он в действительности обладает, например, если мы лишим физическое тело способности восстанавливать при деформации свой первоначальный объём или форму, то получим понятие «абсолютно неупругое тело», то мы также строим идеальный объект. Сам же прием называется идеализацией.

Читайте также:  Фонари заряжающие от солнца

Результатом этой деятельности являются некоторые допущения, предположения, догадки об изучаемом объекте или явлении – рождается гипотеза, включающая в себя новые, более широкие понятия, содержащие в себе понятия, отображающие более узкий уровень знания. Как предположительное, вероятное знание, ещё не доказанное логически, и не настолько подтверждённое опытом, чтобы считаться достоверной теорией, гипотеза не истинна и не ложна – она неопределённа.

Способы проверки гипотез можно разделить на эмпирические и теоретические. Первые включают непосредственное наблюдение явлений, предсказываемых гипотезой (если оно возможно), и подтверждение в опыте следствий, вытекающих из неё. Теоретическая проверка охватывает исследование гипотезы: на непротиворечивость; на эмпирическую проверяемость; на приложимость ко всему классу изучаемых явлений; на выводимость её из более общих положений; на утверждение её посредством перестройки той теории, в рамках которой она выдвинута. На данном этапе происходит уточнение и углубление понятий в удобной для практики и физико–математических рассуждений форме.

В процессе построения теории, понятия включаются как составная часть данной теории в более широкую структуру. В каждой структуре можно выделить систему понятий, язык (для формирования понятий и высказываний) и логику (для получения одних высказываний из других). И только с этого момента, сформированное в рамках некоторой теории физическое понятие становится не только предметом исследования, но и средством познания объективной действительности. При этом свою познавательную функцию оно выполняет в зависимости от того, какие свойства изучаемых физических объектов в нём зафиксированы. Оно моделирует именно это, а не какое-то другое свойство исследуемого объекта.

Существуют различные способы введения идеальных объектов :

Через абстракцию отождествления;

Через операцию предельного перехода;

Через операцию дефиниции.

Идеализация применяется не только к непосредственно исследуемым объектам, но и к познавательным ситуациям (так, ряд идеализирующих допущений предшествует построению моделей), условиям задачи, процессам, методологическим предписаниям и т.п.

Например, под «точкой» понимается идеальный объект, не имеющий размеров. Для решения каких-то проблем познания, например, указания центра окружности, такое определение «точки» вполне пригодно. А можно ли из множества точек построить какой-нибудь объект, например «линию»? «физическое тело»? По-видимому, нет. Из 2, 3, 4 и т.д. точек, не имеющих размеров, мы получим объект, также не имеющий размеров, то есть точку.

Для выполнения задачи по построению такого идеального объекта как «линия», это понятие будет работать только в том случае, если оно будет усовершенствовано. Пусть точке как безразмерному объекту будет принадлежать некоторая окрестность вокруг этой точки, и тогда, располагая их в определенном порядке, мы можем сконструировать любые идеальные объекты (шар, круг, параболу и т.д.). Именно этот подход лежит в основе метода интегрирования.

Для моделирования реальных объектов и явлений реального мира, «точка» должна обладать другим свойством – массой. Новый идеальный объект познания зафиксирован в понятии «материальная точка». При определенных условиях, мы целый объект можем рассматривать как «материальную точку», что удобно для многих задач механики. Если «материальная точка» будет обладать некоторой окрестностью, то из множества таких «точек» можно сконструировать новый объект – «абсолютно твердое тело». Данное понятие является центральным в физике твердого тела.

Невесомая и нерастяжимая нить с материальной точкой на конце образует модель математического маятника, которая позволяет исследовать законы гармонических колебаний.

Невесомая и нерастяжимая нить, лежащая на гладкой поверхности, на концах которой находятся материальные точки, образует модель связанных тел.

Невесомая и нерастяжимая нить, перекинутая через невесомый и гладкий блок, в котором отсутствует трение, на концах которой находятся материальные точки, образует модель движения тел на блоке.

Можно продолжать и дальше, но и на этих примерах видно, что для решения различных целей познания, мы должны создавать новые понятия, абстракции, идеализации и модели, хоть и генетически связанные между собой, но все же несущие в себе основные черты именно того явления моделью которого они являются и более никакого.

Каковы границы упрощения (обеднения) природного явления посредством идеализации? Эти границы очерчены самой реальностью – в тот момент, когда модель перестает давать достоверный результат, она становится своей противоположностью – бесплодной фантазией. Приведем сценарий одного из занятий посвященного одной из самых известных идеализаций – «материальной точке».

Можно ли Землю считать материальной точкой?

1. Распространены следующие определения: «Материальной точкой называется тело, размеры которого пренебрежимо малы сравнительно с его расстояние до других тел». Или даже: «Материальная точка – это тело, вся масса которого сосредоточена в одной точке».

