Фантастика — жанры, поджанры, краткая характеристика к ним
Жанр фантастика — содержание статьи:
- 1 — Научная фантастика (НФ)
- 1.1 — Твердая научная фантастика
- 1.2 — Космическая фантастика
- a) Космическая одиссея
- б) Планетарный роман
- в) Космическая опера
- 2 — Боевая фантастика
- 3 — Юмористическая фантастика
- 4 — Любовная фантастика
- 5 — Социальная фантастика
- 6 — Фэнтези
- 7 — Мистика и ужасы
Фантастика – исходит от греческого понятия «phantastike» (искусство воображать).
В современном понимании фантастику можно определить как один из видов литературы, которая способна создавать волшебную, чудесную картину мира, противопоставляющая существующей реальности и привычным для всех нас понятиям.
Известно, что фантастику можно делить на различные направления: фэнтези и научная фантастика, твердая научная фантастика, космическая фантастика, боевая и юмористическая, любовная и социальная, мистика и ужасы.
Пожалуй, эти жанры или как их еще называют, подвиды фантастики на сегодняшний день являются самыми известными в своих кругах.
Попробуем охарактеризовать каждый из них отдельно.
Научная фантастика (НФ):
Итак, научная фантастика — это жанр литературы и киноиндустрии, который описывает события, происходящие в реальном мире, и отличаются от исторической действительности в каком либо значимом отношении.
Эти отличия могут быть технологическими, научными, социальными, историческими и любыми другими, но только не магическими, иначе теряется весь замысел понятия «научная фантастика».
Другими словами, научная фантастика отражает влияние научно-технического прогресса на обыденную и привычную жизнь человека.
Среди популярных сюжетов произведений этого жанра можно отметить полеты на неизведанные планеты, изобретение роботов, открытие новых форм жизни, изобретение новейшего оружия и прочее.
Среди почитателей этого жанра популярностью пользуются следующие произведения: «Я, робот» (Азейк Азимов), «Звезда Пандоры» (Питер Гамильтон), «Попытка к бегству» (Борис и Аркадий Стругацкие), «Красный Марс» (Ким Стенли Робинсон) и множество других замечательных книг.
В сфере киноиндустрии также снято немало фильмов научно-фантастического жанра. Среди первых зарубежных картин в свет вышел фильм Жоржа Мильеса «Путешествие на Луну».
Он был снят в 1902 году и поистине считается самым популярным фильмом, который был показан на больших экранах.
Также можно отметить и другие картины в жанре «научная фантастика»: «Район № 9» (США), «Матрица» (США), легендарные «Чужие» (США). Однако есть и фильмы, ставшие так сказать классикой жанра.
Среди них: «Метрополис» (Фриц Ланг, Германия), снятый в 1925 году поразил своей идеей и представлением будущего человечества.
Еще один киношедевр, ставший классикой, «2001 год: Космическая одиссея (Стенли Кубрик, США), вышедший на экраны в 1968 году.
Эта картина повествует о внеземных цивилизациях и очень сильно напоминает скорее научный материал о инопланетянах и их жизни — для зрителей далекого 1968 года это действительно что-то новое, фантастическое, что они раньше ни видели и не слышали. Конечно нельзя обойти стороной и «Звездные войны.
Эпизод 4: Новая надежда»(Джордж Лукас, США), 1977 год.
Эту ленту наверное посмотрел каждый из нас и не единожды. Настолько она затягивает и привлекает своими спецэффектами, необычными костюмами, шикарными декорациями и невиданными для нас героями.
Хотя, если говорить о жанре, в котором снят этот фильм, я бы скорее отнесла его к космической фантастике, нежели к научной.
Но, в оправдание жанра можно сказать, что, наверное, ни один фильм не снимается в определенном жанре в чистом виде, всегда есть отступления.
Твердая научная фантастика, как поджанр НФ
Научная фантастика имеет так называемый поджанр или подвид, который называется «твердая научная фантастика».
Твердая научная фантастика отличается от традиционной научной тем, что во время повествования не искажаются научные факты, законы.
То есть можно сказать, что основой этого поджанра является естественная научная база знаний и весь сюжет описывается вокруг определенной научной идеи, пусть даже и фантастической.
