Особенности жанра сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
А «Кладовую солнца» будут читать как новое и через сто лет.
«Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр – сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка – это нечто нереальное, фантастическое, а быль – то, что было на самом деле.
Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?
В «Кладовой солнца» автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения – двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван «мужичком в мешочке». Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.
Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки («Не знавши броду, не лезьте в воду»). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.
Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую– то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван «чудесной вещью».
В «Кладовой солнца» присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.
Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность – Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.
Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух «золотой», волк «серый и злой», болото Слепая елань – «погибельное место». А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.
Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту.
Источник
Жанр сказки были кладовая солнца
Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
А «Кладовую солнца» будут читать как новое и через сто лет.
М. М. Пришвин
«Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр — сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка — это нечто нереальное, фантастическое, а быль — то, что было на самом деле.
Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?
В «Кладовой солнца» автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения — двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван «мужичком в мешочке». Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.
Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки («Не знавши броду, не лезьте в воду»). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.
Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую-то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван «чудесной вещью».
В «Кладовой солнца» присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.
Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность — Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.
Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух «золотой», волк «серый и злой», болото Слепая елань — «погибельное место». А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.
Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту, впитавшему в себя представления о добре и зле.
Источник
Презентация к уроку литературы «Особенности жанра сказки — были в «Кладовой солнца» М. Пришвина»
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца». На уроке учащиеся должны выяснить, каковы особенности сказки-были как жанра и почему «Кладовую солнца» можно отнести к этому жанру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Особенности жанра сказки — были в «Кладовой солнца» М. Пришвина» | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности жанра сказки-были в «Кладовой солнца» М.М. Пришвина Выполнила: Сухинина Л.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара
Что такое сказка и что такое быль? БЫЛЬ – это… СКАЗКА – это…
Что такое сказка и что такое быль? Быль — это то, что было в действительности. Сказка — это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. ( Из словаря С. П. Белокуровой )
Жанровые признаки произведений Признаки жанра Сказка Быль «Кладовая солнца» 1. Время действия 2. Место действия 3. События, которые лежат в основе произведения. 4. Герои 5. Какие это герои? 6. Рассказчик — свидетель событий? 7. Финал произведения
Жанровые признаки произведений Признаки жанра Сказка Быль «Кладовая солнца» 1. Время действия В далёкие времена В конкретное время Во время Великой Отечественной войны. 2. Место действия В тридевятом царстве В конкретном реальном месте «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского …» 3. События, которые лежат в основе произведения. Фантастические Реальные Те, которые происходили на самом деле 4. Герои Люди, животные, сказочные персонажи Люди, животные Настя и Митраша , брат и сестра 5. Какие это герои? Положительные и отрицательные герои Обычные люди со своими достоинствами и недостатками Это обычные дети. 6. Рассказчик — свидетель событий? Нет Да Рассказчик жил рядом с детьми, хорошо их знал 7. Финал произведения Добро побеждает зло Финал разный, но всегда происходит осмысление героем своих поступков Дети осознали свои ошибки и сделали правильные выводы.
Быль или сказка? ( вывод по таблице ) Жизнь Насти и Митраши – это БЫЛЬ . ?
История сосны и ели Сросшиеся деревья Есть ли в этом эпизоде сказочные элементы? Зачем писатель вставляет этот эпизод в повествование о брате и сестре?
Сказочные образы в произведении Ели-старушки (худ. Светличная О.Г. «Старая ель») Серый помещик Как связаны поведение птиц, животных и поведение детей?
Эпизод с лосем Что сказочного в этом эпизоде? Что реального?
Правда антипыча Какую правду завещал Антипыч Травке? Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь. А в основе произведения– борьба добра и зла.
Жанр «Кладовой солнца» «Кладовая солнца» – это сказка-быль, потому что соединяет в себе реальные события и сказочные элементы .
Спасибо за урок!
Использованные материалы из интернета: http://www.literaturus.ru/2015/11/illjustracii-rasskaz-Kladovaja-solnca-Prishvin.html http://www.litfund.ru/auction/128/141/ https://ruslit.traumlibrary.net/book/prishvin-kladovaya/prishvin-kladovaya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс.
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч.
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста.
Тема урока «Главные герои сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца. Митраша и Настя».
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Конспект урока по сказке — были «Кладовая солнца».
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Источник
Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Просмотр содержимого документа
«Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».»
Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
«Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр — сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка — это нечто нереальное, фантастическое, а быль — то, что было на самом деле.
Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?
В «Кладовой солнца» автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения — двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван «мужичком в мешочке». Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.
Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки («Не знавши броду, не лезьте в воду»). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.
Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую-то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван «чудесной вещью».
В «Кладовой солнца» присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.
Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность — Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.
Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух «золотой», волк «серый и злой», болото Слепая елань — «погибельное место». А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.
Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту, впитавшему в себя представления о добре и зле.
Источник
Какой жанр произведения «Кладовая солнца» М.М. Пришвина
Само название книги автоматически заставляет задуматься читателя о том, в каком жанре написано произведение. Увлекательный жанр «сказка-быль» позволяет автору самым невероятным образом переплетать на страницах книги реальные и сказочные события.
В своем произведении автор показывает наш детей, которые в силу обстоятельств вынуждены жить взрослой жизнью. С восхищением Пришвин описывает какой мастер Митраша, какая Настя юная хозяюшка. При этом главные герои все-таки остаются детьми, поэтому им никак не избежать постоянных ссор, когда Митраша пытается доказать, что он мужчина, значит, он хозяин в этом доме. Автор с трепетом и любовью описывает отношения между братом и сестрой, он видит между ними истинную любовь и «такое прекрасное равенство».
Переплетение сказки и были
«Кладовая солнца» — сказка-быль, переплетающая в себе легенду и реальность. Прочитав название произведения, мы сразу же переносимся в мир сказки, наполненный волшебством. Но при этом мы понимаем, что все описанные автором события реальны, ведь Пришвин точно указывает место и время, когда происходят описанные им события. В сказках же обычно говорится «давным-давно, в тридевятом царстве, тридесятом государстве». К тому же повествование ведется от первого лица — историю рассказывает человек, который живет с детьми по соседству.
Каждая сказка описывает события, когда героям предстоит сражение с силами зла, например,с Кощеем Бессмертным или другой подобной нечистью. Так и брат с сестрой оказываются в ситуации, когда они должны противостоять трудностям, понимая, что зачастую им приходится бороться с самими собой.
А как автор описывает пейзаж возле камня, где ребята присели для того, чтобы отдохнуть — он описывает две тропы. оказавшиеся перед детьми. Одну хорошую и плотную, идущую направо; другую — хлипкую и слабую, уводящую вперед. Этот прием тоже напоминает сказку: перед ее героями зачастую встает нелегкий выбор, от которого зависит их дальнейшая жизнь.
Источник