Презентация к уроку литературы «Особенности жанра сказки — были в «Кладовой солнца» М. Пришвина»
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца». На уроке учащиеся должны выяснить, каковы особенности сказки-были как жанра и почему «Кладовую солнца» можно отнести к этому жанру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Особенности жанра сказки — были в «Кладовой солнца» М. Пришвина» | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности жанра сказки-были в «Кладовой солнца» М.М. Пришвина Выполнила: Сухинина Л.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара
Что такое сказка и что такое быль? БЫЛЬ – это… СКАЗКА – это…
Что такое сказка и что такое быль? Быль — это то, что было в действительности. Сказка — это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. ( Из словаря С. П. Белокуровой )
Жанровые признаки произведений Признаки жанра Сказка Быль «Кладовая солнца» 1. Время действия 2. Место действия 3. События, которые лежат в основе произведения. 4. Герои 5. Какие это герои? 6. Рассказчик — свидетель событий? 7. Финал произведения
Жанровые признаки произведений Признаки жанра Сказка Быль «Кладовая солнца» 1. Время действия В далёкие времена В конкретное время Во время Великой Отечественной войны. 2. Место действия В тридевятом царстве В конкретном реальном месте «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского …» 3. События, которые лежат в основе произведения. Фантастические Реальные Те, которые происходили на самом деле 4. Герои Люди, животные, сказочные персонажи Люди, животные Настя и Митраша , брат и сестра 5. Какие это герои? Положительные и отрицательные герои Обычные люди со своими достоинствами и недостатками Это обычные дети. 6. Рассказчик — свидетель событий? Нет Да Рассказчик жил рядом с детьми, хорошо их знал 7. Финал произведения Добро побеждает зло Финал разный, но всегда происходит осмысление героем своих поступков Дети осознали свои ошибки и сделали правильные выводы.
Быль или сказка? ( вывод по таблице ) Жизнь Насти и Митраши – это БЫЛЬ . ?
История сосны и ели Сросшиеся деревья Есть ли в этом эпизоде сказочные элементы? Зачем писатель вставляет этот эпизод в повествование о брате и сестре?
Сказочные образы в произведении Ели-старушки (худ. Светличная О.Г. «Старая ель») Серый помещик Как связаны поведение птиц, животных и поведение детей?
Эпизод с лосем Что сказочного в этом эпизоде? Что реального?
Правда антипыча Какую правду завещал Антипыч Травке? Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь. А в основе произведения– борьба добра и зла.
Жанр «Кладовой солнца» «Кладовая солнца» – это сказка-быль, потому что соединяет в себе реальные события и сказочные элементы .
Спасибо за урок!
Использованные материалы из интернета: http://www.literaturus.ru/2015/11/illjustracii-rasskaz-Kladovaja-solnca-Prishvin.html http://www.litfund.ru/auction/128/141/ https://ruslit.traumlibrary.net/book/prishvin-kladovaya/prishvin-kladovaya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс.
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч.
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста.
Тема урока «Главные герои сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца. Митраша и Настя».
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Конспект урока по сказке — были «Кладовая солнца».
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Источник
Кладовая солнца — краткое содержание для читательского дневника
Название произведения | Кладовая солнца |
---|---|
Автор | Михаил Пришвин |
Жанр | Сказка-быль |
Год написания | 1945 |
Главные герои
- Настя Весёлкина — девочка 12 лет, очень рассудительная, заботливая и рачительная, прозвана «Золотой Курочкой»
- Митраша Весёлкин — брат Насти, младше ее на два года. Самоуверенный, решительный, талантливый мальчик. Односельчане называют его «Мужичок в мешочке»
- Травка — собака скончавшегося старика Антипыча, спасает детей на болоте
- Серый помещик — волк, который принес немало вреда людям. Он потерял всю свою стаю, но остался опасным даже после ранения
- Рассказчик — лицо, от имени которого показана история осиротевших детей
Сюжет произведения
Неподалеку от Блудова болота стояло село. Там жили брат и сестра, Дмитрий и Анастасия Весёлкины. В войну они осиротели. Мать их скончалась от недуга, а отец погиб на фронте. Управляться с хозяйством подросткам поначалу помогали односельчане, затем дети научились сами справляться с хозяйственными делами и заботами о домашних животных.