Сюжетная линия в таких произведениях всегда прост и логичен, строится на нескольких научных допущениях – машина времени, сверхскоростное передвижение в космосе, экстросенсорика и прочее.
Космическая фантастика, ещё один поджанр НФ
Космическая фантастика — это поджанр научной фантастики. Ее отличительная особенность в том, что основной сюжет разворачивается в космическом пространстве либо на различных планетах в Солнечной Системе или за ее пределами.
Планетарный роман, космическая опера, космическая одиссея.
Поговорим о каждом виде подробнее.
Космическая одиссея:
Итак, Космическая одиссея представляет собой сюжетную линию, в которой действия происходят чаще всего на космических судах (кораблях) и героям необходимо выполнить глобальную миссию, от результата выполнения которой зависит судьба человека.
Планетарный роман:
Планетарный роман гораздо проще по типу развития событий и сложности сюжета. В основном все действие ограничивается одной конкретной планетой, которая населена экзотическими животными, людьми.
Очень много произведений в этом виде жанра посвящены далекому будущему в котором люди перемещаются между мирами на космическом корабле и это является нормальным явлением, некоторые ранние произведения космической фантастики описывают более простые сюжеты с не такими реалистичными способами передвижения.
Однако цель и основная тема планетарного романа едина для всех произведений — приключения героев на конкретной планете.
Космическая опера:
Космическая опера — не менее интересный подвид научной фантастики.
Ее основной замысел — назревание и разрастание конфликта между героями с применением могущественного высокотехнологического оружия будущего для завоевания Галактики или освобождения планеты от космических пришельцев, гуманоидов и других космических существ.
Действующие лица этого космического конфликта отличаются героичностью. Главным отличием космической оперы от научной фантастики в том, что здесь происходит практически полный отказ от научной базы сюжета.
Среди произведений космической фантастики, которые заслуживают внимания можно отметить следющие: «Потерянный рай», «Абсолютный враг» (Андрей Ливадный), «Стальная крыса спасает мир» (Гарри Гаррисон), «Звездные короли», «Возвращение на звезды» (Эдмонд Гамильтон), «Автостопом по Галактике» (Дуглас Адамс) и другие замечательные книги.
А теперь отметим несколько ярких кинолент в жанре «космическая фантастика». Конечно же, нельзя обойти всем известный фильм «Армагеддон» (Майкл Бэй, США, 1998); взорвавший весь мир «Аватар» (Джеймс Кэмерон, США, 2009), который отличается необычными спецэффектами, яркими образами, богатой и необычной природой неизведанной планеты; «Звездный десант» (Пол Верховен, США, 1997), также популярный в свое время фильм, хотя многие киноманы и сегодня готовы пересматривать эту картину не один раз; нельзя не отметить все части (эпизоды) «Звездные войны» Джорджа Лукаса, на мой взгляд, этот шедевр фантастики будет популярен и интересен зрителю во все времена.
Боевая фантастика:
Боевая фантастика — это вид (поджанр) фантастики, который описывает военные действия, происходящие в далеком или не очень далеком будущем, причем все действия происходят с использованием сверхмощных роботов и новейшего оружия неведомого сегодня человеку.
Этот жанр достаточно молод, его зарождение можно отнести к середине 20-го столетия во время разгара войны во Вьетнаме.
Причем отмечу, что боевая фантастика становилась популярной и число произведений и фильмов увеличивалось, прямо пропорционально нарастанию конфликтов в мире.
Среди популярных авторов-представителей данного жанра выделяются: Джо Холдеман «Бесконечная война»; Гарри Гаррисон «Стальная крыса», «Билл – герой галактики»; отечественные авторы Александр Зорич «Завтра война», Олег Маркелов «Адекватность», Игорь Поль «Ангел-хранитель 320» и другие замечательные авторы.
Немало снято и фильмов в жанре «боевая фантастика»» Замороженные солдаты» (Канада, 2014), «Грань будущего» (США, 2014), Стартрек: Возмездие» (США, 2013).
Юмористическая фантастика:
Юмористическая фантастика – жанр, в котором представление необычных и фантастических событий происходит в юмористической форме.