Развивая последнюю мысль, логично добавить: материальных точек в природе нет и быть не может, так как тело имеет конечные размеры. Получается, что физика тщательно и кропотливо исследует то, что не существует. Разумеется, в физике идеализированные модели встречаются на каждом шагу. Именно поэтому надо твердо представлять, по какому направлению идет идеализация в конкретных понятиях, каковы границы применимости веденных моделей.

Читайте также:  Ярило бог солнца за что отвечает

Попробуйте исправить приведенные выше определения материальной точки, обобщив особенности вращения Земли вокруг Солнца.

Ответ: Движение Земли вокруг Солнца не является поступательным, так как Земля вращается вокруг своей оси. Однако совершенно очевидно, что на это вращение Солнце никак не влияет: поле тяжести Солнца сферически симметрично и достаточно однородно в пределах пространства, занятого Землей, и сила притяжения Солнцем не создает вращающего момента относительно центра Земли. Движение центра масс Земли не зависит от её вращения.

Конечно, Земля неоднородна по плотности, и к тому же не является шаром. Поле тяготения Солнца незначительно меняется в пределах части пространства, Занятого Землёй. По этим причинам, во-первых, отличен от нуля вращательный момент солнечного притяжения, и, во-вторых, возникают солнечные приливы – перемещающиеся с вращением Земли деформации её верхних слоев. Оба фактора оказывают влияние на суточное вращение Земли, однако это влияние столь незначительно, что астрономические наблюдения за периодом суточного вращения Земли до самого последнего времени являлись основой службы точного (эталонного) времени.

Следовательно, если нам нужно рассчитывать траекторию какой-то точки Земли в пространстве, мы можем временно забыть о вращении Земли, полагать всю массу сосредоточенной в её центр, рассчитать движение точки с такой массой, а затем наложить на рассчитанное движение суточное вращение Земли.

Итак, в данном случае ускорения всех точек Земли под действием только притяжения Солнца и других планет (кроме самой Земли) одинаковы и совпадают с величиной ускорения, вычисленной в предположении, что вся масса Земли сосредоточена в её центре. Скорость вращения Земли, её форма, распределение массы по объему на величину этого ускорения не влияют. Этот результат – следствие малого размера Земли сравнительно с её расстоянием до Солнца.

Высказанные соображения станут ещё очевиднее, если применить их к Венере. Венера покрыта плотным слоем облаков, так что детали её поверхности неразличимы. И никакие наблюдения за движением Венеры вокруг Солнца, не могли ответить на вопрос: каково собственное вращение этой планеты?

2. Можно ли принять Землю за материальную точку при расчете: а) расстояния от Земли до Солнца или Луны; б) пути, пройденного Землёй по орбите вокруг Солнца за месяц; в) длины экватора Земли; г) скорости движения точки экватора при суточном вращении Земли вокруг оси; д) скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца; е) движения искусственного спутника вокруг Земли; ж) при посадке космического корабля на её поверхность?

Ответ: а) Да, так как расстояние от Земли до Луны и до Солнца во много раз больше размеров Земли; б) Да, так как путь пройденный Землёй по орбите за месяц во много раз больше размеров Земли; в) Нет, так как диаметр это один из характерных размеров Земли, что противоречит самому определению материальной точки; г) Нет, так как длина окружности экватора так же один из характерных размеров Земли, что противоречит самому определению материальной точки; д) Да так в этом случае путь проходимый Землей, во много раз больше размеров Земли; е) Нет, так как радиус орбиты спутника должен быть больше радиуса Земли, то есть при расчете орбиты спутника мы не имеем право не учитывать истинные размеры Земли; ж) Нет, так как в этом случае мы должны учитывать не только размеры Земли, но и то, что находится в точке предполагаемого приземления – вода или суша, а также характер рельефа.

3. Закон всемирного тяготения записывается следующим образом: .

Анализируя это соотношение, легко прийти к любопытным выводам: при неограниченном уменьшении расстояния между телами сила их взаимного притяжения должна возрастать также неограниченно, становясь бесконечно большой при нулевом расстоянии.

Почему же в таком случае мы без особого труда поднимаем тело с поверхности другого (например, камень с земли), встаем со стула и т.д.?

Ответ: Можно указать на несколько неточностей в приведенном тексте софизма рассуждении . Во-первых, закон всемирного тяготения, записанный в форме , относится только к точечным телам или к эллипсоидам и шарам. Во-вторых, если тела соприкасаются, это вовсе не означает, что равна нулю величина R , фигурирующая в формуле закона всемирного тяготения. Так, например, совершенно очевидно, что для двух соприкасающихся шаров с радиусами R 1 и R 2 нужно записать: R = R 1 + R 2 .

Источник

Adblock
detector