Вскоре после того, как погибли их родители, Митраша обучился бондарному делу и изготовлению деревянной посуды. За помощью к нему идут хозяйки всего села, и мальчик никому не отказывает в помощи. Упрямый, сильный и коренастый мальчишка был невысокого роста. За все эти качества его прозвали «Мужичок в мешочке».
Дети жили дружно, только иногда они спорили по мелочам. Часто это случалось, когда Митраша вспоминал, как отец поучал мать. Он тоже пытался давать наставления сестре, но она лишь молчаливо улыбалась в ответ. После этого Настя успокаивала брата добрым словом и призывом к общему делу.
Однажды брат с сестрой собрались за клюквой. Путь предстоял неблизкий и опасный через Блудово болото. Сначала ребята шли вместе по компасу Митраши, а потом заспорили, куда идти дальше. Мальчик предлагал идти на север, где есть полянка с множеством ягод, как рассказывал ему отец. Сестра ответила ему, что идти через Слепую елань — значит, погибнуть. Так ребята поспорили и разошлись в разные стороны у Лежачего камня.
Митраша отправляется неизвестной тропинкой на север и вскоре начинает тонуть в болоте. Мальчик зовет на помощь сестру, но она его не слышит.
Настя идет проторенной дорожкой и собирает много ягод. Когда она вспоминает о брате, Настя зовет его, но тот не отзывается на ее призыв.
В это время бездомная собака Травка, которая живет в лесу, охотится на зайца. Она оказывается рядом с болотом и замечает тонущего мальчика. Она подползает к Митраше. Мальчик хватает ее за лапы и выбирается из топи. У болота их подкарауливает волк. Митраша стреляет в него из отцовского ружья, которое взял с собой перед выходом из дома. Настя бежит на звук выстрела.
Вместе ребята возвращаются домой вместе с Травкой. Митраше никто не верит, что он застрелил волка по прозвищю Старый помещик. Настя чувствует себя виноватой за свою жадность и споры с братом. Она уносит собранные ягоды больным детям, эвакуированным из Ленинграда.
Источник
Кладовая солнца — краткое содержание для читательского дневника рассказа Пришвина
Название произведения: Кладовая солнца
Автор: Михаил Пришвин
Год написания: 1945
Жанр произведения: сказка-быль
Главные герои: Настя Веселкина — 12-ти летняя девочка, Митраша Веселкин — 10-ти летний мальчик, брат Насти, Травка — большая собака, Волк — серый помещик.
Краткое содержание рассказа «Кладовая солнца» для читательского дневника помогает увидеть жажду жизни у детей и окунает в мир, где вместе с реальностью помещается сказка.
Сюжет
Настя и Митраша стали сиротами. Их мама умерла от болезни, а папа погиб под пулями на войне. Дети остались сами жить в родительском доме. Сразу вести хозяйство помогали соседи, но со временем они стали все делать сами. Однажды Веселкины пошли собирать клюкву. Действие происходит в конце апреля. Когда дети дошли к «Лежачему камню» им нужно было выбрать тропинку, по которой продолжать путь. Единое решение так и не было принято. Настя пошла по обычной тропе, а Митраша по «слабенькой». Путь мальчика завел в трясину. Спасла ему жизнь собака Травка, которая тосковала по умершему хозяину. Теперь она обрела нового друга. Митраша убил ружьем волка, который делал много вреда. Все собранные ягоды Настя отдала эвакуированным детям из Ленинграда.
Вывод (мое мнение)
Рассказ побуждает сотрудничать и любить все вокруг. Не отчаиваться, когда в жизни большие трудности. Самонадеянность и жадность показаны в негативном свете. Осознав свои ошибки нужно идти дальше. Пройдя через испытания дети приобрели зрелые качества, например Настя была готова позаботиться о детях войны. «Кладовые солнца» — это не только места добычи торфа, но и сами дети и окружающая природа. Важно уметь их видеть.
Источник
Какой жанр произведения «Кладовая солнца» М.М. Пришвина
Само название книги автоматически заставляет задуматься читателя о том, в каком жанре написано произведение. Увлекательный жанр «сказка-быль» позволяет автору самым невероятным образом переплетать на страницах книги реальные и сказочные события.
В своем произведении автор показывает наш детей, которые в силу обстоятельств вынуждены жить взрослой жизнью. С восхищением Пришвин описывает какой мастер Митраша, какая Настя юная хозяюшка. При этом главные герои все-таки остаются детьми, поэтому им никак не избежать постоянных ссор, когда Митраша пытается доказать, что он мужчина, значит, он хозяин в этом доме. Автор с трепетом и любовью описывает отношения между братом и сестрой, он видит между ними истинную любовь и «такое прекрасное равенство».