Юмористическая фантастика известна с античности и развивается в наше время.
Среди представителей юмористической фантастики в литературе самыми яркими являются наши любимые Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», Кир Булычев «Чудеса в Гусляре», а также зарубежные авторы юмористической фантастики Прадчетт Терри Девид Джон «Я надену полночь», Бестер Альфред «Вы подождете?», Биссон Терри Бэллантин «Они сделаны из мяса».
Любовная фантастика:
Любовная фантастика, романтические приключенческие произведения.
К этом виду фантастики можно отнести любовные сюжеты с вымышленными героями, волшебными странами, которых не существует, присутствием в описании чудесных амулетов, обладающих необычными свойствами, ну и, конечно же, все эти истории имеют счастливый конец.
Представителями этого жанра являются авторы: Кейн Рэйчел «Дневные (ЛП)», Ким Харрисон «Ведьма без имени», Ирина Родионова «Разящая стрела амура», Силин Владислав «Дверь в зиму».
Конечно, нельзя обойти и фильмы, снятые в жанре. Вот несколько из них: «Загадочная история Бенджамина Баттона» (США, 2008), «Жена путешественника во времени (США, 2009), «Она» (США, 2014).
Социальная фантастика:
Социальная фантастика — разновидность научно-фантастической литературы, где главную роль играют отношения между людьми в обществе.
Основой упор делается на создание фантастических мотивов с целью показать развитие общественных отношений в нереальных условиях.
В этом жанре написаны следующие произведения: Братья Стругацкие «Град обреченный», «Час быка» И. Ефремов, Г. Уэллс «Машина времени», «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери.
Кинематограф тоже имеет в своей копилке фильмы в жанре социальной фантастики: «Матрица» (США, Австралия, 1999), «Темный город» (США, Австралия, 1998), «Молодежь» (США, 2014).
Фэнтези:
Фэнтези — жанр фантастики, где описывается вымышленный мир, чаще всего средние века, а сюжетная линия выстраивается на основе мифов и легенд.
Для этого жанра характерны такие герои, как боги, колдуны, гномы, тролли, призраки и иные существа. Произведения в жанре «Фэнтези» очень близки к древнему эпосу, в котором герои сталкиваются с волшебными существами и сверхъестественными событиями.
Жанр «фэнтези» с каждым годом набирает обороты и у него становится больше поклонников.
Наверное, весь секрет в том, что в нашем примитивном мире не хватает какой-то сказки, волшебства, чудес.
Основными представителями (авторами) этого жанра являются Роберт Джордан (фэнтезийный цикл книг «Колесо времени», включающий 11 томов, Урсула Ле Гуин (цикл книг о Земноморье – «Волшебник Земноморья», «Колесо Атуана», «На последнем берегу», «Тухану»), Маргарет Уэйс (цикл произведений «DragonLance») и другие.
Среди фильмов, снятых в жанре «Фэнтези» вполне достаточно для выбора и подойдут даже для самого капризного киномана.
Среди зарубежных лент я отмечу такие как: «Властелин колец», «Гарри Поттер», любимые во все времена «Горец» и «Фантомас», «Убить дракона» много других замечательных фильмов.
Эти фильмы затягивают нас великолепной графикой, игрой актеров, загадочными сюжетами, а просмотр подобных картин дарят эмоции, которые не получишь от просмотра фильмов в других жанрах.
Именно фэнтези добавляет в нашу жизнь дополнительные краски и восхищает снова и снова.
Мистика и ужасы:
Мистика и ужасы — этот жанр наверное один из самых популярных и привлекательных как для читателя, так и для зрителя.
Он способен подарить такие незабываемые впечатления, эмоции и повысить адреналин, как никакой из других жанров фантастики.
В свое время, до того как стали популярны фильмы и книги о путешествиях в будущее, ужасы были самым необычным и любимым жанром у любителей и почитателей всего фантастического. И сегодня интерес к ним не пропал.
Яркими представителями книжной индустрии в данном жанре являются: легендарный и всеми любимый Стивен Кинг «Зеленая миля», «Мертвая зона», Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея», наш отечественный автор М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
А фильмов в этом жанре снято великое множество и достаточно сложно выбрать лучшие и самые яркие из них.
Перечислю лишь несколько: всеми любимый «Кошмар на улице Вязов» (США, 1984), Пятница 13-е» (США 1980-1982),«Изгоняющий дьявола»1,2,3 (США), «Предчувствие» (США, 2007), «Пункт назначения»-1,2,3 (США, 2000-2006), «Экстрасенс» (Великобритания, 2011).
Как видите, фантастика настолько многосторонний жанр, что любой сможет выбрать то, что подходит ему по духу, по натуре, даст возможность окунуться в волшебный, необычный, ужасный, трагический, высокотехнологичный мир будущего и необъяснимого для нас — обычных людей.
Источник
Киберпанк, турбореализм… Какие есть поджанры фантастики и что они означают?
На конвентах и в интернете частенько можно услышать разные страшные слова: «рибофанк», «посткиберпанк» или «турбореализм». Все это фантастика, но к какому направлению отнести ту или иную книгу (или даже собственные тексты) — не всегда знают и сами авторы.
Конечно, все деления условны. И потом, настоящие творцы не признают рамок: главное — идея, что автор пытается выразить, интересно ли это читать и насколько глубоко читателя задевает. А уж какой поджанр — дело десятое.
И все же разбираться в направлениях неплохо. Во-первых, это интересно. А во-вторых — дает понимание законов жанра, если вы намерены в нем работать.
Фантастика ли это вообще?
Начнем с простого: что вообще такое фантастика? Не все, что продается под ее видом, на самом деле ею является. Скажем, «Дюна» — твердая фантастика, а «Звездные войны» — космоопера.
Фантастикой называют книгу, фильм, или любое произведение, в котором фантастический элемент («фантдопущение») является сюжетообразующим. Иными словами, выброси его из сюжета — и сюжет развалится. А если декорации можно заменить на любые другие (космос на Дикий Запад, инопланетян на индейцев) и сюжет при этом не пострадает — это уже не совсем фантастика.
Среди фантастов еще порой спорят, что можно назвать научной фантастикой, а что — лишь с натяжкой. Научная фантастика всегда основана на допущении в области науки: новая открытая технология, открытые законы природы и пр. Например, вот как определяет НФ Роберт Хайнлайн: «выдумка о возможных событиях будущего, которая целиком базируется на знании реального мира, его прошлого и настоящего, а также на понимании природы».
И вот теперь, вооружившись этим знанием, пойдем по жанрам и поджанрам.
Шпаргалка направлений фантастики
Космоопера (Space Opera) — жанр, в котором особое место занимают военные действия в космосе, мелодраматичные приключения, подчеркнуто романтическая любовная линия. Естественно, действие таких произведений происходит в основном в далеком космосе. Еще раз замечу: космоопера определяется именно по внешним признакам, по антуражу и декорациям. Действие происходит в космосе, герои владеют могущественными технологиями. При этом, как правило, авторы предпочитают обоснованию событий масштабность и остросюжетность.
Как уже упоминалось, отличие от «твердой» фантастики — в том, что фантастические миры обычно тщательно проработаны, чтобы они не противоречили физике, пришельцы и экосферы иных планет не должны противоречить биологии, а общество будущего построено непротиворечивым. Космоопера делает основной упор на остросюжетность, а фантастический элемент в ней — во многом декорация (сюжет можно легко перенести на Дикий Запад или даже в Средние Века).
Апокалиптика и пост-апокалиптика (Apocalyptic и post-apocalyptic fiction). Ну, здесь все просто. Это фантастика, в которой современная технологическая цивилизация на Земле переживает или уже пережила падение — притом, по любым причинам. Это может быть изменение климата, астероид, ядерная война, истощение ресурсов, пандемия, восстание машин или даже вторжение пришельцев. Все, что угодно. Соответственно, пост-апокалиптика («постап») происходит в нетехнологическом мире будущего, в котором остались лишь разрозненные островки общества и технологий.