Переплетение сказки и были
«Кладовая солнца» — сказка-быль, переплетающая в себе легенду и реальность. Прочитав название произведения, мы сразу же переносимся в мир сказки, наполненный волшебством. Но при этом мы понимаем, что все описанные автором события реальны, ведь Пришвин точно указывает место и время, когда происходят описанные им события. В сказках же обычно говорится «давным-давно, в тридевятом царстве, тридесятом государстве». К тому же повествование ведется от первого лица — историю рассказывает человек, который живет с детьми по соседству.
Каждая сказка описывает события, когда героям предстоит сражение с силами зла, например,с Кощеем Бессмертным или другой подобной нечистью. Так и брат с сестрой оказываются в ситуации, когда они должны противостоять трудностям, понимая, что зачастую им приходится бороться с самими собой.
А как автор описывает пейзаж возле камня, где ребята присели для того, чтобы отдохнуть — он описывает две тропы. оказавшиеся перед детьми. Одну хорошую и плотную, идущую направо; другую — хлипкую и слабую, уводящую вперед. Этот прием тоже напоминает сказку: перед ее героями зачастую встает нелегкий выбор, от которого зависит их дальнейшая жизнь.
Источник
«Кладовая солнца» читательский дневник
«Кладовая солнца» – поучительный рассказ о взаимоотношениях брата и сестры, в котором показано, насколько важно слышать друг друга и идти на компромиссы.
Краткое содержание «Кладовая солнца» для читательского дневника
Название: Кладовая солнца
Число страниц: 21. Пришвин М. М. «Кладовая солнца». Издательство «Стрекоза пресс». 2004 год
Жанр: Сказка-быль
Год написания: 1945 год
Главные герои
Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.
Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
В небольшом селе возле Блудова болота жили брат с сестрой – Митраша и Настя. Они были круглыми сиротами: мать недавно умерла от болезни, а отец погиб на войне. Поначалу им помогало все село, но очень быстро дети стали очень самостоятельными и научились своими силами управляться с хозяйством.
Однажды Настя и Митраша решили отправиться к Блудову болоту собирать клюкву. В лесу они принялись спорить о том, как дорогой идти. В результате каждый из них пошел своей тропинкой. Митраша, решив сократить путь, пошел по неизвестной дороге, и вскоре угодил в болотные топи и начал тонуть. Он звал на помощь Настю, но та его не слышала, увлеченно собирая клюкву. Когда же Настя, наконец, вспомнила о брате, она принялась звать его, но брат не откликался.
Тем временем бездомная собака Травка, жившая в лесу, принялась охотиться на зайца. Оказавшись возле болота, она увидела мальчика, и стала медленно подползать к нему. Митраша схватился за собаку и благополучно выбрался из болота. В это время у болота показался волк. Мальчик не оробел, и выстрелил в волка из ружья. Настя, услышав выстрел, побежала в эту сторону и отыскала брата. Взяв с собой Травку, Настя и Митраша вернулась в село, где их встречали, как героев. Однако никто не верил, что десятилетний мальчик мог убить старого матерого волка. Настя чувствовала виноватой в том, что произошло. Всю собранную клюкву она отнесла больным детям из Ленинграда.
План пересказа
- Сиротки Настя и Митраша.
- Поход за клюквой.
- Ссора.
- Митраша попадает в топи.
- Травка приходит на помощь.
- Встреча с волком.
- Митраша убивает волка.
- Возвращение домой.
Главная мысль
Родным людям никогда нельзя забывать о любви и согласии.
Чему учит
Рассказ учит отвечать за свои поступки, доверять близким людям, любить животных и природу. Учит тому, что жадность и гордость – не лучший выбор в отношениях между любящими людьми.
Отзыв
В произведении очень гармонично переплетена реальная жизнь со сказкой. Деревья и травы выступают как живые существа, а животные и птицы поступают очень разумно.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Кладовая солнца.
Пословицы
- Где согласие и лад – там дело клад.
- Есть согласие, есть и счастье.
- Что одному трудно, то сообща легко
Что понравилось
Понравилось, что Митраша и Настя, хоть и совершили ошибки, но смогли их признать и раскаяться в них. Они поняли, насколько важно действовать сообща и никогда не бросать друг друга в беде.
Источник