Как видите, поджанр опять же определяют не по внутреннему содержанию, а по декорациям. Поэтому к постапу можно отнести даже «Море осколков» Джо Аберкромби, хотя казалось бы, уж «Море осколков» — это вообще фэнтези.
В общем, жанр условный. Сделайте нужные декорации — и вуаля, вас относят к нему. Никаких специальных требований к направлению, как в твердой научной фантастике или в киберпанке нет.
Социальная фантастика. Это поджанр фантастики, в котором основная идея и тема касается отношений в человеческом обществе. Фантастический элемент — всего лишь орудие, благодаря которому можно построить необычное, невозможное в реальных условиях общество, и тем самым сделать более выпуклыми вопросы современности. Социальная фантастика обычно использует формы утопии или, чаще всего — антиутопии.
Киберпанк (Cyberpunk). Вот это очень интересный жанр, потому что он определяется не столько декорациями (антураж вторичен), сколько идеями и темами, о которых пишет автор.
На уровне декораций киберпанк можно описать как «высокие технологии, низкие стандарты жизни». Это миры недалекого будущего, в которых люди уже наполовину не люди, а киборги, усиленные бионическими частями. Это миры враждующих мегакорпораций, которые играючи перезаписывают память человека. Здесь существует искусственный интеллект, а люди затерялись в виртуальной реальности — но значительная часть общества погрязла в нищете, а мир находится на пороге масштабных потрясений.
Мир абсолютной личной свободы и декаданса (режим при этом может быть вполне полицейским). Эстетически киберпанк похож на нуар: даже действие частенько происходит ночью. Вспомните «Бегущий по лезвию» или один из миров «Облачного атласа».
Но это — лишь эстетика, пусть и прекрасная в своей мрачности.
Киберпанк — это в первую очередь темы и идеи. В чем заключается человечность? Человек ли тот, кто наполовину состоит из высокотехнологичных органов? Человек ли тот, чью память можно перезаписать, вложить ложные воспоминания, влиять на личность через программируемый мозг? Что вообще такое человек? — и что такое реальность, если все, что дано нам в ощущениях, может переписать обычный хакер?
Герои киберпанка — обычно маргиналы, одиночки, иногда они противостоят гниющему и разлагающемуся человечеству. А иногда прекрасно видят сквозь красочные витрины: и рабовладение, и наркотики, и манипуляции корпораций, и ползучий геноцид — но ничего не желают с этим делать, просто принимая мир как есть.
Возносить восторги киберпанку можно долго, подытожим, что это высокотехнологическая антиутопия, которая исследует темы человечности и бытия в соприкосновении с технологией.
Как следствие, киберпанк породил довольно много похожих поджанров.
Биопанк (Biopunk). Bio (от биологии) + punk (все тот же мир в упадке на пороге радикальных перемен). Представьте то же, что с киберпанком, только вместо кибертехнологий — революция в биотехнологиях, герои — следствия экспериментов, противостоят безжалостным мегакорпорациям и режимам. Исследует биопанк примерно те же темы: где пролегает граница человечности между человеком и монстром, что есть жизнь, если экспериментатор может мять ее, как глину.
Стимпанк (Steampunk). Как раз здесь — больше эстетики, чем внутреннего наполнения, но совершенно потрясающей эстетики. Пожалуй, жанр можно еще назвать нео-викторианством, потому что он воссоздает мир XIX в., индустриальной революции, паровых технологий, британской «викторианской эпохи» или американского Дикого Запада. Здесь часто встречаются технологии-анахронизмы: т.е. технологии, которые в реальности возникли гораздо позже — но показанные так, как могли бы их представить себе жители XIX в. Стимпанк может быть поджанром как научной фантастики, так и научной фэнтези (о которой ниже).
Дизельпанк (Dieselpunk). То же, но уже в мире, который базируется на технологиях уровня 1920-х – 1940-х годов (т.е. период с Первой мировой войны до начала Второй мировой). Эстетика — нуар, чадные трубы, вечные сумерки, мужчины приталенных костюмах и шляпах, летающие крепости и многоэтажные автобусы в бетонных джунглях. Декаданс, комфортная жизнь в атмосфере вечного джаза и миллионы смертей в бессмысленной бойне.
Посткиберпанк (Postcyberpunk). А здесь маятник качнулся обратно. Киберпанк был ответом на то, как изображали высокотехнологическую утопию в 50-х и 60-х гг. Авторы киберпанка пытались докричаться: нет, с развитием искусственного интеллекта все останется по-прежнему. Наркотики, мафия, кибертерроризм, насильственная генная инжинерия — все это будет, общество не станет лучше. В ответ киберпанку родился посткиберпанк, где искусственный интеллект, виртуальная реальность, модификация собственного тела до состояния полу-киборгов — все это тоже есть, но со знаком «плюс». Если в классическом киберпанке нам глазами героя-одиночки показывают неприглядный мир технологического будущего, то посткиберпанк исследует героев, полностью интегрированных в мир высоких технологий. Посткиберпанк редко бывает антиутопией — он, скорее, приветствует проникновение технологий в каждую сторону нашей жизни.
Антропологическая НФ (Anthropological science fiction). Фантастика, центром которой является не технологии будущего, а моделирование иных народов, обществ и биологических видов. Самым ярким представителем считают Урсулу Ле Гуин.
Этнофутуризм (Ethnofuturism). Представьте, такое бывает. Так называют жанр, который совмещает научную фантастику с глубоко незападной экзотической картиной мира и мировоззрением, может даже с магическим реализмом и космологией экзотических культур. В общем, представьте себе пронизанное традициями кастовое индийское общество в космосе, в мире высоких технологий.
Умирающая Земля (Dying Earth). Это жанр, должно быть, не столько научной фантастики, сколько научной фэнтези — в котором действие происходит в далеком будущем, когда срок жизни на Земле или даже жизни во всей Вселенной подходит к концу, и физические законы начинают «давать сбои». Чем это отличается от апокалиптики и постапа? Жанр умирающей Земли рассказывает не о катастрофе, а о медленном истощении мира, он исследует темы далекого будущего, усталости мира от человека, идеализма, энтропии, истощения ресурсов и отношения мир-человек в целом. Надежда на возрождение — иногда бывает, а иногда нет, это у каждого автора по-своему.
Самый яркий представитель — Джек Вэнс с его циклом «Умирающая земля» (откуда и возник жанр), но подобные произведения есть также у Джорджа Мартина, Терри Брукса и других.
Научная фэнтези (Science fantasy). Это совершенно удивительный смешанный жанр, в котором соединяются элементы и научной фантастики, и фэнтези. Автор «Сумеречной зоны» Род Стерлинг говорил, что научная фантастика делает невероятное возможным в то время как научная фэнтези — невозможное вероятным.
Как расплести этот буддийский коан?
Для большинства из нас выпить чай с английской королевой — событие вполне возможное в рамках наших законов физики, но совершенно невероятное.
В то время как встретить на улице единорога — событие невозможное в нашем мире, но фэнтези это обычное дело.
Иными словами, фэнтези играет с магическим реализмом и делает принципиально невозможные вещи допустимыми, а научная фантастика играет лишь с вероятностями и делает более вероятными события, которые вполне возможны в нашем мире.
Как комбинация этих двух жанров, научная фэнтези наносит как бы налет научности и реализма на вещи, которые принципиально не могут случиться в нашем мире при любом стечении обстоятельств, включая сверхъестественные элементы.
Трансреализм (Transrealism). Это жанр, в котором сочетаются НФ и подробный, натуралистический реализм, собственный авторский опыт используется до такой степени, что некоторые вещи можно назвать «трансцедентальной автобиографией». Примеры — некоторые вещи Филипа Дика, Иена Бенкса и еще дюжины авторов. Но главный «столп» трансреализма — конечно же, Филип Дик.
Турбореализм – это такая социальная фантастика, которая свободно оперирует с реальностью или даже реальностями. Турбореализм — всегда на стыке фантастики и обычной прозы. Минимальное фантдопущение, все прочее — привычная реальность. Примеры? Пелевин, Веллер, Лазарчук, Лукин, Успенский. Впрочем, есть и такое мнение, что турбореализм придумал российский фантаст Лазарчук, а стало быть, и относится жанр только к нему.
Источник